За гранью отчаяния: как «публичные политики» обсуждали губернаторские выборы

Фото Алексея МИЛОВАНОВА, «Новый Калининград.Ru».
Все новости по теме: Выборы губернатора-2015

Несмотря на дефицит летней жары, калининградская общественность готовится к сентябрьским губернаторским выборам нехотя и вяло. В среду в областной научной библиотеке общественная организация «Мир женщины» попыталась организовать дискуссию с участием «публичных политиков» — лидеров фракций и объединений областной Думы. Корреспондента «Нового Калининграда.Ru» предвыборные дебаты оставили в печальном ощущении неизбежности.

Выборы губернатора Калининградской области пройдут 13 сентября 2015 года. «Новый Калининград.Ru» оценил, как область входит в избирательную кампанию.

На беседу в конференц-зал библиотеки явилась лишь половина приглашённых политиков. Проигнорировали инициативу озабоченных выборным процессом женщин функционеры «Единой России» — Олег Шлык и Сергей Юспин, а также глава отделения ЛДПР в Калининграде Александр Ветошкин. Стоит отметить, что Шлык, к примеру, был занят примерно тем же самым — подготовкой к губернаторским выборам, но в практической плоскости. Как сообщил глава комитета по законодательству облдумы «Новому Калининграду.Ru», ровно в это же время он занимался разработкой некоей «законодательной инициативы», касающейся предстоящего объявления выборов, запланированного думой на 11 июня, а также некоей «проработкой» вопросов, касающихся «муниципального фильтра». «Я бы с удовольствием пообщался, но — работа», — отметил Шлык.

Вначале четверо политиков попытались очертить свою позицию относительно самого факта выборов главы региона. Представитель фракции КПРФ Александр Леушин, к примеру, сообщил собравшимся, что «от того, насколько каждая партия искренне и неравнодушно отнесется к выборам, будет зависеть, какой получим результат». А также призвал проявлять «политическую сознательность» сугубо во время выборов — после подведения их итогов «никакие митинги и пикеты не нужны». «Надо уважать мнение большинства населения. Будем надеяться, что оно будет разумным», — провозгласил Леушин и умолк.

Бывший лидер местной «Гражданской платформы», ныне возглавляющий депутатское объединение «Запад России» Соломон Гинзбург сразу предупредил, что столь же лаконичным он не будет.

_MG_4750.jpg

Соломон Гинзбург. Фото Виталия Невара, «Новый Калининград.Ru».

Гинзбург предсказал «имитацию и симулирование» в ходе предстоящих выборов, а также констатировал: «В условиях „муниципального фильтра“ говорить о свободном выборе не представляется возможным».

Депутат согласился с очевидным: преимущество действующего губернатора Николая Цуканова неизбежно, однако зиждется оно вовсе не на его личных качествах, а на административных возможностях и «молчаливом непротивлении Москвы», делающей ставку на инерционное развитие региона. «Всё будет происходить в условиях жёсткой цензуры. На ТВ есть четыре персоны, которые не должны появляться в эфире — ваш покорный слуга, Михаил Чесалин, Алла Войтова и Константин Дорошок, — сообщил Гинзбург. И всё это враньё реализуется за бюджетные деньги, оплачивается из нашего кармана».

Журналистов в зале и в самом деле было немного, а телекамер и вовсе не было. Зато был лидер «Патриотов России» Михаил Чесалин. Он сходу сообщил, что не испытывает эйфории по поводу предстоящих выборов, да и выборами их можно назвать с большой натяжкой. Чесалин провозгласил «избиркомовский беспредел», имея в виду поведение областной избирательной комиссии, в составе которой находятся двое вице-премьеров областного правительства — Михаил Плюхин и Юрий Федяшов. 

Ни один кандидат от партии «Единая Россия» не смог получить депутатский мандат на выборах в районный Совет Балтийска. 12 мест — у самовыдвиженцев, по одному — у «Патриотов России», «Справедливой России» и «Коммунистов России».

Лидер «Патриотов» напомнил недавние события в Балтийске, где избиркомы в массовом порядке снимали кандидатов, выдвинутых его партией, с выборов в местный Совет. Эти выборы, как известно, закончились тотальным разгромом «Единой России». Фактор предпринимателя Виктора Богдана, регулярно называемого «криминальным авторитетом», Чесалин критическим не считает, а «официальный» криминальный статус Богдана, по его мнению, появился, лишь когда «Патриоты России» победили единороссов на выборах в Янтарном. «Время есть ещё, может появиться другой кандидат», — погрозил образу Цуканова депутат и умолк.

Тема выборов в Балтийске вообще возникала в ходе дискуссии то и дело — и это понятно, ведь итоги голосования стали чуть ли не единственным интересным политическим событием в регионе за весь период работы Николая Цуканова губернатором.

Лидер местных справедливороссов Павел Фёдоров заявил, в частности, что звучавшие после публикации неожиданных итогов голосования обвинения в фальсификациях неуместны. «Массовые нарушения, говорит председатель облизбиркома Винярская? Но вы же признали результаты выборов! Вон, ваш лидер партии говорит: если есть нарушения — идите в суд и докажите это в суде», — горячо высказался Фёдоров. Это, впрочем, было чуть ли не единственное резкое высказывание за весь вечер. После него лидер отделения «СР» притих и согласился с тем, что у него, как и у остальных потенциальных кандидатов, шанса пройти «муниципальный фильтр», получить поддержку местных депутатов нет. «Но мы сами приняли такие условия, по ним нам и придётся играть», — вздохнул Фёдоров.

Ответы на вопросы также не внесли чего-то нового в давно утихшую политическую реальность. К примеру, на конкретный вопрос журналиста «Нового Калининграда.Ru» насчёт того, хочет или нет КПРФ победить на выборах губернатора, Александр Леушин отвечал не менее пяти минут — и конкретного ответа так и не дал.

_NVV5166.jpg

Александр Леушин. Фото Виталия Невара, «Новый Калининград.Ru».

Глубоко и печально вздохнув, он заявил: «Естественно, каждая партия, наверное, ставит перед собой политическую цель идти к власти. Вы прекрасно, как житель области, знаете последнюю ситуацию, которая сложилась в партии за последние годы. Прямо скажем, не очень хорошая для самой партии».

То, что ситуация в КПРФ печальна донельзя, стало понятно чуть позже, когда пришедший на встречу в ярком коммунистическом шарфе второй секретарь калининградского обкома компартии Сергей Севостьянов заявил Леушину, что он изгнан из рядов партии и говорить от её имени не может. Сам Севостьянов в не очень давнем прошлом — активист «Молодой Гвардии Единой России», однако ныне это ничуть не мешает ему двигаться по направлению к должности главы обкома, на смену удачно севшему в кресло депутата Госдумы Игорю Ревину.

Впрочем, Севостьянов оказался единственным, кто чётко ответил на другой вопрос «Нового Калининграда.Ru» — о количестве кандидатов, выставленных политическими силами, критикующими сегодня «муниципальный фильтр», на последних крупных выборах в местные советы в сентябре 2013 года. Тогда ситуация была печальной настолько, что партиям фактически приходилось «занимать» у своих конкурентов-единороссов кандидатов, чтобы в бюллетенях было хотя бы подобие разнообразия. Естественно, в итоге мандатов у «оппозиционных» партий в местных советах оказалось так мало, что рассчитывать на поддержку почти семи десятков депутатов соперникам Николая Цуканова сегодня не приходится. Если, конечно, на то не будет «высшей воли».

Тем не менее, большая часть участников дискуссии вовсе не считает это собственным просчётом. «Вопрос муниципального фильтра тогда не стоял», — заявил Михаил Чесалин, давая понять: для «Патриотов России» в 2013 году равное представительство в местных органах власти задачей не являлось. «Тогда и фильтра не было, и система выборов была другая», — вторил ему Павел Фёдоров. Он посетовал на «управляемую демократию», по правилам которой приходится играть, а также сообщил аудитории душераздирающую цифру. 300–350 тыс рублей — именно столько, по мнению Фёдорова, необходимо потратить желающим получить мандат депутата районного Совета. Для Соломона Гинзбурга отсутствие депутатов-сторонников на местном уровне вообще оказалось вопросом принципиальным. «Мы, когда была жива „Гражданская платформа“, никого не выдвигали в местные советы, — заявил Гинзбург. — Система муниципальной власти абортивна, такое местное самоуправление разрушает Россию, депутаты местных советов ничего не решают».

Далее дискуссия двинулась, по калининградской традиции, в хаотическом направлении. Один из слушателей, представившийся Михаилом, вообще усомнился в необходимости альтернативных кандидатов на выборах губернатора. «Разве цели тех, кого вы будете выдвигать, и цели действующего губернатора различны?» — поинтересовался он. Предположив, соответственно, что выдвигать ну хотя бы кого-нибудь оппозиционеры, во-первых, решатся, а во-вторых — смогут.

«Я не уверен, что партии будут выступать против действующего кандидата, они будут спойлерами, симулируя политическую состязательность», — ответил ему Соломон Гинзбург. «Право избирать свою власть является основополагающим правом, — воскликнул Михаил Чесалин. — Некоторые проливали кровь за это право!» Рассуждать на тему того, в чём же состоит различие подходов, целей и задач в управлении регионом, которые преследуют альтернативные Цуканову кандидаты, политики не стали.

Эти дебаты «Мир женщин» организовал ровно за 100 дней до момента, когда избиратели отправятся голосовать за губернатора. Логично было бы предположить, что у оппозиционных Цуканову сил есть хотя бы один (а лучше — несколько) альтернативный кандидат. Однако из нестройных ответов участников дискуссии стало понятно, что за три месяца до великого дня партии так и не определились с персонами, достойными конкурировать с действующим главой области. «Поддержки от „Гражданской платформы“ у меня нет, но может быть поддержка от другой партии», — туманно заявил Соломон Гинзбург. «Кандидатура, несомненно, будет, но она, определённо, согласовывается „наверху“», — сообщил Павел Фёдоров. 

«Вопрос „кто участвует?“ решается одним человеком — Путиным, он может принять решение в любой день или любой час, интрига впереди», — также расписался в отсутствии собственного кандидата Михаил Чесалин. Ответ Александра Леушина окончательно погрузил аудиторию в сон. Коммунист в душе, изгнанный из партии, сообщил, что «в условиях, в которых мы живём, каждый, идя на выборы, должен иметь свою программу», затем пожелал, чтобы «эти программы имели реальный и конкретный вид», а потом вообще констатировал: «Есть у нас такой недостаток — шапкозакидательство и отрыв от жизни».

Плоти Николая Цуканова, как и его соратников по партии, в зале не было. Однако дух губернатора символизировали сразу два политтехнолога: активно работающий на Цуканова Алексей Высоцкий и отлучённый от политического тела, но мечтающий вновь к нему прильнуть Анатолий Ромашко. Им из зала адресовали вопрос о том, не последует ли Цуканов примеру московского мера Сергея Собянина и не отвалит ли с барского плеча голосов муниципалов для прохождения фильтра и создания хотя бы какой-нибудь видимости альтернативности выборов.

MIL_0588.jpg

Алексей Высоцкий. Фото Алексея Милованова, «Новый Калининград.Ru».

«Я не имею чести представлять команду Цуканова, я сюда случайно зашёл», — ответил Ромашко. «Я не представляюсь нигде как представитель команды Цуканова», — также открестился от очевидного сопровождающий на всех публичных мероприятиях губернатора Высоцкий.

Он, однако, был чуть более многословен и заявил, что тезис о соперниках-«спойлерах» «не имеет основания на жизнь». «Если „Справедливая Россия“ определит, то Фёдоров не будет спойлером, если ЛДПР определит — то Ветошкин не будет спойлером», — отметил Алексей Высоцкий.

«Самая беспринципная позиция — та, которую занимают политтехнологи», — сказал спустя несколько минут в резюме встречи Павел Фёдоров. А затем вообще предложил перестать играть в демократию и назначить в Калининградской области прямое президентское правление через некоего посаженного свыше «генерал-губернатора». «Выборы в Балтийске показали — когда кампания ведется на равных, то у правящей партии нет шансов вообще, она получает ноль мандатов, — продолжал бодриться Михаил Чесалин. — Желаю дожить до ситуации, когда „Единая Россия“ будет в отстое, где ей и место». А Соломон Гинзбург, завершая дискуссию, процитировал Сартра. «Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния», — сказал бывший лидер местной «Гражданской платформы».

Таким образом, за сто дней до дня выборов губернатора в наличии присутствует лишь один чёткий кандидат, «прорвавшийся» сквозь суровые внутрипартийные праймериз «Единой России», в ходе которых оппоненты-однопартийцы не стеснялись подтверждать свой марионеточный статус. Иных оформившихся кандидатов нет, отделение второй по популярности партии, КПРФ, находится в состоянии распада после бегства в Госдуму бывшего лидера.

Никаких чётких предвыборных программ партии также сформулировать не в состоянии, а единственный внятный месседж, который могут исторгать из себя их представители, — это вялые жалобы на невозможность преодоления «муниципального фильтра». Тут уж, следуя концепции Сартра, самое время искать полную свободу. Потому что пора политического отчаяния уже давно наступила.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Текст: Алексей Милованов , главный редактор «Нового Калининграда.Ru»

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.