Уйти нельзя остаться

Просьбы трудящихся масс уже напоминают ультиматум - от президента требуют, чтобы он остался у руля страны

Нежелание Владимира Путина остаться у государственного руля входит во все большее противоречие с желаниями масс. От Москвы до самых до окраин, от южных гор до Крайнего Севера проходят митинги, собрания, сходы и форумы, единственным пунктом повестки которых является вопрос о власти, а единственным ответом: только Путин! Не всегда главу государства прямо призывают пойти на третий срок, иногда глас народа упаковывается в эвфемизм "остаться национальным лидером". Но суть просьб трудящихся от этого не меняется: Владимир Путин должен продолжать руководить страной. Что стоит за этой инициативой масс?

Планы народа

Граждан будто прорвало. Причем дату "прорыва" можно зафиксировать с почти хронометрической точностью. Первые митинги под лозунгом продления полномочий действующего президента прошли 23 октября в Волгограде и Петропавловске-Камчатском. На следующий день митинговали Грозный, Гудермес, Ачхой-Мартан, Тверь, Вологда и Новый Уренгой, 25 октября - Магадан и Псков, 26го - Ханты-Мансийск и Саратов, 27го - Новосибирск и Великий Новгород, 28го - Якутск, 31-го - Ростов-на-Дону, 1 ноября - Чита, 2го - Ржев, Петрозаводск, Калининград и Екатеринбург... Еще месяц, и на карте страны не останется населенных пунктов, не выразивших поддержку президенту.

В резолюциях большинства подобных митингов предлагается создать общественное движение "За Путина!". Иногда сразу в общероссийском формате, иногда - в виде местного его ответвления (например, "Новосибирцы - за Путина"). По имеющейся информации, кампания должна завершиться учредительным съездом всероссийского народного движения, который пройдет в Москве ближе к думским выборам.

Устроителями митингов и форумов во всех случаях выступают малоизвестные региональные общественные организации. Как местные власти, так и "Единая Россия" в один голос заявляют, что не имеют к ним ни малейшего отношения. Хотя с мест приходит масса свидетельств того, что при проведении таких акций добровольное начало гармонично сочетается с принудительным. По поводу одного из таких мероприятий даже направлена жалоба в Генпрокуратуру (заявитель - Союз правых сил). К жалобе прилагается документ: приказ управления образования администрации города Твери "Об участии педагогов и школьников во Всероссийской акции в поддержку курса президента РФ". В нем начальник управления приказывает "направить для участия в митинге учащихся старших классов" в сопровождении "педагогических работников в количестве 2-х человек на каждый класс". Возглавлять колонны должны руководители учебных заведений. "Подобного рода документы нарушают российское законодательство в части использования муниципальными служащими своего служебного положения", - утверждают заявители из СПС.

"Услужливый дурак опаснее врага", - вздыхает Павел Астахов. Известный адвокат был замечен на трибунах нескольких мероприятий в поддержку действующего президента, проводившихся в разное время в разных концах страны (в том числе в той же Твери). По его словам, он выступает на митингах в качестве "адвоката народа". Народ же озабочен сохранением "положительного вектора развития": "Люди вышли на улицу, потому что стали мыслить более масштабно - не решать проблему сломанного утюга, залитой квартиры, а решать проблему устройства страны". Движение открыто для всех, подчеркивает Астахов, поэтому к нему может присоединиться кто угодно. В том числе, признает адвокат, и "не в меру ретивые чиновники". Но - "это не проблема нашего движения, это их проблема".

"Наша задача, - объясняет Павел Астахов, - выразить поддержку курсу президента Путина и проголосовать 2 декабря за доверие к нему и его политике". Ну а дальше - видно будет. Проблема, правда, в том, что президент не раз отказывался идти на третий срок, а его волю надо уважать. Но, с другой стороны, "надо уважать и волю народную", справедливо полагает адвокат.

Версия номер один

Разумеется, все эти митинги не являются спонтанными, признает президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский: "Спонтанных митингов не бывает - даже у самых маленьких, анархистских группировок это всегда плановое мероприятие". Версия политолога: идет политическая кампания в поддержку Путина, но уже не как президента, а как общенародного лидера. "Нет проблемы третьего срока, - настаивает Павловский. - Можно было бы провести референдум и дать Путину возможность пойти на третий срок - безо всяких митингов и писем". Митинги отражают совсем другую проблему - перехода власти, "демократического транзита". Решение же таково: для того чтобы Владимир Путин имел возможность контролировать политическое пространство, не будучи президентом, он должен иметь "засвидетельствованный, измеримый уровень поддержки". И этот уровень будет зафиксирован 2 декабря - в виде голосов избирателей, поданных за "Единую Россию".

В стране должен появиться национальный лидер, не облеченный формальными полномочиями: "Не обязательно, чтобы Путин имел какие-то регалии. Важно, чтобы он мог усадить за стол президента, премьера, спикеров Федерального собрания... И согласованно проводить политику". Ситуация характерна именно для европейских стран, считает Павловский, подобной проблемы нет в азиатской политике. В качестве наиболее известных европейских примеров политолог приводит де Голля и Аденауэра.

Сама же "проблема перехода", по словам Павловского, обусловлена главными образом наличием конфликтующих групп элит. Сегодня президент удерживает их в более или менее мирном состоянии, но вообще-то "они могли бы драться с применением всех своих ресурсов". Однако Путин будет в состоянии разрядить обстановку, и не занимая никакой должности. Его будущая власть - власть лидера партии парламентского большинства, которое будет являться стоп-краном "на тот маловероятный случай, если какая-то группа или, не дай бог, новое руководство страны попытаются развернуть курс". Павловский допускает, что в окружении президента есть люди, которые выступают с какой-то иной концепцией государства, в том числе - "с силовой, открыто авторитарной". Но если они попытаются сманеврировать после его ухода, то проиграют: "Достаточно объявить о существовании фракции, идущей вразрез с курсом Путина, как эта фракция будет тут же изолирована". Кстати, митинги в поддержку президента, которые сегодня проходят в стране, по словам Павловского, являются напоминанием о том потенциале, который остается у Путина, о том, что в исключительных обстоятельствах он может обратиться напрямую "к людям, которые ему верят".

Надо ли говорить, что с такой трактовкой согласны далеко не все. По мнению директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, причина растущей митинговой активности более банальна - на две трети это "распил" предвыборных пиар-бюджетов. Тем не менее тема сверхсрочного президентства не закрыта. Более того, "принято решение оставаться", - уверен Делягин. Правда, каким именно образом - вопрос открытый: "Вся политическая жизнь сегодняшней России - это борьба разных кланов и группочек за то, чтобы Путин остался у власти по их сценарию, а не по сценарию конкурентов".

Наиболее реальным сценарием Делягину представляется вариант "технического" президента, которому "через месяц придется уйти в отставку". Но риски велики в любом случае. "Если Путин не вернется к началу августа следующего года, - прогнозирует Делягин, - он уже не вернется вообще". Ничего хорошего страну в этом случае не ждет: ни один преемник не сможет удержать ситуацию под контролем в условиях надвигающегося, по мнению эксперта, системного - экономического и политического - кризиса. Поэтому, делает неожиданный для оппозиционера вывод Делягин, Путин должен сохранить власть. Пожизненное президентство, успокаивает эксперт, Путину не грозит: он неизбежно отдаст власть, но "более ответственным людям, чем его сегодняшние преемники, и в более нормальных условиях".

...Все смешалось в нашем политическом доме: "охранители" настаивают на конституционной смене главы государства, а оппозиционеры не видят альтернативы действующему президенту. Впрочем, в одном пункте они все-таки сходятся. Никто не исключает неких чрезвычайных обстоятельств, которые заставят президента пренебречь условностями и остаться у власти в своем нынешнем статусе. В качестве примера "обстоятельств" приводится возможная атака Америки на Иран. "Это может привести к совершенно непредсказуемым последствиям, - поясняет Глеб Павловский. - Неизвестно, в какой ситуации окажется страна. Люди вполне могут захотеть, чтобы Путин остался Верховным главнокомандующим".

Что ж, форс-мажор есть форс-мажор. Скажем, Франклину Рузвельту, которого у нас сегодня вспоминают все чаще, сложное международное положение тоже не позволило уйти после второго срока - вовсю шла Вторая мировая. Пришлось идти на третий, и даже на четвертый... Правда, о народных сходах, на которых фермеры Айовщины и нефтяники Техасщины славили бы президента, истории ничего не известно. Нет свидетельств и о колоннах французских школьников, марширующих под присмотром строгих метресс на митинги в поддержку "плана де Голля"...

Проблема "транзита власти", кстати, и у нас возникала не раз, но вот с решениями всегда была напряженка. Уж на что, например, был кремень Иоанн Васильевич, но и он, вознамерившись уйти на покой, не смог устоять перед инициативой снизу: бояре "убеждали царя сжалиться над Россиею, возвеличенною его победами и мудрыми уставами" (Н. М. Карамзин, "История Государства Российского").

Так что говорить о европейском выборе страны пока, пожалуй, рановато. Подождем до 2 марта, а еще лучше - до конца 2008го. Прошлое России благодаря недавним новшествам в области преподавания истории становится все более понятным, зато будущее - все менее предсказуемым.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Итоги

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.