Вячеслав Никонов: Прибалтийские государства – это тяжелый случай

Все новости по теме: Калининградский анклав

Вячеслава Никонова, президента фонда «Единство во имя мира», председателя комиссии Общественной палаты РФ по международному сотрудничеству и дипломатии, часто приглашают на конференции и семинары. Политолог всегда готов прокомментировать любое маломальское событие или злободневную проблему. Не стал исключением и прошедший на прошлой неделе международный семинар «Калининградская область в контексте отношений Россия – Европейский Союз».

- Решение проблемы калининградского транзита вы назвали позором, а помощник президента - достижением…

- А я так считаю. Считаю, что это позор. Даже в свое время для поездок из Западной Германии в Западный Берлин не нужно было получать никакую визу. Это была инициатива советских властей. К сожалению, евробюрократы на подобный шаг в отношении России не пошли. Хотя прецедент имеется.

- Значит, виноваты евробюрократы, а не наше руководство?

- Конечно! Они могли бы решить проблему иначе. С другой стороны, если вы помните, был такой спецпредставитель президента Дмитрий Рогозин. Рапортовал, докладывал об успешном решении проблем Калининградской области. А имеем то, что имеем… Хотя всякий, кто имел дело с европейскими чиновниками, понимает, что это тяжелая материя. На них трудно влиять.

- А на Литву? На прошлой неделе, например, литовские власти фактически проигнорировали переговоры по грузовому транзиту, прислали на встречу министров транспорта, которые прилетели в Калининград из Москвы и Минска, ничего не решающих чиновников

- Стопроцентной возможности повлиять на другое государство нет ни у кого. Но есть рычаги, чтобы обратить внимание на нашу озабоченность. Другой вариант – влиять на соседей через тот же Евросоюз. Или Вашингтон. Литве и другим прибалтийским государствам необходимо понять, что их позиция в основном не отражает отношение к Калининградской области всего ЕС. Литовцам вообще надо быть поскромнее. Позиция Литвы - это всего лишь позиция Литвы. Не больше.

- Как можно оценить отношение прибалтийских стран к России, и в частности, к Калининградской области?

- И в Польше, и в Литве есть политические силы, негативно настроенные по отношению к своему соседу. Новое польское руководство во время избирательной кампании активно выступало за усиление энергетической безопасности. Что предполагало увеличение дистанции от России и усиление проамериканской ориентации даже в ущерб Европейскому Союзу. К сожалению, сейчас между Россией и Польшей позитивной повестки дня практически нет. В Литве тоже есть известные политические силы, незаинтересованные в развитии отношений с Россией. Это тяжелый внешнеполитический партнер.

- Литовские власти, кстати, говорили, что готовы пойти на некоторые визовые послабления…

- Литва в определенной ловушке. Вступив в ЕС, она признала над собой юрисдикцию Брюсселя. Вильнюс не волен самостоятельно определять, каким будет визовый режим. Поэтому литовские власти при всех их заявлениях не могут самостоятельно принимать решения. В аналогичной ситуации и Польша. И на самом деле решение вопроса калининградского транзита – это во многом результат диалога Путина с главами той же Германии, Франции, нежели результат переговоров с Литвой.

- Но все-таки, может случиться, что жителям области придется покупать шенгенские визы для поездок на остальную территорию своей страны?

- Ситуация с визами стоит в центре переговоров между Кремлем и Евросоюзом. Дело в том, что в шенгенских правилах не бывает исключений. Решение проблемы я вижу в том, чтобы для всей России были установлены те правила взаимодействия с шенгенскими зонами, которые существуют у многих государств. Например, жителям некоторых латиноамериканских государств не нужно получать шенгенские визы. Рассчитывать на некоторые послабления именно для Калининграда нельзя, но для России могут применяться такие правила. А выделять только одну Калининградскую область не стоит. Да и не получится.

- Некоторые местные эксперты считают, что часть проблем области связана с отсутствием четкой федеральной политики по отношению к Калининграду.

- Я не могу сказать, что такая политика есть, или что ее нет. Конечно, Калининградская область заслуживает отдельного подхода государства. Регион уникальный. Нужен интерес федерального центра для создания нормального инвестиционного климата. Сюда можно отнести и закон об особой экономической зоне, и федеральную целевую программу.

- Они справляются со своими задачами?

- Всегда можно сделать больше. Любая экономическая программа носит ограниченный характер. И сама по себе еще никого не осчастливила. Речь идет о том, чтобы создать нормальные рамочные условия для быстрого экономического роста. Кстати, Калининград пока растет быстрее основной России.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: КП - Калининград

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.