Илья Клебанов: Калининград станет образцом отношений России и ЕС

Все новости по теме: Калининградский анклав

Итоги майского российско-европейского саммита прокомментировал корреспонденту «Росбалта» полномочный представитель Президента России в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов.

- Илья Иосифович, что дала эта встреча на высшем уровне в решении насущных проблем Калининградской области?

- На саммите были подписаны так называемые дорожные карты, подробные планы действий по формированию совместных европейских пространств — экономического, внутренней и внешней безопасности, науки, образования, культуры. Фактически речь идет о создании нового типа отношений между Россией и Европейским Союзом во всех ключевых областях взаимодействия. Эти отношения будут основаны как на общих интересах, так и на разделяемых нами общечеловеческих ценностях. Мы активно движемся в сторону углубления сотрудничества, создания атмосферы реального и равноправного партнерства. В этом процессе Калининградской области Россия отводит особую роль. Как заявил накануне московского саммита заместитель министра иностранных дел РФ Владимир Чижов, Калининградская область может стать пилотным проектом российско-европейского сотрудничества. Я считаю, что в этом заключается стратегическая перспектива развития области, если хотите, ее историческая миссия. И это не громкие слова.

В действительности, уже сейчас регион играет эту особую роль в отношениях между Россией и ЕС. Например, поиск совместного решения грузового транзита по территории Литвы привел к возможности электронного декларирования грузов и гармонизации наших таможенных систем, что само по себе значительно облегчает предпринимателям путь на рынки как России, так и ЕС. Другим примером может служить уже принятое решение о создании на калининградском участке государственной границы России и ЕС первого совмещенного пункта пропуска, что должно с одной стороны значительно упростить и ускорить пересечение границы, а с другой — поставить непреодолимый заслон преступности и нелегальной миграции. Положительный опыт, полученный здесь, будет использован и на других участках российско-европейской границы.

- На что мы можем надеяться в экономической сфере, и как новая версия закона об особой экономической зоне (ОЭЗ) будет соотноситься с общим европейским экономическим пространством и процессом вступления России в ВТО?

- Новый закон об ОЭЗ уже в Госдуме и, думаю, будет скоро принят. Если бы это произошло года три назад, он мог бы сыграть значительную роль. Так быстро меняется общеэкономическая ситуация и в стране, и в Европе, и в мире, что сегодня этот закон, думаю, уже не сможет сыграть той роли, которую ему отводили авторы ранее. Безусловно, он будет способствовать приходу в Калининград крупных внешних инвестиций, что позитивно скажется на общей конкурентной среде и даст импульс развитию региона в целом. С другой стороны, нужно понимать, что условия ведения бизнеса изменятся, и к ним придется приспосабливаться. В первую очередь, я имею в виду малый бизнес, поскольку в новом законе, с моей точки зрения, не заложены достаточные мотивации для поддержки его динамичного развития.

Однако, по моему мнению, главная опасность для калининградского бизнеса, ориентированного сегодня на внутренний российский рынок, кроется в другом. Уже в ближайшем будущем Россия присоединится к Всемирной торговой организации. Это означает, что таможенные барьеры для подавляющего большинства импортных товаров будут значительно уменьшены или вообще сняты. Таким образом, существующие в Калининградской области в соответствии с законом об ОЭЗ таможенные льготы уже не будут иметь решающего значения для предпринимателей при выборе ими места ведения своего бизнеса. Поэтому нам надо будет искать новые стимулы для привлечения инвестиций.

Что касается общего европейского экономического пространства, план создания которого был подписан на саммите Россия — ЕС в Москве, то оно дает Калининградской области существенные преимущества. Ведь речь идет о четырех основных свободах — перемещении людей, товаров, капиталов и услуг. Конечно, полная отмена виз — дело не сегодняшнего дня, однако, считаю, что очень многое в Калининградской области можно реализовать в опережающем режиме. В частности, мы могли бы предложить ЕС рассмотреть возможность создания в Калининградской области зоны свободной торговли, имея в виду режим, при котором товары, произведенные в области, могли бы быть реализованы на российском и европейском рынках на одних и тех же условиях, а именно без уплаты таможенных платежей. С российской стороны такой режим уже практически существует. Дело за малым — договориться с европейцами. По имеющейся информации, наши соседи — Польша и Литва готовы выступить в ЕС лоббистами этой идеи.

Многого можно достичь и в области упрощения и удешевления предоставления виз европейским гражданам, приезжающих к нам по вопросам ведения предпринимательской деятельности, а также с целью туризма и транзита. Думаю, что существующий в настоящее время режим транзита российских граждан по территории Литвы с использованием упрощенных транзитных документов, может быть распространен и на граждан стран-членов ЕС при их транзите через территорию России, в частности, через Калининградскую область.

- А волнующий калининградский бизнес вопрос транзита грузов по территории Литвы на саммите обсуждался?

- Да, но окончательное решение найдено не было. Мне представляется, что нам с европейскими партнерами надо искать решение этой проблемы несколько в иной плоскости: необходимо увязать вопрос транзита российских грузов в Калининград с транзитом европейских грузов по территории России из одной страны ЕС в другую. Например, из Финляндии в Польшу по территории Ленинградской и Псковской областей, либо из Литвы в Польшу по территории той же Калининградской области. И условия такого транзита должны быть одинаковыми. Тогда ни у одной из сторон не возникнет соблазна использовать эти вопросы в интересах получения дополнительных доходов.

- На прошлогоднем саммите в Гааге Россия и ЕС договорились о специальном механизме переговорного процесса по всему спектру калининградской проблематики. Удалось ли создать такой механизм?

- Я считаю, что гаагское решение о создании такого механизма было совершенно верным, поскольку так называемый калининградский фактор объективно играет все большую роль в российско-европейских отношениях в целом. И речь не только о вопросах жизнеобеспечения Калининградской области, хотя в первую очередь — именно о них, но и об использовании этого фактора в интересах создания общеевропейских пространств в опережающем, если хотите — тестовом режиме.

Разумеется, такой подход потребует серьезных политических решений, поэтому в феврале этого года Президент России предложил ЕС в соответствии с действующим Соглашением о партнерстве и сотрудничестве создать Группу высокого уровня по всему спектру вопросов, связанных с Калининградом. Пока, к сожалению, европейская сторона придерживается иного мнения, полагая, что все эти вопросы могут быть поставлены и решены в рамках подкомитета по региональному и трансграничному сотрудничеству Постоянного комитета партнерства России и ЕС. В настоящее время российская сторона продолжает активную разъяснительную работу в Брюсселе, и мы надеемся, что в скором времени этот вопрос будет решен.

- Может быть, европейцы не спешат с принятием решения в связи с тем, что им не очень понятна российская федеральная политика в отношении Калининграда?

- Хочу заявить, что федеральная политика в отношении Калининградской области реально существует. Есть понятная и очевидная цель этой политики: Россия хочет видеть свой европейский анклав процветающим регионом с уровнем жизни, сопоставимым с уровнем жизни соседей — Литвы и Польши. И поэтому федеральный центр уделяет такое пристальное внимание вопросам жизнеобеспечения и развития Калининградской области, являющейся одним из пяти президентских общенациональных приоритетов. Созданный в области специальный экономический режим и действующая федеральная программа развития являются механизмами этой политики.

Более того, как вы знаете, в октябре прошлого года по распоряжению Президента России была создана межведомственная рабочая группа — фактически центр принятия наиболее важных для развития области решений. За прошедшее время группа рассмотрела целый ряд важнейших для региона вопросов. В ближайшее время в повестке дня группы — вопросы комплексного развития экономики области с учетом тех факторов, о которых я говорил ранее. Считаю исключительно важным то обстоятельство, что руководить группой поручено помощнику Президента РФ по вопросам отношений с ЕС Сергею Ястржембскому. Это задает европейский вектор деятельности группы и демонстрирует ту роль, которую Россия отводит Калининграду, а именно, как было заявлено Президентом, стать образцом российско-европейского сотрудничества. В условиях достижения уже не только на политическом, но и на практическом уровне договоренностей о создании общих европейских пространств Калининград будет играть в этом процессе все более ведущую роль как модель нашего перспективного партнерства. Это касается и экономики, и безопасности, и развития науки, образования и аспектов культуры. В этом, по сути, и состоит федеральная политика по отношению к нашему региону.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Росбалт

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.