От применения "дорожных карт" Калининград получит много дивидендов

Все новости по теме: Калининградский анклав
Сегодня среди политической элиты России начался спор - нужны "дорожные карты" или нет. Мы подошли в развитии отношений с ЕС к этапу конкретики, поэтому должны отказаться от деклараций общего плана и прийти к конкретным решениям. Принятие четырех "дорожных карт" решают эту проблему корректно и перспективно. На вопросы агентства "Интерфакс Северо-Запад" отвечает заместитель председателя комитета по международным делам Совета Федерации, бывший посол России в ЕС Василий Лихачев.

Калининградская область рассматривается как пилотный проект в процессе сближения России и Европейского Союза. На Ваш взгляд, насколько важны в связи с этим итоги прошедшего в мае российско-европейского саммита, на котором были приняты "дорожные карты"?

Я был представителем Российской Федерации в Европейском сообществе в течение пяти лет - с 1998 по 2003 год, и все переговоры, в том числе по Калининграду, начинались при моем непосредственном участии. Могу сказать, что не случайно и тогда и сегодня калининградская тематика являлась приоритетной для Москвы и Брюсселя.

Да, сегодня среди политической элиты России начался спор - нужны нам эти карты или нет. Я глубоко уверен, что необходимы, поскольку мы подошли в развитии наших отношений к этапу конкретики. Мы должны отказаться от слов о взаимной любви, от деклараций общего плана и прийти, наконец, к конкретным решениям.

Принятие четырех "дорожных карт" решают эту проблему, с моей точки зрения, корректно и перспективно. От конкретного применения этих карт Калининград получит много дивидендов, так как они представляют собой подробный план действий по формированию совместных экономических пространств: экономического, гуманитарного, внутренней и внешней безопасности.

Так, калининградская тематика там звучит и в сфере нормативов, которые касаются транспорта, борьбы с организованной преступностью и незаконной миграцией.

Фактически, по моему убеждению, речь сегодня идет о формировании нового типа отношений между Россией и ЕС через призму Калининградской области, за судьбу и развитие которой, в силу исторических обстоятельств, в одинаковой степени несут ответственность и наша страна, и Европа.

Сейчас в Государственной думе находится проект нового закона об Особой экономической зоне. Как этот закон в случае принятия будет соотноситься с общеевропейским экономическим пространством и перспективой вступления России во Всемирную торговую организацию?

Я уверен, что эти законы не отторгают друг друга. Если в полной мере российское правительство и региональная власть возьмутся за реализацию закона об ОЭЗ, это будет самым серьезным вкладов в общеэкономическое пространство России и ЕС, потому что в этом законе изложены современные концептуальные вещи в области торговли, экономики, технологий и юриспруденции.

Что касается ВТО, я думаю, что закон об ОЭЗ делает более широкими ворота для сотрудничества для наших западных партнеров. Это хороший сигнал к тому, что они спокойно смогут приходить на наш рынок, и их капитал будет защищен, это гарантия получения дивидендов.

Как вы относитесь к идее создания в Калининграде зоны свободной торговли?

Это хорошая идея, и ее нужно реализовывать. Создание зоны свободной торговли - это возможность создания новых рабочих мест, увеличение доходов в бюджет области. Но я уверен, что мы не должны злоупотреблять этим. России пора отходить от зависимости от рынка цен на газ и нефть и развивать машиностроение, усиливать новаторскую технологическую составляющую внешнеэкономического оборота, эти же подходы актуальны и для Калининградской области, которая является неотъемлемой частью нашей страны.

Сегодня представляется очень важным выстраивание на основе концепции нового закона об ОЭЗ оригинальной многовекторной экономической политики. Там должна быть и промышленность, и разработка ресурсов, и сельское хозяйство и так далее.

Сегодня такого рода комплексный подход должен в обязательной степени быть присущ всем регионам России. Только это даст возможность РФ стать самостоятельным, равноправным экономическим партнером для ЕС.

Уникальность анклавного расположения Калининградской области создает и массу проблем для экономического развития региона, в первую очередь энергетическую и транспортную. Сегодня принимаются меры по их решению и по линии "Газпрома", и по линии "ЛУКОЙЛА", и по линии министерства транспорта. Но необходима и частная инициатива, особенно со стороны так называемого материкового бизнеса. Насколько частный бизнес задействован в решении этих проблем?

Одним из наиболее значимых проектов я бы назвал здесь деятельность корпорации "Союз", которая, судя по ее активности, пришла в регион всерьез и надолго.

Действительно, одним из факторов, тормозящих приток инвестиций в Калининградскую область, является отсутствие транспортных возможностей для вывоза произведенной здесь продукции на материк и, наоборот, ввоз товара сюда из центральной части России. Создание корпорацией "Союз" транспортной паромной линии Калининград-Петербург - одно из решений этой проблемы. По словам руководителей корпорации, потенциальная пропускная способность линии - 700 тысяч грузов в год, что в два раза превышает существующие сегодня показатели по всем транспортным коридорам, связывающим Россию и область.

По моему мнению, открытие новой морской линии важно также и с политической точки зрения, так как это делает независимым перемещение грузов от политической и экономической ситуации в Литве.

В целом, на мой взгляд, это прагматичный проект, который несет в себе очень серьезные политические и экономические последствия как для развития России и российских регионов в режиме рыночной экономики, так и для решения очень серьезных проблем, которые сегодня стоят перед сотрудничеством РФ и ЕС.

Созданная транспортная линия решает многие проблемы, связанные с безопасностью в широком смысле этого слова. Это и экономическая безопасность, и транспортная, и, что наиболее важно, продовольственная и гуманитарная.

Я абсолютно уверен, что когда мы обсуждаем такого рода проекты, надо иметь ввиду интересы не только государства в целом, хотя это важно, как и важны интересы общеевропейского приграничного сотрудничества. Но надо помнить, что главным потребителем проекта, его основной движущей силой является конкретный российский гражданин, потребитель этих услуг, который от подобных проектов должен выиграть. Я считаю, что проект "Союза" с любой из обозначенных мною проблем должен быть поддержан. Он востребован жизнью и, если хотите, является визитной карточкой калининградского региона и России в общеевропейском пространстве.
Источник: Интерфакс

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.