Если упустить время, то мы, скорее всего, потеряем Калининград

Все новости по теме: ОЭЗ

О необходимости создания особых "точек роста" экономики официальные власти говорят уже несколько лет. Довольно давно была сформулирована и сама концепция создания таких "точек роста" - особых экономических зон. Их особенностью является ставка на привлечение частного капитала, который будет работать и на стратегические государственные задачи. В минувшую субботу президент Владимир Путин подписал закон "Об особых экономических зонах". Свою оценку этих инициатив Стране.Ru дал известный эксперт, главный экономист ИК "Тройка-Диалог", профессор Высшей школы экономики Евгений Гавриленков.

- Евгений Евгеньевич, вы подробно ознакомились с той новой экономической конструкцией, которая заложена в закон "Об особых экономических зонах". По Вашему мнению, она способна обеспечить экономический рост за счет несырьевых секторов?

- Я полагаю, что сама по себе конструкция вполне здравая на уровне замысла. Текст закона в данном случае можно назвать хорошим компромиссом между существующими группами во властных структурах. Хорошим - потому, что закон не только учитывает все интересы, но и создает, в принципе, полезную, работоспособную структуру. Правда, как всегда в России, оценивая закон, необходимо помнить о том, что он может быть реализован совсем не так, как это предусмотрено в тексте.

- С точки зрения реализации, вопрос наверно упирается в кадры? Пестовало идею особых экономических зон (ОЭЗ) министерство экономического развития и торговли, руководство которого стремится работать в русле либеральных экономических теорий. Регулировать работу ОЭЗ будет специальное агентство в составе Минэкономразвития, а возглавлять новую организацию будет помощник премьер-министра Михаила Фрадкова Юрий Жданов. Как Вы считаете, может ли это противостояние различных идей, а, может и людей в рамках одного ведомства "подвесить" реальную работу по созданию ОЭЗ на долгие годы?

- Действительно, наш премьер в значительной степени ассоциируется с административными методами управления экономикой. Но интересы консервативно настроенной части правительства хорошо сбалансированы с предложениями либералов в лице вице-премьера Александра Жукова и главы МЭРТа Германа Грефа. Поэтому даже в рамках одного министерства представители различных кругов могут конструктивно работать над этим проектом. Потом, не надо забывать, что особые экономические зоны - это институт, рассчитанный на многие десятилетия работы. В противном случае их не стоило создавать вовсе. За это время многократно поменяются и правительства, и большинство работающих в экономике ключевых персон. Так что вопрос о личностях может быть слишком локальным для такой темы.

- Да, но несовпадение интересов различных групп во власти может подвесить решение вопроса, скажем на 3-5 лет. Этого срока может оказаться достаточно для того, чтобы наши конкуренты ушли настолько далеко, что механизм ОЭЗ просто станет не актуальным и морально устаревшим еще до начала своей реализации?

- Я думаю, что имеющиеся сегодня в России возможности по созданию конкурентоспособных товаров и услуг никуда не исчезнут даже за несколько лет.

- Вы считаете, эти ресурсы у нас есть?

- Безусловно, такие ресурсы у нас есть. Безусловно, институт ОЭЗ является оптимальным средством по их использованию. Что касается каких-то принципиально иных, намного больших цифр роста ВВП, то пока об этом говорить преждевременно. Что касается диверсификации экономики, ухода от ее зависимости от поставок нефти и газа, то эта задача вполне достижимая. Я даже уверен, что она будет выполнена в конечном итоге, но не за год-два. Не стоит забывать и еще об одной принципиально важной задаче - развитии геополитически важных регионов страны. Речь идет, в первую очередь, о Калининградской области. И не менее важный пункт - развитие Даальневосточного региона. Калининград я поставил на первое место потому, что он уже находится в окружении экономически развитых стран (Германия), и стран, быстро развивающихся (Польша и Литва). Если упустить время, то мы, скорее всего, потеряем этот регион, что не только плохо само по себе, но и сулит нам куда большие проблемы политического характера. Правда, наличие мощных соседей во многом является и плюсом, поскольку облегчает встраивание в уже существующую экономически развитую инфраструктуру и рынки. В принципе, такая же ситуация и на Дальнем Востоке, с той только разницей, что там все вопросы можно решать не так сжато по времени. Но задача принципиально идентична - стать конкурентоспособной частью экономически развитого региона и использовать инфрастуктуру и рынки соседей для собственного развития. В геополитическом отношении, наша задача - сохранить свою целостность. С этой точки зрения ОЭЗ являются вполне эффективным инструментом, и решение по его использованию принято вполне своевременно.

- В теории все выглядит замечательно. На практике все упрется в качество наших товаров. Думаете, России удастся вклиниться на рынок современных высококачественных товаров, имея таких конкурентов и на западе, и на востоке?

- Я думаю, что производить современные по качеству товары нам вполне по силам. Это вопрос контроля за качеством, и негативное наследие наших старых предприятий может быть со временем успешно преодолено. Я думаю, что как раз этот вопрос может быть решен в достаточно короткие сроки.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Страна.Ru

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.