МИД России официально разъяснил, что будет с визами в Польшу и Литву для калининградцев

Все новости по теме: Визовый вопрос
С 1 июня меняется порядок получения жителями региона польских и литовских виз – многократные и долгосрочные документы для поездок в ближайшее зарубежье станут редкостью, доступной немногим. В основном калининградцы смогут получить однократные визы на срок до трёх месяцев, причём только платные – по 35 евро. Есть, правда, небольшие шансы, что для жителей региона всё же введут до начала лета какие-то послабления. Но особо надеяться на это не стоит. А почему – нашей газете подробно объяснил заместитель министра иностранных дел Александр ГРУШКО:

осква, Вильнюс и Брюссель наладили хорошее взаимодействие по калининградскому пассажирскому транзиту. Не все калининградцы, должно быть, знают, но пару лет назад Россию «прощупывали» на предмет того, чтобы перевести механизм УПД-ЖД на платную основу, обставить оформление упрощённых проездных документов такими техническими требованиями, которые сводили бы на нет весь транзитный механизм. Опыт показал, что найденное в 2002 году решение работает эффективно. Транзитной схемой уже воспользовалось свыше двух миллионов человек. При этом каких-либо серьёзных нарушений выявлено не было. В этой связи надо отдать должное калининградцам, которые проявили себя с лучшей стороны. Данный факт в немалой степени способствовал снятию бытовавших разного рода опасений, в том числе в отношении неконтролируемой нелегальной миграции.

Все стороны в целом удовлетворены тем, как функционирует механизм пассажирского транзита. Имеется понимание того, что он будет действовать вплоть до достижения между Россией и Европейским союзом договорённости о безвизовом режиме взаимных поездок граждан. Как отмечается в докладе Комиссии европейских сообществ, с которым желающие могут ознакомиться на сайте представительства КЕС в Москве, Евросоюз будет продолжать финансировать механизм УПД-ЖД. Так что этот упрощённый проездной документ останется для калининградцев бесплатным.

Теперь непосредственно о визах. Действующий порядок получения жителями региона виз Литвы и особенно Польши не всегда используется в транзитных целях. В этой связи он не входит в пакет договорённостей с Европейским союзом о транзите российских граждан между областью и остальной территорией России. Это самостоятельная тема. Учитывая специфику географического положения области, сложившиеся в регионе гуманитарные связи и контакты между людьми, МИД России выступал и выступает за сохранение для калининградцев комфортного визового порядка в целях посещения соседних стран. Россия была бы готова пойти так далеко, как далеко были бы готовы пойти наши партнёры. Эта позиция хорошо известна и в Брюсселе, и в Варшаве, и в Вильнюсе.

Абсолютно не соответствует действительности утверждение о том, что в ходе переговоров по соглашению между Россией и ЕС о визовых упрощениях российская сторона якобы не ставила «калининградский вопрос». Исходя из собственных интересов, партнёры из Евросоюза были не готовы фиксировать преференции в договорно-правовой форме. Переписка между руководством МИД России и руководством Комиссии европейских сообществ на данную тему достаточно обширная. Кстати, наши литовские партнеры последовали российскому примеру и взяли «на вооружение» этот инструмент работы с Брюсселем - излагать свою позицию не только устно, но и письменно. Можно даже утверждать, что Москва и Вильнюс действовали в данном вопросе согласованно. Излишне упоминать о неоднократных целенаправленных встречах и консультациях на различных уровнях, в которых принимали участие и представители правительства области. Достаточно вспомнить приезд в Калининград в феврале прошлого года госпожи Бениты Ферреро-Вальднер. Последний разговор с еврокомиссаром по данному вопросу состоялся в конце апреля этого года в Москве.

Россия в январе обратилась к Польше с предложением заключить соглашение, устанавливающее упрощённый режим поездок жителей приграничных территорий. С нашей стороны речь идёт прежде всего о жителях Калининградской области. Из Варшавы сначала последовал обнадёживающий сигнал. Польские коллеги обещали даже подготовить проект соответствующего документа. К сожалению, до сих пор такого проекта мы не получили.

Более продуктивно продвигалась работа с нашими литовскими партнёрами. Используя «добрые советы» из Брюсселя, российская сторона предложила вариант решения, который оказался для коллег приемлемым. В ходе весьма конструктивных и заинтересованных межмидовских консультаций стороны пришли к согласию как по форме, так и по содержанию проекта российско-литовской договорённости на этот счёт. В итоге получился тщательно выверенный документ, который полностью учитывает требования законодательства двух стран, а также, что существенно, соответствует Шенгенской конвенции. Были использованы так называемые «шенгенские гибкости», в частности, положения названной конвенции о порядке выдачи национальных виз. Добропорядочные граждане, соблюдающие и уважающие законы и правила страны пребывания, особых изменений в рассмотрении их визовых обращений, скорее всего, даже не заметили бы.

Выйти на взаимоприемлемый и искомый результат позволило, среди прочего, то, что ни мы, ни литовские партнеры не ставили перед собой задачу сформулировать какие бы то ни было изъятия в отношении шенгенских краткосрочных виз. Они будут выдаваться всем гражданам России, в том числе и жителям Калининградской области, на одних и тех же основаниях. Попытки же «размыть» шенгенское пространство, которые порой сквозят в некоторых публичных высказываниях, обрекали бы любую договоренность на неудачу.

Россия к заключению договорённости с литовскими партнёрами готова и в этом плане еэсовскими узами не связана. Так что судьба договорённости, от которой выиграли бы и калининградцы, и литовские граждане, - это вопрос политической воли Евросоюза. Брюссель неоднократно заявлял об особом внимании к Калининградской области. Ближайшее будущее покажет, у кого слова не расходятся с делом.



Георгий Боос, губернатор:

- Отношения между Россией и ЕС развиваются динамично и конструктивно. Будут проходить саммиты, будет подписано новое соглашение о стратегическом партнерстве, и когда наступит время безвизового режима, убежден, что опробуют его именно в Калининградской области. Сделать наш регион пилотным в отработке новых форм сотрудничества России и ЕС – это инициатива президента Путина, и это же диктуется логикой. Прежде чем внедрять новый опыт в практику взаимоотношений России и ЕС, его необходимо опробовать в небольшом масштабе.

Шон КЭРРОЛЛ, глава отдела прессы и информации представительства Еврокомиссии в РФ:

- Еврокомиссия осведомлена об обеспокоенности России по поводу изменений в визовых сборах для жителей Калининградской области. Сейчас ведётся работа с заинтересованными странами над тем, что ещё можно предпринять в дополнение к положениям, которые уже включены в соглашение ЕС-РФ.

Фёдор ЛУКЬЯНОВ, главный редактор журнала

«Россия в глобальной политике»:

- Думаю, никто о калининградской визовой проблеме особенно не задумывался. Есть бюрократическая логика: готовили достаточно общее соглашение, по статусу оно выше и выигрышнее для чиновников, которые отвечают за отношения с ЕС, так что оно заведомо приоритетно. Региональное измерение давно уже в Москве, по сути, никого не интересует. Формально об этом ещё упоминают, но всё меньше, на практике о региональном и трансграничном сотрудничестве не заботятся. Это вполне в духе общей политической атмосферы, при которой всякие совместные проекты с участием партнёров по другую сторону границы воспринимаются с подозрением. К тому же уровень отношений с соседями (практически всеми, но особенно на Западе) таков, что, как мы видим, всё время предпринимаются попытки не сотрудничество налаживать, а, напротив, отгораживаться и изолироваться, сокращать экономические и гуманитарные связи. Подспудная логика: нам никто не нужен, зато мы нужны всем, вот пусть они и просят.

Что касается «пилотности» Калининграда, то крест на ней поставлен

давно, ещё до начала последнего раунда обострений. Отношения России и Евросоюза очень сильно деградировали за последние три-четыре года. В них, по сути, осталась одна энергетика, голый расчёт, да и то только в очень больших цифрах, а «мелочёвка» наподобие регионального бизнеса – не вопрос. Взаимопонимание минимальное, «пилоты» вообще не нужны. «Пилот» - это прообраз некоей модели, которую надо опробовать, чтобы понять, работает она или нет и, в случае успеха, перенести на

более высокий уровень. У нас сегодня никакой модели с ЕС нет, так что «пилотировать» нечего.



От редакции. Столь обстоятельные комментарии именно по калининградской проблематике руководство МИД РФ даёт нечасто, пояснения замминистра Грушко особенно интересны ещё и поэтому. Но в то же время из них нельзя однозначно понять, чего же в Москве хотят от Калининградской области? Её то называют «пилотным» регионом в отношениях России с ЕС, то под одну гребёнку уравнивают со всеми «материковыми» субъектами РФ. Если в столице теперь считают, что особо выпячивать нас не стоит, тогда не надо вести речь о региональной уникальности – а именно такую риторику используют практически все высокопоставленные федеральные чиновники, приезжая в Калининград с официальным визитом. В итоге местные власти вынуждены, по сути, метаться – к развитию региональной экономики привлекать крупных инвесторов из «большой» России, а в то же время стремиться догнать и перегнать конкурентов на Западе. Впрочем, вряд ли стоит озадачивать этим МИД – ведь там внешнюю политику, как известно, лишь реализуют.

Зря замминистра благодарит калининградцев за то, что проявляют себя с лучшей стороны - у нас просто нет иного выхода. Большинство жителей региона уже и не мечтают ездить из России в Россию, как когда-то, свободно. Наоборот, считается совершенно нормальным делом иметь в придачу к общегражданскому паспорту ещё и заграничный. В который, естественно, надо ставить визы. И если понадобится за них платить – будем и платить. Никуда не денемся, вокруг, как в резервации, колючая проволока и пограничные столбы, без виз не выедешь. Возможно, такова наша «пилотная» судьба.
Источник: Калининградская Правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.