Мы требуем, нам отказывают

Возвращение из Литвы российского летчика Валерия Троянова откладывается на неопределенный срок. Точно также затягивается и расшифровка "черных" ящиков, несмотря на то, что оборудование для этого, подготовленное Россией, уже дожидается своего часа на границе.

Конфликт с истребителем Су-27 ВВС России, рухнувшим на территории Литовской республики, продолжает набирать обороты, пишет Газета.ru. За минувшие сутки к нему подключились сразу три российских министра. Прежде всего, свою позицию высказал министр обороны Сергей Иванов. В день происшествия, 15 сентября, он и так пошел на несвойственный ему шаг: позвонил литовскому коллеге и предложил компенсировать ущерб, нанесенный падением самолета. Теперь же, когда дело дошло до взаимных упреков и обвинений, Иванов воспользовался случаем и парировал выпады Литвы.

"Я очень надеюсь, что литовская сторона не будет тянуть резину и подойдет к решению вопроса о его возвращении в Россию конструктивно", - заявил российский министр.

Как сообщает Страна.ru со ссылкой на ИТАР-ТАСС, министр подчеркнул, что в инциденте с российским истребителем "нет никакой политики, это просто несчастный случай". Он опроверг утверждения литовской стороны о том, что истребитель выполнял разведывательные задачи. "Литовская сторона сомневается в непреднамеренности нарушения российским самолетом ее воздушного пространства и полагает, что это была "глубокая операция по прощупыванию" ее системы ПВО,- сказал министр. - На это я могу сказать, что мы потеряли самолет. Таким способом проводить разведывательную операцию может только идиот".

Министр сообщил, что 15 сентября из Санкт-Петербурга в Калининградскую область перелетали 7 самолетов Су-27, Су-24 и Ил-76. "Разбившийся в Литве истребитель Су-27 шел крайним", - сказал министр. По его словам, "95 процентов полета по времени проходили нормально, вся группа летела строго по международному коридору и ничье воздушное пространство не нарушала". Иванов подтвердил, что авария Су-27 произошла из-за "отказа навигационного оборудования". Он подтвердил, что потерпевший аварию самолет был вооружен четырьмя ракетами класса "воздух-воздух" и автоматической пушкой.

Министр также сообщил, что летчик при отказе навигационного оборудования "действовал абсолютно правильно". Он не исключил, что майор Троянов будет представлен к государственной награде. "Это возможно, посмотрим, что тут можно сделать, но сначала его надо вернуть в Россию", - сказал Иванов.

Вместе с тем он выразил сожаление по поводу того, что литовская сторона затягивает расследование происшествия с Су-27. "Черные ящики" давно обнаружены. Уже три дня назад мы доставили аппаратуру для их расшифровки в Калининград. Мы готовы расшифровать "черные ящики" в Калининграде или в Литве, но литовские власти эту аппаратуру на свою территорию не пропускают", - отметил министр. "Возникает вопрос, какие цели преследует литовская сторона. Я не понимаю, какими мотивами она руководствуется, но рассчитываю, что это расследование долго длиться не может".

Министр назвал "не соответствующими действительности" утверждения эстонских властей о том, что российские военные самолеты во время перелета из Санкт-Петербурга в Калининград, в том числе и разбившийся Су-27, нарушили международное право, отключив бортовые транспондеры (аппаратура для поддержания связи самолета с землей). "Советую эстонской стороне хорошо изучить международное право. Во-первых, военные самолеты могут вообще не иметь на борту транспондеров, во-вторых, они имеют полное право их не включать", - заявил глава военного ведомства. "Все наши самолеты действовали правильно, а утверждения эстонской стороны о нарушении ими международного права, не соответствует действительности", - подчеркнул Сергей Иванов.

Свое слово по поводу ситуации вокруг российского самолета сказал и глава МИД РФ Сергей Лавров. Общаясь с журналистами в Нью-Йорке, он выразил беспокойство в связи "с заявлениями некоторых членов правительства Литвы, включая фантазии, что катастрофа была спланирована специально, чтобы достичь каких-то целей". "Это не тот путь, которым можно нормально решать возникающие проблемы, - прокомментировал Лавров. - Мы не раз предлагали нашим партнерам из Прибалтики и нашим партнерам по НАТО конкретно заняться урегулированием проблем безопасности воздушного движения и даже совместно управлять воздушным движением, однако это предложение осталось без ответа".

Лавров, пишет Газета.ru, подчеркнул, что Россия предупреждала своих партнеров о возможности возникновения ситуации, "которая даже по не зависящим от человеческого фактора причинам может вызывать вопросы".

"Непреднамеренная военная деятельность в районе границы должна регулироваться специальными договоренностями", - рассудил министр иностранных дел, понадеявшись, что теперь эта позиция российской стороны "будет услышана".

А министр транспорта России Игорь Левитин ничего не сказал. "В связи с обострением ситуации из-за падения на территории Литвы российского самолета" он просто отложил заседание комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству между Россией и Литвой. Как сообщили агентству "Интерфакс" в департаменте информации МИД Литвы, с такой формулировкой Левитин предложил литовскому министру иностранных дел Антанасу Валионису перенести это мероприятие на более позднее время. Ранее его проведение было запланировано на 23-24 сентября. Все, что оставалось Валионису, это "выразить сожаление по поводу принятия российской стороной такого решения, в то время как Литва стремится к доброжелательному сотрудничеству с Россией в расследовании инцидента".

В качестве одного из проявлений упомянутой "доброжелательности", видимо, следует раценивать и следующее заявление литовской стороны, которая, по сообщению советника по связям с общественностью министерства охраны края (обороны) Литвы Рита Апейките, ждет от российской стороны объяснений в связи с обнаруженнием радиоактивного металла на месте крушения российского самолета Су-27.

"Вчера председатель литовской комиссии по расследованию катастрофы обратился в письменном виде к главе российской делегации военных экспертов генерал-майору Сергею Байнетову с просьбой ответить на некоторые вопросы в связи с находкой металла", - цитирует РИА "Новости" слова Апейките.

"Прежде в письменном ответе литовской комиссии российская сторона утверждала, что на самолете не находится никаких веществ, которые представляли бы угрозы для здоровья людей", - подчеркнула Апейките.

Во вторник, на месте падения разбившегося в Шакяйском (Sakiai) районе Литвы российского истребителя Су-27 были найдены два килограмма металла, в составе которого есть радиоактивные вещества, напомнила представитель Минобороны.

Она сообщила, что металл собран и передан литовским специалистам. В настоящее время, по словам Апейките, металл "не представляет угрозы для здоровья".
Помимо металла, накануне на месте катастрофы была найдена половина ракеты класса "воздух-воздух". Ранее на месте катастрофы истребителя были найдены две такие ракеты, а всего на борту самолета было четыре ракеты.

Представитель Минобороны затруднилась ответить, будут ли ракеты и металл переданы российской стороне. "На данный момент я не могу сказать, какова их дальнейшая судьба", - отметила Апейките.

Она сообщила, что в настоящее время, министр обороны Литвы Гедиминас Киркилас, командующий Литовской армией генерал-майор Валдас Туткус, глава литовской межведомственной комиссии по расследованию причин инцидента Виталиюс Вайшнорас находятся у президента Литвы Валдаса Адамкуса.

"Они докладывают ему ситуацию и отвечают на все вопросы президента", - сказал Апейките. Что касается расшифровки найденного на месте падения самолета "черного ящика", Литва, напомнила представитель Минобороны, обратилась к странам НАТО с просьбой оказать помощь в расшифровке и в настоящее время ожидает ответа. "Когда поступит ответ, я не могу прогнозировать", - сказал Апейките.

Кроме того, стоит упомянуть и следующий факт. Сегодня, как сообщает Страна.ru, спикер Сейма Литвы Артурас Паулаускас отверг требования России вернуть ей пилота и фрагменты разбившегося истребителя, назвав их "пропагандистскими". В прямом эфире местной радиостанции "Жиню радияс" он заявил, что Литва "является суверенным государством, членом НАТО и ЕС, поэтому имеет решающий голос при расследовании причин аварии военного самолета России".

Обвинения в том, что литовская сторона затягивает процесс исследования обстоятельств катастрофы истребителя, Паулаускас расценил как "необоснованные". От выводов межведомственной комиссии Литвы и решения генеральной прокуратуры "будут зависеть судьба российского пилота и то, будут ли возвращены Москве фрагменты разбившегося самолета", подчеркнул спикер.

О том, что Москва настаивает на скорейшем разрешении этой конфликтной ситуации, было заявлено временному поверенному в делах Литвы в РФ, вызванному на Смоленскую площадь. Российская сторона, сообщили в МИД, "выразила серьезную озабоченность в связи с затягиванием Вильнюсом решения вопроса о возвращении в Россию майора Валерия Троянова и обломков самолета СУ-27, а также вызывающими непонимание высказываниями официальных литовских лиц, ставящими под сомнение очевидные для всех обстоятельства, приведшие к аварии".

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: СМИ.ru

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.