Решение ряда проблем в связи с расширением ЕС будет способствовать развитию торгово-экономических отношений с Россией

В четверг в конференц-зале «Александр-Хауса» состоялся очередной научно-практический семинар «Как сделать более эффективной систему сотрудничества России и ЕС?». Проводил семинар Комитет «Россия в объединенной Европе». В ходе работы семинара с докладами, в частности, выступили посол Королевства Нидерландов в РФ Тиддо Питер Хофсти, специальный представитель Президента РФ по вопросам развития отношений с ЕС Сергей Ястржембский. Семинар вел депутат Государственной думы, координатор Комитета «Россия в объединенной Европе» Владимир Рыжков. В дискуссии принимали участие депутаты Государственной думы, научные эксперты комитета – специалисты по европейской экономике, политике и международному праву, ведущие российские экономисты и политологи, послы стран Европейского Союза и восточноевропейских государств, представители МИД РФ, Совета Федерации, ведущих российских вузов и компаний.
В настоящее время основой отношений между ЕС и Россией является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Но с момента его подписания обнаружился ряд проблем, которые необходимо решать.
Как сообщил С.Ястржембский, 2004 год – год особый в отношении между РФ и ЕС. Произошло количественное и качественное расширение ЕС с 15 до 25 стран-членов, «на российских западных границах появилось мощнейшее образование государств с огромным экономическим и интеллектуальным потенциалом, большими амбициями». С.Ястржембский высказал мнение, что само расширение ЕС - благо для Российской Федерации, поскольку на западной границе России расширилась зона демократии, рыночной экономики, РФ получила дополнительные ресурсы для решения некоторых сложных проблем, которые существуют между Россией и отдельными странами, особенно новичками союза. За 4 месяца удалось выйти на подписание протокола к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС. Он вобрал в себя все основные пункты интересов РФ: торгово-экономические, таможенные, финансовые отношения.
По словам С.Ястржембского, в настоящее время существуют две проблемы для России в плане расширения ЕС: положение Калининградской области и проблемы русскоязычных меньшинств в некоторых государствах, вступивших в ЕС (речь идет о Латвии и Эстонии).
Особенное беспокойство, по словам С.Ястржембского, вызывают осложнения с калининградским грузовым транзитом. Решить эту проблему особенно важно, так как население Калининградской области во многом живет благодаря своим налаженным отношениям с Польшей и Литвой. Значительная часть бизнеса существует благодаря тем условиям, которые созданы в этой Особой экономической зоне. ЕС, по словам С.Ястржембского, взял на себя обязательство не допустить ухудшения условий для грузового транзита в результате расширения союза. Однако произошло удорожание грузового транзита из Калининграда и в Калининград за счет существенного увеличения стоимости брокерских услуг на литовской стороне, ограничения и уменьшения количества контрольно-пропускных пунктов, через которые могут проходить таможенную проверку на стороне Литвы грузы из Калининградской области. Если раньше состав досматривался в течение пяти часов, сейчас задержка составляет от 1 до 3 дней. Большие проблемы с фитосанитарным, ветеринарным контролем, литовские таможенники оказались не готовыми работать на уровне норм ЕС.
С.Ястржембский отметил хороший пример решения одной из проблем Калининградской области – упорядочение пассажирского транзита через территорию Литвы. С 1 июля 2003 года до 1 сентября 2004 года количество людей, воспользовавшихся упрощенной системой пересечения границы между Калининградской областью и Литвой, достигло 700 тыс человек. Не было ни одного случая реадмиссии по требованию властей Литвы. С.Ястржембский высказал мнение, что ЕС хотел бы заключить глобальное соглашение по транзиту, не выделяя Калининградскую область в качестве пилотного варианта. Но в данной ситуации, считает С.Ястржембский, ожидание подписания глобального соглашения может только усугубить уже существующие проблемы с транзитом в Калининградской области.
Еще одна проблема, по словам С.Ястржембского, – переговоры по облегчению визовых процедур между РФ и ЕС. Она связана с бюрократическими процедурами, стоимостью визы и очередями в странах ЕС у российских консульств. Переговоры по этому вопросу между РФ и ЕС начались во вторник. Однако речь не идет о безвизовом пространстве, пояснил С.Ястржембский, это более далекая цель. Также он сообщил, что за первые 6 месяцев этого года РФ подписала с Италией, Францией и Германией соглашения об облегчении визовых процедур.
Кроме Калининградской области, есть и другие российские регионы, граничащие со странами ЕС, в частности, Псковская, Мурманская области, Республика Карелия. Как сообщил С.Ястржембский, на октябрь в Москве намечено обсуждение вице-губернаторами тех регионов, которые граничат с ЕС, действий в плане регулирования отношений с ЕС.
По словам главы Комитета Государственной думы по международным делам Константина Косачева, в четверг Правительство РФ приняло решение о внесении протокола СПС на рассмотрение в Госдуму. Скорей всего это произойдет в понедельник, 27 сентября. До сих пор этот документ действует на временной основе.
Рассматривая проблему Калининграда, К.Косачев отметил, что на настоящий момент не решены вопросы двух уровней. Во-первых, это системные осложнения, связанные с несовпадением регламентаций РФ и ЕС. Например, ряд товаров может не подлежать сертификации в России и подлежать – в ЕС. Но эти проблемы решаемы, сказал К.Косачев. Беспокойство вызывают проблемы в виде ужесточающейся позиции Литвы.
Также К.Косачев отметил, что по безвизовым соглашениям правительство внесло в Госдуму пока только одно соглашение – с Германией, принято решение рассматривать его в ускоренном порядке, чтобы ратифицировать до конца октября.
Рассказывая о проблемах Калининградской области, начальник Главного управления экономического развития и торговли администрации Калининградской области Виталий Жданов сообщил, что две недели назад Литва повысила на 15% тарифы на перевозку грузов по своей территории. С 1 января 2005 года для транзита грузов и перевозки людей необходимы загранпаспорта, но ими не обеспечена половина населения региона. По словам С.Ястржембского, предприняты дополнительные усилия в плане паспортизации населения Калининградской области, выделены помещения во многих районах Калининграда, где будут открыты пункты по выдаче загранпаспортов. Это особенно важно, отметил он, так как паспортизация населения связана с развитием приграничной торговли.
Также В.Жданов отметил, что Калининградская область теряет около 2,6 млрд рублей ежегодно из-за проблем с расширением ЕС (увеличение времени грузового транзита, модернизация автомобильного парке и проч.). «Потери есть, выгод особых не имеется», - резюмировал В.Жданов.
Заместитель директора Департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ Михаил Евдокимов отметил, что ЕС может помочь России в развитии торговли, сняв барьеры со своей стороны и не применяя внерыночных механизмов в сельском хозяйстве.
Источник: Альянс-Медиа

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.