Эксперимент в 15 лет: как началась и почему провалилась муниципальная реформа

Фото — Алексей Милованов, «Новый Калининград»
Все новости по теме: Муниципалитеты

В четверг, 19 апреля, депутаты областной Думы проголосовали в первом чтении за преобразование Балтийского района в городской округ. Это был последний муниципалитет в Калининградской области, где сохранялась двухуровневая система управления. «Новый Калининград» вспоминает, кто стал инициатором введения двухуровневой системы управления в муниципалитетах и почему она не прижилась.

История с разделением муниципальной власти на два уровня уходит своими корнями в 2003 год, когда федеральные власти решили ввести понятную систему муниципального управления. Крупные территориально сконцентрированные города, такие как Калининград или Советск, должны были иметь один уровень власти со своим советом и главной, а обширные территории, на которых находилось несколько сравнительно небольших поселений, такие как Черняховский или Гвардейский округа, — два уровня. Логика состояла в том, чтобы сделать власть ближе к народу и у жителя небольшого поселения на востоке области была своя поселковая администрация и Совет депутатов, а над ними администрация и райсовет, который бы решал уже общие вопросы.

Проблема данной инициативы состояла в том, что она изменяла сложившийся уклад и разбивала монополию власти муниципальных глав. У них, по сути, отнимали часть полномочий и передавали на уровень советов и глав низового уровня.

Федеральная инициатива начала внедряться в области еще при губернаторе Владимире Егорове и фактически была саботирована через несложный бюрократический прием: подавляющее большинство обширных территорий вместо того, чтобы сделать районами, назвали городскими округами и оставили в них одноуровневую систему управления.

Так, юридически городами оказались, например, Полесский, Славский, Гусевский, Черняховский и Гурьевский районы. Потом прокуратура пыталась оспорить такую практику, но вопрос дошел до Верховного суда, который встал на сторону региональных властей, и решение было «зацементировано».

Статус-кво сохранялся недолго, до того, как место губернатора занял москвич Георгий Боос. Он счел практику саботажа федерального законодательства неприемлемой и начал дробить территории вне зависимости от того, что об этом думают их главы. Боос обратился в областной Уставный суд. Это своего рода независимый региональный конституционный суд, финансируемый из регионального бюджета, чьи решения не могут быть обжалованы в вышестоящей инстанции. 

В итоге Уставный суд просто признал законы о преобразовании муниципалитетов эпохи Егорова не соответствующими уставу и отменил их без возможности обжалования решения.

Боос дробил все территории, даже такие как Балтийский и Светлогорский округа, которые по причине своей компактности и концентрированности населения вполне могли оставаться городами. Именно такие решения и породили основные муниципальные конфликты эпохи Бооса. Сопротивление светлогорских властей закончилось уголовным делом против мэра Олега Верниковского и его последующим увольнением. Глава Балтийска Федор Ярошевич, открыто протестовавший против муниципальной реформы, также стал объектом уголовного преследования по подозрению в нецелевом использовании бюджетных средств, а затем отстранен от руководства городом.

Такая решительность убедила остальных муниципальных глав не протестовать. На тот момент гусевский глава Николай Цуканов, не хотевший терять всю полноту власти, аккуратно предлагал Боосу сделать исключение хотя бы для него, но после того, как губернатор его публично осадил, муниципальный глава на бунт не решился.

Формально нежелание «дробиться» муниципальные главы объясняли стремлением сэкономить на содержании административного аппарата, так как каждому уровню власти требовались своя администрация и совет депутатов.

Разделение власти на уровни порождало конфликты в богатых приморских территориях. Одним из наиболее ярких было противостояние на тот момент главы Зеленоградского района Валерия Губарова и руководителя Зеленоградска Сергея Кошевого.

Когда Николай Цуканов занял губернаторское кресло, начался обратный процесс. К концу 2011 года родной район губернатора пережил обратное превращение в город. За ним начнут преобразование и другие территории. По иронии судьбы, превращением Зеленоградска из района в город на посту министра муниципального развития области занимался Сергей Кошевой. Объединив два уровня муниципальной власти, он в итоге встал у руля муниципалитета, а его бывший оппонент Валерий Губаров ушел в областную Думу.

В последнюю очередь обратные преобразования начались в Светлогорском и Балтийском районах — на территориях, искусственно сделанных районами в эпоху большой кампании по дроблению муниципальной власти Георгия Бооса. Сегодня, 15 лет спустя после запуска федералами муниципальной реформы в Калининградской области, можно констатировать, что она была полностью отыграна назад.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.