Косачев призвал "не нагнетать страсти" вокруг падения Су-27 в Литве

Председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев выступил против "нагнетания страстей" вокруг инцидента с падением российского истребителя Су-27 в Литве и заявил, что пока нет оснований обвинять литовские власти в попытках скрыть техническую сторону расследования.

"Нам нужно понимать, что любое нагнетание страстей приведет лишь к одному - у руководства Литвы, Латвии и Эстонии (появятся) дополнительные аргументы по перевооружению своей армии в защите от так называемого российского агрессора, что не отвечает ни нашим интересам, ни интересам НАТО вдоль границы с Россией", - заявил он в эфире телеканала "Россия" в понедельник вечером.

"Это попытка политизировать данный инцидент и представить его как некое системное явление, которое будет происходить до тех пор, пока Литва, Латвия и Эстония не создадут у себя полноценную противовоздушную оборону, не отгородятся от России "железным занавесом" со своей стороны, естественно, за деньги НАТО, потому что своих денег не хватает", - сказал Косачев.

Он заявил, что литовские власти попытались применить к инциденту с падением российского самолета Чикагскую конвенцию 1942 года о международной гражданской авиации, "забрав на себя все нити расследования". В то же время, по словам депутата, "литовская сторона в этом не права, поскольку Чикагская конвенция не распространяется на государственные воздушные суда". "военный самолет - это государственное воздушное судно, на него полностью распространяется иммунитет российского государства, как и на самого летчика. Мы, естественно, будем до последнего защищать его гражданские и человеческие права", - заявил Косачев.

"И мы, и литовцы в равной степени заинтересованы в том, чтобы разобраться в причинах (инцидента) и, самое главное, убедиться в том, что это не была преднамеренная провокация, неким залетом на территорию суверенного государства, чтобы подвергнуть этот суверенитет испытанию", - заявил глава комитета Госдумы.

При этом он сказал: "Можно критиковать литовскую стороны за то, что они сейчас отказываются выдавать нам черные ящики, не позволяют российской правительственной экспертной делегации, которая прибыла на место, пообщаться с нашим пилотом. Но у нас нет пока оснований считать, что литовцы действуют преднамеренно, пытаясь скрыть некую техническую составляющую своего расследования".

"Литовское государственное руководство ведет себя корректно. У нас нет оснований считать, что политические страсти вокруг этого инцидента искусственно нагнетаются. При отсутствии аналогичных страстей с нашей стороны мы сможем соблюсти и юридическую, и техническую чистоту этого вопроса, чтобы в конечном итоге решить главную задачу - вернуть на родину майора Троянова и доказать Литве, и всему окружающему миру, что этот инцидент носил непреднамеренный характер", - сказал Косачев.

Между тем, Литва пока никак не отреагировала на просьбу России вернуть пилота и фрагменты самолета. Как заявили источники в литовском МИД, пожелавшие остаться анонимными, "пока генеральная прокуратура не завершит досудебного следствия в отношении пилота российского истребителя Валерия Троянова, не может быть и речи о возврате его Москве, как и фрагментов самолета".

Примерно такое же мнение накануне высказал и министр обороны Литвы Гядиминас Киркилас. Тем временем на месте падения Су-27 вблизи деревни Йотишкю Шакяйского района сегодня будут продолжены работы по извлечению из под земли корпуса истребителя. Командующий Литовской армией генерал-майор Валдас Туткус считает, что фрагменты самолета, найденные на поверхности, "составляют лишь 20 процентов его корпуса. Остальная часть истребителя, как и две ракеты, врезались в землю на глубину примерно 5-6 метров". По его словам, исчерпывающую информацию о причинах аварии российского истребителя "получим тогда, когда извлечем из земли его корпус, все оборудование и расшифруем черный ящик".

Командование 6 армией ВВС и ППВ, военнослужащие авиаполка заявили, что расследование обстоятельств аварии будет проведено объективно и в ближайшее время их однополчанин, летчик Валерий Троянов вернется в Россию. "Личный состав полка, жены летчиков переживают за судьбу Валерия Троянова и оказывают не только моральную, но и, по мере возможности, материальную поддержку его семье", - рассказал помощник командующего армией по связям с общественностью и СМИ Андрей Григорьев.

Так, "жители военного гарнизона сбросились на оплату мобильного телефона жене Валерия, которая вылетела к нему в Вильнюс, чтобы она была на связи с полком, где их ждут", - сказал он.

По его словам, летчики по собственной инициативе также пытаются смоделировать на тренажере возможные версии случившегося. "Результаты такого моделирования показывают, что Троянов на завершающем этапе аварии проявил личное мужество, приняв такой маршрут падения, который не допустил никаких разрушений и, главное человеческих жертв", - подчеркнул Григорьев.

По его словам, "для летчиков отработка различных версий важна еще и с профессиональной точки зрения. Важно определить, как в дальнейшем можно бы было избежать подобных инцидентов".

Он также напомнил, что самолет упал всего примерно в 10-ти км от калининградского участка госграницы, что, подчеркнул Григорьев, "при неисправной системе навигации никак не может свидетельствовать об умышленном нарушении воздушного пространства сопредельного государства".

Супруга Троянова Ольга прибыла в понедельник вечером из Калининграда в Вильнюс. Она заявила, что намерена "поддержать в трудный момент своего мужа, майора ВВС России Валерия Троянова". По словам Ольги, ее муж "не хотел причинить зла Литве, перед катапультированием в первую очередь он думал о людях на земле, о своей семье". Ольга выразила надежду, что генеральная прокуратура Литвы разрешит ей встретиться с супругом.

Следователь генпрокуратуры Литвы Миндаугас Мурза, ведущий дело майора Троянова, завил, что "еще не знает, разрешит ли ей вместе жить в вильнюсской гостинице с мужем, поскольку официальной просьбы об этом от Ольги не получил".
Источник: Страна.Ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.