О заигравшихся

Все новости по теме: «Единая Россия» в Калининграде
Восьмого ноября Дума собирается рассмотреть в первом чтении законопроект депутатов-единороссов Мокрого, Жидких, Огонькова и Сарычева, позволяющий искоренить выборных градоначальников в столичных городах регионов. Законопроект этот противоречит действующим нормам, он скандален и неразумен, но имеет шансы быть принятым. Похоже, четверо единороссов, равно как и те, кто поддерживает эту затею, просто утратили адекватное представление о реальности — отнюдь не только по части городского самоуправления.

Что предлагается? Предоставить региональным властям, то есть губернаторам, право решать, оставить ли в столице их региона всё как есть или упразднить в ней выборного мэра. Точнее, само место, где может оказаться выборный мэр: упразднить губернский город как единую муниципию, разделив её на несколько «внутригородских территорий». Доходные и расходные статьи бюджета упраздняемого города региональная власть по собственному усмотрению распределит между собой — и бюджетами новых псевдомуниципий. Понятно, какими будут эти новые бюджеты: в обрез на развешивание флагов по праздникам — впрочем, прямо об этом в проекте не сказано.

Зачем это предлагается? В пустейшей пояснительной записке сказано только одно: для «сбалансированности разграничения полномочий между региональным уровнем государственной власти и местным самоуправлением». То есть вслух сказать нечего.

Зачем это предлагается на самом деле? Не вопрос. Мэры региональных центров от веку грызутся с губернаторами, что приобрело со вступлением большинства губернаторов в ЕР явственный антипартийный оттенок — даже если мэр и сам единоросс. Хуже того, октябрьская серия выборов показала, что в столицах регионов за ЕР голосуют куда скупее, чем в глубинке, да и явку дают хилую, а с мэра за это не спросишь, потому что он выборный. Ну и экономические мотивы забывать не надо. В регионы пошли деньги, городское имущество дорожает, мэры губернских центров стали контролировать неплохие финансовые потоки… «Что ты жрёшь? Дай мне!».

Почему это незаконно? Потому, что это противоречит Конституции (прямое вмешательство госвласти в дела местного самоуправления, которое не входит в систему государственной власти) и прямо провоцирует дальнейшие громкие нарушения закона. Чиновничье разделение региональных столиц на псевдомуниципии принципиально антизаконно. Статья 131 Конституции постулирует: «Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учётом мнения населения соответствующих территорий». Статья 24 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ диктует способ учёта мнения населения в таком вопросе, как «преобразование муниципального образования»: через местный референдум, который не будет признан состоявшимся, если на него придёт менее половины избирателей. Можете вы себе представить, что население Томска, или Калининграда, или любой другой губернской столицы согласится с упразднением своего города как единого целого, да ещё дружным строем явится это засвидетельствовать? И я не могу. Но если законопроект пройдёт, губернаторам захочется им воспользоваться — многие уже говорят об этом прямо. Значит, либо они будут, круша закон, как-то уклоняться от референдума, либо устроят такой референдум, что даже видавший виды ЦИК взвоет.

Почему это неприлично? Потому что с истинно младенческим — или дикарским — простодушием демонстрируется следование принципу «если нельзя, но очень хочется, то можно». И ведь сами инициаторы затеи прекрасно знают, что нельзя. Профессор Глазычев обратил внимание на их хитрость: законопроект зарегистрирован без даты и под тем же номером, под которым авторы полгода назад уже запускали законопроект сходного содержания — аннигиляция мэров как класса. Тот проект не только был встречен в штыки муниципалами, но и получил отрицательный отзыв правительства. Трюк с номером осложняет задачу противников нового проекта — ведомства могут отвечать: по бумаге с номером таким-то мы уже отписались. Мелочь, конечно, но очень уж характерная.

Почему это неумно и даже вредно? Город существует объективно, а субъект федерации — в результате давних или недавних, умных или глупых решений начальства. Первый, то есть город, способен развиваться, второй — нет: как могут развиваться пятна на карте? Регион способен только создавать более или менее благоприятные условия для развития муниципий. Сдвиг денег и полномочий, связанных с решением местных задач, на региональный уровень неизбежно ухудшит возможности развития — тем неизбежнее, что команда назначенного губернатора не будет интересоваться мнением горожан о своих действиях.

Сторонники этой новации кто прямо, кто намёками ссылается на опыт Москвы, где местное самоуправление тоже «обозначено в меню, а в натуре нету». Некорректная ссылка. В Москве текут такие денежные потоки, что много чего можно наворотить — и долго-долго по видимости всё будет в порядке. В губерниях поток много мельче, и камни из-под него начнут выступать очень скоро.

Но в том-то, однако, и дело, что в губерниях деньги тоже появились — следствие чего мы здесь и наблюдаем. Бюджеты растут, и у людей, полностью поглощённых злобой текущего дня, создалось впечатление, что это весьма относительное изобилие позволяет без риска делать всё, что кажется удобным для решения сиюминутной политической задачи. Чего бояться? Выйдет что не так, есть чем смазать завизжавшие шестерёнки — ср. историю с монетизацией льгот. А тут эти азартные люди могут ошибиться. Обратите внимание: весь период построения вертикали власти, которую авторы нашего законопроекта так неуклюже пытаются продлить ещё на этаж вниз, шёл на фоне неизменного роста цен на нефть. Не скажу, что в результате — всё-таки деньги страна зарабатывает не только экспортом сырья, — но бесспорно на фоне. Как построенные механизмы будут работать, когда (ну ладно, если) рост цен прекратится, а тем паче сменит знак, мы пока не знаем — сейчас первый эксперимент только ставится. Довольно очевидно, что большие города среди первых почувствуют перемену доходного климата. Зачем — пусть с точки зрения интересов самой ЕР — к этому моменту так уж доходчиво объяснять их жителям, что каждая мелочь их жизни управляется не ими, а федеральной властью и её, власти, партией?

Боюсь, это называется — заигрались.
Источник: Эксперт

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.