В славской глубинке за коммунальное хозяйство взялась частная фирма

Бочка – символ перестройки

То, что происходит в поселке Гастеллово, можно назвать подзабытым словом «перестройка». С августа прошлого года здесь нет муниципальной службы ЖКХ, а на ее месте работает частная фирма. Как гастелловцы дошли до жизни такой?

- Коммунальное хозяйство в поселках пребывает в таком состоянии, что не искать новых вариантов решения проблем уже просто нельзя было, - считает заместитель главы Славского городского округа Владимир Туркин. – Денег нет, жилой фонд ветшает, коммуникации дышат на ладан, а прежняя структура отдачи не дает. Вот и решились на эксперимент – передать ЖКХ в частные руки.

Частная фирма в коммунальном хозяйстве – дело в общем-то не новое. Для города. Но село… Надо его знать, здесь и уклад другой, и люди хоть и терпеливые, но совсем не богатые. К тому же на селе найти человека, который бы возглавил такую структуру, сложнее сложного. Почти весь сколько-нибудь дееспособный народ давно отправиля в города. Мало кто на месте остался. Помог случай.

Живет в Гастеллово Александр Кудлаенко. Его тут все хорошо знают – работал управляющим отделением местного хозяйства до его развала. А потом подался в фермеры, занимается овощами и не бедствует. И вот прошлой весной решил Кудлаенко хорошее дело для родного поселка сделать – очистить его от мусора. С чего вдруг? Как теперь сам вспоминает, стыдно было перед клиентами, которые к нему за товаром ехали со всей области и удивлялись сельскому запустению. Техника у фермера имеется, рабочие руки – тоже.

- За месяц 114 прицепов с мусором из поселка вывезли, - не без гордости называет прочно застрявшее в памяти число Александр Васильевич. – Еще бы, ведь 23 года поселок не чистили. Инициатива не осталась незамеченной местным начальством. Глава округа Александр Гвозденко тогда и предложил любителю чистых дворов и улиц взяться за их уборку профессионально. Ну и, понятно, другие обязанности по ЖКХ тоже выполнять. Кудлаенко согласился, как он теперь говорит, неожиданно для самого себя. Но если здраво взглянуть на ситуацию, то никто другой и не потянул бы этот воз. Ведь у муниципальной коммунальной конторы к тому времени не было ни техники, ни материалов, а были ветхий (почти на 100 процентов изношенный) жилой фонд да долги населения по коммуналке на 400 с лишним тысяч рублей. А у Кудлаенко как-никак своя действующая структура, трактор, машина, а главное - люди, которые (так на селе повелось) имеют несколько профессий.

Начали в поселке с поддержания чистоты. Мусор-то вывезли, но он имеет особенность накапливаться каждый день. Закупили списанные бочки, обозначили их как мусорные баки и расставили через два двора на третий.

- Не очень красиво, зато недорого и эффективно, - показывает свое добро Кудлаенко, пока мы обходим гастелловские улицы. – Хорошо бы, конечно, поставить специальные емкости. Но контейнеры рассчитаны килограммов на 300-500 каждый, без специальной техники их не поднять. У нас такой машины нет, поэтому…

И директор ЖКХ демонстрирует, как обходятся с бочками для бытовых отходов его работники:

- Берешь и разгружаешь.

Конечно, такой «пупковый» метод смотрится диковато.

- А что делать, если бедность заедает. О спецтехнике пока только мечтать можем. Но мечтаем!


Не баня – сказка!

О чем мечтают земляки, Кудлаенко знает доподлинно. Ведь информацию получает из первых рук.

- У нас не город, - философски замечает Александр Васильевич, - за железной дверью или в кабинете от людей не спрячешься, если что не так сделаешь, тебя соседи и с постели поднимут и все скажут. Поэтому и делать надо на совесть.

А как делать, если у муниципалитета денег – кот наплакал, а только за счет коммунальных платежей не прожить, да хоть бы все платили в срок!.. Приходится судиться: 15 дел в суд отправили, по четырнадцати тяжбу выиграли. Теперь готовят положить на стол мировому судье вторую такую папку. Ведь 3-5 тысяч рублей задолженности квартиросъемщика - здесь дело обычное.

Но частник - на то он и частник, чтобы выход из трудного положения мог найти.

- Мы выживаем за счет оказания дополнительных услуг населению, - раскрывает свои небольшие секреты Александр Васильевич. – За фирмой закреплены около десятка поселков. Но спрос на нашу работу есть и в других населенных пунктах, которые, кстати, находятся в ведении иных коммунальных служб. Но мы находим и там работу, заключаем договоры. Так и зарабатываем дополнительные средства, которые и вкладываем в свои коммунальные объекты. Вот банный комплекс на дополнительно заработанные деньги заканчиваем строить в Гастеллово. Пятнадцать лет поселок без бани жил, ее развалили вместе с совхозом. Обидно, конечно, но что теперь жалеть... Это будет не баня, а сказка! С хорошим парком, массажным кабинетом, солярием. Не хуже, чем в городе, из Славска и Советска к нам поедут, обещаю.

Мы обошли объект, всюду шла работа.

- Через пару месяцев заезжайте с веничком, - пригласил один из строителей.


Тридцать лет – один ответ

Почти три десятка лет живет в своем доме № 72 по улице Центральной пенсионерка Анна Ивановна Назарова, а ремонтную бригаду у себя во дворе увидела впервые.

- Кого только я ни просила помочь починить крышу, - жаловалась корреспонденту «Калининградской правды» бабушка Аня, - а все отвечали: «Будут деньги – починим!»

Так и чинили… А теперь, похоже, всерьез взялись, и крышу чинят, и весь ремонт ведут.

Анне Ивановне повезло, ей, как ветерану, приводить в порядок квартиру начали в первую очередь, но еще сотни домов ждут ремонта. Жилой фонд в окрестных поселках ветшал десятилетиями, а денег на его поддержание в нормальном состоянии все не находили.

- Да и сейчас их не будет, пока население не станет полностью оплачивать коммунальные услуги, - убежден Кудлаенко. – Тарифы надо устанавливать реальные, тогда и за услуги можно будет спросить. Мы пока не поднимали тарифы, но уже сводить концы с концами не получается. А поднять цены придется, ведь стоимость топлива, электроэнергии, сопутствующих материалов растет. Мы не можем не учитывать этого.


Кадры решают всё

Гастеллово – поселок не мелкий – около тысячи жителей. Но вот электрические лампочки на его улицах погасли лет двадцать назад, а зажглись в канун 2008 года. И это – дело новой коммунальной фирмы. А еще впервые за несколько лет вывезли мусор из Заповедного и оснастили тамошние дворы бочками. Отремонтировали в Гастеллово дорогу, на которой разбивали свои машины все, кто проезжал через поселок. Ждут своей очереди и другие села. И надо бы поторапливаться, но силенок не хватает: слишком хозяйство запущенно, а техника и старая, и мало ее. Купили в кредит видавший виды экскаватор (в дополнение к тому, что директор привел со своего двора), а нужна позарез ассенизационная машина, «вышка», чтобы крыши сподручнее было перекрывать. Это – самое необходимое.

- Но главное, у нас коллектив замечательный, - отвлекается от грустных мыслей о слабой технической вооруженности фирмы Кудлаенко. – Когда начинали, я народ собрал и предупредил, что зарплаты на первых порах будут маленькие – не больше двух с половиной тысяч. Для кормильца семьи это почти ничто. Но есть возможность искать подряды, работать и зарабатывать. Поначалу, когда экскаватора не было, даже траншеи рыли вручную. И люди не жаловались, понимали, что иначе не получится. Потом стало полегче. Теперь люди у нас зарабатывают по восемь - десять тысяч. Немного по городским меркам, но для села неплохо. А больше и не получается, заказчики наши – тоже народ небогатый.

Когда прощались, позвонили из соседнего территориального отдела. Военный пенсионер просил помочь с ремонтом дома.

- Почему звонят вам, разве там нет своего ЖКХ? – интересуюсь у Кудлаенко.

- Есть-то оно есть, но как бы его и нет, – развел руками мой собеседник. - Вот в чем различие между частной фирмой и муниципальной. Мы на окладах не сидим – что заработаем, то и получим. Так что поедем помогать. Деньги нужны, нам еще столько крыш перекрыть надо своим пенсионерам!..

Николай ДМИТРИЕВ

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Калининградская Правда

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.