Союзное государство не строится

Во вторник в Минске открывается заседание Совета министров Союзного государства России и Белоруссии. На уровне глав правительств будет обсуждаться выполнение союзных программ и бюджета. "Известия" решили выяснить, как сильно продвинулись Россия и Белоруссия в реализации совместных планов. Особых успехов не обнаружилось.

Из всех союзных программ в сфере экономики, которые в разное время оказывались в многочисленных интеграционных документах, сегодня трудно выделить даже одну, план реализации которой был бы детально проработан.

Так, введение рубля с 1 января 2006-го "не произойдет". На последнем заседании Высшего государственного совета (ВГС) Союзного государства стороны не пришли к согласию по вопросу о сроках введения на территории Белоруссии российского рубля. Возможно, они будут названы на заседании ВГС в ноябре. Напомним, Минск отказывается признать за Россией монопольное право на эмиссию. И чиновники не устают повторять, что введению рубля должны предшествовать принятие Конституционного акта Союзного государства и подписание ряда соглашений, обеспечивающих равенство прав граждан и субъектов хозяйствования обеих стран на территории Союзного государства.

Многие белорусские эксперты говорят и об отсутствии единого таможенного пространства как такового. Один из примеров - споры по поводу признания сделанной в Белоруссии продукции белорусской, если при ее сборке используются импортные комплектующие. В августе Федеральная таможенная служба России сообщила, что не признает малолитражные автомобили марки "Люблин-2" товаром белорусского производства и при экспорте этих машин в Россию правила единого таможенного пространства не работают. Основание для такого решения - процентное соотношение доли иностранных комплектующих в цене готового автомобиля превышает 50%.

Не добились ничего Россия и Белоруссия и в рамках реализации совместных бизнес-проектов. Некоторые идеи о создании совместных предприятий, по мнению ряда экспертов, противоречат здравому смыслу и логике оптимального экономического развития. В частности, на создание (на деньги СГ) белорусско-российского порта в Калининграде, по замыслу авторов идеи, для начала нужно не менее $120-140 млн. - сумма, превышающая весь союзный бюджет на следующий год. О том, кто и когда может выделить такие деньги, речь не идет. Пока же транспортировка грузов через Калининград, по оценке белорусских экономистов, при нынешней грамотной ценовой политике Клайпедского и Вентспилсского портов не сулит белорусам реальную выгоду. Тем не менее Лукашенко во время последней встречи с Путиным заявил о намерении переориентировать часть белорусских грузов на Калининградский порт.

Белорусская сторона собирается к октябрю подготовить к подписанию контракт с "Газпромом" на поставку российского природного газа в следующем году. Подготовка документа, по словам первого замминистра энергетики Эдуарда Товпенца, "идет полным ходом". Товпенец сообщил также о достигнутой принципиальной договоренности о прежней цене покупки газа у "Газпрома" (в этом году цена российского газа для Белоруссии $46.68 за 1 тыс. куб. м без НДС). Тарифы на транзит газа через Белоруссию менять не планируется. По словам Товпенца, объемы транзита по системе "Белтрансгаза" в нынешнем году по сравнению с прошлым увеличились на 3 млрд. кубометров.
Источник: Финансовые Известия

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.