Казачий атаман Сергей Данилевский, снискавший внезапную медиа-известность в связи со скандалом с подделкой наград, рассказал в интервью корреспонденту «Нового Калининграда.Ru», за что ему достались награды и где он служил, а также заявил, что «казачество формируется как весомая политическая сила», а лица, заинтересованные в развале России, пытаются этому противостоять.
— Понимаете, для того чтобы ответить на этот вопрос, мне надо немного углубиться в историю. Каждый человек — он либо как гражданин сам по себе, либо как часть какого-то общественного объединения. В данном случае мы говорим об атамане Балтийского отдельного казачьего округа.
Задачи атамана определены федеральным законом. Казаки должны служить в Вооруженных силах, обеспечивать охрану госграницы, охранять порядок на транспорте, производить сельскохозяйственную продукцию. Таких задач у нас 18.
Может быть, плохо то, что не все знают, чем мы занимаемся. Мы не закрыты, но не видим большого интереса к нашей деятельности со стороны СМИ. Мы сотрудничаем со многими госструктурами. Если мы достигаем какого-то результата, то они поощряются определенными наградами. Нам не цепляют, кто что захотел. Вся работа сопровождается определенной процедурой. Если результаты весомы, то ведомство поощряет нас своими наградами, а государство, если замечает наш вклад, — государственными.
У меня государственных наград Российской Федерации нет. Есть государственные награды Калининградской области, есть общественно-государственные награды — от ДОСААФ, есть награда от Союза ветеранов Афганистана за совместную работу. Есть награды различных ведомств, казачьи — тоже ведомственные.
— Какие у вас ведомственные награды?
— Казачество имеет всероссийские награды, и есть свои внутренние награды у каждого округа, которые согласованы с геральдическим советом при президенте. У нашего округа наград всего 4. Хотя и в других войсках есть 6, 8 наград — не сотни.
— Так вам какие награды достались?
— Вот я взял за последние два года (Данилевский достает две увесистые папки с грамотами и справками о наградах — прим. «Нового Калининграда.Ru»). Это наша работа и наша жизнь. Даже многие казаки всего этого не видели.
Вот в 2003 году Данилевский награжден наградным крестом за заслуги перед казачеством России. Тогда еще удостоверения даже не было — выдавались только грамоты. В 2005 году я получил третью степень этого же креста. За что? За оказание помощи Западному УМВД на транспорте в исполнении возложенных задач. Дальше идут грамоты, дипломы — от церкви, от полпредства, от администрации города, благодарности Думы. Немало, видите? Видите, надо долго и плодотворно работать, чтобы получить какие-то награды.
— Ваша долгая и плодотворная работа на ниве казачества сколько продолжалась?
— Ну, если честно, я начал ее еще в 90-е годы на Украине, где я жил. И вот она продолжается до сих пор. В роли атамана я — с марта 2007 года. До этого я был замом атамана еще 3 года. Все мы идем по карьерной лестнице и получаем определенные вещи. Чтобы это понять, надо почитать, за что была получена каждая из них. Многие казаки их всех не видели. Я сами награды не ношу — колодки в основном. По закону мы должны на форме носить колодки от наград. Вот одна из последних, которую мне вручили, — «За заслуги перед Санкт-Петербургом». Вот даже там оценили нашу работу.
— А есть боевые награды?
— Имею ли я право носить колодочки? Вопрос, наверное, снимается. Из-за чего поднялся сыр-бор? Кто-то на моей фотографии увидел, что на моей колодочке, как кому-то показалось, медаль «За отвагу», а я не имею право такой носить, потому что не воевал. В ответ я всегда говорю: как я служил, как я воевал — это вопрос второй. Но у меня нет медали «За отвагу». Но они говорят — нам показалось. У меня крест — «Польза, честь и слава». Вот его ленточка — я распечатал, к сожалению, эту колодку сегодня не взял: вы можете увидеть на распечатке, что ленты этих наград разные.
— Так все-таки вы служили?
— Как мне доказывать: служил я или не служил? Служил я очень давно — 32 года назад это было. Служил я очень неплохо — можете почитать бумагу, как я служил.
— Корреспондент «Невского времени» говорит, что вы рассказывали ему о службе в Афганистане.
— Он может говорить все, что угодно. Когда мне позвонил журналист «Невского времени», он спросил у меня: где вы служили, где вы были. Ему, как и вам, я предложил встретиться лично. Я сказал, что служил в 229 мотострелковом полку 72 мотострелковой дивизии первой общевойсковой армии. Если бы я служил в Афганистане и у меня на то были бы документы, я бы про то открыто говорил.
Какая была у кого служба — тем более, в те времена — вопрос достаточно щепетильный. Я исхожу из одной позиции: есть бумага, что я служил, — я служил, есть бумага, что я хорошо служил, — значит, я хорошо служил, нет у меня бумаги, что я воевал, — значит, я не воевал. Понятно?
Он говорит, что полк никогда не был в Афганистане. Я и не говорю, что был. Но там служила масса людей, которые были командированы в Афганистан. Тот же Булычев Сергей Васильевич, который служил там после меня.
Что вызывает мое возмущение? Я не думаю, что вопрос в Данилевском. Если бы я кого-то волновал, вопрос бы поднялся лет 5 назад. К тому же, шум поднимается, когда есть какой-то повод. Если бы я где-то выступал и говорил: «Я как участник боевых действий лег грудью на пулемет», — то меня бы спросили: «На какой пулемет ты лег, если ты не воевал?». Но я так не говорил, в бумагах такого не писал. То есть, дело не во мне.
— Если не в вас, то в ком?
— Сегодня казачество формируется как весомая политическая сила. Плохо, может быть, что не все знают о наших делах, они связаны со многими вопросами масштабного плана: хотим создавать казачьи поселения, осваивать земли, нести государственную службу. Кому-то, я думаю, вот эта ситуация неинтересна.
— Кому? Давайте напрямую.
— Я вам, что, фамилию должен назвать?
— Можно и фамилию.
— Нет такой фамилии. Не могу сказать: Иван Иванович Иванов воюет против нас. Но, судя по тому, как накаляется обстановка, думаю, есть определенные силы, которые в этом заинтересованы. В России ли эти силы, или это агенты присутствия других государств… Давайте возьмем другой вопрос: все мировое сообщество — понимаете, о ком я говорю? — заинтересовано в сильной России? Думаю, нет. Потому что у них есть планы и проекты. Союз развалили, теперь — Россию. Вот эти события — даже межнациональные конфликты — кто-то разогревает.
— По-вашему, это мировая закулиса?
— Я не называю. Но процесс такой есть, он чувствуется. Соответственно, любая здоровая сила в России, которая служит укреплению ее, сплочению, единению — неинтересна.
— Казачество…
— Это та сила, которая служит единению России. Так всегда было. Мы остаемся верными своему девизу: «За веру, народ и Отечество». За веру. Обратите внимание, сколько в последнее время нападок на русскую православную церковь. Очерняют, шельмуют священников, есть нападки и на патриарха. Народ. Народ опять пытаются разъединить, у нас все время появляются конфликты. Отечество? Кто-то хочет, чтобы оно не было сильным.
— По вашему мнению, претензии к РПЦ, межнациональные конфликты, скандал вокруг вас — явления одного порядка?
— Да. Это ведь не только у нас. Возьмите по другим казачьим обществам.
— Давайте все же вернемся к нашему региону. Кем эти силы представлены в области?
— У нас нет таких документов, чтобы назвать конкретную фамилию. Но мы чувствуем, что такой процесс идет. Некоторые журналисты начинают раздувать сенсацию на пустом месте. Вы откройте интернет — посмотрите, кто плохо пишет про казаков. Одни ведь пишут, что все казаки — гады, сволочи и ряженые.
— Возвращаясь к наградам — на сайте академии русской символики «Марс» есть сообщение о том, что за крест «Вера, честь и слава. Адмирал Ушаков» не была внесена плата. Говорится, что вы заказывали крест, но не оплатили.
— Чушь. Я не заказывал его. Я напишу на своем официальном сайте, что вы — ангажированный журналист, получили миллион долларов от ЦРУ и проводите подрывную работу. Вообще не я этот крест заказывал, там, в договоре, другие люди. Если бы они считали, что кто-то их обманул, они должны были подать в суд. Они в суд не подали, ограничились тем, что написали на сайте чушь.
— А вы почему на них в суд не подадите? Получается же, что вас оклеветали?
— Знаете, ведь разговор идет о событии прежних лет. Кресты-то заказывали, когда я еще атаманом не был. Через несколько лет они просыпаются и пишут: Данилевский не оплатил.
— Так что ж вы в суд-то не пойдете?
— Если я буду судиться за все, что пишут, то я работать не буду. Знаете, я для этого креста только эскиз разработал. Если бы мы не оплатили, нам бы и кресты не отдали. Им оплатили 100-процентную предоплату, а потом они заявили, что в процессе работы себестоимость увеличилась. Они получили 100 тысяч, а потом сказали — еще 80 тысяч доплатите. Прошлый атаман решил: пусть идут-гуляют, у нас договор оплачен. Они решили написать чушь.
— То есть, вместе с почетным крестом вы получили и порцию позора?
— Ну вот так вышло.
— Кто вам вручил этот крест?
— Крест заказывался для Балтийского отдельного казачьего округа — это 2005 год.
— Вы упомянули, что изготовление креста стоит 100 тысяч рублей.
— Не одного, а нескольких десятков. Каждая награда имеет какую-то себестоимость при изготовлении.
— Вы жаловались на то, что люди не знают, чем занимаются казаки. Если отвлечься от того, что сказано в федеральном законе, что часто пишут в пресс-релизах официальных ведомств, вы могли бы сами кратко объяснить, чем вы занимаетесь?
— Основная цель казаков — воспитание молодого поколения. Каждый из здесь сидящих этим вопросом занимается, создавая военно-патриотические, оборонные клубы, спортивные общества. У нас сейчас 4 клуба спортивных, ансамбли, где молодежь поет, выступает.
К сожалению, у нас есть потерянное поколение какое-то. Знаете, когда развалился Союз и была каша, поколение появилось — на них страшно смотреть, у них нет интереса. Интерес в чем? Музыку послушать, я уж молчу про выпивку, наркотики и другие нехорошие вещи.
Наша задача — чтобы нация русская не вымерла. Для этого, как говорят в экономике, должно быть расширенное воспроизводство. У нас должны быть большие семьи, в них должно быть много детей. Все остальное наложится.
Что еще? Казачьи крестьянско-фермерские хозяйства производят продукцию для нужд Калининградской области — картошка, морковь. 30% лука производят наши, под 60% капусты в области производят казаки.
Мы должны жить спокойно в государстве. Казаки патрулируют летом в вечернее время парк Центральный, парк 40-летия. Но мы-то не можем все функции государства исполнять. Если в милиции 10 тысяч штыков, которые за это получают деньги, у нас — 2 тысячи штыков, которые еще где-то работают.
Для того чтобы они осуществляли патрулирование, должны быть подписаны договора. Сейчас договора подписаны с теми муниципалитетами, где казаки несут службу — Советск, Балтийск, Янтарный. Не было генерального соглашения с УМВД по Калининградской области. Сейчас мы его подписали и разрабатываем схему, согласно которой будем дежурить в Калининграде.
Но вот опять же: федеральный закон говорит о том, что государственная и иная служба российского казачества должна оплачиваться из бюджета. Сейчас, кроме нескольких мест, служба не оплачивается. Казаки ходят даром. Если вы хотите, чтобы что-то казаки делали, надо выполнять и свои обязательства. Есть регламент, по которому мы должны получать деньги, а мы их не получаем. Но мы не возмущаемся. В том объеме, в котором возможно, мы несем службу, надеемся, что спорные моменты будут отработаны. Сейчас разрабатываем программу патриотического воспитания молодежи, которая должна быть принята правительством. Она небольшая, предусматривает определенные деньги, чтобы с молодежью работать, заниматься ее физическим, моральным и духовным воспитанием.
— К программам по патриотическому воспитанию тоже возникают вопросы. Охрану территорий еще как-то можно заметить, а как измерить патриотичность воспитания?
— Столько-то детей прошло подготовку, они все дружно пошли в армию и ни один не бегал от нее. Они пришли в армию подготовленными специалистами. Они знали команды, знали, как встать в строй! Сейчас ведь год служат. Для того чтобы он был заранее подготовлен, нужна наша работа. В наших клубах прошли подготовку 1,5 тысячи ребят. Большая часть из них пошла в военные вузы, меньшая — в гражданские, пошли служить в армию, в силовые структуры. Они все были здоровые и физически подготовленные: умели владеть оружием, обладали навыками рукопашного боя, выживания в экстренной ситуации и имели внутренний стержень. Сейчас мы предлагаем новую программу по подготовке молодежи.
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter