Бухач за голосовач: что ждет тех, кто придет на участки в воскресенье

Все новости по теме: Выборы губернатора-2017

Низкая явка — это непременное следствие выборов, исход которых предрешен. Если, конечно, на избирательные участки не загоняют под дулами автоматов. Поэтому организаторы голосования и те, кто оказался рядом, всегда стараются подойти к процессу с огоньком. В иные годы избиратели могли разжиться на участках дешевыми пирожками, гречневой крупой или картофелем. Но продуктово-завлекательные технологии не стоят на месте, и предстоящая избирательная кампания обещает нам несколько модных веяний. Каких — в обзоре «Нового Калининграда.Ru».

«Голосовач» и другие

Стоит отметить, что неравнодушные к явке граждане на этот раз явно сделали упор на подрастающее поколение. Что понятно: молодежь по своей природе аполитична, голосует неохотно, и тот, кто все-таки найдет путь к ее сердцам, рискует сорвать банк. И никому бы не хотелось, чтобы банк ушел куда-нибудь в направлении штаба Навального. А эта тема весьма актуальна в контексте президентских выборов: никто уже и не скрывает, что нынешнее голосование — их генеральная репетиция.

Но в отличие от Навального, который предлагает все-таки близкую порывистой юной душе повестку, те, кто имеет отношение к нынешним избирательным проектам, решили сыграть на куда более толстых струнах. Не придумав ничего лучше, чем обратиться к потребительским устремлениям молодежи. Здесь первое место, безусловно, стоит отдать московскому АНО (автономной некоммерческой организации) «Центр прикладных исследований и программ» и его акции «Голосовач», которая пройдет 10 сентября не только у нас (в Калининграде и Советске), но и в таких городах, как Екатеринбург, Пермь, Томск, Нижний Тагил и Губаха, где также будут выбирать губернаторов.

Голосовач.jpg

Суть акции, у которой есть собственный сайт, в следующем: проголосовавший должен будет найти у избирательного участка промоутера с символикой «Голосовача», сделать фото в «инстарамке» и выложить его, с соответствующими хэштегами, в соцсестях. Потом из этих фотографий будут отобраны лучшие, победителям обещаны призы, среди которых — iPad Air, iPhone 7, Apple Watch. Кстати, насчет возраста участников на сайте ничего не говорится, поэтому теоретически в акции может принять участие кто угодно.

Перед тем как объявить о проведении акции, ее организаторы обратились в избирательную комиссию Калининградской области. Как сообщила корреспонденту «Нового Калининграда» председатель комиссии Инесса Винярская, были присланы даже образцы одежды, в которой будут работать промоутеры, и в итоге никаких препятствий для проведения «Голосовача» члены комиссии не усмотрели. «Понятно, что надо привлекать молодежь, и понятно, что нужно говорить на понятном ей языке, понятно, что это инструмент для привлечения», — пояснила собеседница. По ее словам, законодательство подобные конкурсы проводить не запрещает, естественно, при условии соблюдения всех правил и ограничений: отсутствия агитации за какого-либо из кандидатов, добровольности участия. В самом Центре прикладных исследований и программ «Новому Калининграду» пояснили, что привлекают для награждения победителей исключительно спонсорские средства.

«Литр пенного за селфи»


Еще одна акция, объявленная в этот день в некоторых городах региона (Черняховске и Зеленоградске), называется «Ты знаешь, чего хочешь. 1 литр пенного за селфи на избирательном участке». Она вызвала у избиркома куда больше вопросов. Инесса Винярская даже поначалу высказала предположение, что это фейк: в данном случае в избирком никто ни о чем не предупреждал. Примечательно, что одно из объявлений было опубликовано в группе «Клуб мам Черняховск» «ВКонтакте». Мамы (или мам) призывают сделать селфи на избирательном участке, а потом показать фото бармену в магазине «Пивной двор» — за это авторам фото обещан литр пива. Поначалу в объявлении были указаны адреса двух магазинов, после обеда среды остался один. Также аналогичные объявления размещены в зеленоградских сообществах «ВКонтакте»: «Подслушано Зеленоградск», «Доска объявлений Зеленоградск» и т. д.



Как пояснила Инесса Винярская, сейчас проверкой этих объявлений по обращению избиркома занялась полиция, и уже выяснилось, что один из первоначально указанных черняховских адресов точно является фальшивым, поскольку никаких магазинов по нему нет. «Как только мы это увидели (представители избиркома также обнаружили объявления „ВКонтакте“ — прим. „Нового Калининграда“), мы, естественно, заинтересовались, потому что никоим образом избирательный процесс не может быть связан с подобного рода предложениями, хотя бы из этических соображений», — рассказала председатель комиссии. Также она отметила, что официально «никто не взял на себя ответственность за достоверность информации о проведении данной акции». И.о. главы местной администрации Сергей Булычев и вовсе заявил «Новому Калининграду», что ничего об этом не знает: «Не слышал про эту акцию, по линии избиркома точно такого не было. Сейчас буду разбираться».

Однако в сети магазинов «Пивной двор», логотип которой значится на объявлениях, своей причастности к «Литру пенного за селфи на избирательном участке» отрицать не стали. Специалист по связям с общественностью «Пивного двора» Надежда Куликова пояснила «Новому Калининграду», что в Черняховске по франшизе работает партнер этой сети, а причиной проведения акции стала «гражданская позиция» руководства сети «Пивной двор» и ее партнера, удрученных традиционно низкой для Калининградской области явкой во время выборов. «Мы понимали, что со стороны общественности будет какая-то [негативная] реакция, потому что алкоголь в России — тема щепетильная, но на самом деле мы всегда выступали за культуру пития», — пояснила она.

Янтарная лотерея

Впрочем, «Пивной двор» не стал единственным предприятием региона, которое попыталось, выражаясь молодежным языком, получить «хайп» на предстоящих выборах. К «Голосовачу» и «Литру пенного за селфи» присоединилась лотерея в честь 70-летия Калининградского янтарного комбината. Активно привлекать к участию в ней комбинат решил, в частности, избирателей в Гусеве и Советске. Как говорится в объявлениях комбината, там в воскресенье у избирательных участков будут дежурить его представители и раздавать пригласительные билеты на лотерею. В случае с Гусевом она пройдет в местном ФОКе в тот же вечер, и разыгрываться, судя по тексту и изображению, будут скутеры, велосипеды, планшеты, телефоны, пылесосы и т. д.

Гусев онлайн1.jpg

Янтарный комбинат тоже избирательную комиссию предупреждать не стал, но его лотерея никакого противодействия с ее стороны не вызвала. Как рассказала Инесса Винярская, избирком, узнав об этой акции из своих источников, направил письмо директору комбината Михаилу Зацепину, в котором предупредил о недопустимости нарушения закона (агитация за кандидатов, принуждение к участию в лотерее, нахождение на самом избирательном участке). Препятствовать же работе тех, кто будет раздавать пригласительные у избирательных участков, избирком в случае отсутствия указанных нарушений не будет. «Запретить или как-то вмешаться избирательная комиссия не может, — сообщила она. — Понятно, что комбинат для раздачи приглашений просто выбрал место с наибольшим скоплением жителей». Сам Янтарный комбинат свои мотивы предпочел оперативно не объяснять: его пресс-секретарь Анна Манахова попросила обратиться с официальным запросом по этому поводу.


Текст — Оксана Ошевская, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград». В качестве иллюстрации также использованы скриншоты сайтов Golosovach.ru и Gusev-online


Комментарии к новости

Чиновник эпохи разочарования

Вадим Хлебников о том, почему за два года Антон Алиханов не сумел оправдать надежд.