Трудности проезда

Все новости по теме: Калининградский транзит
С каждым годом процедура оформления упрощенных проездных документов для пассажиров, следующих в Калининград транзитом через Литовскую Республику и обратно, усложняется. С порядком оформления документов ознакомились комиссары ЕС, побывавшие накануне в Москве.

Новый порядок транзитного проезда россиян из Калининградской области через Литву в «большую» Россию и обратно вступил в действие 1 июля 2003 года. Упрощенный проездной документ оформляется в том случае, если у пассажира нет иного документа, дающего право проезда через Литву. Пропуском через границы соседней республики согласно договоренности между Россией и Литвой может стать виза, вид на временное или постоянное жительство или упрощенный транзитный документ.
В соответствии с процедурой выдачи УПД-ЖД билет продается не менее чем за 28 часов до отправления поезда всем без исключения гражданам России, имеющим заграничный паспорт или заменяющие его документы (дипломатический, служебный или паспорт моряка). При этом заводится специальная карточка с информацией о пассажире, которая включает в себя общие паспортные данные и контактный телефон. Затем эта информация в электронном виде отправляется в консульство Литвы, которое в течение 28 часов обязано дать ответ с разрешением или запретом на пересечение границы республики. В случае отказа консульства пассажир возвращает билет в кассу. Такой порядок оформления документов для транзитного проезда через территорию Литвы был подготовлен Комиссией Евросоюза при непосредственном участии гендиректора по вопросам юстиции и безопасности КЭС, начальника отдела границ и виз Яна де Кестера.
С момента вступления соглашения в силу консульство Литовской Республики выдало более миллиона проездных документов, а отказ на проезд через территорию этого государства получили 475 человек. Впрочем, если в 2004 году поездами дальнего следования в направлении Калининграда было перевезено 707 тысяч пассажиров, то за 2005 год – почти вдвое меньше. Дело в том, что не каждый россиянин имеет загранпаспорт, поэтому многие летают в Калининград самолетом.
Следующим шагом по усложнению получения упрощенных документов было постановление правительства РФ, принятое 23 июня 2003 года в рамках обязательств России перед Евросоюзом о транзите между Калининградской областью и остальной территорией РФ. Согласно постановлению, с 1 января 2006 года действие заграничного паспорта СССР с отметкой о российском гражданстве прекращается. Кроме того, с этой же даты литовской стороной были введены правила, в соответствии с которыми пассажиры поездов, следующие транзитом по территории Литвы между Калининградской областью и остальной частью России, обязаны декларировать багаж.
Литовская граница становится, таким образом, все более закрытой и непреступной для россиян. Ситуация может усложниться со следующего года, когда Литва и Польша вступят в шенгенскую зону. Впрочем, как сообщили нам в Генеральном консульстве Литовской Республики в Калининграде, несмотря на новые требования, которые будут предъявлены Литве с момента вступления в Шенген, схема упрощенного транзита останется и, скорее всего, не изменится. Калининградцы все так же будут приобретать билеты, а информация о пассажире будет отправляться в консульство Литвы, где и будет выдаваться разрешение на одноразовый проезд через территорию государства.
Что касается Польши, некоторые договоренности с западным соседом уже достигнуты. Генеральный консул Республики Польша в Калининграде Ярослав Чубиньски в интервью нашему корреспонденту заявил: «Со своей стороны мы сделаем все возможное, чтобы процедура получения виз шенгенского образца не усложнилась. Представитель Еврокомиссии в Москве подтвердил, что ЕС принял порядок выдачи виз и проследил, как выполняются общие требования». Кроме того, г-н консул надеется, что количество выдаваемых виз не сократится. Ежегодно Генконсульство Польши выдает калининградцам 170 тыс. виз.
Тем не менее, с каждым годом количество желающих ехать в Россию по железной дороге неуклонно падает. Очередное снижение транзитной активности россиян ожидается в следующем году, когда страны-соседи Калининградской области вступят в зону шенгенского соглашения. Несмотря на все попытки сохранить существующий порядок пересечения границы, после вступления в Шенген он явно изменится – и, вероятнее всего, не в лучшую для нас сторону.

Справка

11 ноября 2002 года в Брюсселе состоялся Х саммит Россия – Евросоюз, на котором было подписано совместное заявление Российской Федерации и Европейского союза о транзите между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации. В соответствии с п.8 Совместного заявления Литовская Республика признала внутренние паспорта граждан России в качестве основания для выдачи упрощенных проездных документов на железной дороге (УПД-ЖД) и упрощенных транзитных документов для граждан, следующих другими видами наземного транспорта (УТД) до 31 декабря 2004 года.

С 1 января 2005 года россияне могут путешествовать поездом в Калининградскую область и обратно через территорию Литвы только при наличии загранпаспорта. Без заграничного паспорта проехать в Калининград и обратно можно только самолетом или паромом. В апреле 2003 г. Евросоюз по итогам переговоров с Россией принял 2 специальных регламента относительно упрощенного пассажирского транзита через территорию Литвы в/из Калининградской области.

1 июля 2003 года был введен в действие механизм упрощенного безвизового проезда российских граждан в/из Калининградской области всеми видами наземного транспорта согласно Совместному заявлению РФ и ЕС от 11.11.02 г. Оформление и получение УПД-ЖД стало обычным делом. Пассажир мог получить информацию об оформлении ему такого документа для транзита через территорию Литвы в любой справочной или билетной кассе российских железных дорог.

29 марта 2005 года в Калининград побывала дипломатическая миссия стран ЕС. Помощник Президента РФ Сергей Ястржембский заявил: "Мы хотим, чтобы европейские дипломаты сами увидели проблематику калининградского региона после того, как он оказался в окружении стран Евросоюза. Послы ЕС получат широкое представление о Калининграде и его проблемах в контексте тех решений, которые, возможно, будут приняты на предстоящем саммите".

22 ноября 2005 года глава представительства Европейской Комиссии в РФ Марк Франко во время визита в Калининград, где проводились консультации экспертов ЕС, России и Литвы по вопросам упрощения процедуры транзита, заявил, что планируемое на 2007 год вступление Литвы в Шенгенское соглашение не отразится на ныне действующем порядке калининградского пассажирского транзита. Он сказал, что выдача упрощенных транзитных документов «… хорошо отлажена, она вписывается в требования Шенгена и поэтому будет сохранена и в будущем».

22 марта 2006 года заместитель председателя Еврокомиссии Фанко Фраттини, курирующий вопросы правосудия, свободы и безопасности, на брифинге в Москве заявил, что соглашения с Россией об облегчении визового режима и реадмиссии будут подписаны либо до, либо во время саммита РФ - ЕС в конце мая в Сочи. Зампред ЕК напомнил, что конечной целью является безвизовый режим между Россией и Евросоюзом: «Но это в долгосрочной перспективе. Сейчас мы находимся на первой ступени нашего пути к финальной цели. Эти соглашения не только облегчат визовый режим, но также это продемонстрирует готовность РФ и ЕС открыть двери».
Источник: Западная Россия

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.