Три года Бооса: «У меня не все получилось «вжик»»

Все новости по теме: Губернатор области

В канун своего трехлетия на посту губернатора Калининградской области Георгий Боос дал большую пресс-конференцию. За два с половиной часа журналистам удалось задать ему 38 вопросов на самые различные темы и получить настолько откровенные ответы, что несколько раз пришлось даже выключать диктофоны. Корреспондент «Калининград.ru» Роман РОМАНОВСКИЙ постарался наиболее точно передать все, как было.

Стенограмма пресс-конференции:

- Прошу прощение за опоздание. Я надеюсь, вы зря времени не теряли, вам дали справку, вы могли ее прочитать, поэтому теперь мы можем сразу перейти к вопросам. Мне не надо будет много уже перечитывать. Поэтому мы сразу тогда можем, наверное, перейти к вопросам.

(Анастасия Гусак, «Русский край») - Георгий Валентинович, сейчас немного приостановлена программа «Молодая семья», денег нет, субсидии не выплачиваются уже несколько месяцев. И вот нам даже звонят, спрашивают люди, которые несколько месяцев, они в подвешенном состоянии, не знают, что делать. Скажите, вот как будет с финансированием и когда возобновится эта программа?

- «Молодая семья» - не приостановленная программа. В ряде муниципалитетов был выбран в полном объеме весь лимит в соответствии с программой. То есть, все, что было запланировано, оказалось уже выбранным. Это означает, что программа стала пользоваться очень большим спросом и, этот спрос оказался больше, чем планировали сами муниципалитеты. Ну, и чем мы, соответственно, тоже планировали. Мы по таким муниципалитетам предусмотрели специальные дополнительные меры поддержки, назвали эти меры поддержки грантом тем муниципалитетам, которые выполнили параметры этой программы досрочно и, благодаря предоставлению этих грантов, у муниципалитетов появились деньги для того, чтобы продолжить эту программу и выполнить ее в больших же объемах в этом году. Ну, и соответственно, это означает, что если мы планировали, что в этом году смогут улучшить или решить свои жилищные условия и проблемы 1270, по-моему, молодых семей. Мы планировали такую цифру по итогам года, но на эту цифру мы вышли намного раньше, чем по итогам года, а теперь, после того, как мы дали эти деньги муниципалитетам, то соответственно, мы ориентируемся на ожидаемое исполнение по этому году где-то порядка 1450-1550 молодых семей.

- А в городе Калининграде?

- В городе Калининграде? Он попал в число тех муниципалитетов, которые получили гранды.

- А вы не подскажете тогда, когда возобновится финансирование? Ведь говорят, что денег нет.

- Программа работает без всяких «говорят». Это программа, и она принята, и никто ее не отменял. И эти деньги в безусловном порядке должны быть.

- Я просто сама сегодня документы относила. Сказали, пока денег нет и неизвестно, когда будут, звоните через полтора месяца, через месяц.

- Да, хорошо, я помечу себе. С Феликсом Феликсовичем побеседуем.

- Добрый день, Юрий Шихунов, НТРК «Каскад». Георгий Валентинович, три года назад, когда только пришли на должность губернатора, вы заявили, что через пять лет наша Калининградская область будет жить также, как Литва по уровню жизни, а через десять лет мы будем жить, как в Германии. Как сейчас обстоят дела? Насколько мы приблизились?

- Давайте, во-первых, точнее вспомним, что я говорил. Я говорил, что через десять лет мы выйдем на среднеевропейский уровень. Среднеевропейский уровень и уровень развитых европейских стран – это уже две некоторые разницы. Думаю, что выйдя на среднеевропейский уровень, мы создаем условия, чтобы следующее уже после нас правительство и следующий после меня губернатор стартовали для достижения следующего рубежа. Это уже действительно уровень развитых европейских стран и, думаю, что это ему будет по силам. Уверен, что ему это будет по силам. Тем не менее, что касается наших реальностей. Мы по уровню жизни на сегодняшний день, в общем, оцениваем ситуацию таким образом, что по итогам 2008 года мы достигнем уровня сопредельных стран – Литвы и Польши. По некоторым параметрам у нас будет еще небольшое отставание. Таким, как прогнозируемая продолжительность жизни. Мы примерно оцениваем, что мы достигнем по итогам 2008 года продолжительности жизни порядка 67, 5 – может быть, 67 лет. В Литве этот показатель примерно 70 лет. В Польше он чуть пониже, но там, скажем, по другим показателям – детской смертности, показателю общей смертности, показателю рождаемости, мы уже превысили уровень, например, Литвы и Польши по некоторым и них. И так далее. Мы также оцениваем, что мы по уровню доходов населения, сопоставимому с покупательной способностью, со стоимостью потребительской корзины, мы по итогам 2008 года, если не опередим, то, по крайней мере, выйдем на уровень сопредельных стран. Ну, и в целом, по социально-экономическому положению, мы оцениваем, что по итогам 2008 года, мы уверенно догоняем и дальше будем уже выходить вперед. Но, при этом, у нас есть и основания к такой уверенности. У нас темпы роста инвестиций выше, чем у них. У нас темпы роста валового регионального продукта выше, чем у них, и разница довольно существенная. Разница между нашими темпами развития от 50 %-ной разницы до 150 %-ной разницы. То есть, это довольно большие диапазоны и довольно уверенные опережения. Поэтому, особенно это существенно отражается именно в сфере инвестиций. Литву – в полтора раза, Польшу – почти в два раза. И по росту валового регионального продукта мы превосходим. По сравнению с Литвой – более чем в два раза. Вот, это означает, что та динамика, которую мы набрали, даст нам довольно твердые гарантии, что мы уже в 2009 году начнем опережать. По итогам 2009 года начнем опережать.

- Юлия Дроздова, «Калининградская вечерка». Георгий Валентинович, нам тут дали бумажки и тут написано, что до 2014 года будет утвержден новый проект ФЦП. Скажите, пожалуйста, какие там будут интересные проекты в этой программе и какое будет финансирование?

- Проект ФЦП будет утвержден до конца этого года. Он уже согласован со всеми министерствами и ведомствами и предусматривает осуществление, начиная с 1 января 2009 года по 2014 год включительно. Горизонт этой программы, как вы видите, тем самым, составляет шесть лет федеральной целевой программы и, безусловно, там главными включенными вопросами является увеличение объемов финансирования и перенаценивание этого финансирования на решение наших основных задач для того, чтобы получить комплексное развитие. Ну, и составлено это ФЦП на базе стратегии, которая была разработана на базе той программы социально-экономического развития, которая была разработана и доложена на Правительстве Российской Федерации. Если мне память не изменяет, 18 января прошлого года я докладывал эту программу на заседании Правительства Российской Федерации. В целом, она была одобрена Правительством. И по итогам заседания Правительства как раз было как одно из решений, один из пунктов решения Правительства Российской Федерации, подготовить и принять в новой редакции новой федерально-целевой программы социально-экономического развития уже вот с горизонтом до 2014 года. И как главные инструменты решения реализации вот этой программы социально-экономического развития. И так надо рассматривать эту программу. Что толкнуло? Ну, во-первых, там существенные инвестиции в области образования. Существенные. Строительство 22 новых современных школ, школ XXI века с численностью учеников от (среднюю численность назову) 1500 учеников в школе. От 1100 до 2000. В среднем получается 1500 учеников в одной школе. Причем, это современная школа, комплексы целые с бассейнами, спортивными залами. При этом в каждой школе - не менее двух таких спортивных залов, в некоторых и три, и четыре с актовыми залами, со стадионами пришкольными и так далее. Даже та школа, которую мы сейчас строим в Гурьевске (в Гурьевском районе уже теперь, в Малом или в Большом Исаково), даже эта школа (хотя это, надо сказать, современнейшая школа), но даже она становится школой всего лишь конца XX века. Это уже школа XXI века. А та школа, которую мы в Пионерском построили и сдали к прошлому еще учебному году, если помните, 1 сентября, она начала действовать с 2007 года. То та школа не держит конкуренции даже с гурьевской, а уж тем более, она не держит конкуренции с этими школами. Кроме этого, запланирована полная реализация всех мероприятий Укронского соглашения. То есть строительство всех очистных сооружений во всех наших муниципалитетах и решение всех наших экологических проблем. Кроме этого, запланированы большие мероприятия по газификации, общая сумма программы газификации 14 с чем-то миллиардов рублей, из которых 80 % - это федеральные деньги, 10 % - областные, 10 % - это средства самого «Газпрома». Инвестиции самого «Газпрома» и так далее. Общий объем инвестиций федерального бюджета - почти, по-моему, 57 миллиардов (чуть-чуть меньше 57 миллиардов, если мне память не изменяет - 56, 8). Областного бюджета – если мне, опять же, память не изменят – 12, 4, по-моему. Но порядок цифр такой. Ну, для нас это тоже существенные расходы. Еще 3-4 года назад мы не могли себе позволить такие расходы, и наш весь годовой бюджет был меньше, чем эта цифра. Вот сегодня наша областная инвестиционная программа составляет несколько миллиардов рублей самостоятельных инвестиций, без поддержки федеральными средствами. С федеральными деньгами сегодня наша областная инвестиционная программа составляет в целом (это включая дорожное строительство, естественно) порядка 10 миллиардов рублей. Я могу ошибаться на 10 %, но порядок цифр истинен. В следующем году она будет составлять порядка 13-14 миллиардов рублей. То есть это больше, чем наш бюджет областной 2005 года. Сейчас вот такая у нас годовая инвестиционная программа. Поэтому, конечно, сегодня мы себя чувствуем гораздо более уверенно, и темпы, которые мы сегодня набрали, они сегодня получают, в том числе, и бюджетную поддержку в необходимом объеме. По крайней мере, получают без каких-либо проблем. Без видимых проблем. Ну и плюс, мы получаем абсолютно полное понимание и поддержку со стороны федерального центра, что не только немаловажно, что является одним из базовых главных вопросов. Потому, что в условиях эксклавной оторванности положения, безусловно, много вопросов необходимо решать с федеральным центром. И то, что сегодня начато строительство второго энергоблока ТЭЦ-2. Вчера прилетал Алексей Борисович Миллер, было подписано соответствующее соглашение. То, что сегодня большие объемы инвестиций осуществляются, то, что сегодня принимается новое ФЦП (новая редакция) - это, безусловно, свидетельство большой колоссальной поддержки и внимания со стороны федерального центра. Скажу вам откровенно, нашу программу не урезали ни на один рубль. Тогда, как все остальные программы, были сигвестированы. Ну, как минимум, в два раза, а ряд программ был сигвестирован в десятки раз. При этом из так более 400 программ оставили порядка 40-50 программ. Существуют на сегодня из региональных программ только две. Еще есть одна межрегиональная программа «Дальний Восток». И по сумме мы здесь, конечно, в лидерах. Если брать в расчете на одного жителя на один год, то мы здесь в безусловных лидерах.

(Татьяна Девиченская, «Балтик плюс») - Если возвращаться к теме повышения нашего уровня жизненного. Чем закончилось сегодняшний диспут трехсторонней комиссии по общему подниманию заработной платы? И вообще, как это происходило на федеральном уровне, то есть, как эту инициативу оценили там?

- Нет, это не прерогатива федерального уровня. Значит за федеральным законодательством нам делегированы права установления минимального размера оплаты труда. По соглашению трехсторонней комиссии. Соглашение между администрацией, работодателями и профсоюзами как представителями работников. И в прошлом году в соответствии с этим соглашением был установлен минимальный размер оплаты труда – 5 000 рублей в Калининградской области. Надо сказать, что это оказался один из самых высоких уровней минимального размера оплаты труда, выше даже, чем в Москве. В этом году я не знаю, чем закончилось заседание, но предварительно консультации, которые были проведены с работодателями и профсоюзами, задавали диапазон от 6 000 до 7 000 рублей. Готовность к установлению такого минимального размера оплаты труда со стороны работодателей. Думаю, что мы форсировать эту тему в этом году не будем. Думаю, что увеличение минимального размера оплаты труда на 20 %, то есть, переход с пяти на шесть тысяч - это будет уже хорошая вершина. Но, я не знаю, чем закончилось заседание трехсторонней комиссии, но меньше 6 000 рублей, они не должны были принять решение, поскольку работодатели все в основном высказались за цифры – шесть и более тысяч рублей. Там, насколько я знаю, только один кто-то из представителей высказывался за цифру 5 800 на предварительных рассмотрениях, а так все остальные от шести до семи тысяч рублей. По-моему, даже семь с половиной предлагали из Ассоциации строителей.

- А как другие регионы шагают, не знаете?

- Не знаю, какие планы на этот счет имеют другие регионы, но по официальным данным, которые были приняты в прошлом году на 2008 год, мы оказались в лидерах. Мы оказались в первой пятерке. Ну, мы вообще оказались по результатам своего социально-экономического развития на сегодня на десятом месте в стране при подведении итогов. Одиннадцатая после нас - Москва. Это по социально-экономическому развитию и уровню жизни. Впереди нас обгоняет Тюмень, Ханты-Мансийск, такие вот регионы, у которых… Но так мы оказались в числе двадцати регионов-доноров сейчас. Мы перестали быть рецпентами.

- Позвольте, раз вы на меня смотрите, продолжить. Я по поводу социального жилья…

- Я на вас смотрю потому, что люблю смотреть на красивых женщин. Но это вовсе не дает право узурпировать вопросы (покраснел)

- По поводу социального жилья, все-таки. Каковы перспективы, хотелось бы узнать, какие цифры, что касается социальных категорий и социально незащищенных. По поводу тех людей Отечественной Войны, которые стоят в очереди. Я знаю, что строят сейчас второй дом на Комсомольской. Но я о тех, кто проживает. То есть решение правления приватизировать это жилье. Но это, наверное, не совсем правильно. А вот, что касается решения проблем по поводу ветеранов…

- Значит, давайте по порядку. Социальное жилье уже строится и, надо сказать, что социального жилья у нас в области не строят, ну, наверное, с 82 или 83 года, когда был построен последний дом социальный. В небольшом количестве социальное жилье приобреталось как долевое при строительстве жилья коммерческого в городе Калининграде, но это, конечно, были капли. Понятно, почему не строилось социальное жилье, денег бюджетных не было и возможности у бюджетов муниципалитетов, конечно, не было. И поэтому их нельзя упрекнуть. Они жили в условиях, когда им каждый день надо было решать текущие бытовые проблемы. Сегодня ситуация совершенно другая, и сегодня объемы жилищного строительства социального жилья довольно значительны. И есть муниципалитеты, которые почти решают эту проблему. В социально-гуманитарном отделе очередь сокращается с 1962 года, по отдельным категориям до 2002, по отдельным категориям до конца 90-х годов. Поэтому, конечно, подвижки здесь есть, и будут дальше происходить. Наша задача - привести это все в нормальное состояние. Теперь - отдельная тема - ветеранский дом и строящаяся вторая очередь. Там запланирована еще и третья очередь и, в результате, там будет целый такой городок из госпиталя этого ветеранов, которое переводится в разряд социально-медицинского учреждения. Это будет уже именно социально-медицинское учреждение для обслуживания и реабилитации ветеранов и восстановлении их здоровья. Вот, и набора жилых корпусов со всем необходимым сервисом. Это и медицинский сервис, и бытовой сервис, включая и по возможности какие-то рукоделия, и мастерские, и трудотерапию, и физкультуру, и бытовые услуги всевозможные – парикмахерская, прачечная. В результате мы получим в этом месяце просто квартал небольшой в виде такого каре из нескольких домов и вот этого госпиталя полностью. Как комплекс для ветеранов. Теперь, что касается социального жилья и его приватизации. При этом, я, кстати, замечу, что это жилье не временное для ветеранов, а постоянное. Но для ветеранов, а не для членов их семей. То есть это жилье предоставляется ветерану и его жене. И жена проживает в нем, если не дай Бог, конечно, такое происходит, что умирает супруг, то жена проживает в нем, либо пока не захочет выехать, либо до своей смерти. То есть ее никто не выселяет. Право пожизненного проживания у них в этом жилье, то есть это постоянное их жилье. Не временное, а постоянное. И в этом смысле в жилищном кодексе изначально была принята именно такая схема отношения социального жилья. И была прекращена бесплатная приватизация жилья социального, и был установлен всего лишь срок переходного периода, в течение которого можно было решить вопрос приватизации своего социального жилья тем, кто его уже имел. Такова бала логика нового жилищного законодательства. И в результате должно было оказаться три категории жилья. Жилье социальное, которое предоставляется тем, кто не может сам решить свою жилищную проблему – малоимущим. То есть предоставляется по принципу нуждаемости не в квадратных метрах, а по принципу нуждаемости в государственной поддержке. То есть это не только те, кто нуждается в жилье, в жилищных условиях, но еще и малоимущие, кто не может решить эти вопросы самостоятельно. И, естественно, если он малоимущий, о какой приватизации идет речь. И вообще, о какой приватизации социального жилья может идти речь. Это социальное жилье для предоставления социально незащищенным слоям населения. И нигде в мире такого нет. То есть такое жилье есть, но нигде нет в мире, чтобы была его приватизация бесплатная. Вторая категория жилья – это жилье коммерческое, которое находится в собственности. И оно может либо сдаваться в найм коммерческий, либо использоваться собственником для собственных нужд. И третья категория – это жилье служебное, которое предоставляется на период существования служебных отношений. Тогда в этом случае собственник строит это жилье и предоставляет на условиях, которые сам оговаривает со своим работником и предоставляет это жилье на это период времени. Все, вот три категории жилья. И я знаю, что сначала было сделано первое отступление от этих правил потому, что в результате переходный период распространял право приватизации на жилье на два года всего лишь. Но сначала сделали первую поблажку, она была еще, наверное, объективна - обусловлена действительной необходимостью, так как органы жилищные, которые отвечали за приватизацию в целом в ряде субъектов, не успевали оформить документы на приватизацию. Тем более что требовались различные справки и так далее, а интерес к приватизации жилья, после принятия этого пакета, возросло. Но вторая поблажка, которая была сделана и отменила следующую дату, была установлена, по-моему, там дата была 1 января 2010 года. Вторая поправка, которая была сделана, она, на мой взгляд, вообще не объективна. Это ничем не обусловлено, она просто все ставит с ног на голову и к чему ведет такая постановка вопроса? С одной стороны, мы никогда не решим проблемы социально незащищенных людей. Потому, что у бюджета никогда не будет столько денег. Что такое бюджет? Это наши с вами налоги. У нас никогда не будет с вами столько налогов, чтобы решить проблему всех абсолютно в подарок. Одно дело, когда мы решаем в пользование (пожизненное, но пользование) При этом, если они перестают быть категорией социально незащищенных, то они начинают выплачивать за это же социальное жилье коммерческую ставку. Такая возможность предусмотрена. Их нельзя было выселить из жилья, но можно было ввести коммерческую ставку за социальные налоги. И это означало, что в результате мы с вами, (мы – это вот мы с вами потому, что все делается на наши с вами налоги) могли бы защитить. Действительно, да, через какое-то время мы к этому пришли, но защитить тех, кто социально незащищен и без нашей поддержки никак не смог бы выжить, решив свою жилищную проблему. А вот ту принятую поправку, которая опять перевернула на голову всю ситуацию, на мой взгляд, необходимо будет отменять. Будем инициировать такие сейчас законодательные инициативы. Я, по крайней мере, поручение такое уже дал Тамаре Николаевне Кузяевой, чтобы она готовила от нас такую инициативу. Вот она опять теперь приводит к бесплатной раздаче в подарок жилья. К чему это будет приводить? К тому, что муниципалитеты не будут заниматься этой проблемой. Потому, что решить этот вопрос в результате невозможно. Он будет вечным. Значит, заниматься тогда незачем, раз решить его невозможно. Мы это уже прошли. В результате там за 20 лет (с 84 года по 2004) очередь только приросла на эти 20 лет в Российской Федерации. Она никак не продвигалась. Вот как были там с 60-го года постановки на учет, вот так там и стояли люди с 60-го года в постановке на учет. Извините, что я так долго.

(Валерий Бирюков, ИА «Росбалт») - На этот год запланировано построить миллион квадратных метров жилья. На сегодняшний день самый большой застройщик в городе говорит, что не сможет построить и 595 квадратных метров. В других городах та же ситуация. Получается, что построить миллион уже никак не получится. Феликс Лапин призвал застройщиков поумерить аппетиты, а что делает областное правительство?

- Но это называется, не программа трещит, а платежеспособный спрос. В результате, на сегодняшний день, не соответствуют объемам жилищного строительства. Мы встречались в августе (где-то в середине-начале августа), я собирал строителей и банкиров, и мы обсуждали эти проблемы замедления объемов продаж жилья на рынке. И, по крайней мере, замедления темпов роста объемов продаж. Если просто объем продаж до этого был и двукратный, потом полуторный, то сейчас он приостановился. И объем продаж примерно на одном уровне стоит. Обсуждали эти проблемы, созданы две рабочие группы. В том числе, мы рассматриваем для себя определенные меры по стимулированию ипотечного кредитования как дополнительное стимулирование ипотечного кредитования. Как мера финансовой поддержки платежеспособного спроса. Конечно, здесь отчасти наложились на нас последствия финансового кризиса, который начался в Штатах с ипотечных бумаг (то есть именно с ипотечного рынка). И в результате для нашего ипотечного кредитования сразу возникли две угрозы. С одной стороны – снижение доверия в виду высокой волотельности этого рынка, и с другой стороны – отток денег ввиду финансового кризиса. Поэтому, определенные меры сейчас вырабатываются этими двумя рабочими группами. Одна из них – финансовая. Как раз меры по стимулированию спроса и дополнительного финансового вливания на этот рынок. Возглавляет эту группу Матвеева. Я не хотел бы сейчас забегать вперед для того, чтобы говорить, какие мероприятия будут осуществляться. Пусть они сначала все наработки сделают и представят. Вторая группа - под руководством Бучельникова, куда входят строители. Она занимается, в том числе, и мероприятиями организационными, организационного характера. Для упрощения администрирования, для уменьшения снятия бюрократических барьеров, для уменьшения, вследствие этого расходов и издержек, на подобные вещи. Кроме того, это целый ряд мер по снижению стоимости строительства, в том числе, и путем снижения стоимости на комплектующие материалы. Но резервы здесь есть. Сегодня цена себестоимости жилищного строительства намного, на мой взгляд, завышена вследствие целого ряда объективных и субъективных причин. К объективным причинам надо отнести отсутствие у нас целого ряда материалов. Это щебень, это, до недавнего времени, цемент. Это, целого ряда комплектующие. Ну, и как следствие - монопольное положение дел у поставщиков. Это все объективные факторы. При этом, еще один объективный фактор - это в связи с тем, что был большой строительный бум и в стране, и в принципе в мире. И отставание строительных мощностей, и как следствие - рост цен в мире в принципе - на строительные работы и на строительные материалы. Сейчас ситуация другая, и на рынке в целом на мировом. И как следствие - это будет приводить к тому, что начнут снижаться, что перестанут разбивать свои доходы, а начнут бороться с издержками, оптимизируя, в том числе, и ценные материалы, строительные, в том числе, и цены на свою работу, и логистику. Причем, как транспорт, логистику, доставки грузов, так и логистику внутреннюю самих предприятий. То есть на рынке изменения в структуре будут происходить. Поэтому по моим оценкам, мы вполне сможем вернуться в диапазон цен 12-15 тысяч рублей в черном ключе. То есть это без отделки. В черном ключе за один квадратный метр. Сегодня у нас с отделкой идет примерно 24-25 тысяч рублей. Без отделки, соответственно, это где-то плюс еще три-четыре тысячи.

- Какие-то у вас интересные цифры…

- Это себестоимость.

- А, что уже продается?

- Продается? Там еще дальше добавляется: маржа, добавляется интерес компании-риэлтора. Продажная цена колеблется от 32 - 33 тысяч рублей. Там есть и по 100 тысяч рублей. Такие тоже предложения можно на рынке встретить, но они сегодня уже скорее экзотические. А так в среднем - это где-то 45 тысяч рублей.

- Сергей Юрьев, «Комсомольская правда». Давно уже пошли разговоры о туристической зоне с игорным сегментом. Но сейчас информации как-то немного. Какие-то есть проблемы?
- Проблем никаких нет. Значит, мы объявили конкурс. Интерес к конкурсу есть. Компании выставились, все время происходит дополнительные явления новых компаний, которые предлагают нам свои услуги, хотят поучаствовать в этом проекте. А, в принципе, ситуация, на мой взгляд, следующая. С одной стороны, участники этого рынка ждут наступления 1 июля 2009 года, когда в соответствии с действующим законом должны прекратить жизнь все игорные заведения, кроме этих четырех зон Российской Федерации. И, к сожалению, находятся отдельные… (я даже не могу назвать их чиновниками, потому, что они совсем не чиновники, они представители предпринимательских союзов) которые дают неоправданные надежды игорщикам, что этот закон может быть пересмотрен. В результате, они введены в заблуждение. Но в этом розовом заблуждении они находятся и, пока они теперь из него не выйдут, интерес проявлять к этим зонам спешить не будут.

(посмотрел на журналиста, который никак не мог налить себе из чайника горячей воды)

Вы знаете, я вам сейчас подскажу, как это делается. Вот там вот кнопочка есть.

Они спешить проявлять интерес к этим зонам не будут. Потому, что это инвестиции довольно значительные, а уверенности в них пока в результате… Вопрос о возможности пересмотра закона я сам лично задавал и Владимиру Владимировичу Путину, и Дмитрию Анатольевичу Медведеву, и Борису Вячеславовичу Грызлову, и Сергею Семеновичу Собянину, в общем, всем, кому не нужно было адресовывать этот вопрос, чтобы понять ответ, чтобы узнать правду. То есть от кого в нашей стране зависит пересмотр параметров этого закона. Отовсюду я получил жесткий, именно жесткий ответ. Оснований для пересмотра закона нет, и не будет. При этом все, перечисленные мною руководители сказали, что хорошо понимают, что за первыми переносами последуют сразу 250. В результате. В результате закон этого не примет и все, чего хотели достичь, не будет. Когда я задавал вопрос: что, а как же игорщики? Ведь они же сейчас ждут, они не инвестируют. Ответ был простой: это их проблемы. 1 июля 2009 года для них все закончится. Совершенно недавно, когда приезжал Грызлов, ему задали этот вопрос. Я молчал специально, чтобы не давать лишних каких-то поводов. Грызлов сказал, что не будет никакого пересмотра этих законов. Более того, дал поручение своему руководителю информационного управления, в состав которого входит, в том числе, пресс-служба, Юрию Ивановичу Шувалову, чтобы при соответствующем подходе, когда будет адекватная тема как гранты экономические, чтобы он сформулировал эти вопросы на публику, чтобы дать такой ответ уже в средства массовой информации. Как сигнал бизнесу, что не ждите, что занимайтесь сейчас это темой. Но в результате, что это означает как следствие? Это означает, что земли наши недооценены, если мы сейчас начнем их выставлять на торги. Это первое обстоятельство. Второе обстоятельство. Мы планируем начать торги после презентации этого всего проекта на MIPIMе. В результате, капитализация этого проекта резко вырастет. И как следствие, соответственно, наши земли вырастут в цене. Наши – это наши с вами потому, что там все, что мы продадим – это доходы бюджета. Доходы наши с вами. Это второе. И третье. Сейчас, в связи с финансовым кризисом, не лучший период времени для выставления на торги этих территорий. У нас был запланирован, мы в принципе готовы сейчас уже начать продажу. Готовы: у нас уже и концепция есть, есть проект межевания, и интересанты есть, которые готовы принять участие в торгах. Мы могли бы выставить несколько лотов. Мы планировали в этом году примерно на миллиард рублей продать несколько земель. Но мы так оцениваем, что мы в следующем году, как минимум уже должны увеличить доходность от каждого гектара этих земель минимум в два раза. Поэтому, нужно ли нам, сегодня распродавать эти земли, не лучше ли подождать следующего года и продать уже в следующем году после MIPIM? Что касается в целом бюджета, если бы у нас была дырка по исполнению бюджета, и нам кровь из носа надо бы было закрыть эту дырку (нечем больше) то тогда, наверное, мы бы пошли на продажу. Но, и перевыполняя бюджет по доходам от налогов, мы в результате полностью компенсируем невыполнение по продаже земли. То есть мы можем попридержать в результате наши общественные активы для более выгодного времени, когда их можно продать. То есть необходимости финансовой продавать сегодня, тоже нет. Вот, собственно говоря, все, что я могу сказать. А так идет все своим ходом, нормально.

(Оксана Майтакова, «Страна Калининград») - Два вопроса, позвольте. Первый по поводу нашего местного отделения партии «Единая Россия». Руководитель исполкома покинул нас уже несколько месяцев назад, с новым ничего неизвестно, а лидер местного отделения политсовета часто отсутствует в последнее время в Калининграде. Скоро выборы, но «Единая Россия» себя на них не заявляет, ничего не слышно. Что происходит, что случилось? Это первый вопрос. И когда начнутся чистки, это вопрос как к члену федерального политсовета, чистки, обещанные новым лидером партии. А второй вопрос: сегодня было заседание калининградской областной Думы, депутаты были очень недовольны низким исполнением бюджета, тем, что не осваиваются бюджетные средства и в частности, их интересовало, почему такое низкое освоение средств по строке «высшее должностное лицо»? Всего 17 % было выделено за полгода на финансирование вашей деятельности. Вот я адресую вам этот их вопрос, они интересовались, на что же вы тогда живете?

- Давайте по порядку. Значит, в партии произошла действительно смена руководителя исполкома. Валентина Михайловна Калинкова по внутренним своим там семейным обстоятельствам попросила отпустить ее. И, более того, она в силу этих семейных обстоятельств вынуждена была переехать жить в другое место, так как там требуется уход за ее родителями. Вот, и поэтому, она перестала быть руководителем исполкома. Значит, сейчас направлен на эту работу Денис Михайлович Давидов. Соответственно с 1 сентября мы его отпустили с работы отсюда, из правительства, и он плотно уже занимается делами исполкомовскими. Параллельно он готовится к выборам в областную Думу по советскому городскому избирательному округу вместо Виктора Эдуардовича Смильгина, который перешел на работу мэром города Советска. Но вот, так что никакой чихарды особой нет. Сергей Васильевич Булычев сейчас находится в командировке в Самарской области, где проходит встреча с председателем партии, с Владимиром Владимировичем Путиным. Ну, и после завершения, вернется назад в область. Политсовет, региональный политсовет партии функционирует, но я не думаю, что функционирование обязательно должно сопровождаться с выходом с плакатами «Мы идем на политсовет», поэтому просто могут не знать. Но вообще, с точки зрения публичности функционирования, вы абсолютно правы. Я своим коллегам-товарищам подскажу, что необходимо, безусловно, более открыто работать. Были свои некоторые организационные там сложности. В том числе, и в связи с передислокацией, необходимостью передислокации исполкома, но, тем не менее, это не означает, что надо уходить в подполье. Вы правы, конечно, политсовет должен работать, и исполком должны работать открыто. Так, чтобы все в любую минуту могли знать, что происходит в партии. Это нужно, в первую очередь, самой партии.
Что касается исполнения бюджета. Значит, вообще термин освоение бюджетных средств – это советский термин, в правительстве он запрещен к употреблению. Деньги не осваиваются. Кстати, в соответствии с толковым словарем Даля, по русскому толкованию, по русскому языку, освоение происходит территории, пространства, освоение денег – это, в соответствии с этим толковым словарем, неправильное искаженное трактование этого слова.

- Это я так сказала, они говорили «расходование».

- Хорошо. Но я не вижу больших проблем и ничего опасного не вижу в том, что расходы областного бюджета не 100 %-ные в соответствии с планом. Это означает, конечно, что надо повышать качество планирования, безусловно. И финансовая, и административная реформы, которые проводятся. Финансовая – это реформа бюджетной системы, они на этом, в том числе, нацелены. Но это означает, что мы достигли высокой транспарентности исполнения бюджета. Когда необоснованные, нецелевые расходы не проводятся. То есть, когда не происходит освоения денег, а происходит выплата денег за оказанную услугу, за выполненные работы и так далее. И, я думаю, что в интересах, опять же, так как это все наши с вами налоги и никаких других денег здесь нет, то это в интересах каждого жителя Калининградской области. Чтобы деньги не осваивались и не расходовались, а выплачивались за предоставленные услуги, да еще при этом желательно качественные услуги и за выполненные работы, причем, также качественно выполненные работы. А если качество не соответствует требованию, так чтобы они не выплачивались, пока не будет достигнуто соответствующее качество. Правительство в этом направлении работу ведет и будет вести и, если качество услуги ненадлежащее или, если услуга не оказана, выплачиваться деньги не будут. Даже, если они запланируют. То есть, другими словами, за не оказанные услуги и за не выполненные работы, никаких выплат производиться не будет. А будем мы при этом делать выводы в отношении планирования в дальнейшем такого вида расходов. Будем, конечно, безусловно, будем. Ну, и есть некоторые объективные причины. К объективным причинам надо отнести те, которые не зависят от нас, а зависят, например, от федерального бюджета. Федеральный бюджет принимает решение по целому ряду программ и строек во втором квартале, а иногда и в третьем квартале текущего года. В результате целый ряд программ-строек, которые у нас идут как софинансирование федерального, федеральных расходов, либо со стороны федерального бюджета как софинансирование наших расходов. Целый ряд таких объектов, и программ, и мероприятий не финансировались за счет федерального бюджета, пока не были, наконец, приняты программы и постановление соответствующее федерального правительства. Соответственно, определены порядки финансирования и распланированы эти деньги. В результате по целому ряду объектов и мероприятий мы начали деньги получать из федерального бюджета только сейчас, а уже на носу четвертый квартал. Есть и такие причины. Я бы, пожалуй, между ними соответственно распределил вот это неисполнение расходов по бюджету города на три вот эти равные части.

- По поводу того, что всего 17 % расходуется на вашу деятельность…

- Ну, давайте по порядку. На что я живу. У меня декларация публичная, я ее печатаю, не скрываю. Ха, у меня есть друг один, режиссер, вот фильм «Ликвидация» смотрели? Вот режиссер этого фильма Сергей Урсуляк. И, поскольку в это время, когда у меня был День рождения, он снимал в это время новый фильм, вот который сейчас снимает по Юлиану Семенову и не мог присутствовать, он записал видео-поздравление. Он начал это видео-поздравление с того, что «Что же можно подарить человеку с такой налоговой декларацией?». Поэтому все, кто мою декларацию налоговую видел, вопросов задавать не будут. А декларация моя печатается в газетах, я ее предоставляю в СМИ. Поэтому, на что я живу, оттуда сразу видно. Теперь, ну понятно, чтобы тень не наводить, на те дивиденды, которые получаю от функционирования своих компаний. И на это, соответственно, я живу. Теперь, какова моя зарплата как губернатора. Она установлена законом и никаких дополнительных надбавок к этой зарплате закон не предусматривает, она строго фиксированная. И в законе она, по-моему, составляет 74-73 тысячи рублей. Сейчас мы будет вносить поправки в этот закон, инициируя повышение этой зарплаты, так как мы не пересматривали ее три года. Будем вносить. Для этого мы собрали сведенья о зарплатах губернаторов по всем регионам, по которым, по крайней мере, есть эта информация. У меня оказалась самая низкая зарплата. Ну, как вы понимаете, хорошо живу я не на эту зарплату. Опять же, как вы это видите из моей налоговой декларации. Ну, и последнее, значит, расходы на губернатора составляют не только зарплату, но и расходы командировочные на различного рода мероприятия и так далее. Значит, так получилось, что эти расходы у меня составляют суточные 200 рублей в день. Потому, когда я там приезжаю куда-то, то гостиница мне либо не нужна (если это Москва), либо стоимость номера в гостинице больше, чем можно официально записать и отчитаться (то, что соответствует нормам). Соответственно, я не предъявляю эти расходы. С точки зрения поездок, я использую для этого свой самолет. Соответственно, эти расходы тоже не предъявляю. А вот расходы внутри перемещения по области (транспортное, на машине), они не учитываются по этой строке, они финансируются по строке «расходы на правительство». То есть там, где идет содержание аппарата. Точно так же, как и транспортные расходы в Москве и Санкт-Петербурге. Там, где имеется в виду обслуживание автомобилей и, соответственно, расходы в этой связи все связаны с автомобилем в Москве или в Санкт-Петербурге. Они идут по строке «расходы представительств» наших, но автомобили эти выполняют функцию не только, когда я приезжаю, но и функцию, когда, во-первых, приезжает кто-то другой, а, во-вторых, когда кто-то приезжает вообще. Потому, что представительства, они постоянно работают. Так что трудно вычислить, какие расходы губернаторские, а какие в целом правительства или других членов правительства, или областной думы. Это довольно сложно. Вот, собственно, все.

- Третий вопрос, извините. Почему вы тогда собираетесь поднять свое содержание?

- Вы хотите все полностью? Хорошо. Только тогда давайте договоримся, что это не для прессы

(журналисты выключили диктофоны).

- Наталья Андреева, «Страна Калининград». У меня два вопроса, если позволите. Первый, вот тут нам выдали материал по поводу успехов за три года…

- Неужели же пресс-служба подготовила бы материал по поводу неуспеха (улыбается)

- Поэтому я вас хотела спросить, может, вы назвали какие-то свои неудачи за эти три года? Может у вас не чего-то не получилось, чего вы хотели? Ну, второй вопрос я потом задам.

- (пауза) Вы знаете, я вам напомню один свой анекдот, который я очень люблю. Я его, по-моему, один раз уже рассказывал на ГТРК. Это анекдот про ежика. Как-то пришел ежик ко льву. Лев, ты царь зверей, ты все можешь. Ну да, в общем, могу. Лев, я хочу поменять фамилию. Да, на какую? Ну, вот на такую, чтобы это все было так быстро, быстро, вот такое вот все быстрое, я люблю, чтобы все было быстро. Да, а какая у тебя сейчас фамилия? А сейчас у меня Стремительный. Да, а какую же ты хочешь? Вжик. Вот, с точки зрения, что не получилось. Не получилось «вжик» по некоторым вопросам. Конечно, мне бы хотелось, чтобы какие-то вопросы решались быстрее. Но при этом, если говорить объективно, то они решаются или адекватно или быстрее, чем это обычно происходит. Ну, например. Должен заметить, что ментальность нашего общества изменилась гораздо быстрее, чем это вообще происходит в принципе. Для того чтобы изменилась ментальность обычно требуется смена поколений, а то и двух. Мы с вами еще лет пять назад, даже три года назад жили в другом обществе, в других отношениях, в других измерениях. Сейчас вот уже тяжело вспомнить и представить себе, как это было. Или давайте вспомним, когда мы вводили монетизацию социальных мандатов, социальных льгот. Сегодня вот сколько я не беседовал с ветеранами, которые получают деньги, а тут я недавно прошел по рынку, посмотрел, что можно на эти деньги купить. Деньги, в общем, вполне приличные. Можно купить 10 кг, например, мясопродуктов. Причем, мясопродуктов натуральных, не колбасы и рыбных отходов, а вполне натуральных, копченые ребрышки. Это вполне конкретные деньги, которые люди получают и не хотят возврата назад. Вот сколько я не беседовал с людьми. Я вполне допускаю, что там из тех почти 65 тысяч найдется, может, 300-400 человек, которые скажут, может быть, тысяча человек, но подавляющее большинство будут за льготы. По крайней мере, мне такая тысяча не попадалась. А это означает, что это и у них уже сознание изменилось, они тоже уже перестроились. Вполне перестроились на товарно-денежные отношения вместо натурального хозяйства. Это значит, что ментально наше сознание, сознание общества в целом изменилось в чрезвычайно короткие сроки. Мы оказались гораздо более восприимчивы, чем это происходит традиционно. Но хотелось бы, чтобы это было «вжик», конечно, хотелось бы. Особенно бы хотелось, чтобы это было до введения всех этих мер и действий. Потому, что когда уже эти действия введены, по прошествии нескольких лет, когда начинают оценивать позитивные изменения эти, забывают, что это изменения. К хорошему, как известно, привыкают быстро. А когда вводишь такие действия, то в первый момент бывает тяжело. Это особенно тяжело именно для власти потому, что во власть летят все время и копья, и стрелы, и камни. Ну, вот такого рада какие-то неудовлетворенности внутренние, может быть, и есть. Но в целом, надо сказать, что в общем в целом это больше вкусовые вещи, чем содержательные. С содержательной точки зрения, пожалуй, можно было бы быть удовлетворенным, но это значит все равно, на четыре с плюсом или на пять с минусом. Потому, что вот это «вжик», вот эти полбала все равно забирают.

- Можно второй вопрос задать?
(Константин Рожков, «Светлогорье») - Я прошу прощения, а можно мне продолжить? Георгий Валентинович, с вашим приходом на должность губернатора началась широкомасштабная муниципальная реформа Калининградской области. Не считаете ли вы сегодня, что она, реформа, которая уже начата, мягко говоря, потерпела неудачу.

- (пауза) Но, во-первых, я не начал никакой реформы, мы просто выполняем в полном объеме закон «О местном самоуправлении». В полном объеме. При этом если до принятия в него поправок 2005-го года там еще была лазейка так называемых неясностей и неточностей, которая давала возможность в районах, по сути, формировать так называемые городские округа, то после принятия в него этих поправок ясность была полная. И, в том числе, полная, что наши калининградские округа не соответствуют своему статусу. Они должны быть преобразованы в районы, должно быть сформировано поселенческое звено местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством. Ну, и мы выполнили это федеральное законодательство в полном объеме. Это, во-первых. Поэтому, не надо мне приписывать то, чего я не заслуживаю. Это в хорошем смысле этого слова потому, что с точки зрения содержательной, я считаю, что формирование местного самоуправления на поселенческом уровне – абсолютно правильная идеология. Местная власть должна быть как можно ближе к людям. Она отвечает за вопросы бытового характера, а значит, она должна жить одним и тем же бытом с теми, за чью жизнь она отвечает. Иначе она не будет чувствовать боль этих людей. Иначе, она не будет знать об этих проблемах, а значит, не будет заниматься их решением. Логика абсолютно проста. И эту практику в принципе прошел весь мир. Теперь в каких ситуациях идут на укрепление муниципалитетов. Есть такие страны, но начнем с того, что это маленькие страны, в которых, по сути дела, вся страна как один регион Российской Федерации. А некоторые страны как один район Российской Федерации одного региона. Это первое. При этом крупные серьезные с точки зрения территориальной, с точки зрения количества жителей, граждан, страны имеют двухуровневую систему самоуправления. Но и отдельная тема – это финансовая обеспеченность, финансовая самостоятельность. Да, демократия – игрушка дорогая. И местное самоуправление – игрушка тоже дорогая. Но, друзья мои, тогда уж надо определиться: или мы демократическое государство, или давайте восстановим монархию. Поставим человек тысяч пять свиты и одного Его Императорского Величества семью. Будет игрушка недорогая с точки зрения прямых расходов на органы власти, но зато очень дорогая - косвенных расходов на цветущую коррупцию и чем закончится наша страна в этом случае, я думаю, даже не надо вам рассказывать. Поэтому местное самоуправление – это необходимость, и мы будем выполнять это. Не только потому, что это требование закона, хотя этого уже достаточно, но и потому, что мы считаем, что идеологически этот закон совершенно правильный. Теперь третье. Я уж совсем не вижу, чтобы это потерпело фиаско, 12 октября назначены выборы во все поселенческие муниципальные органы. Городские округа преобразованы в районы и, более того, мне кажется, что вы представляете Светлогорск?

- «Светлогорье», газету.

- Понятно, но район Светлогорский.

- Вот я в данном случае и имею ввиду нас, Светлогорск, да.

- Понятно, ну так в Светлогорске, как до этого в городском округе теперь уже Светлогорский район, и три поселения, и там прошли выборы. Можно отдельно обсуждать, как они прошли, какие в результате получены результаты, не надо ждать сразу от этого органа и от этого уровня местного самоуправления сразу великолепных результатов. Но, при этом, надо заметить, что чем больше в данном случае в корабле переборок. Вы в кораблестроении ведь должны чего-то?

- Я сам судостроитель.

- Тем более. Чем больше будет в данном случае переборок, тем выше будет остойчивость корабля. В результате, если там…

- Живучесть, вы хотели сказать.

- Живучесть и остойчивость. Представьте себе, что если мы имеем проблемы в одних Озерках Гвардейского района, где там неадекватно воспринимает свои обязанности местные органы. А если это будет на уровне всего Гвардейского района? Если такой головастый выходит сразу на уровень всего Гвардейского района, то мы в результате получаем неадекватность целого района. Одно дело последствия, они потренировались на поселении и да, там это болезненная тренировка, другое дело - они потренировались на целом районе. А ситуация, когда район – это городской округ, было бы именно так. Поэтому в результате надо воспринимать, что эффект в целом в системе, безусловно, будет положительный, но надо быть готовыми к тому, что в отдельных поселениях будут возникать проблемы и разбираться с этими проблемами придется. Это, да, к этому надо быть готовыми.

- Я полностью с вами согласен, Георгий Валентинович. Но почему тогда народ отлучили от процесса? Ему оставили только одно – идти и голосовать. А почему он не участвует в процессе реформирования местного самоуправления? Это же в Конституции предусмотрено и тем же законом, на который вы опираетесь.

- Ну, народ никто не устранял. Более того, форма волеизъявления народа есть разная. Есть прямая - через референдумы и через выборы, и есть косвенная - через их представителей в органах власти. То есть, через Советы. Или через местные Советы, или через областной Совет, называемый Думой. Поэтому, не надо придумывать, что народ тут кто-то устранил. Это первое. Второе. Если вы ссылаетесь на Конституцию, в Конституции нет ни слова о двухуровневом местном самоуправлении, в Конституции есть только термин «Местно самоуправление». Третье. Если вы подразумеваете, что областная Дума вследствие решения судебного органа приняла закон об изменении статуса городских округов на районы, то эти решения состоялись в суде, в том числе, и в Верховном. В частности, по Светлогорскому району. И это означает, что эти решения областная Дума приняла законно. Законно. Это второе. И третье. Все предложения по нарезке внутри районов на поселения делались самими муниципалитетами, они все подавали свои предложения и ровно в точности, как они подали, мы не изменили там ни одного сантиметра. Ни территориально-административной границы поселения, ни, соответственно, ни одного населенного пункта. Ровно в таком виде мы их и внесли в виде законопроекта в областную Думу. И сделали это, выполняя решение суда, кстати, который нам установил срок, в течение которого мы должны внести – шесть месяцев. Внести изменения в областное законодательство. Поэтому, вы будьте осторожны в высказываниях. Потому, что, все-таки, на ваши высказывания смотрят люди, они их читают, прислушиваются к вам. Поэтому слово журналиста, уж тем более, редактора, оно должно быть, безусловно, с полным осознанием того, что за вашим словом пойдут дальше люди. Они будут его пересказывать, поэтому будьте внимательны, пожалуйста.

- Георгий Валентинович, спасибо вам, что вы меня поставили на место. Но та реформа началась в апреле прошлого года и закончится неизвестно когда. Ведь она так и не сформирована, структура местного самоуправления. Когда будет районный орган сформирован? Никто ничего не знает в Светлогорске. Не слишком ли подзатянулся этот процесс?

- Ну, то, что не делали, это плохо, это правильно, замечание справедливое. А то, что он не сформирован, я здесь не соглашусь. Значит, в соответствии, опять же, с законом, исполнение обязанностей районного уровня возложены на выборные органы городских округов. То есть, те окружные выборные органы, которые были, они продолжают исполнение своих обязанностей до завершения ими своих полномочий. После этого будут сформированы новые уже органы, уже непосредственно районные органы. А то, что эта информация не доведена до жителей, вы абсолютно правы, это безобразие. И соответственно с нашей стороны, мы недосмотрели. И министерство Плюхина разъяснениями на этот счет займется через все СМИ. И региональные, и местные. Мы это сделаем.

(Татьяна Новожилова, «Тридевятый регион-Business») - Георгий Валентинович, продолжая праздничную череду вопросов, хочу задать такой: два года назад вы говорили, что в связи с расширением Шенгена вы будете добиваться возможности получения калининградцам многократной годовой литовской шенгенской визы для транзитного проезда на территорию России, Украины и Белоруссии. Пока, к сожалению, ничего не сделано. Какие меры вы собираетесь по этому поводу предпринимать, или как, так оставим?

- Ну, я не знаю, есть ли хоть одна встреча международная, которая проходит, где бы мы не обсуждали эту тему. Будь то с европейскими чиновниками или будь то с представителями и этих, и других европейских стран. Кроме этого, я не знаю, хоть одна встреча у меня прошла, соответственно в Москве в Правительстве Российской Федерации по этой линии МИД и смежные направления, где бы, опять же, мы эту тему не обсуждали. Все это подразумевалось решить в новом стратегическом договоре о партнерстве и стратегическом сотрудничестве, в том числе, обсуждалась даже тема создания самостоятельной дорожной карты по калининградскому направлению. И такие предложения были сделаны и МИДу, они есть и в Брюсселе, они были представлены президенту во время его саммита с Евросоюзом и президент эти темы перед европейскими лидерами поставил. Ну, я думаю, что сейчас вы все хорошо понимаете, какая обстановка международная возникла, поэтому прогнозировать, как будут дальше развиваться события я сейчас не возьмусь. Международные события. Но темы эти все равно забыты, оставлены нами и руководством страны, не будут. Мы будем по-прежнему эти темы продвигать. И у меня назначена аудиенция у президента 6 октября. В том числе, я бы даже так сказал, главный вопрос, это вопросы нашего позиционирования на международном уровне, с которыми я иду к президенту. Есть и другие вопросы, тоже для нас главные.

- Какие?

- Ну, есть там еще некоторые. Но этот, в том числе, этот первый. Даже, скажем так, он был причиной того, что я попросил у президента аудиенции.

(Вадим Смирнов, «Калининградская правда») - Георгий Валентинович, два вопроса вам, раз тут задают, продолжим эту традицию. Довольно часто мы можем слышать оценки того или иного главы муниципального образования о том, что он не эффективные менеджер, это обсуждается на региональном уровне. Хотелось бы задать вопрос, услышать ваше мнение об обратном. Может, вы назовете кого-то из лидеров среди наших муниципалов, может, назовете кого-то не только лидеров, но и членов своей команды. Это первый вопрос. И второй. Продолжая международную тематику. Несколько лет в должности спецпредставителя президента работал господин Ястржемский, он занимался развитием отношений России и Евросоюза и, в том числе, особое внимание уделял Калининградской области. Но, как известно, он с госслужбы ушел. По-моему, совместно с итальянским банковским агентством открыл бизнес. Тут речь не о личностях, а речь, скорее, об институте. На ваш взгляд, необходимо ли продолжение работы такого института спецпредставителей и после того, как он прекратил свою работу, этот институт, испытывает ли Калининградская область какие-то трудности вот в том, что вы сказали, в позиционировании на международной арене? Спасибо.

- (пауза) Хорошие вопросы. Я начну с конца. Институционально, я считаю, что такой институт необходим. Он необходим, поскольку Калининградская область эксклавная территория и имеет большие особенности в этой связи. И могу вам сказать, что и опыт моей работы предыдущей, и опыт моей работы здесь убеждают меня в том, что не все чиновники даже самого высокого уровня эти особенности остро понимают, воспринимают, чувствуют. Поэтому наличие института спецпредставителя по Калининградскому направлению непосредственно в президентском окружении (и считаю, что и в премьерском окружении, в правительстве) безусловно, на мой взгляд, оправдано. Теперь, ощущаем ли мы сегодня большие проблемы в связи с отсутствием такого института? Здесь скорее, пожалуй, субъективные факторы есть. Тема того, что я предыдущие годы был на достаточно высоких должностях (и в том числе имел опыт работы в Правительстве), то в силу вот этих вот субъективных причин, у меня достаточно и организационного, и человеческого ресурса для того, чтобы компенсировать этот институциональный недостаток. Но это не значит, что, тем не менее, институты не надо создавать. И вот шестого я этот вопрос тоже буду обсуждать с Дмитрием Анатольевичем Медведевым, и буду просить, чтобы такой институт был у нас создан.
Теперь, что касается первого вопроса. Я сразу вам скажу, что считаю, что в целом уровень наших руководителей муниципальных сегодня очень высокий. Да, он разный. И есть те, кто, можно сказать, сегодня мог бы руководить более крупными образованиями, существенно более крупными образованиями. И есть такие, которые бы могли всем регионом руководить. А есть те, которые, в общем, наверное, в силу вот той динамики, которую мы набрали, этой динамике не соответствуют и им еще надо тянуться и тянуться. Есть и такие. Но в целом, если характеризовать муниципальный корпус руководителей, то я думаю, что любой регион Российской Федерации сегодня бы позавидовал такому профессионально подготовленному корпусу. За последние вот эти несколько лет вообще они выросли колоссальным образом. И более того, и обновление произошло, и пришли с более такими молодыми взглядами, и амбициозные ребята, и со знанием современных форм, методов работы, и с отношением, правильным отношением и к самой работе, и ко всем вот основным элементам, включая там взаимоотношения с обществом, со всеми жителями, со своей ответственностью, с взаимоотношениями с бизнесом и так далее. Ну и теперь к вопросу о том, кого я бы назвал лидером сегодня среди руководителей. Ну, во-первых, конечно я вам сразу скажу, что я воспринимаю их всех также, как членов правительства и самого себя, всех как одну команду. И это все довольно просто. Люди ведь не делают различия: из этой команды, из той команды. Более того, они не делают различия муниципальная это власть, региональная это власть или федеральная. Для всех людей, они даже не делают различия законодательная это власть или исполнительная. Для людей это все власть и власть должна в целом обеспечить. Если что, то у вас там во власти неправильно, исправляйте. Неправильно ответственность распределена, исправляйте. Структура неправильная, исправляйте. Для этого мы вас и содержим. В общем, в этом смысле люди правы. Единственное, в чем они не правы – это когда не приходят на выборы. Вот те, кто не пришли на выборы, такие претензии предъявлять не имеют морального права потому, что они устранились от выборов этой власти, а все, кто пришли на выборы, они выполнили полностью свой долг. Все, что от них зависело, они сделали. И в остальном, они правы. Поэтому я воспринимаю нас всех как членов одной команды. Ну, и теперь к вопросу о лидерах. Я думаю, что лидеры, в общем, и вам очевидны. Это те муниципалитеты, где жизненный уровень людей вырос за эти несколько лет в разы, включая и уровень бюджетной обеспеченности. Вырос в разы. Это и Гурьевский район, и и Гусевский район, и Пионерский, Мамоново и, я считаю, очень сильная сегодня власть в городе Калининграде, в Светлом сегодня очень сильная власть, но еще ряд… Я даже боюсь сейчас кого-нибудь забыть. Потому, что вообще, я уже сказал, считаю очень сильным наш муниципальный корпус. Ну вот.

(Борис Образцов, «Тридевятый регион») - Георгий Валентинович, сегодня в процессе пресс-конференции вы несколько раз возвращались к тому, что «следующим после меня губернатором…». Вы нас так не пугайте, пожалуйста. С одной стороны вы говорите, что будете сидеть два срока, а с другой, не прошло и первого, а уже пошли разговоры «а следующим губернатором…». Это первый. И второй вопрос, тут традиция по два задавать. Можно надеяться, что такие пресс-коференции будут проходить чаще, чем раз в полгода? А то, как в литовском анекдоте. Что лучше секс или Новый год? Новый год, но хотелось бы чаще.

- Ну, во-первых, я-то сидеть не планирую вообще (пауза). Если там, в плане моих планов работы, то я планировал еще один срок губернаторский отработать. Но при этом, напомню, я всегда говорил, если моя работа на этом месте в первый срок понравится жителям области и президенту. Соответственно, если мне будет такое доверие оказано на второй срок. После этого, я всегда говорил, что я завершу свою работу. Я считаю, что два срока работы губернатора – это предельная, после этого обязательно необходимо новое, пришествие нового губернатора. В хорошем смысле этого слова. Потому, что должен придти человек с более уже активной позицией, амбициями большими, большими желаниями, со свежим взглядом и так далее. И это вообще, на мой взгляд, вот чем больше я работаю во власти, тем больше я убеждаюсь, что 8-10 лет нахождения на таком высоком должностном уровне – это предельные сроки, после которых обязательно должна происходить ротация. И я, например, очень рад, что не стали менять Конституцию Российской Федерации и, что в ней осталось два срока. И считаю, что эта же норма должна, соответственно, распространяться на губернаторов. Поэтому я вполне адекватно воспринимаю, что в 2015 году, в случае, если мне будет доверено еще пять лет поработать, придет новый человек. Это просто в обязательном порядке, ничего другого просто не произойдет. А что касается того, что это может произойти раньше, ну, вообще, знаете, у меня был один такой товарищ, который говорил: «У каждого чиновника тревожный чемоданчик должен стоять прямо на стуле. Потому, что в любой момент в дверь могут постучать и сказать: "Освободи кресло, в этом кресле должен сидеть уже я"». Более того, я вам скажу, что с этим человеком, с этим товарищем, именно так и случилось. Он пришел на одно из заседаний Правительства, впервые, причем, сшив себе мундир и одев его на это заседание правительства, с четырьмя большими звездами на погонах, и вдруг на этом заседании правительства на его месте сидел другой человек, который ему сказал: «Все. Ты просто не все знаешь. Теперь это мое место».

- А пресс-конференции?

- А, пресс-коференции. Чаще, чем ваш секс? (смеется) Извините, за каламбур. Я больше не буду. Ну, мы же сейчас по понедельникам подходы делаем после оперативок. Если необходимо перейти на режим пресс-конференций, давайте, я не возражаю. Я вам объясню, почему мы уменьшили их частоту, периодичность. Мы же когда-то делали после каждого заседания правительства, каждый вторник. Но, оказалось, что это слишком часто, очень много. Тем более что, ну, а что комментировать, когда мы все это транслируем и обсуждение идет самое подробное, материалы все известны, даются. И кроме этого, министры дают пресс-коференции. Поэтому, я просто почувствовал, что спад интереса начал происходить, а комментировать федеральные темы мне не очень хочется. Потому что, знаете, каждый такой комментарий очень ответственно надо производить. Одно дело, когда я был депутатом Государственной Думы, когда я был зампредседателя Думы, но, тем не менее, я был вольный казак и мог позволить себе говорить все, что я думаю. А теперь я каждый раз, как начинаю говорить, я думаю о том, что за плечами судьба и жизни миллиона человек. И оттого, как я скажу, и как это потом еще напишут, а потом еще передадут… Вы же понимаете, что испорченный телефон существует в коммуникации до сегодняшнего дня. Потом ходи, объясняй, а пострадают то кто, я? Нет, пострадают вот эти миллион жителей. Поэтому, я стараюсь по темам, не касающимся меня, помалкивать. Поэтому предмета для пресс-коференций очень частого нет. Если есть необходимость увеличить периодичность, то давайте.
Ну что, вы хотели второй вопрос задать? (обращается к одной из журналисток). Он вас ждет.

(Наталья Андреева, «Страна Калининград») - Вы очень хотели, чтобы у нас детских домов было меньше. Как считаете, удалось?

- Но я всегда говорил, что эта программа - она долгосрочная, на семь лет. 7-8 лет будет реализовываться, и надо просто понимать объективность этой программы, срока этой программы. Мы не ставили перед собой задачу в течение 7-8 лет расселить детские дома. Мы ставим задачу создать условия, что в течение 7-8 лет дети и детских домов будут все расселены в семьи и детские дома как класс, в принципе, исчезнут. Создать эти условия удалось благодаря той динамике, с которой у нас сегодня происходит снижение пребывания детей в этих детских домах, переход их в семьи. То есть укрепления института семьи и института детства. Вот эта динамика действует, и она свидетельствует о том, что мы в течение 7-8 лет эту задачу решим. Теперь, почему 7-8 лет. В силу того, что все приемные родители в любых формах (патронатные или усыновители и опекуны), преимущественно стараются взять детей до определенного возраста. Я думаю, что вам это тоже понятно, почему. Соответственно детей старшего возраста, старше 14 лет – это вообще редкость. От 10 до 14 лет. Это менее экзотические случаи, но, тем не менее, это тоже менее частые случаи, чем дети в возрасте от 5-6-7-8 лет. Но вот поэтому, соответственно, одни дети могут вырасти и уйти уже во взрослую жизнь (вот эти старшие) а другие дети должны будут постоянно поступать в семьи и уже в детских домах не будет такого пласта, как вот дети этих годов рождения. И постепенно, соответственно, детские дома будут уменьшаться. По мере того, как одни будут уходить во взрослую жизнь, а другие сразу уже будут переходить в семьи. Вот отсюда берется срок 7-8 лет. Теперь, удалось ли создать действующую программу работоспособной и создать такие реальные условия? На мой взгляд, удалось. Здесь ведь можем ли мы в более быстрые сроки решить этот вопрос? Можем, увеличив объемы финансирования. При этом это сегодня нам, в общем, по зубам. Но здесь другая опасность. Детей в семьи должны принять, не исходя из материальной заинтересованности, а исходя из гуманистических начал. То есть, из люби к самим детям. Просто материальные трудности должны перестать быть материальными трудностями и должны перестать сдерживать людей к проявлению этих человеческих начал. Вообще на Руси детских домов и приютов не было как класса, хотя на Руси много воин велось всегда и, к сожалению, наверное, десятилетия такого не было, чтобы Русь или Россия впоследствии вели войну или не было каких-то военных действий. Но в этом смысле, к сожалению, можно похвастаться американским опытом - 200-летием жизни без войны, похвастаться не можем. А следствие – это искалеченные судьбы, это погибшие родители и так далее. Это дети, остающиеся без родителей как следствие. И всегда эти дети расходились по родным, близким, по родственникам, по семьям. Они не жили в приютах и детских домах, не было необходимости их создавать, институт не нужен был потому, что родные, близкие всегда разбирали этих детей. Отсюда возник даже институт крестных родителей, которые забирали, если не было родителей и близких родственников. Забирали детей в семьи и воспитывали, как своих. И это означает, что вообще у российских народов и российских людей, гуманности очень много. Поэтому нужно просто снять материальные проблемы, чтобы дать возможность проявиться этим гуманистическим началам. И вот в этой связи чрезвычайно осторожно надо подходить к сумме финансирования этой нашей программе, чтобы не произвести перекосы в материальную сторону.

(Татьяна Девиченская, «Балтик плюс») Но были истории передачи детей в патронатные семьи, которыми потом занималась прокуратура.
- Прокуратура в Гурьевском муниципалитете проявила большую прыть. У меня по этому поводу был разговор и с областным прокурором, и министр образования докладывала ситуацию. Там ряд вопросов, которые прокуратура поставила справедливо. И эти вопросы сейчас решаются, а ряд вопросов прокуратурой снимается и впредь в данном случае эти вопросы уже звучать, как претензии не будут. Но при этом, с точки зрения реализации программы, контрольный орган здесь, безусловно, необходим и то, что прокуратура эту функцию выполняет, это хорошо. Это в результате идет на пользу детям. Потому, что и меньше будет ошибок у чиновников, и больше внимания будет со стороны чиновников и, в том числе, региональных.

- Какие были вопросы у прокуратуры?

- Но там были вопросы по ограничению на полметра квадратных - не соответствовало норме принятия на патронатную семью. В итоге после того, как приняли ребенка, при этом не брались во внимание о том, что в целом социальные обязательства выполняются, при этом не брались во внимание наши вполне благополучные семьи. Такого рода вопросы возникали. Они, конечно, носят такой, избыточный характер. Не то, чтобы они лишены смысла и не могут иметь воздействия, но избыточный характер носят.

(Оксана Майтакова, «Страна Калининград) - Можно, такую просьбу-предложение в продолжение темы? У нас в детской городской больнице № 3 очень много лежит детей с различными заболеваниями. И эти дети просто лежат, с ними никто не общается, не занимается и не позволяют с ними встречаться волонтерским организациям и простым волонтерам. Мы просим обратить внимание властей на эту ситуацию, а также на то, что у нас есть законодательство, которое не позволяет переводить детей в дома ребенка из обычных больниц, у которых нет свидетельства о рождении. Это еще с 86 года. И в итоге дети страдают в этой ситуации. Девочка жила в больнице только по тому, что не могли сделать свидетельство о рождении, у нее матери не было паспорта. И просто просим обратить внимание, может, провести какую-то совместную проверку на эту тему, чтобы эти вопросы разрешить.

- Хорошо, я дам поручение Шерри, чтобы она сама разобралась в этом вопросе и потом доложила мне и при этом обнародовала результаты. Мы их на сайте опубликуем, хорошо.
Ну что, вы от меня не устали?

(Юрий Шихунов, НТРК «Каскад») - Три года уже почти наступили. Какие чувства испытываете?

- (пауза) Весь советский народ жил всегда с одним чувством (улыбается). Я с этим чувством не жил никогда. Поэтому не живу и теперь. Испытываю постоянно чувство неуживчивости. С самим собой. Все время хочется большего.

(Татьяна Девиченская, «Балтик плюс») - Я бы хотела вернуться к теме нашего места в Евросоюзе. Я сейчас как раз оттуда. Много было встреч с различными экспертами. И испытываешь какое-то чувство огорчения. Может, оно вам привычно, не знаю, но все говорят, что место Калининградской области будет вторым после Грузии. Я разочарована потому, что о нас ничего не знают. Может ли Калининградская область стать инициатором (и нужно ли это вообще?), чтобы создать некий информационным центр для того, чтобы о нас больше знали, какие мы хорошие и замечательные.

- Понятно. Ну, это совсем не короткий вопрос, но давайте по порядку. Начнем с того, что мир достаточно жесткий и прагматичный. Наверное, в мире высокая конкуренция и жесткая конкуренция. Вся возня, которая возникла сейчас вокруг Грузии… Давайте, коль зашел уже разговор, опять же выключим и поговорим просто по душам.

(журналисты выключили диктофоны)

(Татьяна Андреева, «Страна Калининград») Георгий Валентинович, как будет дальше проходить конкурс автоперевозчиков, ведь большинство маршрутов так и остались невостребованными.

- Значит, будем увеличивать цену на эти маршруты.

- Цену на билеты? Некоторые перевозчики наоборот снизили цены, как-то люди в недоумении…

- Там, где снизили перевозчики цены, там конкурс получил победителя. Правильно? А там, где перевозчики не снизили цены и просто не выставились, вот там эти маршруты, в результате они не получили своего перевозчика. Это означает, что цена оказалась ниже, чем та, которая для этого маршрута была бы экономически обоснованной. Чтобы она оказалась экономически обоснованной, надо увеличить цену на этот маршрут. Вот, собственно говоря, и все. Других инструментов же нет.

- То есть на следующем конкурсе цена будет увеличена?

- Ну, значит, придется поднять цену. Ничего не поделать. Либо вводить какой-то другой инструмент дотаций. Но только прямой дотации, без перекрестного субсидирования. Потому, что такое перекрестное субсидирование? Это когда объединяли маршруты выгодный и невыгодный в один лот. Но в результате вводили соединенную цену. Что это значит? Тот, кто из граждан едет по одному маршруту переплачивал за свой период для того, чтобы ехал другой пассажир по другому маршруту. Справедливая система? Необходимо, чтобы на каждом маршруте цена была справедливой и экономически обоснованной. А если необходимо вводить меры социальной поддержки на какой-то маршрут или для каких-то категорий граждан (что еще более правильно), то именно это и надо делать. Не надо заставлять одних людей платить за других людей. Вот таким способом. Перекрестное субсидирование всегда не транспарентно, не публично, не открыто. Если мы заставляем одних людей платить за других, то для этого существует только один институт – это бюджет, когда все коллективы платят налоги в этот бюджет и бюджет оказывает такую поддержку. Каким-то категориям людей. Вот это единственный, реально демократический, реально контролируемый обществом транспарентный,понятный, открытый механизм.

- Я слышала, что со следующего года у нас будет новая система по железнодорожным перевозкам. Какой правительство делает заказ?

- Правительство не делает заказ.

- Будет все также, ничего не изменится?

- Железная дорога – это самостоятельное акционерное общество. Оно не выполняет задание правительства, оно самостоятельно работает. Другое дело, что железная дорога говорит сегодня о том, что они хотят реструктуризироваться. Они имеют право, это их дело. Абсолютно их дело. Они будут принимать свое решение. Как любое акционерное общество, в рамках закона. Они ставят вопрос о том, что они хотят отделить пригородные перевозки от дальних перевозок. Две разные компании. Ну, это их дела, опять же. Другое дело, что они хотят, чтобы мы из бюджета им дотировали убытки. По пригородным перевозкам. А вот это с какой стати? Вы извините. Вы – акционерное общество коммерческая структура, выполняете заказы граждан на осуществление перевозок. При этом все маршруты ими составлены, кстати, без нашего участия. Мы их не лицензировали, эти маршруты, не торговали. Вы – один единственный перевозчик. Не хотите перевозить – не надо, мы отторгуем эти маршруты для автомобильных перевозок с учетом того, что мы строим сеть современных дорог. Хотите перевозить – перевозите. Поэтому тема дотаций и вообще тема убытков – это отдельная тема. Это тема, что вы включите, во-первых, в состав активов, которые будут индексироваться, соответственно ложиться на себестоимость. Если вы заберете туда железнодорожную больницу, поликлинику, пяток санаториев и так далее и хотите, чтобы это арматизировалось за счет бюджета, нет, не надо мне этого. Пожалуйста, передайте это все, как положено муниципалитетам или в областную собственность, мы это примем, и переведем в такой же режим, как все остальные учреждения. Чтобы они между собой все конкурировали, оказывая более высокое качество услуг, на которое они нацелены. И при этом, работая в режиме оплаты за предоставленные услуги.

- Вопрос последний, можно? В свете тех задач, которые поставил Дмитрий Медведев по борьбе с коррупцией, как вот у нас в области с этим обстоит дело и можете ли вы привести примеры, когда вы наказывали своих подчиненных чиновников, которые тоже с вами служат и работают, за это?

- За коррупцию? Я бы выгнал за коррупцию, что вы. Факты коррупции я не собираюсь выгораживать и, более того, и я правоохранительным органам сказал. Ни за кого заступаться не буду. За факты коррупции – уголовное преследование и никаких заступничеств с моей стороны.

- А таких фактов не было?

- Среди муниципальных работников были, я думаю, вы это сами хорошо знаете. А если у вас есть факты в отношении членов правительства или чиновников министерств и ведомств, пожалуйста, все открыто. Двери правоохранительных органов открыты, пусть занимаются. Что касается анонимных сообщений, то, знаете, если у людей хватает гражданского мужества волноваться за будущее страны, то уж в такой мелочи, как поставить своей подписи под заявлением, у него тем более должно хватать. А если у них такой мелочи не хватает, то я сомневаюсь в этом гражданском мужестве. Я начинаю думать, что ручкой двигали совсем другие интересы. Поэтому, анонимки не читаю.

Я вам окончательно надоел? Могу быть свободен? Спасибо, до свидания!

Записал Роман РОМАНОВСКИЙ

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.