Отчет Бооса: без купюр

Георгий Боос. Фото "Новый Калининград.Ru".
Все новости по теме: Губернатор области
"Новый Калининград.Ru" публикует размещенный на сайте правительства области доклад Георгия Бооса "Об основных результатах деятельности правительства Калининградской области за 2006-2010 годы", озвученный губернатором в пятницу на совместном заседании регионального правительства и областной Думы.

В октябре 2005 года было сформировано и приступило к работе Правительство Калининградской области.

К этому времени в области уже более 10 лет работала особая экономическая зона основанная на разрешенном беспошлинном ввозе иностранных товаров, что создавало условия для развития торговли, автомобильных перевозок и так называемой «отверточной сборки». Все это позволяло на тот момент снять социальную напряженность, обеспечить население области работой, в результате чего экономика региона росла темпами превышающими среднероссийские, однако этих темпов было явно недостаточно, чтобы в обозримом будущем сравниться по уровню жизни с соседями по Балтийскому региону. По показателю ВРП на душу населения область в 2005 году находилась на 38-м месте в России и на 9-м (предпоследнем) в Северо Западном Федеральном округе. При этом рост, который демонстрировала экономика области, нельзя было назвать устойчивым. Преимущества, предоставляемые Законом об ОЭЗ, нивелировались постоянно возникающими таможенно-пограничными проблемами. Достигнутые темпы роста производства не обеспечивали восстановление экономики после глубокого экономического спада 90-х годов, затронувшего все отрасли.

Начиная с 1945 года, и даже после урегулирования государственных границ в 1970 году регион находился на остаточном финансировании, так как большая часть ресурсов на Западе СССР вкладывалась в прибалтийские республики. Все это выразилось в гораздо меньшей, чем в других регионах Российской Федерации обеспеченности школами, больницами, спортивными сооружениями и другими социально-необходимыми объектами. В виду закрытого статуса области не развивалась портовая и приграничная инфраструктура, не использовались возможности развития туристко-рекреационного комплекса.

При самой высокой в России плотности автомобильных дорог их состояние было неудовлетворительным, износ коммунальной инфраструктуры составлял более 70 процентов. Большая часть населенных пунктов области не была газифицирована природным газом, не имела очистных сооружений, утилизация ТБО происходила хаотично на более чем 250-ти не оборудованных свалках. Область была энергетически дефицитной.

Было очевидно, что для создания приемлемых условий жизни в области и сохранения геополитической стабильности в регионе необходимо вывести экономику на качественно новую траекторию развития.

В кратчайшие сроки с привлечением ведущих экспертов Правительством были подготовлены Стратегия развития региона до 2031года и Программа социально экономического развития до 2016года, предусматривающие существенный рост качества и уровня жизни населения и создание условий для повышения конкурентоспособности экономики.
18 января 2007 года Правительство Российской Федерации на своем заседании рассмотрело и одобрило указанные Стратегию и Программу.

Благодаря этому была для разработана новая редакция Федеральной целевой программы развития Калининградской области до 2014 года с общим объемом финансирования 436 млрд. рублей.

1. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Была поставлена задача – приблизить уровень жизни в области к уровню жизни в соседних странах. Основой этого является не только развитая экономика, но и очередь развитая социальная сфера.

Необходимо было позаботиться о самых незащищенных – детях, инвалидах пожилых людях.

Следовало качественно изменить систему охраны здоровья в области, создать задел для серьезного, системного улучшения состояния здоровья граждан.

Требовалось провести также реформы в сфере образования, чтобы наши дети в будущем оказались самыми конкурентноспособными в стране.

Повышенного внимания требовали сферы культуры, спорта, экологическое состояние региона.

1.1 Социальная политика
При реализации социальной политики базовым был принцип адресности, направление денежных средств в первую очередь многодетным семьям, детям инвалидам, малообеспеченным пенсионерам, труженикам тыла, ветеранам, жертвам репрессий, т.е. тем, кому наиболее необходима забота и помощь государства.

Вторым принципом, на котором мы строили социальную политику, стало значимое увеличение объемов помощи.

Финансирование социальной помощи 2010 году выросло по сравнению с 2005 годом почти в 8 раз: с 750 миллионов до 5 миллиардов 675 миллионов рублей. В целом «удельный вес» социальной политики в расходах областного бюджета увеличился с 6,8% 2001-2005 годах до 14% в 2006-2010 годах.

Мы значительно увеличили выплаты многодетным семьям. Так, например: в 2005 года размер пособия на одного ребенка составлял 33,3 рубля. В настоящее время это пособие прогрессивно растет на каждого ребенка со 123 до 2500 рублей. Были введены новые выплаты – на подготовку детей к школе с размером от 1500 до 3000 рублей на каждого школьника. В результате Калининградская области стала лидером в Северо-Западном Федеральном округе по объему материальной поддержки многодетных семей.

Выросло пособие по рождению ребенка, составлявшее в 2005 году от 1000 до 2000 рублей, а сейчас - от 3500 до 10000 соответственно. Это повысило социальную защищенность семей, их уверенность в будущем, готовность иметь второго и третьего ребенка. Рождаемость в области выросла с 8,9 промилле в 2005 году до 13 в 2010 году.

В каждом районе, городе созданы службы помощи семье и детям. Внимание было также уделено реабилитации детей-инвалидов. В настоящее время более половины таких детей получают лечение в специализированных учреждениях, тогда как ранее их было менее 20 процентов. Создана и успешно работает социальная служба перевозок для инвалидов, так называемое «социальное такси».

93 процента школьников в текущем году приняли участие в летней оздоровительной кампании.

Однако никакими материальными выплатами, никакой социальной помощью невозможно заменить ребенку семью. Поэтому одна из главных задач защиты детства и материнства – устройство детей в семьи.

Были реформированы системы органов опеки и попечительства, созданы службы по сопровождению замещающих семей. Были введены, либо существенно увеличены различные выплаты таким семьям.

Изменилось отношение граждан к усыновлению. Развился институт замещающих семей. Все это позволило за эти 5 лет обрести себе семью почти четырем тысячам детей. В результате общая численность детей в детских домах снизилась вдвое. Доля безнадзорных детей (а проще говоря - беспризорников) самая низкая в России – 0,04 процента против 2,2 процентов в среднем по стране.

В 45 раз возросло количество детей-сирот, ежегодно обеспечиваемых жилыми помещениями. До 2006 года эта проблема практически не решалась. За весь период 2001-2005 годов на приобретение жилья детям-сиротам было выделено всего 5 млн. рублей. С 2006 по 2010 годы – 228 млн. рублей. При этом в 2006 году было обеспечено жильем 10 детей, а в 2009 (кризисном) - уже 127 детей.

Как уже отмечалось выше, приоритетом была поддержка пожилых людей. Принимались меры по обеспечению таких людей жильем, для чего из бюджета области было выделено около 1 млрд. рублей. Построен специализированный комплекс «Дом Ветеранов», приведен в порядок госпиталь для ветеранов войны. Были обеспечены специализированными автомобилями все стоявшие на очереди ветераны- инвалиды. Для самых незащищенных пенсионеров были введены специальные региональные доплаты из областного бюджета.
Для всех наименее защищенных граждан была существенно увеличена поддержка по оплате жилищно-коммунальных услуг, для чего в 2010 году на эти цели выделено свыше 600 миллионов рублей.

С 2006 года началось внедрение системы обслуживания населения по вопросам социальных выплат в формате «одного окна». Сейчас для получения выплат граждане могут обратиться в одно из 26 районных подразделений «Центра социальной поддержки населения», где собраны 293 услуги по выплатам социальных пособий. Таким образом все 100% существующих социальных выплат производятся в формате "одного окна".

1.2 Политика в области труда и занятости
Все эти годы в регионе областной трехсторонней комиссией по инициативе Правительства устанавливался минимальный уровень оплаты труда существенно превышавший федеральный. В бюджетных учреждениях были введены отраслевые системы оплаты труда. Повышен уровень самостоятельности и ответственности руководителей этих учреждений. Это позволило трудовым коллективам более эффективно управлять фондом оплаты труда, повысить производительность в бюджетной сфере, сделать зарплату «бюджетников» (учителей, врачей...) более достойной. Сегодня она уже может конкурировать с заработной платой в экономике. Существенно увеличилось отношение средней заработной платы к прожиточному минимуму трудоспособного населения: в 2001 – 2005 годах оно составляло 1,9, в 2006-2010 годах – 2,9 раз. За последние годы в области значительно снизилась дифференциация доходов. Доля живущих за чертой бедности сократилась с 20 процентов в 2005 году до 13 процентов в 2010. Сегодня это значительно ниже, чем в среднем по России. Среднедушевые доходы за пять лет выросли в 2,5 раза в сопоставимых ценах. В 2010 году они составят 16 тысяч рублей в месяц. До начала финансового кризиса в области был достигнут рекордно низкий для России уровень зарегистрированной безработицы 1.1%. В этих условиях особенно тяжело область почувствовала кризисный всплеск безработицы. Ее пик пришелся на июнь 2009 года, когда зарегистрированная безработица достигла 3,9%. К началу сентября 2010 года улучшение ситуации в экономике, а также последовательная работа центров занятости позволили снизить уровень безработицы до 2,5%.

До 2006 года нарастало социально-экономическое неравенство муниципальных образований. В ряде районов закрывались предприятия, оставшиеся еще от советских времен, отсутствие инженерной инфраструктуры (газ, дороги, электрические мощности) не способствовало приходу новых инвесторов, в результате сокращались рабочие места, снижались доходы населения. Так самый высокий среди муниципальных образований области уровень официально зарегистрированной безработицы к концу 2005 года составлял 11,8%. При этом в четырех районах области он превышал критическую отметку 5%. Все эти годы нами последовательно проводилась политика по повышению инвестиционной привлекательности муниципалитетов и созданию рабочих мест в так называемых депрессивных районах. Газификация, строительство дорог, школ, реконструкция насосных станций, очистных сооружений и др. позволили привлечь предприятия в районы области, и к концу 2008 года самый высокий среди муниципалитетов уровень безработицы составлял 5,5%. При этом критический уровень безработицы 5% был превышен только в одном. Даже в условиях финансового кризиса удалось остановить значительный рост безработицы в муниципалитетах, и к сентябрю 2010 года ее максимальный уровень составил 8,1%.

1.3 Здравоохранение.
2006-2010 годы были периодом глубоких системных преобразований в системе здравоохранения. Сформирована основа для достижения главной цели – повышения эффективности охраны здоровья населения. Создана мотивация на развитие профилактики и ранней диагностики заболеваний, сохранения здоровья, повышение интенсивности и эффективности лечения. Вместо ранее существовавшей борьбы за увеличение «койко-дней» и количество штатных единиц в медицинских учреждениях новая система стимулирует борьбу за здоровье людей.

Переход на одноканальное подушевое финансирование здравоохранения с фондодержанием на уровне первичного звена и реформирование системы оплаты труда медицинских работников в зависимости от конечного результата составили основное содержание реформ.

Медицинским организациям был обеспечен допуск к работе в системе обязательного медицинского страхования и фондодержанию вне зависимости от формы собственности и ведомственной подчинённости, а гражданам – право выбора лечебного учреждения, что положило начало созданию конкурентной среды в сфере оказания медицинских услуг.

При этом медицинские учреждения получили стимулы для активизации профилактической работы, ранней диагностики заболеваний развития стационарозамещающих технологий, оптимизации структуры и штатов, повышения интенсивности и эффективности лечебного процесса, внедрению современных технологий. В конечном итоге борьбы за пациента и сохранение его здоровья.

В лечебных учреждениях созданы Советы по оценке эффективности и распределению фонда оплаты труда. Зарплата в здравоохранении за 5 лет увеличилась в 2,4 раза: с 5,5 тысяч рублей в 2005 году до 14,5 тысяч в августе 2010.

Проводится мониторинг деятельности лечебных учреждений и рейтинговая оценка, опросы удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи. Все эти результаты публикуются в сети Интернет и доступны для всех граждан. Работает горячая линия Минздрава.

Однако, если на первом этапе реформирования у системы здравоохранения были внутренние резервы за счет сокращения неэффективных расходов, то в 2009 году, когда они все уже были использованы и необходимо было увеличивать финансирование, сделать это нам не удалось из-за мирового финансового кризиса. Но уже в этом году мы постоянно и планомерно увеличивали нормативы финансирования и к сегодняшнему дню подняли их почти на 50% (решение о последнем повышении было принято две недели назад со вступлением в силу с 1 июля).

За пять лет мы сделали серьезные капитальные вложения в отрасль. Построен и введён в эксплуатацию Региональный перинатальный центр, завершено строительство и реконструкция ряда корпусов областного противотуберкулезного диспансера. Реконструированы корпуса Детской областной больницы, Калининградской областной больницы No1, областной стоматологической больницы.

Зарплата врачей выросла в 1,8 раза: с 12 тысяч до 22 тысяч рублей, среднего медицинского персонала в 1,6 раза: с 7,5 тысяч до 12 тысяч рублей.

Введены новые здания различных медицинских учреждений в ряде муниципалитетов. Было начато строительство центра сердечно-сосудистой хирургии. Планируется что первых пациентов он примет уже в октябре 2011 года. Больницы и поликлиники области получили современное медицинское оборудование, машины скорой медицинской помощи, лабораторные комплексы. Оснащена современным оборудованием Областная станция переливания крови.

Приоритетом работы системы здравоохранения региона стала борьба с социально-значимыми болезнями, прежде всего, с туберкулезом и ВИЧ-инфекцией.

Численность больных туберкулезом сократилась с 2005 по 2010 год на 30%. Но наиболее значительное свидетельство перелома ситуации в сфере туберкулеза – снижение смертности от этого заболевания с 2005 года на 60%. А это один из главных индикаторов качественных позитивных изменений в здравоохранении.

Была создана учебная базы для подготовки медицинских кадров. В 2006 году в Российском государственном университете имени Канта для этих целей был открыт медицинский факультет. Тем не менее, на сегодняшний день кадровая проблема остается крайне актуальной.

Проведенные реформы уже начинают приносить первые результаты, возможно, пока еще не всем очевидные.

Так, например, до 2006 года средняя продолжительность жизни в нашей области постоянно снижалась и в 2005 году составляла 61.5 год, однако сейчас эту тенденцию удалось преодолеть, и теперь продолжительность жизни составляет уже 67.9 лет.

За последние пять лет удалось почти вдвое снизить смертность населения в трудоспособном возрасте, в полтора раза смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, более чем вдвое – смертность от внешних причин, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий и алкоголя.

Принятые меры позволили снизить общую смертность с 18.1 до 12.7 на 1000 человек населения, и наряду с повышением рождаемости переломить тенденцию естественной убыли населения. Удалось снизить младенческую смертность до уровня развитых европейских стран (4.7 на1000 жителей, что почти вдвое лучше среднероссийского показателя). Два года в области не было случаев материнской смертности. Сегодня по этим показателям мы один из образцовых регионов страны.

Можно спорить об эффективности работы системы здравоохранения, но неоспоримо одно – достигнуты значительные результаты по улучшению и сбережению здоровья граждан, увеличению продолжительности жизни, повышению ее качества, снижению заболеваемости.

Одной из самых страшных проблем области, была наркомания. Совместно с соответствующей Федеральной службой мы провели большую, системную работу по искоренению этой напасти из жизни общества. Были выявлены и перекрыты трансграничные каналы поступления наркотиков в область, ликвидировано незаконное поселение (называемый в народе поселок Дорожный) в пригороде Калининграда по сбыту наркотиков.

Для того, чтобы понять, насколько изменилась ситуация в этой сфере, достаточно взглянуть на статистику. Число смертей от передозировок и отравлений наркотиками снизилось с 435 случаев в 2005 году до 17 - в 2009 году. За 7 месяцев 2010 года таких случаев было всего 7.

Область больше не используется для транзита наркотиков.

Как результат, можно говорить об общем оздоровлении ситуации и в сфере детской и подростковой преступности. Так, доля преступлений, совершенных несовершеннолетними, снизилась почти в 2 раза до 4,9% в 2009 году (при среднем показателе по Российской Федерации - 5,7%).

1.4 Физическая культура и спорт
О серьезном отношении к этому вопросу говорит хотя бы то, что бюджетное финансирование этой сферы было увеличено в 10 раз. А капитальные вложения - в 23 раза.

С 2006 по 2009 годы построены 46 универсальных игровых площадок в городах области, построены, капитально отремонтированы или реконструированы спорткомплекс «Юность», ряд стадионов и спортивных сооружений в муниципалитетах. Введены в эксплуатацию спорткомплекс и плавательный бассейн в РГУ им. Канта.

Построен Дворец спорта «Янтарный» с основной спортивной ареной с трибунами на 7 500 мест и тренировочной с трибунами на 500 мест. Комплекс предназначен для турниров мирового и европейского уровней, подготовки сборных команд страны.

Через несколько дней будет введен спорткомплекс в Светлогорске, продолжается строительство в Советске и Калининграде, завершается строительство стадиона мест в Калининграде.

За 5 лет были созданы детско-юношеские спортивные школы по зимним видам спорта с отделениями хоккея и фигурного катания, по спортивным единоборствам, по боксу, Училище олимпийского резерва. Около 170 тысяч жителей области ведут регулярно занимаются спортом. Более 20 тысяч ребят посещают спортивные школы.

Правительство оказывает поддержку действующим спортсменам, членам сборных команд России. Для поддержки спорта высших достижений, выделяются стипендии Губернатора Калининградской области - девять спортсменов высокой квалификации получают ежемесячные стипендии в размере от 10 до 20 тысяч рублей.

До 2006 года в области практически не проводилось крупных турниров всероссийского и мирового уровня. За последние 5 лет проведено 17 таких турниров. Среди них выделяются чемпионат мира по футзалу, матчи Мировой Лиги по волейболу, этапы первенства России и чемпионат Европы по пляжному волейболу, чемпионат мира по классическому бодибилдингу среди мужчин и Кубок Мира по фитнесу и бодифитнесу среди мужчин и женщин, чемпионат Мира по универсальному бою, международные турниры по конкуру, международная парусная регата и др.

1.5 Образование
Наиболее успешно нам удалось провести реформы в системе образования, благодаря чему повысилась заинтересованность Учителя в Ученике, мотивированы повышение квалификации внедрение новых технологий создана современная среда. Все это привело к росту качества образования.

В результате участия в различных федеральных конкурсах мы стали победителями целого ряда проектов, что позволило привлечь дополнительные деньги на развитие образования.

Удалось значительно модернизировать материальную базу школ, появилось новое оборудование.

Все 100% общеобразовательных учреждений подключены к Интернету, во всех учреждениях созданы сайты.

Только за период 2006-2008 годов было закуплено 216 предметных кабинетов и интерактивных комплексов, приобретено 147 школьных автобусов.

Приобретено 33 комплекта учебного оборудования для начальной школы. Созданы пилотные площадки по внедрению новых стандартов общего образования.

Более 500 млн. рублей выделено из областного бюджета на реализацию программы ремонта дорог, по которым проходят маршруты школьных автобусов.

Впервые за постсоветские годы мы начали строить школы. Четыре школы Советского долгостроя, наконец, введены в эксплуатацию (Мельниковская в Зеленоградском районе, Пионерская, Доваторовская, Мамоновская). Построена новая современная школа в поселке Большое Исаково. Ведется строительство еще 4 новых школ. Модернизирована система школьного питания. В результате охват школьников горячим питанием вырос с 64 % - в 2006 году до 93 % в 2010 году.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов стало неотъемлемой частью развития целостной региональной системы образования. Ранее такие возможности отсутствовали. Сегодня 75% детей с ограниченными возможностями здоровья получают дистанционное образование.

В коррекционных школах для детей-инвалидов полностью обновлено оборудование и открыты новые мастерские профессионально-трудового обучения.

С 2006 года средняя зарплата учителей выросла в 2,3 раза. Текущие расходы на образование выросли за пять лет в 2,6 раза.

Удалось существенно снизить неэффективные расходы внутри образовательного учреждения. Теперь доля таких расходов в сфере образования в два раза ниже среднероссийского уровня (9% - в Калининградской области, 18% - среднероссийский показатель).

Благодаря всем системным мерам предпринятым Правительством доля детей которые учатся в современных условиях, выросла с 39% в 2006 году до 84% в 2010. Мы сделали современным также и наше профессиональное образование.

Созданы 2 новых ресурсных центра начального профессионального образования и 6 новых учреждений среднего профессионального образования.

С участием работодателей были открыты 34 новые специальности. На базе учреждений начального и среднего профессионального образования за три года в 7 раз увеличилось количество программ дополнительного профессионального образования.

В 2007 году Российский государственный университет имени Канта стал победителем конкурсного отбора ВУЗов, внедряющих инновационные образовательные программы.

Условия, созданные в РГУ имени Канта позволили нам совместно с ректоратом добиваться решения о присвоении статуса Федерального университета. Соответствующий Указ Президента РФ Д.А.Медведева в соответствии с его поручением уже внесен Правительством РФ на подпись.

Серьезной проблемой для области еще с советских времен остается нехватка мест в детских садах. Сейчас, когда так выросла рождаемость, эта проблема стала особенно острой.

С 2006 по 2010 год количество детских садов в области увеличилось с 278 до 364 Количество мест в д/с увеличилось на 6.5тыс. с 26.8 в 2005 году до 33.3 тысяч - в 2010.

При этом проблема нехватки мест в детских садах области решается и институциональными мерами такими как:
- стимулирование перехода детских садов в статус автономного учреждения, что повышает их финансовые возможности;
- финансовая поддержка программ дошкольного образования организациям любых правовых форм, в том числе частной;
- стимулирование частно-государственного партнерства в данной сфере. Тем не менее решить эту проблему пока не удалось.

1.6 Молодежная политика
За последние пять лет была создана и эффективно реализовывалась программа по работе с молодежью, в рамках которой осуществлялись такие мероприятия как: «Мы-россияне», благодаря чему около 70 000 молодых калининградцев побывали в 32 городах России; ежегодная патриотическая акция «Поезд Памяти».

Реализовано более 300 проектов и мероприятий, в которых ежегодно принимало участие около 40 000 молодых людей.

Значительно возросло количество детских и молодежных общественных объединений, органов студенческого самоуправления, молодежных консультативных структур при органах местного самоуправления и органах исполнительной власти Калининградской области.

С 2006 году создано и успешно работает Молодежное Правительство Калининградской области. В 2009 году оно было признано лучшим в России.

Впервые в регионе по инициативе молодежи и поддержки Правительства было создано региональное движение «Здоровое поколение», в котором более 6000 участников, поддерживающих идею здорового образа жизни.

С 2009 года работает Совет молодых ученых и специалистов при Губернаторе области. За небольшой период Советом были организованы конкурсы научных работ молодых ученых и аспирантов.

Возрождены студенческие трудовые отряды. Достигнуты договоренности об участии наших отрядов в строительстве олимпийских объектов в Сочи. Организованы молодежные движения по интеллектуальным играм. Только в течение этого года в турнирах лиг по играм «Что?Где?Когда?» и «Брейн-ринг» приняли участие более 150 команд. Проведено три мировых чемпионата. КВН-движение стало одним из массовых и популярных в нашем регионе. Почти не осталось учебных заведений в области, где бы не развивались интеллектуальные проекты и движения. С 2007 года положено начало крупному межрегиональному патриотическому мероприятию – фестивалю детских и молодежных духовых оркестров. Стало традицией и участие в нем Президентского оркестра. 

Значительно изменилась ситуация в сфере призыва на обязательную воинскую службу. Налажен диалог с комитетом солдатских матерей. Сегодня молодые калининградцы в основном остаются служить по месту жительства. Идет призыв на службу в Президентский полк.

Мы также создали систему финансовой поддержки молодых талантов. 525 талантливым детям и молодым людям выплачивается стипендия Губернатора области за достижения в сфере образования и науки, культуры и спорта сроком на 1 год в размере от 1000 до 3000 рублей ежемесячно.

Создаются новые детские и подростковые клубы, секции, объединения. Сегодня у нас их 109.

На побережье Балтийского моря создан молодежный оздоровительный центр «Балтийский Артек». инфраструктуре. Центр рассчитан как на россиян, так и на иностранных участников и станет творческой лабораторией для детей и молодежи. В этом году в лагере отдохнуло участие около 2000 молодых людей из разных регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Все это стало возможным благодаря заинтересованности самой молодежи, ее инициативности, мобильности, восприимчивости к новому.

1.7. Развитие культуры
Практически с самого начала нашей работы был создан Совет по культуре при Губернаторе области. Его основная функция – общественная экспертиза деятельности органов и учреждений культуры и различных творческих проектов. Таким образом, все решения в сфере культуры принимались коллегиально, при широком участии общественности.

Было отреставрировано множество памятников культуры и истории. Среди них уникальные орденские замки и фрески 13-16 веков, кирхи, фортификационные сооружения. Сегодня уже 28% памятников отреставрировано, тогда как на начало 2006 года таких было всего 6%. Впервые за последние 20 лет началось строительство и реконструкция учреждений культуры.

Спроектирован и строится театр эстрады в Светлогорске.

Всей Европе стал известен открытый в 2008 году уникальный органный комплекс в Кафедральном соборе, куда приезжают с концертами исполнители мировой величины.
Построен новый государственный архив с новейшими технологиями документоведения, который используется не только как хранилище материалов новейшей эпохи, но создает огромные возможности для развития исторической науки новым поколениям.

Ведется строительство пристройки к музыкальному колледжу с большим концертным залом и новыми помещениями для обучения.

Осуществляются ремонты/реконструкции ведущих учреждений культуры – областного драматического театра, детской библиотеки, филармонии, театра кукол, музея янтаря, историко-художественного музея, зоопарка. Всего на инвестиционные проекты за 5 лет направлено более 2,7 млрд. рублей.

Реализован целый ряд крупных культурных проектов таких как: фестивали искусств «Балтийские сезоны», «Янтарное ожерелье», «Бахослужение», кинофестиваль «Балтийские дебюты», конкурсы «Янтарный соловей», органистов им. Таривердиева, блютнеровский конкурс пианистов, молодежные программы «Балтийский берег», «Ночные волки» и др.

Калининградцы смогли увидеть творческие коллективы, известные во всем мире: симфонические оркестры под управлением Ю.Темирканова, В.Федосеева, В.Спивакова, М.Горенштейна, прославленные Большой театр, МХАТ, «Ленком», «Современник», театр Вахтангова, звёзд кино и эстрады. В музеях области неоднократно открывались выставки из фондов Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, музеев регионов России и Европы.

Интеграции региона в европейский контекст в немалой степени способствовали презентации Калининградской области за рубежом. Нашим артистам с восторгом аплодировали Париж, Варшава, Стокгольм, Рим, Венеция, Тель Авив, Берлин, Киль, Гамбург, Вильнюс, Каунас, Клайпеда, Ольштын, Эльблонг. А программа Калининградской области на фестивале русского искусства во французских Каннах признана одной из самых ярких программ десятилетия. В области успешно проведены культурные акции и Дни культуры европейских регионов.

С 2007 года, введена система грантовой поддержки творческих инициатив. Среди проектов, получивших гранты Правительства, спектакли и выставки молодых авторов, творческие мастерские и авторские школы, фестивали и конкурсы. Именно с помощью этих грантов стали проводиться «Петропавловские встречи в Янтарном», «Балтийская ухана», фестивали национальных культур, осуществляются многие профессиональные и любительские проекты.

4 года действует издательская программа Правительства области, благодаря которой выпущено 35 книг наших авторов, среди которых книги Сергея Снегова, Юрия Куранова, Юрия Иванова.

Были учреждены Государственные Премии Калининградской области «Признание», «Созидание», «Сопричастность», «Эврика», которых были удостоены 54 лауреата. Размер премий сегодня составляет 500 тысяч рублей.

Созданы условия для творческого развития молодёжи. Только в 2010 году на приобретение музыкальных инструментов для детских школ искусств направлено 35 млн. рублей, Правительством выделено 500 стипендий для талантливых детей.

С 2007 года работает целевая программа «Патриотическое воспитание населения Калининградской области.

Значительно увеличилось количество патриотических клубов и центров. Особое значение в этой программе придается реставрации памятников воинской славы России – воинских захоронений, мемориалов, увековечиванию памяти погибших защитников Отечества. Построено военно-мемориальное кладбище в поселке Медведевка. В период подготовки к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., приведено в порядок более 80 памятников воинской славы.

Разработаны и утверждены законами областные символы – герб, флаг, гимн.

Учреждения культуры перешли на финансирование по системе государственного заказа, т.е. финансирования не сметы расходов, а оплаты оказанных людям. Это мотивировало учреждения культуры увеличить количество посетителей концертов, спектаклей и выставок, различных творческих программ на 25 процентов.

Внедрена отраслевая система оплаты труда в отрасли. Средняя зарплата работников культуры за 5 лет увеличилась в 2,7 раза (с 4688 рублей в 2005 году до 12400 рублей в августе 2010 года). Установлены региональные надбавки к заработной плате всем библиотечным работникам области. В целом финансирование сферы культуры выросло в сравнении с предыдущим 5-летним периодом в 4 раза: с 1,8 до 6,8 млрд. рублей. 

1.8. Обеспечение благоустроенным жильем и качественными коммунальными услугами
Достойная жизнь невозможна без комфортного и благоустроенного жилья. Активизация жилищного строительства было одним из основных приоритетов деятельности Правительства.

По вводу жилья Калининградская область с 2006 года устойчиво занимает первое место среди регионов Северо-запада.

Ввод в эксплуатацию жилых домов за весь период 2006-2010 гг. более чем в 3 раза превысил показатель предыдущих пяти лет. За пять лет среднегодовой ввод жилых домов составил 725 кв. м. на 1000 населения. Для сравнения В Республике Польша вводится 200 кв. м. на 1000 человек, в Литовской Республике – 190 кв.м.

Одним из важных инструментов поддержки рынка жилья стало ипотечное кредитование. Общий объем выданных ипотечных кредитов в 2006-2010 годах составил 12,8 млрд. руб. что в 36 раз больше показателя предыдущих лет.

Активно реализовывалась программа «Обеспечение жильем молодых семей». В 2006 – 2010 году улучшили свои жилищные условия 2787 молодых семей.

За 2006-2010 годы было выдано 3644 жилищных сертификата (за период с 2001 по 2005 годы – 512).

Наряду с жилищным строительством постоянное внимание уделялось и модернизации коммунальной инфраструктуры.

Существенно возросли объемы капитальных вложений бюджета в объекты ЖКХ в 2006-2010 годах было инвестировано в 2,6 раза больше, чем за предыдущие 5 лет.

За период с 4 кв. 2005 г. по июль 2010 г. построено и реконструировано более 45 объектов ЖКХ. Проложено более 64 км (2001-2005 гг.- 1.8 км.) сетей теплоснабжения в 9-ти муниципальных образованиях области, 8.4 км. сетей водопровода (2001-2005гг. 3.4 км).

Завершено строительство очистных сооружений в трех муниципальных районах, пяти котельных, трех канализационных насосных станций. Построено водохранилище ЮВС-2 в Калининграде.

До конца 2010 г. будет завершено строительство еще 15 объектов коммунального назначения. Тепловые сети в Балтийске, котельная в Калининграде, очистные сооружения в 4 муниципальных образованиях, сети водоснабжения в 4 муниципальных образованиях, берегозащитные сооружения в Калининграде и Зеленоградске, полигоны для твердых и бытовых отходов для г.Советска, Неманского и Славского районов.

Ведется системная работа по установке приборов учета предоставленных ж/к услуг. Сегодня 84% отпуска холодной и 68% горячей воды оплачивается по показаниям приборов учета. В 2005 году – только 33% и 25%. По счетчикам оплачивается и 29% отпуска тепловой энергии, в 2005 году – меньше 1%.

Данную работу следует продолжить, не снижая достигнутых темпов.

Регион активно участвует в федеральных программах по капитальному ремонту многоквартирных домов, переселению граждан из аварийного жилья. Общий объем затрат на капитальный ремонт жилых домов по сравнению с предыдущими пятью годами вырос более чем в 3 раза.

Только за два последних года капитально отремонтировано 605 домов, приобретены 273 квартиры с привлечением средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для расселения 1020 граждан из аварийного жилищного фонда.

Благодаря проведенным мероприятиям доля населения, проживающего в аварийных домах, снизилась с 1% в 2005 году до 0,4% в 2010 году.

1.7 Сохранение окружающей среды и природного потенциала
До 2006 года проблеме экологического оздоровления региона не уделялось должного внимания. Соответственно, недостаточно выделялись средства из бюджета на ее решение. С 2006 по 2010 год только на текущие расходы в этой сфере было выделено 110 млн. рублей.

Однако самым важным показателем являются не текущие, а капитальные вложения в будущее нашей экологии. С 2001 по 2005 годы в строительство объектов, направленных на охрану окружающей среды, было вложено 838 млн. рублей, а за период с 2006 по 2010 год – более 4,5 млрд. рублей.

Значительно усилены экологические требования к автотранспорту. И сегодня мы дышим в два раза более чистым воздухом – объем выбросов в атмосферу от автотранспорта сократился с 300 тысяч тонн в 2005 до 120 тысяч тонн в 2010 году.

Доля проб воздуха с превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ составляет 0,6%, что в 3 раза ниже этого же показателя по области в 2007 году и в 3 раза ниже показателя по Российской Федерации.

Важным аспектом качества жизни людей является чистая питьевая вода. Благодаря усилению контроля предприятий почти вдвое сокращен сброс загрязненных сточных вод в водоемы области: со 139 млн. кубометров в 2005 году до 80 млн. кубометров в 2010 году. Другими словами сегодня у нас в два раза более чистая вода.

Реконструированы водозаборные сооружения и водопроводы в городах Гвардейского, Правдинского, Светлогорского, Гурьевского районов, в части районов Калининграда. Проведена очистка ряда водоемов ручьев, каналов, рек во многих муниципалитетах.

Ежедневно ведется борьба с бытовым мусором. Ликвидировано более 200 несанкционированных свалок мусора, обустроены полигоны в районах, обустроены скотомогильники, ликвидированы и рекультивированы несанкционированные свалки биологических отходов. Сегодня мы видим невооруженным глазом – область стала значительно чище.

Решается еще одна больная проблема – проблема затопления почв. Сегодня сохранение плодородия сельскохозяйственных угодий, интенсификация сельскохозяйственного производства возможны только при условии осушения почв. Многие годы насосные станции, коллекторы, проводящие каналы, построенные еще в довоенные времена, не ремонтировались и разрушались. Сегодня уже выполнен или осуществляется капитальный ремонт насосных станций, гидроузлов в ряде муниципалитетов. Ведется реконструкция плотины на реке Шешупа в Краснознаменском районе.

Решается задача по берегоукреплению побережья Балтийского моря.

2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ 

2.1 Развитие инфраструктурного потенциала
Серьезным препятствием интенсивному развитию экономики и привлечению инвестиций в нашу область была неразвитость инфраструктуры.

Значительные усилия работы Правительства в сфере стимулирования экономического развития были направлены на решение инфраструктурных проблем. В Стратегии развития области два из четырех основных приоритетов непосредственно относятся к инфраструктуре. Это развитие энергетического и траспортно
логистического комплексов.

Энергетический комплекс. Базовым энергоисточником региона является Калининградская ТЭЦ-2. В 2006 году благодаря пуску ее первого энергоблока уровень обеспечения области собственной электроэнергией составил 69,2%, что почти в 5 раз выше, чем в 2005 году, когда данный показатель составлял 14%.

В декабре 2010 года планируется завершить строительство второго энергоблока в результате чего начиная с 2011 года мы сможем экспортировать электроэнергию.

Начато строительство Балтийской атомной электростанции мощностью 2300 МВт с вводом первого энергоблока в 2016 году, что позволит обеспечить качественно новый современный уровень жизни людей и развития экономики.

Важным направлением в работе Правительства также был вопрос газификации.

Еще пять лет назад мы были одним из самых малогазифицированных регионов России. В 2006 году мы совместно с ОАО «Газпром» приняли специальную программу газификации области. Большинство мероприятий в ней реализуются за счет средств ОАО «Газпром».

В частности, закончено расширение газопровода Минск-Вильнюс-Каунас Калининград, начинается строительство терминал по приему сжиженного газа. В 2011 планируется завершить сооружение подземного газохранилища. Были газифицированы природным газом Гурьевский и Зеленоградский районы, идет газификация Гвардейского, Гусевского, Правдинского, Краснознаменского, Неманского, Славского районов, городов Калининград, Советск, Янтарный.

С 2006 по 2010 год только из бюджета было направлено в четыре раза больше средств на газификацию муниципалитетов, чем в предыдущие пять лет, построено в три раза больше газовых сетей.

В результате объем потребления газа за этот период вырос почти в 2 раза.

Существенное внимание уделялось также состоянию дорог. Впервые в области был разработан перспективный План развития сети автомобильных дорог. Он включает в себя строительство и реконструкцию более 600 км автомобильных дорог, в том числе ведущих к пунктам пропуска через государственную границу, доведение их до 4-х полосного движения со строительством обходов населенных пунктов.

В соответствии с Планом за последние годы уже введены в эксплуатацию дороги «Калининград-Мамоново II-граница Республики Польша», обход поселка Чернышевское, обход Багратионовска, завершено строительство 1-й очереди Приморского кольца – дороги Калининград-Зеленоградск с подъездом к аэропорту «Храброво».

Ведется строительство обхода Советска, 1-й очереди Южного обхода г.Калининграда, второй очереди Приморского кольца –от Светлогорска до Зеленоградска с подъездом к городам Пионерский и Светлогорск.

В области работает масштабная программа ремонта и реконструкции муниципальных дорог. Общий объем капитальных вложений в дорожное хозяйство в 2006-2010 годах почти в 5 раз превысил вложения за предыдущий пятилетний период.

За прошедшие 5 лет существенно приросли наши стратегические логистические мощности, построены крупные портово-перегрузочные и железнодорожный грузопассажирский паромный комплексы, открыта железнодорожно-автомобильная паромная линия Усть-Луга-Балтийск. Организована за счет областного бюджета паромная переправа «Балтийск – Балтийская коса – Балтийск».

Министерством транспорта РФ начата реализация проекта по строительству глубоководного порта с мощностью 128 млн. т грузооборота. В декабре 2007 года подписано Соглашение с Литвой о судоходстве в Куршском заливе и по внутренним водным путям, а в августе 2009 года – Соглашение с Польшей о судоходстве в Калининградском (Вислинском) заливе.

Определяющим для области является развитие воздушного сообщения. Начатая комплексная модернизация аэропорта «Храброво» и создание региональной авиакомпании увеличили пропускную способность аэропорта и пассажиропоток с 0,66 млн. человек в 2005 году до 1,9 млн. человек в 2008 году. Общее количество пассажиров, перевезенных по воздуху увеличилось с 670 тыс. человек в 2005 году до 1,9 млн. человек в 2008 году.

До сентября 2009 г. впервые в европейской части Российской Федерации реализовывалась модель российско-европейской авиатранспортной системы, позволяющей в кратчайшие сроки доставлять авиапассажиров из крупных российских городов в города Европы и обратно без пересадок в аэропортах Москвы и Европы. Перевозки из Калининградского аэропорта осуществляли 9 авиакомпаний в 26 городов России и Европы. К сожалению, в период кризиса обанкротилась наша региональная авиакомпания «КД-авиа» - главный участник этой системы. Восстановление этого проекта и завершение реконструкции аэропорта «Храброво» является важнейшей задачей на следующие годы.

2.2 Инвестиционная деятельность и режим ОЭЗ
Системные действия по развитию инфраструктуры сделали нас инвестиционно привлекательным регионом. Кроме того 10 января 2006 года был принят новый федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», стимулирующий инвестиционную активность.

Сегодня в области реализуют проекты 63 компании-резидента с общим объемом инвестиций 42 млрд. рублей. На этих предприятиях занято почти 10 тыс. калининградцев. В результате действия закона ОЭЗ в последние 4 года создан ряд крупных промышленных производств на основе передовых технологий, таких как:
«Содружество-Соя» (переработка маслосодержащих культур), «Союз-ТТМ» (переработка растительных масел), «Системы Нефть и Газ Балтия" (производство оборудования), «Хипп» (производство детского питания), «Пятый элемент» (производство кирпича), «Цифровые телевизионные системы» и «Пранкор» (радиоэлектронное оборудование), в стадии реализации находятся инвестиционные проекты по производству полиэтилентерефталата, упаковки для фармацевтических препаратов, производству лекарственных средств, мебели, пластизоля, обоев, картона, упаковки, изделий для Службы крови, медицинской техники и материалов для их изготовления.

С 2006 по 2010 годы введено в эксплуатацию 11 транспортно-логистических предприятий, еще 4 в стадии строительства. Суммарный объем инвестиций в основные средства с 2006 по 2010 годы в 3,5 раза превысил аналогичные вложения за предыдущий пятилетний период, почти в 4 раза вырос объем иностранных инвестиций.

О том, что избранное направление развития является правильным, свидетельствуют изменившиеся за последние 5 лет макроэкономические показатели. По показателю ВРП на душу населения Калининградская область в 2005 году находилась на 38-м месте в России и на 9-м (предпоследнем) месте в Северо-Западном округе. За пять лет подушевой ВРП вырос в 2,23 раза, это самый быстрый рост в СЗФО.

Стоит отметить, что если во всей России рост валового продукта происходил, в основном, за счет высокой цены на нефть, то в Калининградской области – за счет роста объемов производства в обрабатывающей промышленности. Достаточно сказать, что за пять лет в 2 раза выросла производительность труда.

С 2006 года выпуск обрабатывающей промышленности области вырос в 3 раза (т.е. на 200%), тогда как в среднем по Российской Федерации всего на 5,9%. Для сравнения, за предыдущие пять лет обрабатывающие производства выросли на 90%.

Важно подчеркнуть, что учитывая направленность наших предприятий, прежде всего, на российский рынок, ритмичная и продуманная работа таможенных органов является важнейшим условием стабильной работы калининградских предприятий.

К сожалению, в кризисный период отдельные решения, принимаемые Федеральной таможенной службой, зачастую приводили к ухудшению условий работы в области. Эти проблемы усугубили последствия кризиса и привели к падению в 2009 году производства предприятиями обрабатывающей промышленности региона на 19% по сравнению с 16%, в среднем по России.

Сегодня Правительством Калининградской области совместно с ФТС России создана рабочая группа по вопросам таможенного регулирования. Для упрощения администрирования сегодня все таможенные посты области готовы к применению электронного декларирования, созданы условия для таможенного оформления всех подакцизных товаров, включая ювелирные изделия. Можно сказать, что с таможней налажен диалог.

По итогам первых 7 месяцев область года находится на втором месте по росту обрабатывающей промышленности среди всех регионов Российской Федерации, он составил 148%.
Успехи в развитии промышленности повлияли и на уровень заработной платы в регионе. Среднемесячная заработная плата в августе 2010 года рубля. С 2006 по 2010 год реальная зарплата в области выросла в 1,7 раза, в России – в 1,5 раза.

Несмотря на большое число новых крупных предприятий, фундамент, на котором держится наша экономика – это малое предпринимательство. Число малых предприятий выросло за последние 5 лет более чем в 3,6 раза: с 9 тысяч в 2005 году до 33 тысяч в 2010. На малых предприятиях работает 35% всех занятых в экономике, эти люди производят более 36% нашего ВРП. Для сравнения, в среднем по России 18 %. Сегодня в области работает программа поддержки малого предпринимательства.

Только в 2010 году поддержку получили 932 предприятия. Создан Гарантийный фонд для гарантирования кредитов и займов с объемом капитализации 212 млн. рублей. Малые предприятия могут на льготных условиях с рассрочкой 3 года выкупить арендуемые помещения площадью до 500 квадратных метров.

Задачей на следующий период является стимулирование не просто малого предпринимательства, а предпринимательства, направленного на производство, инновации.

2.3 Туризм - еще один из приоритетов нашей Стратегии развития.
Нами была принята Программа развития Калининградской области как туристического центра до 2014 года и Стратегия продвижения Калининградской области как туристического региона. Впервые разработана и утверждена туристическая символика области.

Проведено 15 рекламных кампаний для российских и иностранных туроператоров и журналистов из регионов России, Украины, Литвы, Германии Польши, Великобритании, Швеции.
Ежегодно проводятся международные мероприятия туристической направленности: выставка «Янтур», «Workshop» и много других, в которых приняли участие более 400 туроператоров из 8 стран мира.

За 2006-2010 годы построено 23 новых гостиницы, деловые центры и конференцзалы для проведения крупных международных мероприятий и конференций. В сентябре 2010 года открылся первый сетевой отель в Калининграде. В итоге номерной фонд Калининградской области вырос с 16 тысяч номеров в 2005 году до 26 тысяч номеров в 2010 году.

Создана первая в области горнолыжная трасса. Развиваются активные виды туризма. Разработан вело-байдарочный маршрут «выходного дня». Развивается агротуризм.

Все эти мероприятия позволили существенно увеличить количество туристов, приезжающих отдохнуть в нашу область. Общее количество российских и иностранных туристов, посетивших регион за период с 2006 по 2010 год составило 2,25 млн. человек, что на 57% больше, чем за предыдущие пять лет.

2.4 Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс.
Это – еще один приоритет, обозначенный в Стратегии развития области. Общий объем финансирования агропромышленного комплекса вырос почти в 4,5 раза по сравнению с предыдущими 5 годами: за весь период с 2001 по 2005 гг. в сельское хозяйство было вложено 1,1 млрд. рублей, а в 2006-2010 годах – 4,9.

На что мы потратили эти деньги? Поддерживалось внедрение новых технологий производства; предприятиям помогали в реализации произведённой продукции; изменились подходы к земельным отношениям; финансировалась мелиорация, проводили подготовку кадров для отрасли; строили жилье, развивали инфраструктуру на селе. Благодаря этому был начат целый ряд проектов в растениеводстве, животноводстве и пищевой перерабатывающей промышленности региона. Важным является развитие сельскохозяйственной кооперации. За 2006-2010 годы было создано 22 потребительских сельскохозяйственных кооператива, в то время как за период 2001-2005 годов – ни одного.

О повышении культуры сельскохозяйственного производства говорит и тот факт, что если в 2005 году доля застрахованных посевов сельскохозяйственных культур составляла 1%, то в 2010 году данный показатель достиг 15%.

Последние четыре года в области проводился международный сельскохозяйственный инвестиционный форум «Калининградская область – регион инвестиций», в котором принимали участие представители Литвы, Польши, Германии, США, Швеции, Дании, Норвегии, Белоруссии. Правительство региона активно участвовало в отраслевых международных выставках и презентациях. Данная работа способствовала привлечению инвестиций в аграрный сектор региона.

Общий объём поступивших в отрасль инвестиций за период 2006-2010 гг. составляет более 20 млрд. руб. Последовательно проводилась работа по стимулированию целевого использования земель сельскохозяйственного назначения. Практически во всех ключевых секторах АПК отмечаются положительные тенденции. В то время как за период 2001-2005 годов индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) составил 100,4%, то за период с 2006 по 2010 год - 137,8%. Даже в кризисный 2009 год сельскохозяйственное производство в области выросло на 15%. Мы стали лидером по этому показателю в России.

Увеличиваются как валовые объемы растениеводческой продукции, так и урожайность культур. В 2009 году, достигнута максимальная урожайность озимого рапса за весь период его производства. Значительно выросла урожайность зерновых и зернобобовых культур в целом.

В октябре 2008 года удалось остановить тенденцию снижения объёмов производства молока в области, которая наблюдалась в области с 2000 года. С ноября 2008 объёмы производства молока начали расти, и в течении последних двух лет устойчивый растут.

Появились новые эффективные молочные хозяйства, аналогов которым нет в России. В 2006-2009 годах введено 7 новых молочных комплексов. В область ввезен высокопродуктивный скот, организована племенная работа. Это позволило существенно увеличить надои. В 2010 году надои молока на одну корову достигнут 4550 кг., что почти в 1,5 раза выше показателя 2005 года.

Развивается производство мяса. Наиболее быстрыми темпами увеличивается производство свинины. В 2006 – 2010 годах сданы в эксплуатацию 5 свиноводческих комплексов, находятся в стадии возведения еще 3.

Значительно улучшились условия жизни и работы на селе. Среднемесячная заработная плата работников сельскохозяйственных предприятий области в 2010 по сравнению с 2005 г. увеличилась в 2,4 раза и составила 10 800 рублей.

В рамках программы «Социальное развитие села» с 2006 по 2010 годы в улучшение инфраструктуры и жилищное строительство на селе было вложено в 9 раз больше средств, чем за предыдущие 5 лет.

За этот период введено в действие 15,7 тысяч кв.м. жилья в сельской местности (в 5 раз больше, чем в предыдущие 5 лет). Построено 46,6 км водопроводных сетей (в 7,2 больше), 26,3 км газопроводов (в 3,4 раза больше).

В 2007 году в структуре Правительства Калининградской области создано Агентство по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области.

Утвержден Лесной план Калининградской области, направленный на развитие рекреационного потенциала и защиту лесов.

Мероприятия по охране и обеспечению рационального использования охотничьих ресурсов позволили обеспечить стабильную численность большинства видов охотничьих ресурсов на протяжении последних пяти лет и рост численности по таким значимым видам как кабан на 58% и косуля – на 25%.

2.5 Повышение эффективности и устойчивости бюджетной системы
Основной целью бюджетной политики Калининградской области стало эффективное и ответственное управление финансами, повышение долгосрочной устойчивости регионального и местных бюджетов при безусловном исполнении расходных обязательств.

Создана эффективная система управления государственными финансами.

С 2006 года бюджетный процесс был реорганизован с целью разделения политических и распорядительных функций органов государственной власти. Отраслевые министерства и агентства отделены от денежных потоков и процедур финансирования, оставшись при этом ответственными за бюджетное планирование, в определенной степени конкурируя за совокупные бюджетные ресурсы. Это позволило распределять бюджетные ресурсы в конкурентной среде с учетом выстраивания приоритетов, позволило повысить обоснованность бюджетных трат.

Функции главного распорядителя средств областного бюджета с полномочиями государственного заказчика были сосредоточены у одного органа государственной власти. Отделение политических органов власти от финансирования позволило, обеспечив взаимный контроль, практически ликвидировать коррупционные риски и риски нецелевого расходования бюджетных средств.

Новые процедуры государственных и муниципальных закупок способствовали повышению эффективности и прозрачности расходов.

С 2006 года бюджетное планирование осуществлялось в формате пятилетнего финансового плана и трехлетнего бюджета. Большинство местных бюджетов утверждается также на 3-хлетний период. В бюджетный процесс внедрены современные программно-целевые методы финансового менеджмента, и Калининградская область вышла в лидеры среди регионов России по качеству управления бюджетом.

Была проведена экспертиза деятельности областных и муниципальных бюджетных учреждений, внедрено нормативное финансирование в бюджетной сфере, многие бюджетные учреждения переведены в форму автономных организаций Разработаны регламенты оказания бюджетных услуг и стандарты их качества.
Образовано региональное казначейство, что повысило прозрачность и оперативность принятия решений. Внедрены процедуры мониторинга кредиторской задолженности и принятия мер по ее предупреждению. Проведена автоматизация системы управления региональными финансами, бюджет области и бюджетная отчетность стали формироваться в автоматическом режиме. Внедрено бюджетирование, ориентированное на результаты. Доля расходов областного бюджета, сформированных в рамках целевых программ, увеличилась с 9% в 2005 году до 55% в 2010 году. Важным элементом государственного управления стали доклады о результатах и направлениях деятельности органов государственной власти. Сегодня стало нормой широкое общественное обсуждение направлений и объемов бюджетных расходов, и все забыли, что еще пять лет назад мало кто знал, куда идут бюджетные средства.

Внедрены процедуры оценки эффективности деятельности муниципальных образований, бюджетных учреждений, расходов областного бюджета. Впервые в регионе часть бюджетных средств на систематической основе стала распределяться между муниципальными образованиями исходя из оценки результатов их деятельности. Общественные финансы стали действительно публичными.

В 2008 году в Министерстве финансов области, впервые в Мире, внедрена система менеджмента качества на основе стандарта ИСО 9001:2000. В 2009 году по данной системе, опять же впервые в Мире, сертифицированы уже все органы государственной власти Калининградской области. Указанные стандарты качества действуют также в некоторых бюджетных учреждениях.

За прошедшие пять лет доходы консолидированного бюджета выросли в 2,8 раза, составив 42,6 млрд. рублей в 2009 году. Столь высокая динамика доходов была обеспечена, несмотря на временные потери, связанные с новым форматом особой экономической зоны в Калининградской области, и последствиями экономического кризиса 2008-2009 годов. Были предприняты меры для исключения противозаконных экономических преимуществ в форме сокрытия прибыли, выплаты зарплат «в конвертах» и несвоевременной уплаты налогов. Ликвидированы экономически необоснованные региональные налоговые льготы при сохранении масштабов поддержки инвестиционных проектов и приоритетных отраслей экономики. Объем налоговых льгот сократился с 683 млн. рублей в 2006 году до 25 млн. рублей в 2009 году.

В результате минимизации «серых» зарплат общий фонд оплаты труда в экономике вырос почти в 3 раза – с 30 млрд. рублей в 2005 году до 80 млрд. рублей в 2010 году. Соответственно, выросли и поступления налога на доходы физических лиц, основного источника доходов регионального и местных бюджетов.

Улучшено администрирование всех налогов. Приняты меры по учету и оценке всех земель области, формированию земельного кадастра. Реализация активов и имущественных прав осуществлялась исключительно на аукционах с широким информированием общественности и предпринимателей о проводимых торгах.

Обеспечены стабильные источники доходов местных бюджетов.

Среднегодовая доля доходов местных бюджетов в общем объеме доходов бюджета Калининградской области стабильно составляла на протяжении пяти лет 46%. При этом был обеспечен рост доходов бюджетов муниципалитетов в 2,2 раза.

На протяжении последних лет Калининградской области оказывалась существенная финансовая поддержка из федерального центра, значительно превышающая аналогичные трансферты другим регионам. С 2005 года по 2009 год объем финансовой помощи из федерального бюджета вырос в 5,6 раз по сравнению с 3,7 раза в других регионах. Правительство области реализовывало качественно новую политику расходов, сконцентрировав финансовые ресурсы на решении приоритетных задач.

Основными задачами стали повышение жизненного уровня населения, устранение инфраструктурных ограничений социально-экономического развития области, повышение качества государственных и муниципальных услуг. Оптимизирована сеть учреждений, повышена их финансовая самостоятельность, созданы общественные советы по контролю за их деятельностью. Значительное внимание уделялось стимулированию, в том числе финансовому, эффективности деятельности бюджетных учреждений. Ни разу за пять лет не была допущена кредиторская задолженность по заработной плате в областной бюджетной сфере.

Существенно выросла инвестиционная составляющая бюджета. В 2009 году на капитальные вложения было направлено более 30% расходов бюджета, что является одним из самых высоких показателей в Российской Федерации и соответствует уровню регионов со значительно более высокой бюджетной обеспеченностью. Это стало возможным вследствие привлечения значительных объемов федерального финансирования, оптимизации бюджетной сети и экономии на государственных закупках, сокращения расходов на государственное управление и количества чиновников. Доля расходов на содержание органов государственной власти снижена с 5,4 процентов в 2005 году до 3% процентов в 2009 году.

Эти результаты высоко оценили на федеральном уровне. Объем неэффективных расходов бюджета Калининградской области в сферах общего образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства с 2006 по 2009 год сокращен на 23,3%. По оценке Минрегиона России эффективности органов исполнительной власти в 2007 году Калининградская область заняла 10-е место из 83 субъектов Российской Федерации, а по итогам 2009 году вошла в пятерку лучших.

Обеспечена сбалансированность бюджетных ресурсов и обязательств Региональная бюджетная политика проводилась исходя из задачи ограничения уровня бюджетного дефицита. Сведено к минимуму привлечение заемных средств.

Уровень расходов регулировался с учетом фактического исполнения плана по доходам. Своевременная корректировка расходных обязательств кризисного2009 года позволила не только не нарастить в условиях кризиса заимствования, но и завершить финансовый год без обязательств по банковским кредитам вообще. На сегодняшний день область имеет заимствование только перед федеральным бюджетом на дорожное строительство.

В качестве механизма антикризисной поддержки экономики использовались государственные гарантии. Наиболее существенную поддержку за счет средств, привлеченных под государственные гарантии, получила строительная отрасль области. Несмотря на значительный объем обязательств по государственным гарантиям практика их предоставления позволяет контролировать объем государственного долга на безопасном уровне.

О выполнении Правительством области поставленных задач говорит тот факт, что бюджетная система региона успешно преодолела кризисные испытания сохранила доходный потенциал и финансирование стратегических приоритетов развития. В бюджетной сфере отсутствовали неисполненные или просроченные обязательства. Так в 2009 году в условиях кризиса доходы бюджета Калининградской области снизились на 4 процентных пункта меньше, чем в среднем по регионам России. В 2010 году доходы областного бюджета увеличатся на 20% по сравнению с 2009 годом, соответственно, превысив докризисный уровень 2008 года на 7%.

Сегодня уже можно говорить о задачах бюджетной политики на перспективу.

Реформа учреждений бюджетной сферы должна придать новый импульс развитию форм оказания бюджетных услуг. На нормативный принцип финансирования бюджетных услуг должны быть переведены учреждения культуры и спорта.

В целях обеспечения спроса и развития конкуренции в сферу бюджетных услуг нужно активно привлекать частное предпринимательство, особенно частные инвестиции.

Приоритетом должно остаться развитие инфраструктуры (дорожного хозяйства, энергетики, коммунального хозяйства). Вместе с тем, эффективность использования ресурсов по этим направлениям в значительной степени должна повыситься за счет реализации механизмов государственно-частного партнерства.

Важным направлением реформы бюджетного процесса должно стать развитие бюджетного контроля с приданием контрольным органам функций аудита и широким участием общественности.

Задача повышения эффективности деятельности публично-правовых образований, доступности и качества бюджетных услуг требует развития публичности бюджетного процесса.

Я хотел бы пожелать новому губернатору Калининградской области Николаю Николаевичу Цуканову и новому правительству успехов. Хотел бы пожелать удачи во всех делах, понимания, как со стороны федерального центра, так и со стороны различных властных структур.

Я хотел бы поблагодарить также своих коллег по правительству, поблагодарить всех работников муниципальных образований, бюджетных учреждений, работников федеральных органов.

Хотел бы поблагодарить федеральное правительство и лично председателя правительства Владимира Владимировича Путина, администрацию президента и лично Дмитрия Анатольевича Медведева.

Депутатов Государственной думы и председателя госдумы Бориса Вячеславовича Грызлова, своих коллег по партии «Единая Россия», членов фракции «Единая Россия», неустанно поддерживавших нас все эти годы.

Хотел бы поблагодарить депутатов областной думы, депутатов советов всех уровней, поблагодарить всех участников общественных организаций, с которыми мы постоянно сотрудничали эти годы.

Хотелось бы поблагодарить всех калининградцев за эти интересные, тяжелые, напряженные, но поистине счастливые пять лет, что мне довелось.., я бы сказал, выпала честь руководить нашей областью. Все достигнутые результаты – это ваша работа, это ваш труд. Это ваши результаты, дорогие калининградцы!

Мне хотелось бы также извиниться за то, что не все планы мы смогли осуществить, не все ваши надежды, чаяния мы смогли претворить, за то, что не все ваши проблемы смогли решить. Но поверьте: и я, и мои коллеги по правительству – все мы искренне работали для того, чтобы сделать вашу жизнь более достойной и счастливой.

Мы не прощаемся, потому что невозможно вычеркнуть эти пять лет. Никогда. Где бы я ни был, часть моей души всегда будет здесь, с вами.

Комментарии к новости

Самая стыдная история

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников, о наиболее ярком «обмане» инвестора в истории области.