Калининградский "шенген"

Все новости по теме: Калининградский транзит
1 июня вступили в силу новые правила выдачи шенгенских виз для россиян в рамках договора, подписанного между Россией и ЕС. В соответствии с договором для определенных категорий российских граждан въезд в страны ЕС теперь становится значительно легче, а визы стоят практически в два раза дешевле, чем изначально предлагали чиновники Евросоюза. Однако этот договор упрощает процедуру получения виз не для всех россиян. Для жителей самого западного региона России – Калининградской области – упрощение визового режима, напротив, оборачивается его серьезным усложнением.

По соглашениям, заключенным накануне вступления Литвы и Польши в ЕС, жители российского эксклава на Балтике получали льготные условия для поездок в соседние страны, им также гарантировался безвизовый транзит на поезде в «материковую» Россию через территорию Литвы. Вступление Литвы и Польши в шенгенскую зону, которое должно состояться в конце текущего года, серьезно меняет ситуацию. Правда, условия транзита при этом остаются прежними, о чем заявил президент Путин по окончанию саммита Россия-ЕС в Самаре. Это можно считать определенным достижением: ведь в рапорте Еврокомиссии, подготовленном в конце декабря прошлого года и посвященном анализу того, как действует транзитная схема, фактически предлагалось ввести платные многократные визы для тех калининградцев и жителей других регионов России, которые часто ездят из/в Калининградскую область на поезде через территорию Литвы. Этого удалось избежать. Пока избежать.

Однако уже не удалось сохранить льготный визовый режим с соседними странами – Литвой и Польшей. Ранее калининградцы имели право получить годовую многократную бесплатную визу в обе страны. Такое же право в отношении поездок в Калининградскую область было и у граждан Литвы и Польши. Теперь этого нет. Сейчас виза стоит 35 евро и для ее получения необходимо приглашение (за исключением некоторых категорий граждан, которых, главным образом, как раз и касается новая «упрощенная» процедура).

Для калининградцев создается очень неприятная ситуация. Калининградская область – совсем небольшая, поэтому здесь поездки к соседям, у которых туристический сектор и сектор услуг зачастую развиты лучше, весьма популярны. По словам председателя калининградской Ассоциации предприятий индустрии туризма Тамары Тороповой, которые привела газета «Калининградская правда», бывает, что ежедневно только в Польшу из Калининграда уходят до 60-ти туристических автобусов.

«Упрощенная» процедура ударяет и по тем, кто живет за счет приграничной торговли, причем это касается не только калининградцев, но и жителей пограничных регионов Литвы и Польши, уровень жизни которых не сильно отличается от российского эксклава. Конечно, все происходящее отрицательно повиляет на уровень контактов между регионом и соседями, что, в свою очередь, вызывает болезненную реакцию у жителей области.

Калининградцев беспокоит и то, что их права как граждан России ущемлены по сравнению с правами основной массы населения страны. В том смысле, что калининградец не может просто сесть на поезд и отправиться к родственникам или знакомым в Белоруссию или Украину: для этого ему нужна польская или литовская виза. Правда, с Белоруссией в этом отношении проще: можно взять билет до Смоленска, а выйти раньше. Однако возникает проблема, как добираться обратно: нужно сначала доехать до Смоленска, чтобы приобрести там билет и упрощенный документ для проезда через Литву.

Ситуация с визами уже вызвала обращение калининградских депутатов к президенту, в котором они призвали Владимира Путина способствовать введению безвизового режима между странами ЕС и Калининградской областью. Часть депутатов регионального парламента также настаивает на том, что, если федеральный центр не сможет добиться этого, то тогда пусть калининградцам, по крайней мере, компенсируют расходы на получение виз. Депутаты, как и жители региона, не понимают, почему этой проблемой федеральные власти не озаботились раньше. На местных форумах постоянно повторяются обвинения в неуклюжих действиях Москвы, которую, якобы, совсем не интересует судьба региона.

В целом калининградцы скорее склонны винить в создавшемся положении федеральные власти, чем бюрократию Евросоюза. В Калининграде популярна легенда о том, что Евросоюз обращался к федеральному центру с предложением выдать калининградцам шенгенские визы, но Москва отвергла это предложение, якобы заявив, что такой шаг поставит в неравные условия остальных россиян. Но на самом деле все, что Евросоюз предлагал Калининграду – это платные многократные транзитные визы для поездок через территорию Литвы. Только благодаря неуступчивости Москвы была реализована нынешняя схема безвизового транзита через Литву.

Очевидно, что многие калининградцы идеализируют Европейский Союз, не отдавая должного усилиям федерального центра. Они не замечают, что во многих отношениях брюссельская бюрократия – не менее, а иногда и более ригидная, чем московская. Как, например, в случае с идеей скоростного поезда через Литву, пассажиров которого не проверяли бы литовские таможенники и пограничники. Этот проект до сих пор время от времени всплывает при обсуждении «калининградского вопроса». Однако ЕС дал четко понять, что не согласится с этим проектом по чисто политическим причинам: пассажиры такого поезда, по сути, будут обладать правом экстерриториальности, в то время как шенгенские соглашения никакой формы экстерриториальности не предусматривают. То есть проблема здесь – отнюдь не в нежелании или равнодушии Москвы.

Собственно, как и в случае с вступлением калининградских соседей в шенгенскую зону. По заявлению замдиректора консульского департамента МИД России Андрея Подъелышева, российское внешнеполитическое ведомство пытается сохранить существовавший до этого визовый режим, однако это идет вразрез с намерениями Брюсселя.

Правда, здесь возникает вопрос, насколько активно наш МИД занимается этим вопросом? Заявление Подъелышева – пока единственное свидетельство такой деятельности. И появилось оно только на днях, тогда как о расширении шенгенской зоны известно уже достаточно давно. Это дает почву для подозрений – весьма популярных в Калининграде – что Москву, в принципе, устраивает создавшееся положение. Ведь теперь Калининград будет еще крепче связан с Россией, что на фоне возможного размещения в регионе ракет в ответ на развертывание американской системы ПРО в Восточной Европе может только успокаивать стратегов из федерального центра.

Однако едва ли такие подозрения оправданны: Москва никогда не давала понять, что Калининград для нее – это, прежде всего, военный форпост. Несколько лет назад даже активно обсуждалась идея передислокации Балтийского флота из Калининграда в Петербург. У федеральных властей также нет никаких оснований бояться развития сепаратистских настроений в регионе: в Калининграде нет ни одной политической силы, которая выступала бы за политическое обособление области. Тем не менее само существование таких предубеждений – симптоматично: федеральному центру необходимо активизировать свою политику на калининградском направлении.
Источник: Росбалт

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.