С песней по власти

Все новости по теме: Губернатор области
Георгий Боос под гитарные переборы проделал путь из московских вице-мэров в калининградские губернаторы

В течение мая совершенно независимые друг от друга группы чиновников в Калининграде, Кургане и Москве выпустили два сборника песен и объявили о скором выходе третьего. Музыкальный принцип формирования национальной политической элиты устремился к древнекитайскому совершенству.

Только с песней остается человеком

Напевность и поэтичность, свойственная российской душе, до последнего времени пресекалась, едва эта душа достигала заметных государственных степеней. Генсек мог писать тонкие стихи, а председатель Совмина виртуозно играть на баяне, но знать об этом полагалось только узкому кругу приближенных -- просто потому, что державное служение подразумевало отказ от человеческих слабостей вроде тяги к прекрасному. Из этого исходила и предыдущая эпоха: чиновнику ельцинского периода не полагалось рифмоплетствовать, а уж тем более музицировать. Редкие исключения -- заместитель главы МИД России Виктор Посувалюк или омский вице-губернатор Александр Сараев, в 1996 году выпустившие по альбому лирических песен, лишь подтверждали правило.

В новом веке все изменилось. Административная реформа, увеличившая число служб, агентств, ведомств и просто чиновников почти до стандартов династии Тан, должна была ускорить превращение России в истово конфуцианское государство. А когда это удалось, выяснилось, что учение Конфуция действенно только при комплексном применении: нельзя взять из него только доктрины небесного веления, почтительности к старшим и исправления имен. Вместе с ними приходится импортировать и широко применять прочие принципы, в том числе "юе" -- музыки, являющейся не просто развлечением или способом изменять мир к лучшему, а инструментом отбора и воспитания благородных мужей, призванных руководить простолюдинами. На протяжении веков наиболее завидную карьеру делал соискатель, лучше других слагающий стихи и мелодии.

Этот принцип и заставляет все большее количество российских чиновников и депутатов публично музицировать, записывать альбомы и объединяться в клубы поющих политиков.


Отец детей и сын отчизны

И в музыкальных, и во властных кругах Владислав Сурков известен как крепкий текстовик (на фото слева направо -- дирижер Теодор Курентзис, телеведущий Дмитрий Дибров и рок-музыкант Борис Гребенщиков)
Началось все с детей. Первым из политиков оказался вице-спикер Сергей Бабурин, в 1998 году записавший на студии Стаса Намина альбом "Колыбельная сыну". Политик объяснил: "У меня четверо сыновей. Когда они вырастут, мне придется отвечать на их вопросы о смысле жизни, о том, что мне удалось сделать и что я сделать не успел. Я дам послушать им этот альбом, и пусть песня будет моим ответом". Ответ получился заковыристым: Бабурин, выступивший соавтором заглавной песни, предложил ребенку, повзрослев, самому "понять, зачем // Я каждый день живу, сгорая. // Зачем не выбрал я спокойного пути". Кроме колыбельной пластинку украсил партийный гимн "РОС и Россия" ("Корень один и надежда одна") и еще 13 советских шлягеров, от культовых "Московских окон" до подзабытой "ЛЭП-500".

Публика в лучшем случае не заметила, в худшем -- жестоко осмеяла трогательное старание Бабурина. Через полгода выяснилось, что рано смеялись: в индустрию прикладной звукозаписи решительно ворвался Владимир Жириновский. Почти десятилетнюю певческую карьеру либерал-демократического лидера нельзя назвать безупречной: первые опыты лютой мелодекламации мимо ритма и нот шокировали даже горячих поклонников ЛДПР. Но постепенно поющий Жириновский стал завсегдатаем "Голубых огоньков", в которых совсем не выглядел чужеродным элементом. И народ понял, что это нормально. Невозможно утверждать, что именно внимание к принципу "юе" позволило лидеру ЛДПР стать наконец вице-спикером Госдумы. Зато очевидно, что именно с его приходом в студию звукозаписи аудиоопыты государевых людей приобрели массовый характер.

В 2000 году тогдашний мэр Нижнего Новгорода Юрий Лебедев вместе с чиновниками городской администрации записал диск с песнями ко Дню города. Лебедев ушел, а традиция осталась и развилась -- благодаря первому полпреду президента в Приволжском федеральном округе Сергею Кириенко, приучившему нижегородских чиновников записывать праздничные клипы. В 2004 году к 8 Марта он вместе с губернатором Геннадием Ходыревым, мэром Нижнего Вадимом Булавиновым, министрами областного правительства и бизнесменами хором спел песню о женщинах. С подачи Сергея Кириенко в новогодних эфирах нижегородских телекомпаний местные политики теперь поют ежегодно.

Не устоял и новый губернатор Валерий Шанцев. В этом году в День Победы на церемонии награждения победителей фестиваля патриотической песни "Время выбрало нас" он исполнил песню "Письмо", признавшись, что она была любимой у отца. Выступление губернатора впечатлило Совет ветеранов Афганистана, который решил вручить внеконкурсному исполнителю приз зрительских симпатий.


Одна на всех
Депутат Госдумы Любомир Тян вышел на политическую сцену, имея за плечами опыт уличного музыканта и филармонического фокусника
День Победы оказался не только самым народным праздником современной России, но и событием, заставляющим запеть даже чиновников, казалось, к этому совсем не приспособленных. Пример подал Санкт-Петербург. Весной юбилейного 2005 года спикер Совета федерации Сергей Миронов и глава Счетной палаты Сергей Степашин оказались единственными федеральными госслужащими, откликнувшимися на приглашение радио "Балтика" поздравить фронтовиков военными песнями в исполнении известных политиков, предпринимателей и художников. Но если Степашин, записавший песню "На безымянной высоте", отнесся к этому факту своей биографии без лишнего фанатизма, то Миронов выжал из исполнения "Пора в путь-дорогу" максимум, доступный для популярного политика: сингл "Председатель Совета федерации, председатель Российской партии жизни С. М. Миронов исполняет песни военных лет" активно раздаривался поклонникам партии, а на официальном сайте спикера открылся раздел "Любимая песня", где можно скачать уникальную запись, сделанную в студии группы "Братья Грим".

А в этом году все ветераны Калининградской области обнаружили, что стандартный подарочный набор, торжественно вручаемый им каждый год 9 Мая, дополнен эксклюзивным компакт-диском с 12 песнями военных лет. Первым треком шел "День Победы" в исполнении губернатора Георгия Бооса. Еще десять песен об Отечественной исполнили его подчиненные. В принципе никого это не удивило: Боос еще в бытность московским вице-мэром любил петь под гитару на всевозможных собраниях. На балтийской земле певческие таланты чиновника раскрылись с невероятной силой: отметив инаугурацию хоровым исполнением "Ямщик, не гони лошадей" (подпевал ансамбль моряков Балтийского флота), новый губернатор уже почти не останавливался, выступая под свою и чужую гитару, с оркестром, казачьим хором и Олегом Газмановым. Подчиненным пришлось спешно осваивать "юе" -- так и появился праздничный компакт-диск.

Впрочем, в профильных ведомствах других регионов душа пела и после праздников. Прошлое лето было ознаменовано сразу двумя релизами. В июне пензенские руководители областного минкульта и городского управления культуры при поддержке подчиненных и ансамбля "Сябры" выпустили альбом песен на слова местного поэта Владимира Застрожного. Одновременно компакт-диск "Берега моей жизни" с песнями Михаила Евдокимова, братьев Радченко и Александра Малинина записал начальник управления культуры и туризма Воронежской обладминистрации Иван Образцов, назвавший работу "глубоко личным делом".

А на прошлой неделе главное управление МЧС России по Курганской области выпустило сборник из 11 песен пожарных и спасателей управления "Кто с сердцем горячим пришел, не свернет назад...". На выпуск диска управление потратило около 12 тыс. руб. и усилия множества энтузиастов. Презентация альбома перед руководством области, города и потенциальными спонсорами состоится 12 июня. Профессиональным хитом обещает стать композиция "На страже отчизны", исполненная начальником ГУ МЧС Владимиром Савиным в дуэте с автором, слесарем управления Владимиром Бабкиным. Впрочем, сам Савин особенно похвалил "Власти" песню спасателя Дмитрия Кривова "Наш позывной -- "маяк"": "Служба такая людям не всем дана, // Быть по тревоге раньше других всегда. // Жизнью рискуя, дать человеку шанс. // Наш позывной -- "маяк", мы в ответе за вас".


Золото элиты
Между строк песен, спетых нынешним вице-мэром Москвы Михаилом Менем, всегда хорошо прослушивался лейтмотив: "Выбери меня, выбери меня"
На прошлой неделе "Клуб поющих политиков и бизнесменов" объявил о скором выпуске "Золотого диска", на который попадут лучшие песни, отобранные за три года существования клуба. Трек-лист не называется, однако известно, что в сборник войдут композиции в исполнении Иосифа Кобзона, Владимира Жириновского и депутата Госдумы Любомира Тяна. Нижегородского депутата, выпустившего уже два сольных диска ("Маленький принц" в прошлом году и "Песни наших лет" в этом), не миновала музыкальная страсть, поразившая чиновников приволжской столицы. Впрочем, Тян "в качестве самовыражения" пел песни в подземных переходах и на улицах Горького еще в 1984 году, а до того успел поработать фокусником в Татарской филармонии. Для "Золотого диска" Тян вместе с певицей Азизой готовит композицию "Царь-колокол", написанную ею специально для депутата ("Знает все Господь незримый помыслы людские, // Видит ясно он слепые все пути мирские, // Смотрит с болью он сквозь слезы, как друг друга раним. // Но еще, еще не поздно покаяние").

Но дальше всех в коммерческом плане продвинулся руководитель департамента потребительского рынка и услуг Москвы и постоянный член клуба Владимир Малышков. Доктору экономических наук не позволяли успокоиться два года, проведенные по молодости в Даугавпилсском музучилище. Столичный министр выпустил малым тиражом три альбома лирических песен ("Три музыки со временем заря // Все песни передаст в другие руки. // И если лучше нас сыграют внуки, // То, значит, жизнь мы прожили не зря"), а в прошлом году затеял детский проект в сотрудничестве со знаменитым четверть века назад музыкантом Сергеем Таюшевым. Соавторы выпустили детский альбом с караоке "Музыкальные приключения" (музыка Малышкова--Таюшева, слова немножко их, а в основном Маршака--Заходера--Рубальской--народные), который продавался за недемократичные 300 рублей в крупных книготорговых сетях столицы, а потом привлек внимание худрука театра клоунады Терезы Дуровой. Соавторы переформатировали альбом в мюзикл "Бай-бай, Храпелки-н!", который стартовал в дуровском театре на Новый год и продержался до весны. В этом году ожидается выход аудиоверсии спектакля, записанной группой актеров во главе с Валентином Гафтом.

И потенциал московского правительства явно не исчерпан: не зря ведь Малышков в одном из интервью сообщил, что еще в столичном руководстве увлекаются пением первый вице-мэр Юрий Росляк, префект Северо-Восточного округа Ирина Рабер, да и сам "Юрий Михайлович Лужков раньше стеснялся, но мы убедили его в том, что у него прекрасный слух и вообще неплохие данные, и он запел".


Жизнь удалась
Любовью к музыке и пению руководитель департамента потребительского рынка и услуг Москвы Владимир Малышков сумел заразить даже столичного мэра
Музыка уравняла не всех: особую группу составляют чиновники, исполнившие мечту не повторять песню за кумиром, а заставить кумира петь написанную чиновником песню. Безусловно, эти благородные мужи составляют подлинную элиту и являются образцом для подражания.

Большую известность получила кооперация заместителя главы администрации президента Владислава Суркова с лидером группы "Агата Кристи" Вадимом Самойловым. В 2003 году вышел микротиражом и разлетелся среди кремлевских чиновников "арт-рок-проект" Самойлова "Полуострова" -- альбом из восьми песен, большей частью написанных Сурковым. Назвать полученный продукт арт-роком непросто. Скорее получился типичный для конца 90-х припопсованный рок с сильным свердловским акцентом что в музыке, что в словах ("Наш хозяин -- денница, мы узнаем его стиль. // К Рождеству вместо снега он посылает нам пыль. // Мы плетемся в обозе его бесконечной орды. // Я буду как ты, // ты будешь как он, // мы будем как все"). О втором альбоме, записанном к началу прошлого года, не известно ничего, кроме названия ("Полуострова-2") и списка песен -- но, безусловно, считать эти данные достоверными не приходится. В любом случае очевидно, что текстовик гнался не за славой, а за мечтой.

Подобный путь в последние годы смогли проделать по меньшей мере еще два чиновника. Поэт и глава администрации губернатора Свердловской области Вениамин Голубицкий сначала заручился поддержкой легенды свердловского рока Александра Пантыкина, а потом уговорил кучу московских эстрадных звезд записаться на студии "Мосфильма". И в мае 2005 года в Екатеринбурге прошла громкая презентация альбома "Автобус" из 21 песни Пантыкина на стихи Голубицкого, исполненной Иосифом Кобзоном, Александром Буйновым, Алексеем Глызиным, Евгением Маргулисом, Максимом Покровским и Владимиром Пресняковым, который спел: "Мелодия бьется. // Прошедшая ночь // Уже не вернется. // И чем ей помочь?" Концерт такого количества звезд стал заметным событием для уральской столицы, и двухтысячный тираж в магазинах не залежался. Правда, к тому времени Голубицкий уже ушел с госслужбы в президенты компании "Ренова Стройгруп". Тем не менее в администрации губернатора "Автобус" восприняли благодушно, назвав "добротной попсой".

Месяцем позже в Москве был представлен и вовсе оглушительный релиз: "Michael Men Project Made in Moscow" -- диск, записанный легендами хард-рока Гленном Хьюзом и Джо Линном Тернером под художественным руководством вице-мэра Москвы Михаила Меня. Способность чиновника привлечь мировых звезд из Deep Purple и Rainbow (им пришлось не только петь и играть, но и написать все тексты к музыке, сочиненной вице-мэром и его товарищами), до тех пор замеченных в коллаборации только с крупными музыкантами, произвела неизгладимое впечатление не только на музыкальный мир. Во всяком случае, уже через полгода Михаил Мень стал губернатором Ивановской области.

Лишний раз подтвердив насущность принципа "юе".
Источник: Коммерсантъ-Власть

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.