Край, забытый властью и законом

В этом году калининградские рыбаки так и не смогли выйти на законный лов леща, судака и корюшки. Зимняя и весенняя путины на Калининградском и Куршском заливах были сорваны в связи с отсутствием квот. Впрочем, как горько шутят рыбаки, остальные жители региона нисколько не пострадали: браконьеры, расплодившиеся в области, квот себе не просили, так что рынки были рыбой завалены.

Поляки на соседнем Вислинском заливе ловят рыбу круглый год без каких-либо ограничений и выделения квот. В отличие от калининградских коллег они не знают так называемых сезонов тишины и запретов. Российским рыбакам остается ждать, когда правительство все-таки вспомнит о них, решит проблему квот и совместно с поляками выработает единые правила рыболовства.

Это только самые больные из многих проблем прибрежных районов региона. Изучением положения дел на акваториях области занималась экспедиция «Балтийская Русь–2005». Вместе с пограничниками, сотрудниками МЧС, специалистами по рыбоводству и экологами в ней принял участие корреспондент «НГ».



Пиратам квоты не нужны



Борьба с браконьерами особого результата не приносит. Для этого нужны как минимум современные быстроходные суда, но их нет. Вернее, есть, но воспользоваться ими невозможно.

Дело в том, что постановлением правительства РФ от 8 декабря прошлого года Министерству сельского хозяйства, Минфину, Минэкономразвития и торговли предписывалось до 1 июня с.г. провести инвентаризацию высвобождаемого из Федерального агентства по рыболовству имущества в ведение Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор). Почти во всех регионах это постановление выполнено, но не в Калининградской области.

«Идет дележ имущества, и пока быстроходные катера «Ястреб» и «Молния», автотранспорт и самые лучшие производственные помещения рыбинспекции на наш баланс не переданы, – заявил корреспонденту «НГ» заместитель начальника Калининградского управления Россельхознадзора Юрий Маслов. – Но мы не можем работать на водоемах области без быстроходных катеров. Пешком, что ли, ловить браконьеров? Федеральное агентство по рыболовству затягивает передачу имущества и тем самым, по сути, способствует промыслу рыбных пиратов».

Членам экспедиции в отличие от рыбинспекторов повезло больше. Одна из фирм Калининграда предоставила катер на воздушной подушке «Марс-700». Фирма закупила два таких катера накануне празднования 750-летия Кенигсберга-Калининграда. Планировалось даже, что на одном из них прокатится в дни празднования юбилея Владимир Путин, но, как говорится, не сложилось.

В ходе нашей экспедиции «Марс» летал по заливу как «Жигули» по шоссе. Это чудо техники двигается как по воде, так и по суше со скоростью до 30 узлов (около 55 км в час). Можно представить, как завидовал капитану «Марса-700» Геннадию Перепечину старший рыбинспектор Николай Пискунов, отправившийся в составе экспедиции на охоту за браконьерами. Двое таких горе-рыбаков, когда увидели подлетающий к ним «Марс», даже не успели спрятать снасти. Только спросили: «Что, у рыбинспекции появились катера на воздушной подушке?»

А рыбинспектор Евгений Казаков, который при нас задержал в районе мыса Берегового браконьера на моторке «Прогресс», рассказал, что ему для того, чтобы выйти в рейд, пришлось одолжить катер у соседа – за три бутылки водки. Кстати, горючее для движка – тоже за свой счет.



Из летчиков – в кладоискатели



На другом конце Балтийской косы, где расположен поселок Коса, поражает разруха на заброшенной гидрогавани. Раньше здесь базировались самолеты-амфибии Балтийского флота. Как утверждает вице-губернатор Калининградской области Игорь Краснянский, в будущем в этой гидрогавани должен разместиться яхтенный портовый комплекс с международным пограничным пунктом пропуска для зарубежных и российских туристов, следующих на маломерных прогулочных судах через Калининградский залив в польские Фромборк и Эльблонг. Вопрос этот не первый год обсуждается на переговорах российско-польского совета.

Ученые из калининградского Атлантического НИИ рыбного хозяйства и океанографии (АтлантНИРО) не приветствуют планы развития судоходства в этой акватории. Они убеждены, что развитие судоходства на водоеме высшей рыбной категории, которым является Калининградский залив, нанесет непоправимый ущерб флоре и фауне Балтийской косы.

Пока идет этот спор, разорение базы продолжается. Участников экспедиции встретил в гидрогавани помощник мэра Балтийского городского округа Валерий Иванов. Он посетовал, что военные разбазаривают бетонные плиты с брошенного аэродрома, перевозят их на паром и переправляют на материк в Балтийск и дальше в Калининград. Впрочем, это корреспондент «НГ» мог наблюдать самолично: на заброшенной взлетно-посадочной полосе стоял автокран с военными номерами, с помощью которого разбирались и складировались плиты.

«Когда-то с этой полосы поднимались в небо «летающие лодки» Б-12, – заметил подвезший меня к бывшему аэродрому местный житель Владимир Курлов. – Интересно, кто разрешил растаскивать имущество Минобороны? Всего здесь около 6000 плит. Прекрасный строительный материал для подъездных путей на фермы и дачи. Я прослужил в гарнизоне 23 года, но мне, жителю Балтийской косы, эти плиты использовать для строительства гаража нельзя. А вот моим бывшим начальникам можно все».

После распада Советского Союза базировавшуюся здесь воинскую часть сократили. Люди, живущие в поселке Коса, лишились рабочих мест. Сейчас в нем проживает около тысячи человек. «Мы – летчики и авиатехники – переквалифицировались: кто в челноки, кто в кладоискатели, благо, тут хватает «добра» времен Великой Отечественной, брошенного отступающими немцами, – рассказывает Курлов. – Но большинство жителей стало рыбаками – легальными и нелегальными. Весь поселок разграблен и выглядит словно после бомбежки. Живем, как на диком острове, – ни детского сада, ни поликлиники, ни медпункта, ни горячей воды. Часто в зимнюю непогоду остаемся без электричества. Народ одичал. Одно удовольствие – выходить на рыбалку».



Здесь сидел Путин



Конечно, не повсюду на берегах залива царит разруха. Есть и настоящие «оазисы цивилизации». На ночлег мы остановились в Валетниках на базе отдыха Федерального государственного учреждения «Запбалтрыбвод». В огромном трехэтажном доме кроме жилых комнат есть бильярдная, сауна с бассейном, гараж.

С этой базой отдыха государственного предприятия могут успешно соперничать расположенные в заповедной зоне многочисленные частные дворцы, незаконно перестроенные из бывших объектов госсобственности. Об этом свидетельствуют документы неоднократных проверок Генеральной и Калининградской областной прокуратур. Старший инспектор по охране территории Государственного национального парка «Куршская коса» Владимир Курочка утверждает, что большинство этих шикарных «фазенд» сначала оформлялись как гостевые дома, а затем были переоформлены на частных владельцев: депутатов Государственной и Калининградской областной Думы, бывших вице-губернаторов, руководителей крупных предприятий. Многие считают престижным иметь недвижимость, например, в поселке Лесное – в непосредственной близости к базе отдыха «Балтийские пески», где во время своих рабочих поездок в Калининградскую область останавливается президент РФ.

Для высокопоставленных гостей, наведывающихся ради отдыха на Куршскую косу, стало модным полакомиться угрем в ресторане «Твин Пикс», построенном не без участия бывшего губернатора области Виктора Горбенко. Хозяева ресторана гордятся, что к ним отведать ухи заезжали Владимир Путин, Валентина Матвиенко, Дмитрий Рогозин. Стулья, за которыми они сидели в ресторане, названы их фамилиями и пользуются огромной популярность среди туристов.

«Только вот жаль, – посетовал в разговоре с корреспондентом «НГ» председатель рыболовецкого колхоза «Труженик моря» Игорь Яковлев, – что наши политики не замечают, в каких домах-трущобах по соседству живут простые жители косы. Постепенно федеральная земля на косе незаконно прибирается местными олигархами».



Жила золотая, но бесполезная



Заповедные места на берегах залива страдают не только от незаконной застройки. «Некоторые богатые отдыхающие прибывают на косу порыбачить на необычной для этих мест технике, ширококолесных вездеходах-квадроциклах канадского и американского производства – «бомбардирах», как их прозвали, – говорит инспектор Владимир Курочка. – Многих мы штрафуем за то, что они ездят по песчаным дюнам и наносят непоправимый ущерб природе. Но не можем изъять эти «бомбардиры», так как учету и регистрации в российских органах ГИБДД они не подлежат. А не пропускать через КПП эту технику мы не имеем юридического права».

Соседи – поляки и литовцы – с удивлением смотрят на то, что происходит на российской земле. Часть населенных пунктов на косе не имеют даже своей, «отечественной» электроэнергии: поселки Рыбачий, Морское и часть Лесного получают электричество от литовских источников. По мнению заместителя генерального директора Национального парка Александра Горбачева, предприятию «Янтарьэнерго» давно пора строить свою линию электропередачи на косе и не зависеть от литовцев. Разговоры об этом ведутся много лет. Но пока без толку.

Российский берег красивейшего озера Выштинец выглядит диким и заброшенным. На базах отдыха царит полное отсутствие цивилизации и запустение. После недавно прошедшего над областью урагана на нашем берегу нет света и воды. А на литовской стороне – десятки кемпингов, домов отдыха с природным газом и светом, хорошие подъездные дороги. Весной, летом и осенью литовцы проводят здесь соревнования яхтсменов, приглашая в гости россиян, поляков, латышей и эстонцев.

Прибалты, приезжая к нам в гости, поражаются отсутствию современных причалов и домов отдыха VIP-класса. Действительно, здесь можно было бы открыть международные пограничные пункты пропуска для туристов и яхтсменов, устраивать парусные регаты и, кстати, продавать заезжим туристам рыбные деликатесы: ряпушку, угря местного вылова. Так поступают поляки в Вармино-Мазурском воеводстве. Но для этого они зарыбляют мальками угря впадающие в Выштинец с польской стороны водоемы.

«А у нас на Виштинце, – сетует рыбак Александр Шипунов, – зарыблением никто не занимается. Нет денег. Соседи говорят: «Россияне сидят на золотой жиле, не разрабатывая ее».
Источник: Независимая газета

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.