Сегодня Совет Госдумы рассмотрит развитие российско-белорусских отношений

Все новости по теме: Проблематика ПРО
Приоритетом в отношениях между двумя странами, как накануне заявил спикер Госдумы Борис Грызлов, остается создание Союзного государства Белоруссии и России. О том, что курс на его строительство неизменен, на днях сказал и президент Владимир Путин. И сегодня, видимо, на заседании Совета нижней палаты Федерального собрания РФ прояснится, как Москва намерена вести свой диалог с Минском, который в последнее время порой носил крайне недружественный характер. Причем с обеих сторон.

- Мы в угоду России всегда были в одной лодке с ними, - сетовал на недавней встрече с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым президент Александр Лукашенко. - Если бы мы проводили прозападную политику, здесь, в Белоруссии, давно бы стояли натовские войска. Раньше, чем в другой стране, они были бы здесь. Однако мы всегда были с Россией.

Перед этим, в самый разгар нефтегазового кризиса, заставившего забеспокоиться и калининградцев, Лукашенко, напомним, обмолвился о планах начать взимать плату за российские военные объекты в Белоруссии. Коснулся он этой темы и беседуя с Зюгановым:

- Россия не учитывает значительную помощь Белоруссии Калининграду, выгоду от размещенных в республике военных баз, дешевого транзита, охраны западных рубежей Союзного государства, а также другие услуги.

Лидер КПРФ заверил президента в том, что россияне все это ценят. И в целом уважительно относятся к белорусскому народу. Но конфликт, связанный с транзитом энергоносителей, конечно, не мог не сказаться на отношении граждан РФ к Лукашенко и его стране. На днях ВЦИОМ провел опрос на эту тему.

Почти половина опрошенных (45%), как выясняется, виновником нефтегазового конфликта считают исключительно белорусскую сторону. Треть респондентов (32%) полагают, что в равной степени виновны и Москва, и Минск. И только 10% всю ответственность возлагают на Россию.

Каждый пятый (19%) воспринимает жесткость России как реакцию на недружественную политику Лукашенко. 57% убеждены, что такая позиция нашей страны продиктована экономическим прагматизмом. 9% полагают, что корни конфликта - в стремлении России активизировать интеграционный процесс. И еще 8% поддержали версию: руководство нашей страны хочет ослабить позиции Лукашенко.

«Победу» Москвы отметили 29% опрошенных, Минска – 18%. О взаимовыгодном итоге российско-белорусских переговоров говорят 23%, о взаимном проигрыше – 10%.

В самом деле, кто тут выиграл? Депутат Госдумы от Калининградской области Владимир Никитин, который, как известно, входит в число активных «строителей» Союзного государства, также на днях комментировал тему российско-белорусских отношений.

- Странная вещь! – отметил он. - «Газпром» за повышение цены на газ для Белоруссии заставил, по сути, расплатиться наших нефтяников. Перераспределение денег произошло внутри российских олигархических структур.

А в политическом плане, по его мнению, о чьей-то победе и вовсе нет смысла рассуждать. Все оказались в проигрыше. И объемы грядущих потерь, в том числе и экономических, сложно подсчитать.

- Начнут теперь брать с калининградских фур дополнительные деньги, - бросил Никитин. - И возникает вопрос: кто затраты гасить станет?

Он прав. Пока рекомендации Госдумы по дальнейшему развитию белорусско-российских отношений еще только вырабатываются. А ГТК Белоруссии уже решил не принимать российские гарантии при транзите грузов по своей территории и ввести обязательное таможенное сопровождение. От этого решения, которое, видимо, было невозможным, если бы не разразился нефтегазовый конфликт, уже материально пострадали российские перевозчики. Ведь новые правила коснулись 90% грузов, следующих транзитом через Республику Беларусь. В том числе – из Калининграда.

Эта тема, вероятно, также будет затронута на сегодняшнем заседании Совета Госдумы. Как и еще одна – о судьбе российских военных объектов в Белоруссии.

- Никто не посчитал, сколько стоит обеспечение безопасности нашей страны, - считает депутат Никитин. – Соединенные Штаты ежегодно 5-6 миллиардов долларов дают Израилю, даже не спрашивая зачем. Потому что знают, что Израиль их верный союзник в регионе.

На территории Белоруссии, с которой мы строим Союзное государство, напомним, находится Ганцевичская радиолокационная станция «Волна» системы предупреждения о ракетном нападении. И радиостанция «Антей», что в районе города Вилейка, осуществляющая связь с подводными лодками.

Считается, что Ганцевичская РЛС, заступившая на боевое дежурство в 2002 году, закрыла брешь противоракетной обороне России после демонтажа Латвией в конце 90-х станции в Скрунде. А через объект «Вилейка» ретранслируются кодированные сигналы, поступающие с Центрального узла связи ВМФ на атомные подводные лодки.

Значение этих объектов еще более возросло, по мнению военных аналитиков, в связи с намерением США разместить свои базы противоракетной обороны в Чехии и соседней с нашей областью Польше.

Если Минск потребует платить за содержание этих станций, как Москва это делает по отношению к Азербайджану и Украине, то, наверное, идея создания Союзного государства станет еще более расплывчатой. В Москве уже заговорили о том, что в этом случае Лукашенко придется забыть о бесплатном обучении белорусских учащихся в РФ, а также о поставках комплектующих из нашей страны для белорусских военных заводов.

Минск, надо думать, на это ответит своим «алаверды». И наверняка возникнут новые проблемы для Калининграда, который, как недавно высказался Лукашенко, «висит» на его стране. Жителей нашей области, среди которых много выходцев из Белоруссии, такие перспективы эскалации конфликта, когда то одна сторона, то другая раскачивают общую «лодку», не могут не тревожить.

По данным ВЦИОМа, впрочем, прогноз развития российско-белорусских отношений вполне оптимистичен: 54% опрошенных считают, что в итоге сложатся честные и взаимные отношения между двумя странами. Но 23% все же опасаются, что Россия может потерять свою верную союзницу – Белоруссию. Очень хочется, чтобы поводов для таких опасений становилось меньше. Возможно, этому будут способствовать рекомендации, которые прозвучат сегодня в Москве на заседании Совета Госдумы.


P. S. Вчера стало известно о том, что министерство экономики Белоруссии с 15 февраля 2007 года резко увеличивает тарифы на транзит российской нефти по системе магистральных трубопроводов. Установлены тарифы на услуги по транзиту нефти без НДС в размере от 1,29 до 3,5 доллара за тонну на 100 км. Нынешние тарифы на транзит нефти по территории Белоруссии были согласованы с Минтопэнерго России еще в декабре 1995 г. в долларах и с тех пор не менялись: они составляли 0,41-0,6 доллара за тонну.
Источник: Калининградская Правда

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.