У автобусных перевозчиков, обслуживающих маршруты региона, наконец появился новый "куратор"

Известие о том, что пустовавшее в течение нескольких последних месяцев управленческое кресло занял их коллега, взбудоражило областных автобусных перевозчиков. Кое-кто из тех, кто ранее пребывал в опале, принялся потирать руки в надежде на неожиданно возникший «административный ресурс». А некоторые приближенные к былому первому лицу, наоборот, повесили головы в ожидании неминуемых репрессий. Насколько оправданы опасения одних и надежды других? Обозреватель «Калининградской правды» Андрей Горбунов попытался выяснить это в беседе с новым руководителем департамента развития транспортного комплекса областного правительства Владимиром ГРЕНЦОМ.

-Владимир Константинович, что вас, удачливого предпринимателя, привело на работу в правительство – желание сделать карьеру госслужащего или, скажем, трудности в бизнесе?

-Ни то ни другое. Просто хочу попытаться вывести на новый, более высокий уровень всю систему областных пассажирских перевозок. Её приоритетами станут качественное обслуживание пассажиров, современные комфортабельные автобусы, продуманная сеть маршрутов и внятные критерии конкурсного отбора тех перевозчиков, которые получат право их обслуживать. Хочется, чтобы следующий конкурс, который предполагается провести примерно через два года, прошел без брака. Поэтому мы уже сейчас начинаем разрабатывать новые правила его игры. Подчеркиваю, они будут абсолютно прозрачными. Думается, никто не сможет аргументированно упрекнуть наш департамент в том, что эти правила, придуманы «под» определенных конкурсантов.

Теперь каждый конкурсный отбор будет проводиться лишь с учетом объективных экономических показателей фирм-претендентов на маршруты. Например, таких, как их налоговая отдача и уровень зарплаты персонала. Кроме того, мы в обязательном порядке начнем учитывать и наличие бизнес-планов (между прочим, у абсолютного большинства наших перевозчиков их сейчас нет), включающих в себя такой немаловажный аспект, как график обновления подвижного состава. Замечу, это не попытка, что называется, влезть в хозяйственную деятельность предпринимателей, просто хочется научить наших транспортников цивилизованно работать. Ведь не за горами время, когда без новой и вместе с тем надежной техники на областном рынке пассажирских перевозок нельзя будет удержаться.

Что же касается компании, которую я создал и возглавлял, то она продолжит динамично развиваться под руководством подготовленных мной менеджеров.

-На последнем конкурсе осталось невостребованным сорок одно нерентабельное направление. Как предполагаете решить эту проблему?

-Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу о том, что примерно десять маршрутов из сорока одного можно закрыть без ущерба для населения, поскольку они являются дублирующими. Еще десяток направлений должны будут поменять статус с областного на муниципальный. Конечно, муниципальные образования едва ли с радостью согласятся тянуть маршрутный воз. Но другого выхода нет. Ведь если маршрут, допустим, проходит только по территории Зеленоградского района, то он, по логике вещей, не должен находиться в ведении области. Или возьмем, к примеру, обширный Нестеровский район, где нет ни одного муниципального автобуса. Там работает автоколонна, дислоцирующаяся в Гусеве. Ежедневно ни свет, ни заря автобусы оттуда порожняком идут в Нестеров – отправную точку маршрутов. Разве это нормально с экономической точки зрения?

В конечном итоге останется около двадцати социально значимых линий. Что с ними делать? Полагаю, данные маршруты мы сможем пристроить только в том случае, если «прицепим» их к трем выгодным направлениям, которые, к счастью, имеются в нашем распоряжении...

-Выходит, «за подкладку» конкурсного «пиджака» завалились несколько рентабельных маршрутов?

-Да, это так. Они действительно не были выставлены на конкурс и вместе с тем их не исключили из маршрутной сети. Надеюсь, что месяца через два каждый из этих маршрутов будет разыгран. Причем не сам по себе, а с солидной нагрузкой. А на период до конкурсного мероприятия мы предложим перевозчикам, которые согласны на такие «нагрузочные» условия, заключить с нами временный договор на транспортное обслуживание.

-Но ведь это же несправедливо: когда одним – только вкусные вершки, а другим – и то и другое...

-Согласен. Но иного выхода у нас, к сожалению, нет. Хочу подчеркнуть, что «одномаршрутных» лотов больше вообще не будет. Мы возвращаемся к прежней и вполне разумной, на мой взгляд, аукционной схеме, когда все лоты состояли из рентабельного маршрута и нескольких убыточных. Только она, я убежден, позволит добиться того, чтобы и пассажиры не страдали, и все перевозчики были «в плюсе».

-Как стало известно, в отставку подал директор ГУП «Автовокзал» Олег Ошавский. Каких подвижек ожидаете от его сменщика?

-Надеюсь, что с приходом нового руководителя уйдет в прошлое напряженность в отношениях между «Автовокзалом» и перевозчиками. Их возмущение, в частности, вызывали разные расценки за одни и те же услуги госпредприятия. Условно говоря, с одной фирмы за заезд каждого ее автобуса на территорию вокзала взималась плата в размере 10 тысяч рублей, с другой – в три раза больше.

В следующем году тариф «Автовокзала» будет един для всех. Он составит 12 процентов от выручки за продажу билетов. Это число мы уже согласовали с правительственной службой по госрегулированию цен и тарифов.

-Вот уже больше года, к неудовольствию пассажиров, в областном центре функционируют два международных автовокзала – государственный и принадлежащий ООО «КенигАвто»...

-По моему глубокому убеждению, областному центру достаточно одного универсального автовокзала. Поэтому мы в ближайшее время начнем переговоры с «КенигАвто» о том, чтобы все вернулось на круги своя. Уверен, в свете кадровых изменений в ГУП «Автовокзал» переговорный процесс увенчается успехом.

-Содержится ли в ваших первоочередных планах тема урегулирования маршрутных отношений между областными автоперевозчиками и их коллегами из Калининграда?

-Безусловно. Я вполне разделяю позицию городских перевозчиков, которым не нравится то, что «регионалы» останавливались чуть ли не у каждого столба на центральных проспектах и улицах Калининграда. Вместе с тем вообще убрать областные автобусы из центра едва ли возможно – пострадают жители районов. Поэтому наша первостепенная с транспортным управлением администрации Калининграда задача – определиться с необходимым минимумом остановок для каждого областного маршрута, проходящего по главным магистралям.

Когда соответствующая договоренность будет достигнута, мы со своей стороны возьмемся скрупулезно контролировать ее исполнение.

-Что ждет тех ваших подопечных, которые не выполняют взятых на себя обязательств – не выпускают на свои маршруты новенький транспорт, обеспечивший им победу на конкурсе?

-Здесь подход такой. Если в течение месяца заявленные автобусы на линии работали пусть даже несколько дней, претензий нет. В противном же случае мы потребуем в срочном порядке заметить машины на равноценные тем, которые фигурировали в конкурсной документации.

-Есть данные о том, что некоторые компании-победители только на время конкурса арендовали современные автобусы у туристических фирм, а затем, когда тот завершился, вернули собственность владельцам...

-Теперь этим конкурсантам придется срочно изыскать средства и обновить парк. Иначе их будут ждать серьезные неприятности.

-Помимо наиболее близкой вам автобусной тематики в сфере ваших должностных интересов – воздушные, железнодорожные и паромные перевозки пассажиров. В какой стадии находится, скажем, вопрос о паромном сообщении между Балтийском и примыкающей к нему косой?

-В заключительной. Могу констатировать, что в ближайшее время на конкурсе будет разыгран госзаказ на предоставление паромных услуг. Уже есть желающие поучаствовать в конкурсе, поскольку предполагается финансирование из областного бюджета.

P.S. Разделение перевозчиков на «своих» и «чужих», игнорирование маршрутных шалостей «дружественных» фирм, по меньшей мере, странные принципы конкурсного распределения линий, наконец, откровенное нежелание идти на конструктивный диалог – за эти и прочие управленческие изъяны члены Калининградского регионального автотранспортного союза на протяжении последних двух лет не раз публично критиковали «профильных» чиновников. В ответ те почти всегда предпочитали хранить молчание. Изменится ли негативная ситуация, как говорится, в корне, еще предстоит узнать. Однако лед, похоже, тронулся – Владимир Гренц заявил, что готов идти на постоянный контакт с общественным объединением транспортников.
Источник: Калининградская правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.