"Сдав" Белоруссию, Россия неизбежно потеряет Калининградский анклав

Все новости по теме: Калининградский анклав

В Минске 17 октября должен был состояться юбилейный, 15-й саммит СНГ. Не состоялся. Вместо этого в Москве вспыхнул новый скандал – заговорили о "торговой блокаде" Белоруссии со стороны России.

Два дня спустя выяснилось, что "блокада" – это слишком громкое слово. Речь идет не об эмбарго, а об "ответных мерах на дискриминацию российских товаров при проведении Минском госзакупок".
Но дело уже было сделано. Призрак "холодной войны" замаячил на горизонте так и не оформившегося Союзного государства.

Причина конфликта, конечно, не в дискриминации. О ней, действительно, говорят уже много лет, хотя, если поглядеть на проблему с другой стороны, стремление небольшой страны защитить свою экономику от давления другой, пусть братской, но очень большой, не должно вызывать возмущение. Скорее всего, российская экономика не замечает этой дискриминации вовсе, а протекционистская политика Минска, создающего крайне неблагоприятные условия для покупки белорусских предприятий российскими олигархами, раздражает главным образом этих олигархов, но никак не Россию в целом.

Между тем, жесткая позиция МЭРТ РФ, озвученная замом Германа Грефа Андреем Шароновым, стала всего лишь очередным шагом на пути к открытому конфликту между Россией и Белоруссией. А залп главного калибра ожидается 1 января 2007 года, когда "Газпром" поднимет цены на газ для Белоруссии в четыре раза – с $ 46,68 до $ 200 за тысячу кубометров. После этого "сильного хода" российского сырьевого монстра о братских отношениях с Белоруссией можно будет забыть окончательно.

Хуже, чем сейчас, российско-белорусские отношения были только в феврале 2004 года, когда "Газпром", раздосадованный неуступчивостью белорусского президента в вопросе о продаже магистральных газопроводов "Белтрансгаза", на сутки приостановил поставки газа западному соседу. Тогда дело закончилось поражением "Газпрома": Лукашенко попросту отключил от газовой трубы Литву и Польшу, и заморозил Калининградскую область, а "Газпром" "попал на деньги" – ЕС, несмотря на антипатию к белорусскому режиму, выставило счет вовсе не Минску, а российскому поставщику.

Теперь, спустя почти три года, ситуация вновь обостряется, и снова из-за вожделенных газопроводов. "Газпром" по-прежнему намерен получить в собственность инфраструктуру "Белтрансгаза", а Минск все так же не собирается ее продавать. Точнее, собираются, но по ценам, которые заведомо не устраивают "Газпром". Три года назад "Газпром" предлагал за нефтепроводы миллиард долларов, а Лукашенко просил пять миллиардов. Теперь ставки, видимо, поднялись, но конкретные цифры сторонами не разглашаются. Понятно, что Белоруссия не хочет расставаться с контролем над своей газотранспортной системой – продав активы "Белтрансгаза", она окажется совершенно беззащитной перед российским сырьевым гигантом, и если "Газпрому" захочется через пару лет поднять цены до, скажем, тысячи долларов за тысячу кубометров, Минску уже нечем будет ответить. Понятно, что и "Газпром" будет давить на западного соседа до последнего: приближающаяся либерализация газового рынка ЕС заставляет ведомство Миллера добиваться контроля над транзитными трубопроводами стран ближнего зарубежья. Каким же может быть итог этого противостояния?

Цена в $ 200 для Белоруссии, конечно же, нереальна. Но вряд ли "Газпром" сумеет добиться своего: у Минска достаточно возможностей для "симметричного ответа". Белоруссия, например, является ключом к Калининградскому анклаву. Кроме того, Александр Лукашенко активно налаживает контакты с другими сырьевыми державами – Венесуэлой и Азербайджаном. И если дружба с Уго Чавесом вряд ли решит в ближайшей перспективе проблемы с поставкой энергоресурсов в Белоруссию, то недавний двухдневный визит в Минск президента Азербайджана Ильхама Алиева должен был прозвенеть тревожным звоночком для сторонников жесткой линии в "Газпроме". Ведь переориентация Лукашенко на Азербайджан в качестве главного энергетического поставщика может в перспективе обернуться присоединением Белоруссии к блоку ГУАМ. Таким образом, "Газпром" не просто оттолкнет ближайшего союзника Москвы, но и усилит позиции противников России на постсоветском пространстве.

И вот тут возникает закономерный вопрос: кому это выгодно?

Россия сейчас, откровенно говоря, не богата союзниками. Отношения со странами бывшего СССР находятся в диапазоне от расчетливого нейтралитета до балансирования на грани военных действий.

Белоруссия – единственное государство, постоянно позиционирующее себя как "братское" по отношению к России. Более того, Союзное государство России и Белоруссии – тот самый пробный камень, который призван продемонстрировать возможность создания нового жизнеспособного альянса на руинах неэффективного СНГ. От того, удастся реализовать этот проект или нет, зависит очень многое – и прежде всего, судьба России как региональной сверхдержавы.

Почему, ведя позиционную дипломатическую войну с Грузией, пытаясь удержать в своей орбите неумолимо дрейфующую в сторону НАТО Украину, проводя невнятную политику в Средней Азии, Россия стремится испортить отношения со своим последним искренним союзником? В чем скрытый смысл этой геополитической комбинации? И есть ли он вообще?

Многие сторонники союза с Россией в Белоруссии считают, что "газовая война" – дело рук тех сил в российском руководстве, которые, явно или опосредованно, выполняют указания пресловутого "вашингтонского обкома". Нет сомнений в том, что для США объединение РФ и РБ – настоящая кость в горле. Вполне возможно, что Америка действительно старается лоббировать свои интересы в этой области, оказывая давление на тех или иных чиновников на разных уровнях российских коридоров власти. И все же списывать кризис в российско-белорусских отношениях на очередную "теорию заговора" было бы не совсем правильно.

Вспомним, что в конце 2005 года цены на газ, поставляемый Белоруссии, оценивались "Газпромом" как вполне справедливые и "рыночные". Отвечая на вопрос журналистов о том, какой рыночный смысл имеют поставки российского газа Белоруссии, тогдашний генеральный директор ООО "Газэкспорт" Александр Медведев прямо заявил, что Россия и Белоруссия строят союзное государство. Теперь позиция "Газпрома" коренным образом изменилась. Ведомство Миллера хочет любыми путями получить контроль над магистральными газопроводами, и это единственный аспект отношений с "союзным государством", который его действительно интересует. Будет ли Белоруссия союзником России или ее противником, "Газпрому" не так уж важно. Главное – приобрести активы "Белтрансгаза".

С точки зрения бизнеса, это, возможно, правильно. Но с каких это пор интересы бизнес-структуры, пусть даже такой влиятельной, как "Газпром", отодвигают на второй план интересы государства? Не вызывает сомнений, что, ведя свою затяжную, и, по-видимому, обреченную на поражение войну с руководством Белоруссии, "Газпром" оказывает России поистине медвежью услугу. Мало того, что он, скорее всего, не получит ни активов "Белтрансгаза", ни 200 долларов с тысячи кубометров газа, поскольку Минск найдет себе других партнеров – значительно хуже то, что своей агрессивной политикой "Газпром" окончательно похоронит проект Союзного государства и ослабит Россию на западном направлении.

Потеря Белоруссии-союзника неизбежно приведет к появлению Белоруссии-противника: свято место пусто не бывает. Польша и страны Балтии сделают все возможное, чтобы усилить свое влияние на Белоруссию, и можно не сомневаться, что после ухода Лукашенко бывшая братская республика вольется в ряды "санитарного кордона", ограждающего Россию с запада.

Еще хуже, что "сдав" Белоруссию, Россия неизбежно потеряет Калининградский анклав. Транспортные потоки на порты Калининграда будут переориентированы на терминалы Польши и Литвы. К проблемам литовского транзита прибавятся еще проблемы транзита белорусского. Через несколько лет это приведет к тому, что и без того дотационный Калининград превратится в настоящую черную дыру, и его сохранение в составе Российской Федерации станет абсолютно нерентабельным. В результате Россия лишится не только союзника, но и стратегически важного участка своей территории.

Странно, что подобная самодеятельность, откровенно вредящая интересам России, продолжает сходить "Газпрому" с рук уже несколько лет подряд. Возможно, дело в том, что ведомство Миллера уже много лет является одним из главных спонсоров "партии власти", и видные представители "Единой России" обеспечивают ему необходимое политическое прикрытие. Как бы то ни было, настала пора разобраться в том, чьи именно интересы защищает "Газпром", пытаясь поссорить Россию с ее союзником – братской Белоруссией.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Новая политика

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.