Юрий Шалимов: «Конфликтов ни с кем у меня не было и нет»

Юрий Шалимов. Фото "Новый Калининград.Ru".
В интервью накануне представления в должности новый заместитель полномочного представителя Президента РФ в СЗФО по Калининградской области Юрий Шалимов рассказал главному редактору «Нового Калининграда.Ru», о том, что повлияло на принятие такого решения, какие задачи стоят перед полпредством в регионе, а также поделился мнением о ситуации в сельском хозяйстве и перспективах экономического развития области.

— Юрий Сергеевич, от кого поступило предложение перейти на работу в аппарат полпредства?

— Естественно, от полномочного представителя Президента РФ в СЗФО.

— Вы руководили успешно развивающимся предприятием с достаточно радужными перспективами — БАЭС. Что стало ключевым при принятии вами решения о смене работы?

— Во-первых, сама Балтийская АЭС — это не какой-то маленький частный проект. Это государственный проект, мы к нему шли с 2006 года, решение по строительству принималось Президентом страны. Когда я переходил туда на работу, я понимал то, как этот проект будет двигать регион с точки зрения экономики, какое это масштабное предприятие. Теперь, работая в полпредстве, мне придется решать связанные с этим проектом вопросы, ведь там требуется координация очень большого количества структур. Этот проект — часть экономической и политической стратегии страны, он касается и сопредельных государств, полпредству отчасти придется им заниматься. Не случайно БалтАЭС в реализации энергетической стратегии Северо-Запада стоит на первом месте.

— Известно ли уже, кто займет ваше место?

— Окончательного решения по тому, кто возглавит ОАО «Балтийская АЭС», еще не принято. Есть разные варианты. Я думаю, что еще года полтора, может даже два, на этой должности нужен организатор, который мог бы увязывать все программы развития — и федеральные, и областные, и муниципальные с программами Госкорпорации «Росатом». Это и проблемы в строительстве жилья, и социальное обеспечение — срочно решать нужно очень многое, в основном — в инфраструктуре. На этом этапе нужен человек, который хорошо знает и понимает проблемы области. Потом уже должен появиться руководитель, обладающий специальными знаниями в атомной отрасли, специалист по эксплуатации АЭС, прошедший путь от мастера до руководителя такого предприятия. Директор действующей станции — это лицензируемая персона. Сейчас с точки зрения Госкорпорации «Росатом» такого специалиста-эксплуатационщика назначать руководителем строящейся станции неэффективно, сейчас там востребованы специалисты, профессионалы в строительстве атомных объектов.

Варианты есть разные, какой из них будет реализован Госкорпорацией «Росатом», пока сказать не могу.

— Много говорилось о возможности привлечения иностранных инвестиций в проект атомной станции в Калининградской области. На какой стадии этот процесс, есть ли конкретные намерения у каких-либо зарубежных компаний инвестировать в БалтАЭС?

— Есть, более того — работа сейчас очень активизировалась, мы идем в том графике, который был, до конца сентября должно появиться банковское ТЭО (технико-экономическое обоснование — прим. «Нового Калининграда.Ru»), в декабре должен быть озвучен пул инвесторов, как он нам видится. Вчера я был в Госкорпорации «Росатом», обсуждал этот вопрос. Эдуард Смелов, председатель Совета директоров ОАО «Балтийская АЭС» говорит, что активность инвесторов в последнее время очень велика.

— С кадровыми перестановками, которые произошли в аппарате полпреда Президента в СЗФО, сохранит ли свое влияние на политическую жизнь региона Александр Дацышин?

— Конечно. Те функции, которые он сейчас выполняет, подразумевают кураторство главных федеральных инспекторов все регионы Северо-Запада. Ему сегодня, естественно, нужно будет погружаться в проблемы всех этих территорий. В его ведении и контрольный департамент, это тоже немалый объем работы. Поэтому у Александра Ярославовича останется, конечно, меньше времени для Калининграда, чем раньше. Но он досконально знает проблемы нашего региона, и, несомненно, участие Дацышина и его внимание к нам не ослабнет. Его новые полномочия будут направлены и на поддержку Калининградской области. Мы будем работать в тесном контакте, каждый понедельник будем встречаться на планерках у полпреда, те вопросы по нашему региону, которые требуют обсуждения, будут ставиться и решаться.

4.jpg— Он повлиял на ваше назначение?

— Когда эта тема обсуждалась (его переход в Санкт-Петербург, мое назначение сюда) его мнение, конечно, учитывалось. Этого не могло не быть. Как в любой нормальной команде, могут быть разные перестановки, но люди должны понимать, что и как они будут делать, ведь предстоит большая совместная работа. И как на это повлияют отношения между людьми. Мы все знаем примеры, как порой личные отношения мешают рабочим процессам. Это в корне неверно, надо, чтобы они помогали. Но окончательное решение было принято полномочным представителем Президента РФ Николаем Винниченко. Распоряжение о моем назначении 12 сентября подписал руководитель администрации Президента России Сергей Нарышкин.

— О каких первоочередных задачах, стоящих перед полпредством в Калининграде, можно говорить? На что вам придется обратить внимание в первую очередь?

— Во-первых, это две федеральных избирательные кампании — в Государственную Думу и выборы Президента РФ. Естественно, здесь необходима работа аппарата полпреда, связанная с организацией всего процесса, чтобы исключить нечистоплотные проявления, злоупотребления, происходящие иногда на выборах. Дать возможность нормальному соревновательному процессу, о чем говорил Президент РФ Дмитрий Медведев на встрече с руководителями всех партий. Не должно быть грязи, не должно быть такого, чтобы «ломали через колено». Нам поставлена такая задача. В ближайшее время будет создана координационная группа, куда войдут представители всех ведомств. Раз в неделю мы будем собираться и обсуждать ход кампании. Мы будем координировать деятельность всех структур на территории области.

У нас регион особый. На примере строительства Балтийской АЭС я знаю попытки использовать такую значимую и серьезную тему в каких-то других интересах отдельных групп. Мы только что обсуждали с Чаплыгиным (Александр Чаплыгин, главный федеральный инспектор по Калининградской области — прим. «Нового Калининграда.Ru») заявку на проведение митинга, посвященного ценам на бензин. Такие вещи могут использоваться и в предвыборной борьбе. Когда есть проблема, а власти не обращают на нее внимание, можно, конечно, выходить на улицы, обозначать те или иные проблемы, такое происходит во всем мире. Но эти акции должны быть санкционированы, проведены согласно действующему законодательству. Но если взять и просто перекрыть улицу, а в это время кого-то не успеют довести до больницы? Или что-то еще может случится? Кто-то хочет потешить свое самолюбие, а в это время пострадает другой, ни в чем не виноватый человек, которому и топливо это тысячу лет не нужно было? Нельзя использовать подобные методы, если власть сама занимается проблемой, прилагает усилия для ее разрешения. Баррикады — это возможность выплеснуть эмоции, а не способ решения проблем. Это нужно всем понимать. Лучше сесть за стол переговоров, толку будет больше. Мы будем за этим смотреть, предпринимать меры, предотвращать конфликтные ситуации в регионе.

Важная часть работы — все то, что касается ФЦП и других федеральных программ, реализуемых на территории области. Кстати, говоря о внимании центра к нашему региону, нужно отметить, что наша ФЦП преодолела все секвестры и устояла. Теперь важно ее реализовать грамотно. Нужно проанализировать ситуацию, понять, как можно помочь, чтобы финансирование шло, чтобы мы оставались во всех программах, чтобы все было учтено, чтобы за предвыборными вопросами обыкновенные проблемы тоже не оказались брошенными на произвол. Сейчас процент исполнения ФЦП по области не достаточен.

Хотя это не наша функция, топить кочегарки, но проверка всех планов, особенно по реализации ФЦП, перекладке теплотрасс, как реализуются графики — это важно. Только сегодня видел по телевизору: Дальний Восток, там будут морозы до 40 градусов уже в ноябре, а у них не готовы котельные. Естественно, такого допускать нельзя, полпредству придется заняться и этой темой.

— Достаточно давно звучат заявления о том, что институт полпредств вырождается, что в условиях назначаемости губернаторов его роль уже не столь важна, как раньше. Как вы относитесь к такой позиции? Может быть, необходимы изменения в формате работы полпредств, в роли, которую они играют в системе госвласти?

— Наверное, в первую очередь это вопрос решения и оценки Президента страны. Эта структура — президентская, такой канал от Президента вниз и, наоборот, снизу до Президента необходим. Как бы ни было устроено государство, есть разные площадки, где происходят те или иные действия, где обсуждаются проблемы и находятся решения. Институт полпредств, который осуществляет также контроль за расходованием ресурсов, мониторинг социально-экономической ситуации, контроль за обеспечением единой федеральной политики, за выполнением программ, соблюдением правовых норм, который занимается оценкой губернаторов, координацией деятельности всех структур на территории, уже не раз доказал свою эффективность, правильность, смысл существования. Может ли на марше жизни быть какое-то усовершенствование? Наверное, может. Но, повторюсь, это вопрос не ко мне, и решение его зависит не от меня.

3.jpg— Какие у вас сейчас отношения с губернатором? Вы были вице-губернатором и вице-премьером при трех последних главах региона — предлагал ли Николай Цуканов вам войти в его команду?

— Нет, такой вопрос не обсуждался. Как-то раз, когда мы летели в самолете, еще до того, как он стал губернатором, еще даже не было объявлено о его кандидатуре, а я уже работал на БалтАЭС, он предложил сравнить эти две работы. Я ответил, что это небо и земля. Режим работы, формирование задач, темпы их реализации — все совсем по-другому, и оценка труда меняется. Я говорил тогда, что ни при каких обстоятельствах сейчас не вернулся бы в исполнительную власть — этот разговор был весной прошлого года.

Какие отношения? Я занимался стройкой, у меня был свой круг задач. В любой работе нужно максимально использовать потенциал людей, которые умеют что-то делать. Не нужно было использовать мой потенциал — это дело хозяйское. Я доволен своей работой и востребованностью в регионе в других структурах- на БалтАЭС, и вот теперь в новом качестве.

Каких-то конфликтов ни с кем у меня не было не было и нет. Наоборот, надо работать на созидание в области, а не на разрушение. А если будут какие-то действия, направленные на разрушение, я буду занимать однозначную позицию, буду ее озвучивать и отстаивать.

Тем более, что мы, в правительстве Бооса, очень много сделали в развитии инфраструктуры. Когда кто-то говорил, что это все прожекты, сказки... Недавно мы разговаривали с Гарием Чмыховым (глава общественной палаты области — прим. «Нового Калининграда.Ru»), вспоминали о том, что было сделано. Взять, к примеру, 2004-2005 года. Тогда говорили о том, что нет газа, что нужно получить хотя бы 1,5 млрд кубометров — мы бы тут горы свернули. Или если бы по энергии решили, то даже не знаю, что было бы. Если бы решили по очистным сооружениям по области — и многое другое, что было так необходимо для развития края. Когда Георгий Боос приехал, он не знал проблем области, мы в августе (2005 года — прим. «Нового Калининграда.Ru») проезжали все районы, с Александром Дацышиным вместе. В какой район не заезжали бы, везде был однотипный набор проблем. Газ, очистные, электроэнергия, старые школы довоенной постройки, спортивные сооружения. Когда мы сели формировать программу, мы решили, что если не сдвинем инфраструктурные объекты, то и остальное будет не нужно. Зачем строить, если нельзя подключиться к коммуникациям, электричества не хватает, газа нет, дорог нет.

Теперь — по фактам. Принято решение по газу, 2,5 млрд кубов, газифицируем всю область, города, сельские населенные пункты. Причем в программе все регионы с «Газпромом» работают по принципу «рубль на рубль», а мы платили по 50 копеек на каждый рубль «Газпрома». Единственная территория, которая так делала! 22 школы решили строить в рамках ФЦП, 5 уже строятся, некоторые даже введены в строй. И будем двигаться дальше, построим все остальные. Причем современные, со спортзалами, с бассейнами — и это тоже инфраструктура.

Инфраструктура здравоохранения: понимали, что нужны медицинские специалисты, и создали медицинский факультет. Видели, что самая большая смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, и стали строить кардиологический центр. Сколько построили спортивных объектов, ФОКи, волейбольный комплекс — и все это за короткий период времени. Вышли почти на миллион метров жилья в год; в 2005 было 250 тысяч метров, в 2006 — 500 тысяч, в 2007 — 750 тысяч, в 2008, когда наступил кризис, было 800 с лишним тысяч. А ведь сколько нужно было земельных участков под это, сколько согласований! Дороги — говорили про Приморское кольцо, мол, ахинея, но сегодня все, отбросив политику, увидели. Сразу и Зеленоградск зажил по-другому. Если сейчас эти 4 полосы летом заняты, то, подумайте, как бы мы сейчас двигались по старым дорогам? И таких примеров можно приводить очень много. Нужно Приморское кольцо области, необходимо! О спортивных объектах не говорю- сколько появилось за этот период спортивных площадок, сооружений. И тут дело не только в так называемой «федеральной проходимости» Бооса, но в масштабности мышления и профессионализме всей команды.

Если мы будем нормально реализовывать программы, если они будут в краткосрочной и долгосрочной перспективе влиять на жизнь людей, нужно объединять все силы. А если кто-то тормозит, значит надо тормоза эти убирать. Но двигаться вперед, как тогда, и так каждую пятилетку. Внимание федерального центра не зависит от персоналий, это стратегическая позиция руководства страны, ориентированная на развитие янтарного края.

bo.jpg— Вы так оптимистично рассказываете о том, что было сделано в рамках работы предыдущего губернатора, однако вы покинули кабинет министров Георгия Бооса весной прошлого года, задолго до того, как его имя внезапно для многих не оказалось в списке кандидатов, предложенном Президенту.

— Ну, я же не уходил в «никуда». Я уходил заниматься таким проектом, разворот такого строительства «с нуля» в чистом поле — первый в постсоветской России. Все стройки Госкорпорации «Росатом», которые сейчас ведутся, развернуты при действующих станциях. Там есть железные дороги, там есть электроэнергия, люди, строительные базы. Не зная специфики, не понимая, как это делается, очень сложно, даже для специалистов в строительстве атомных станций, развернуть такую стройку. Я не говорю, что у меня семь пядей во лбу. Мы разделились, каждый взял свою зону ответственности. Мне пришлось регулировать на территории все согласования, предусмотренные нормативными документами, что касались проекта. Все было выполнено, и кто бы не приехал, включая Сергея Кириенко как руководителя Госкорпорации «Росатом», который был приятно удивлен тем, что за столь короткий период времени строительство было развернуто. Я уходил заниматься именно этим, я понимал, какая будет работа и какого масштаба этот проект.

— Все чаще говорят и пишут о конфликте между губернатором и главой Калининграда Александром Ярошуком. Александр Дацышин ранее выступал своего рода буфером, пытаясь сгладить ситуацию. Как вы относитесь к наличию конфликта, что намерены по этому поводу делать?

— Я уже сказал, что могут быть разные мнения, точки зрения, можно по-разному рассуждать о любой проблеме. Благо населения области не должно зависеть от персоналий и их взаимоотношений. Это касается всех регионов и всех муниципальных образований. Но если какие-то личностные отношения начинают вредить делу, это неправильно, это надо разрешать, находить, в чем проблема. Претензий можно предъявлять очень много, кому угодно, но я вижу, как много делается в городе. Если в правительстве есть мнение, что нужно что-то в городе делать по-другому, то нужно садиться, обсуждать конкретную тему, намечать, что и как делать, и не отступать от принятых решений. Это должен быть диалог, конструктивный, предложены варианты, ведущие к решению проблемы. В свое время в правительстве я точно так же занимался строительством коллектора на очистные сооружения. Проводил совещания, решал с «Водоканалом», как строить, чтобы не выкидывать зря деньги, мы спорили, но намечали путь и его выполняли.

Часть вопросов, по которым шел спор, мне известна, с точки зрения города я вижу, сколько там делается при непростой финансовой ситуации. Жизнь людей меняется к лучшему. Мы уже забыли об очередях, занимаемых в 5 утра, о проблемах с водой, теплом и канализацией, об ожидании автобуса по 40 минут. Теперь это носит узко локальный характер, а не повсеместный. Проблемы тоже вижу, но они есть везде и у всех. Их нужно совместно решать. Леонид Горбенко еще говорил об этике руководителей — все они, особенно первые, должны все свои споры никогда не выносить на публику. Полпредство не отвечает за экономику, но в решении кадрового вопроса мы принимаем участие. Я думаю, все, что делал Александр Ярославович, будет продолжаться. Мы будем стараться координировать работу всех руководителей, любого уровня во благо населения области. Есть уже установки полпреда по этому поводу, я буду их реализовывать.

— Вопрос к вам, как к человеку, посвятившему значительную часть жизни сельскому хозяйству. На минувшей неделе новый министр сельского хозяйства Владимир Зарудный заявил, что Калининградская область — зона рискованного земледелия, что сельхозпроизводителям необходимо переориентироваться с растениеводства на животноводство, да и вообще, у нас в очередной раз чрезвычайная ситуация в агропромышленном секторе экономики. Как вы это оцениваете?

— Действительно, эта тема мне близка и понятна. Сельское хозяйство — это такая отрасль и такой бизнес, где невозможно просто советовать. Там или ты сам берешь и делаешь, или лучше вообще не подходить. А то у нас все разбираются, все понимают, но когда надо идти и конкретно ухаживать за растением или еще за чем-то, то все уже плывут. Единицы могут правильно это делать.

Когда при Горбенко я возглавлял агропромышленный комитет, мы делали очень многое. Ничего не поменялось в погоде, но тогда я проводил в районах дни и ночи, вел аттестацию хозяйств, знал о каждом из них, о каждом руководителе. И все эти люди знали, что будем делать мы. Будучи вице-премьером, я курировал работу министерства сельского хозяйства, но не делал работу за него. То, что говорится сегодня... А что, когда Зарудный на эту должность приходил, он не знал, что область — это зона рискованного земледелия? Или, может быть, поднять историю времен Восточной Пруссии — тогда, что ли, не понимали, что это зона рискованного земледелия? Да нет, все понимали всё. Польдеры в Славске, в Полесске, дамбами все обустраивали, насосные станции ставили, какие капиталовложения делали!

Всем катаклизмам, которые происходят в сельском хозяйстве, можно противопоставить умение, знания, быстроту реагирования на те или иные ситуации, тогда нет ничего рискованного. У нас ничем не больше рисков, чем в Польше, на севере, в Германии, на севере. Одинаковое количество осадков, только продолжительность дня чуть больше, чем у них, а у них — чуть раньше приходит весна, чуть позже — зима. А все остальное одинаковое. И всегда можно добиться результата.

То, что нужно заниматься животноводством — несомненно. Но мы были в той ситуации, когда у нас было 180 тысяч голов коров, когда они «съели» сельское хозяйство, потому что их надо было каждый день кормить, поить, убирать навоз. Молоко сдавали, а оплаты не получали, хозяйства просто банкротились. Сначала надо научиться производить нужное количество хороших кормов, потом уже начинать ими кормить. А то коровы стоят, кормить нечем, или кормим, чем попало — и ждем результата. Так не бывает. Если сегодня кормовая база очень хорошая в сельском хозяйстве, если мы действительно производим качественные корма, то я только за прирост животноводства.

5.jpg— Сейчас обсуждается ряд инициатив в отношении статуса региона — вплоть до выделения его в отдельный федеральный округ. Среди этих идей — установление в регионе специального, отличного от общероссийского, законодательства, регулирующего ведение хозяйственной деятельности, включая специальный режим налогообложения, распределения налоговых сборов. Как вы лично относитесь к подобным предложениям — и насколько они реализуемы с точки зрения полпредства?

— Очевидный факт: у нас есть особые условия. Хочет кто-то этого, не хочет — так сложилось. Естественно, не учитывать такой фактор никто не может. И, кстати, преодолеть синдром изоляции области, одна из наших задач. Мы окружены границами, есть проблемы с транспортной доступностью, удорожанием продукции, ценами на авиаперевозки. Тут мы будем тоже подключаться к решению вопросов. С точки зрения государства, конечно, однообразие законодательства, единый подход на всей территории — это правильно. С другой стороны, так как у нас есть определенная специфика, должен быть и свой подход. Сегодня он реализован в двух законах об особой экономической зоне в Калининградской области. Старый закон дал очень много, появились новые отрасли, новые направления, образовались специалисты. Естественно, получив подобную базу, нужно ее развивать, нужно в этом направлении идти. Новый закон также дал много интересных подходов, некоторые в него не верят, но ведь есть реальные проекты, которые реализуются в его рамках, хорошие инвестиции, рабочие места, налоги, валовый региональный продукт.

Но никто не даст паразитировать и шантажировать все время. В 2006 году мы попросили 10-летний срок, за который мы должны были перестроить экономику. Бизнес тоже пообещал. За свои слова нужно отвечать. Если мы это просили, нам пошли навстречу, а мы опять ничего не хотим делать, просим еще десять лет? Так никто разговаривать с нами и дальше не будет. Нужно внятно сформулировать, что мы сами хотим. С конкретными цифрами, с точными направлениями. От нас ждут предложений по поводу того, что и как мы намерены делать. Пока есть только желание, но нет никакого наполнения, нет конкретики. Хотя уже накоплен опыт. Пора объединить все лучшие интеллектуальные ресурсы, все направления, все структуры и сформулировать. Так, чтобы все вопросы учесть. В том числе и те, что касаются федеральных органов и региональных и муниципальных, мнение общественности. В этом мы окажем содействие, будем координировать все стороны. Необходимо создать механизм, способный позволить стабильно функционировать экономике области, искать новый маршрут развития, закрыть тем самым проблему 2016 года.

Раньше во главу угла ставилось развитие инфраструктуры. Не развив ее, невозможно говорить ни о чем другом. Инвестор не придет, если нет энергетики, если нет нормальных путей сообщения, очистных сооружений, газа. Сейчас это сделано, и у инвесторов возникает понимание того, что на этой территории можно, к примеру, развивать энергоемкие производства, так как территория будет энергоизбыточной.

Малый бизнес, конечно, не будет реализовывать такие крупные проекты. Но малые предприятия могут развиваться вокруг крупных. Примером может служить «Автотор». Я знаю людей, которые поставляют туда аккумуляторы. Поставка влечет за собой большой объем других работ. Автомобили, в свою очередь, возят контейнерами через Черняховск. Каждый день я проезжаю, вижу фуры — это много другой, смежной работы.

Торговать все время преференциями государство вряд ли согласится. С другой стороны, есть разные взгляды, есть разные подходы, я не готов сказать, какой именно будет принят федеральным правительством. Но решение все равно будет найдено, как оно было найдено в отношении предыдущего закона об ОЭЗ.

— Какова будет роль полпредства при выработке подобных предложений?

— Глава государства в ходе последнего визита позитивно отнесся к предложению разработать новый федеральный закон о регионе. Но, повторюсь, необходимо сначала выработать точную позицию, что именно хочет регион. Сколько собиралось разных представителей, но пока что есть только отрывки, нет конкретики. Мы будем активно участвовать в координации и обьединении предложений всех структур, всех уровней. Поможем на всех этапах.

— Звучит, в основном, все та же мысль — нужно понять, что мы хотим. 

— Да. И звучит желание продлить то, что было. Но если мы говорим об особом законе — есть хорошая практика всех заграничных территорий, которые существуют в других странах. Мы изучали этот опыт, там есть различные, интересные подходы. Нужно окончательно сформулировать, что мы хотим, конкретные предложения и следовать этому. Когда стихнут выборные баталии, надо садиться, спокойно двигаться в этом направлении.

— Критика положений существующего закона об ОЭЗ, звучащая из уст членов правительства, связанная с весьма серьезными выпадающими доходами бюджета, они оцениваются в 2,5 млрд рублей, достаточно неожиданна сейчас, спустя 5 лет после его принятия. Ведь это было очевидно при его разработке и обсуждении?

— Именно для этого и был установлен переходный период действия предыдущей редакции закона. Чтобы мы не оказались в ситуации, когда ранее созданные предприятия потеряли преференции, а новые еще не начали платить налоги. Сами налоговые льготы рассчитаны на приход новых инвесторов, поэтому так называемые «выпадающие» доходы — они вовсе не выпадающие. Это пока не поступающие доходы. Если есть попытка уйти от налогообложения, нужно предотвратить это вместе с налоговыми органами.

Если же будут закрываться старые предприятия... Знаете, совпадение этих двух дат — окончания переходного периода и ввода в строй первого энергоблока БалтАЭС, не планировалось. Но серьезные налоговые поступления должны придти в бюджеты, это будет своеобразный буфер просадки экономики. Да и сейчас, пока будем строить, много работ производится. Но предприятиям нужно думать, что делать дальше, а задача областного правительства — разобраться отдельно с каждым.

Текст — Алексей МИЛОВАНОВ, фото — из архива «Нового Калининграда.Ru».

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Критерий ненужности

Оксана Майтакова о том, нужны ли семьи с детьми региональным властям