Литва выдвигают жесткие условия транзита российских грузов: Калининград оказывается отрезанным от "большой земли"

Переговоры с ЕС и Литвой о судьбе Калининграда, похоже, опять зашли в тупик. Наши партнеры выдвигают такие условия транспортировки грузов из России в Калининградскую область и обратно, что российский регион оказывается экономически отрезанным от "большой земли". Такое заявление сделал вчера корреспонденту "РГ" высокопоставленный источник в Правительстве России.

Несмотря на длительные переговоры и многочисленные намеки со стороны европейцев на "готовность решить калининградскую проблему" и "наличие доброй политической воли" ключевая позиция ЕС остается неизменной: грузы, идущие из "большой России" в Калининград и обратно, должны двигаться не по внутрироссийским правилам, а по правилам международного транзита. Это означает, что водитель каждой машины, неважно, чем груженой, должен заплатить 250-300 долларов разнообразных сборов, а также заполнить дополнительно 9 бумаг (см. таблицу). Причем едва ли не с каждым месяцем денег и бумаг становится больше. "Представители Комиссии европейских сообществ фактически сразу указали нам на то, что любые грузы из России, неважно, внутренние они или внешнеторговые, будут и должны ввозиться в Калининградскую область и вывозиться из нее на остальную территорию России только и исключительно в режиме международного транзита. В чем же тогда учет специфики Калининградской области, ее эксклавного положения?" - спрашивает в аналитической записке, направленной в Правительство, один из высокопоставленных участников переговоров с ЕС.

Требования ЕС означают одно: товар из "большой России" не сможет конкурировать в Калининграде с импортными продуктами, которые ввозятся в Калининград из третьих стран практически беспошлинно, в то же время калининградские товары удобнее продавать не в Москве, а в Берлине.

1 мая будущего года Литва становится членом ЕС. С этого момента всякие переговоры теряют смысл, и ситуация консервируется на том уровне, какого удастся достичь. Фактически у России остался последний шанс выправить ситуацию - переговоры в Калининграде с представителями ЕС. Сам факт, что они могут состояться, - уже радость, потому что до последнего времени ЕС уклонялась от серьезного диалога, предлагая решать все проблемы с Литвой, а Литва отсылала Россию к ЕС.

Недавно ГТК договорился с ЕС об упрощенном порядке таможенного оформления товаров на границе России и ЕС. Соглашение важное, однако наши эксперты проморгали, что ЕС сможет трактовать сам факт наличия такого документа как признание российскими властями "транзитного характера" перевозок между Калининградом и "большой Россией". Кроме того, договорившись об упрощении таможенного оформления, ГТК оставил за кадром вопрос стоимости транзитных перевозок (что, впрочем, и не входит в его компетенцию). "После такой договоренности (ЕС с ГТК - Авт.) комиссия ЕС практически отказывается от продолжения консультаций по калининградской проблематике", - говорится в аналитической записке, подготовленной в Правительстве.

Похоже, роковым для экономики Калининграда стало то, что речь идет о "слишком сложной" экономической проблеме, которая оказалась в тени простой, гуманитарной темы: как сыну из Брянска съездить к маме в Калининград? С сыном разобрались, а грузы?

Ближнее нерубежье

Сколько надо платить и что заполнять, следуя из России в Калининград.

Документы

Счет-фактура, накладная, таможенная декларация в форме ДКД, транзитное разрешение, ветеринарный сертификат (для пищевых продуктов), фитосанитарный сертификат (для грузов растительного происхождения), страховой полис на груз, полис страхования гражданской ответственности, полис медицинского страхования водителя.

Деньги

Страховой полис на груз - от 6 до 50 долларов, страхование гражданской ответственности - 48 долларов, страхование водителя - 3 доллара, транзитная таможенная декларация - 11,5 - 80 долларов, оформление груза у ветврача - 12 долларов, услуги обязательной стояночной площадки - 3,4 доллара, фиксированная ставка, взимаемая при перевозе акцизных товаров - 90 долларов. Итого 250-300 долларов.
Источник: Российская газета

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.