Без сухого остатка

На стене в кабинете главы администрации сельского поселения Озерки Гвардейского района Андрея Мироновича все еще висит портрет Владимира Путина. Преемник лежит в шкафу. Напротив – дипломы, от вполне невинных «За содействие в организации выставки “Янтур”» до неоднозначных в наши дни «Открытой России*». Вообще, внутренние помещения выглядят на удивление прилично, в отличие от обшарпанного вестибюля здания администрации 1936 года постройки и уж тем более – от расположившихся через дорогу еще более пожилых домов. Они, дома эти, отапливаются автономно; в старых - печки, в новых – котлы. Именно в таких небольших домах живет большая часть населения Озерков – полторы из двух с половиной тысяч человек. Вторая часть поселка с многоквартирными домами и центральным отоплением отделена железной дорогой, и там проживает чуть более тысячи человек.

Раз котельная, два котельная

Именно судьба этих людей, а точнее – температура в их квартирах во время отопительного сезона стала яблоком раздора между областной и местной властями. Котельная на сжиженном газе, построенная по заказу района «ЛУКОЙЛом» должна была быть передана Озеркам в рамках реформы местного самоуправления. Но за котельную пока что «не уплочено», и Андрей Миронович решительно отказывается принимать отопительное предприятие с висящими на нем долгами, обременяя тем самым местных жителей. По его словам, сумма, в которую обойдется такое приобретение, сравнима с размером годового бюджета вверенного ему муниципалитета. Правительство и лично Георгий Боос в ходе многочисленных встреч настаивали на необходимости взять на баланс котельную и включить долг в тариф за тепло, обещая, однако, компенсировать расходы субсидиями. Глава Озерков оставался непреклонным, а перед самым началом отопительного сезона вдруг заявил, что у него имеется альтернативный вариант решения проблемы – другая котельная, работающая на угле и не имеющая никаких долгов за собой.
Андрей Миронович заметно нервничает – через несколько минут в его кабинет должны войти члены делегации из областного центра во главе с министром развития территорий Михаилом Плюхиным, а также сотрудниками прокуратуры. Причины беспокоиться вполне очевидные, ведь по словам главы муниципалитета, губернатор заявлял, что намерен добиваться его ухода с поста через суд.

«Решения принимаю я!»

Первым в кабинете появляется помощник прокурора Гвардейского района Роман Алынов – судя по всему, отношения с ним у Андея Мироновича более спокойные, нежели с областными чиновниками. Да и, судя по всему, помощник прокурора примерно одного возраста с 27-летним главой администрации. Впрочем, обращается господин Миронович сегодня ко всем подчеркнуто на «вы». «Плюхин едет», - как-то сконфуженно говорит прокурорский работник, созвонившись с кем-то. «Мы всем гостям рады», - саркастически отвечает Андрей Миронович.
Михаил Плюхин выглядит несколько удивленным – присутствие журналистов в кабинете главы явно не входило в его планы. Происходит небольшая перепалка по поводу публичности мероприятия. «Решения в этом кабинете принимаю я, и я разрешаю прессе остаться», - говорит господин Миронович. «Сюда едет прокуратура – и не для того, чтобы вы делали политику», - парирует господин Плюхин. Помянув надзорный орган еще несколько раз, он все же обращается к нам напрямую и настоятельно просит удалиться. Поняв, что в противом случае скандала не избежать, подчиняемся. Правда, взяв с министра обещание прокомментировать итоги беседы.
Сотрудники администрации по одному выходят на крыльцо и нервно курят. Первый заместитель главы, сухонькая женщина, порывается что-то сказать «не для прессы», но не решается. Говорит только, что разницы для нее, занимающейся хозяйственной частью работы, между всеми этими котельными нет, лишь бы тепло пошло по трубам. «Батьку вот только жалко», - вздыхает она. Такое обращение к хоть и начальнику, но наполовину моложе, удивляет. Второй зам, дородный мужчина, рассказывает, что здание администрации, как и все дома в этой половине поселка, отапливается самостоятельно: «Сторож мусора подкинет в топку – и тепло». Двери распахиваются, и с еще более нервным видом на улицу выходят министр, первый зам главы района Владимир Толстых, прокурор из Калининграда Евгений Титов и прочие члены делегации. Вопреки данному обещанию, почти сразу уезжают прочь.

Котел за решеткой

В кабинете, на столе перед Андреем Мироновичем лежит повестка, согласно которой он должен явиться в прокуратуру через три с небольшим часа. Это единственный результат встречи. Глава администрации говорит, что пытался узнать, на каких основаниях происходит сегодняшняя проверка и просил предоставить все интересующие гостей вопросы в письменном виде. Не получив желаемого, отвечать на вопросы отказался. Такая позиция выглядит несколько странно и кажется, что глава Озерков сам пытается нагнетать и без того серьезный конфликт. Сам он объясняет свои действия перспективой судебного разбирательства – для него Андрею Мироновичу нужны документальные подтверждения действий всех сторон.
Чтобы не возвращаться в город с пустыми руками, просим главу поселения показать ту самую альтернативную котельную. Спустя несколько десятков минут оказываемся... за решеткой. Предприятие, с которым достигнута договоренность, находится на территории режимного лечебно-исправительного учреждения. «Перемещение лиц женского пола по территории ЛИУ без сопровождения строго запрещено!» - гласит табличка. Вопреки ей, внутри совершенно бесстрашно прохаживается женщина в тулупчике; за ее спиной погрузчик деловито вывозит упаковки со строительными смесями.
Котельная выглядит вполне работоспособно; новенький котел и длинная труба, закопченная дверца печи и куча угля перед входом. «Мы уже сделали пробное протапливание, тепло доходит до самых дальних домов», - говорит Андрей Миронович. Мощность котла – 1 мВт при том, что максимально возможная нагрузка в самые холодные дни составляет 1,2 мВт. По словам главы поселка, рядом с первым котлом планируется поставить второй; это займет всего неделю. Договор между поставщиком тепла и управляющей компанией якобы уже заключен, однако это – также со слов господина Мироновича. Угля, говорит он, достаточно – в поселке имеется склад, а кроме того возможны дополнительные поставки, ведь в Озерках есть железнодорожная станция.
Двум местным жительницам, Нина Васильевна (уже на пенсии, периодически сгибающаяся от радикулита) и Людмила Геннадьевна (безработная, но оттого не менее веселая), встреченным прямо напротив администрации, нет дела ни до котельных, ни до конфликта их главы с губернатором. «Да мы его и видим-то редко, этого Мироновича», - говорит Людмила Геннадьевна. У нее, как и у ее подруги, в домах стоят печи, и единственное, о чем стоит заботиться в преддверии зимы – чтобы хватило денег на дрова. «Кладбище вот еще бы нормальное», - как-то мрачно вздыхает Нина Васильевна «А так, поселок нормальный, мне нравится – прижилась я тут», - улыбается Нина Геннадьевна.

«Ответов не поступило»

По дороге в город Михаил Плюхин материализуется прямо в машине, с помощью радиоволн. В эфире «Маяка» он рассказывает об успехах в реализации программы переселения соотечественников. Тут же раздается звонок от его помощников: министр готов ответить на мои вопросы через полчаса.
Прихлебывая зеленый чай, господин Плюхин разводит руками: «Сухой остаток поездки? Ответов вразумительных не поступило, котельную на заводе пришлось обследовать самостоятельно». По мнению министра, котел рассчитан не совсем на ту мощность, которая нужна поселку. «Рассматривать его как источник теплоэнергии в данный момент рано. Другое дело, если там будет поставлен второй котел», - говорит он.
На вопросе о том, какие именно правонарушения – пока что возможные – могут фигурировать в этой истории, почему на этом этапе привлечена прокуратура, Михаил Плюхин несколько заминается. Однако тут же находится и вспоминает, что задача снабжения народа теплом поставлена на самом высоком уровне – президентом и премьер-министром страны, и участие прокуратуры в делах Озерков вполне обоснованно. «Кроме того, посколько господин Миронович по своим делам находится за пределами поселка, мы попросили прокуратуру обеспечить его присутствие на встрече», - полагает Михаил Плюхин. Что же до решения проблемы, то министр сомневается, что наличие котельной еще не есть счастливый финал. Требуется проверка работоспособности отопительных систем, необходимо ознакомиться с договором на поставку тепла – ничего этого правительственной делегации добиться не удалось. Нету в министерстве развития территорий и подтверждения экономической целесообразоности использования твердого топлива, а не газа, о чем заявлял Андрей Миронович. Впрочем, назвать примерную дату подведения к Озеркам природного газа, господин Плюхин не смог.
Резюмируя произошедшее, можно сказать лишь одно – кто именно прав, а кто виноват в этой истории, вероятно, станет понятно только после начала – или срыва отопительного сезона в Озерках. Правительство не верит главе поселения и требует доказательств реальности его предложений, а сам Андрей Миронович не верит правительству и опасается судебного преследования. Судя по опыту некоторых руководителей муниципалитетов побольше, эти опасения небеспочвенны. Кстати, итоги его похода в прокуратуру неизвестны – на момент написания статьи мобильный телефон главы Озерков не отвечал.

* OR (Otkrytaya Rossia) («Открытая Россия») (Великобритания) (с 08.11.2017 – HUMAN RIGHTS PROJECT MANAGEMENT) — Организация внесена Минюстом в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.