Вдали от Родины

Калининградская область первые недели живет в новой реальности, то есть в полном окружении стран Евросоюза. За это время калининградцы чаще бывали в Польше и Литве, чем в «большой России». Как правило, это автовладельцы. Для них страхование гражданской ответственности обходится местным жителям при выезде в соседние страны в два раза дешевле, чем во время путешествия в Россию. Да и цены на многие товары там ниже.

В ходе очередного раунда переговоров Россия–ЕС министр транспорта и связи Игорь Левитин заявил, что расширение ЕС не привело к снижению российских грузоперевозок. Однако глава администрации Особой экономической зоны вице-губернатор Михаил Цикель сообщил «НИ», что за первую декаду мая лишь 55 отправок грузов автомобильным транспортом были оформлены с использованием автоматизированной системы «Калининградский транзит». А это только 10% от общего числа оформленных транзитных грузов.

«К сожалению, переговорный процесс по транзиту грузов в Калининградскую область и из нее зашел в тупик, – признает Михаил Цикель, – никаких решений между Россией и ЕС не принято. Нет юридически обязывающих документов, отсутствует регламент».

Проблемы эксклава, похоже, волнуют только Запад. Американские эксперты по России не раз озвучивали «новую политику» НАТО и США в отношении Калининградской области – отторгнуть ее от РФ. Сначала де-факто. А затем де-юре. Отводится на это 15–20 лет. На днях на сайте ЦРУ появился доклад «Глобальные тенденции на период до 2015 года», в котором говорится, что Россия к середине следующего десятилетия может распасться на 6–8 самостоятельных государств. При этом на карте России, сопровождающей доклад, отсутствует территория Калининградской области.

После вступления Литвы и Польши в Евросоюз и НАТО область, по сути, оказалась в экономической и военной блокаде. Прорвать экономическую блокаду нет возможностей, так как основой экономики региона являются сотни совместных (и пользующихся значительными налоговыми и таможенными льготами) российско-польских, немецких, литовских и других предприятий с преобладанием иностранного капитала. Всего на территории области зарегистрированы коммерческие организации с иностранным участием из 45 стран. Больше всего польских – 456, немецких – 306. Регион прочно сидит на европейской «продовольственной игле», завозя свыше 70% продуктов питания извне. Что касается военной составляющей, то у России практически не осталось в Южной Балтике полноценного флота. Поэтому в Калининграде все чаще говорят о том, что мозговое ядро Балтфлота – его штаб – в угоду Евросоюзу вот-вот переведут в Кронштадт.
Источник: Новые известия

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.