Составлен рейтинг неготовности субъектов федерации к муниципальной реформе

Центр политической конъюнктуры представил вчера первую часть проведенного по заказу Общественной палаты РФ мониторинга готовности регионов к муниципальной реформе. Из 26 изученных регионов только десять смогут более или менее применить закон о местном самоуправлении, который заработает в полном объеме с 1 января 2009 года.

Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", принятый Госдумой в октябре 2003 года, предусматривал переходный период. В 46 субъектах РФ закон вступил в силу с 1 января 2006 года, с 1 января 2009 года должен был начать работать на всей территории страны. К этому моменту имущество должно быть перераспределено между регионами и муниципалитетами и между муниципальными районами и поселениями в соответствии с разделением полномочий. Поселения должны начать самостоятельно выполнять все свои функции, в том числе и те, которые сегодня разрешено передавать в районы. А у районов появится возможность распоряжаться имуществом, лесными и водными ресурсами, землей.

Первоначально итоги экспертного опроса должны были быть обнародованы в середине мая. Однако первые результаты, полученные по итогам мониторинга в 26 регионах страны, по словам гендиректора Центра политической конъюнктуры (ЦПК) Михаила Виноградова, выявили "неожиданные результаты, чреватые серьезными политическими рисками". По мнению господина Виноградова, в течение ближайших месяцев регионы начнут самостоятельно готовиться к 2009 году, федеральный центр потеряет контроль над этим процессом и уже не сможет вернуть реформу в единое русло. А без местной власти, уверен господин Виноградов, невозможны будут ни административная реформа, ни реформа ЖКХ, ни борьба с коррупцией. Потому ЦПК и Общественная палата (ОП) решили досрочно опубликовать первую часть экспертного опроса, в котором принимали участие сотрудники муниципальных органов власти, представители региональных общественных палат, местные политологи, специалисты в области местного самоуправления (МСУ) и журналисты.

Мониторинг показал, по словам Михаила Виноградова, что сегодня реформа местного самоуправления находится "в подвешенном состоянии". Так, например, "внесением поправок в закон (с 2003 года принято более 30 изменений.— "Ъ") практически утеряна его концепция". По данным мониторинга, начались конфликты между регионами и муниципалитетами, между муниципалитетами разных уровней, особенно в имущественных вопросах (подробнее см. "Ъ" от 4 и 15 апреля), не урегулированы межбюджетные отношения, поселениям не хватает собственных налогов на выполнение своих функций, да еще им переданы не обеспеченные финансами дополнительные полномочия. Нет муниципальной статистики, невозможно узнать, какое имущество есть в муниципалитетах. По оценке руководителя комитета ОП по вопросам местного самоуправления Леонида Давыдова, катастрофически не хватает квалифицированных кадров в МСУ — более 100 тыс. вакансий

Впрочем, главная проблема состоит в том, что федеральный центр не может решить, нужно ли ему независимое местное самоуправление, или же вертикаль госвласти будет продлена до муниципалитетов. "Идут споры о том,— отметил господин Давыдов,— нужно ли нам двухуровневое самоуправление, или оно должно стать одноуровневым и остаться в поселениях, а в районах уже должны функционировать государственные органы власти".

По утверждению Михаила Виноградова, регионы в отсутствие четкой позиции Москвы пытаются проводить реформу "под губернатора", ограничивая полномочия поселений и сокращая их количество. Федеральные ведомства и прокуратура, согласно мониторингу, не пресекают нарушения законов при реализации реформы МСУ, а местные чиновники ее "фактически саботируют". Если в ближайшее время федеральный центр не примет решения, уверен господин Виноградов, то "будут попытки дискредитировать реформу, и тогда появятся номинальное местное самоуправление без полномочий, которые уйдут на более высокие уровни власти, и параллельно существующая бюджетная система, которая не даст МСУ развиваться и сделает его зависимым от региональных дотаций".

Муниципальная реформа получила, по мнению Леонида Давыдова, "статус нелюбимого детища". "Как есть сейчас, быть не может,— уверен он.— Если реформа не завершится, это будет главным вопросом следующих президентских выборов".

Регионы-передовики:
Пермский край — осуществляется контроль населения над реформой, есть механизмы согласования интересов региональной и муниципальной властей по финансовым вопросам.

Вологодская область — имеет место согласованная работа региональных и муниципальных властей.

Костромская область — работа с поселениями, методическая помощь, работа с кадрами.

Новосибирская область — совместная работа региональной и муниципальной властей.



Благополучные регионы:

Красноярский край — эффективен подготовительный этап;

Омская область — есть долгосрочные планы социально-экономического развития муниципалитетов;

Тверская область — открыт Центр поддержки реформы;

Томская область — комплексная схема развития территории;

Ивановская область — комплексное развитие территории;

Челябинская область — планы развития муниципалитетов.



Отстающие регионы:

Республика Алтай — недостаток квалифицированных кадров.

Карачаево-Черкесия — клановый раздел территории.

Карелия — проблемы между региональной властью и муниципалитетами.

Владимирская область — давление со стороны субъекта РФ на поселения.

Калужская область — навязывание модели организации власти, при которой во главе администрации сити-менеджер, навязывание соглашений с районами о передаче полномочий.

Кировская область — попытки реализовать наиболее управляемые схемы МСУ, неприятие инициатив населения.

Нижегородская область — трансляция губернатором московской модели МСУ.

Оренбургская область — навязывание соглашений с районами, отсутствие контроля региона над дифференциацией доходов поселений.

Самарская область — неприкрытое давление на МСУ региональных властей в интересах конкретных ФПГ.

Свердловская область — районы не наделены статусом городского округа, открытый саботаж.


Критические регионы:

Краснодарский край — все решает региональная власть за пределами закона;

Калининградская область — административный произвол губернатора;

Московская область — скрытое сопротивление, переходящее в открытый саботаж, нарушения законодательства.


Вне рейтинга:

Москва, Санкт-Петербург, Чечня, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: КоммерсантЪ

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.