Российские СМИ: ЕС пока не готов упростить въезд для россиян

Все новости по теме: Калининградский транзит
Конфронтационная форма постановки вопросов уходит из практики российско-европейской дипломатии. И хотя на саммите Россия-ЕС в Лондоне с участием российского президента Владимира Путина не удалось подписать соглашения о транзите грузов по территории Литвы и упрощении визового режима между Россией и ЕС, российские чиновники уверяют, что согласование этих документов вступило в завершающую стадию, а их подписание возможно до конца года.

Россия отказалась от своей жесткой и труднообъяснимой позиции по реадмиссии – процедуры высылки нелегальных мигрантов. Речь идет о том, кто несет расходы по транспортировке лиц из третьих стран, если они незаконно попали на территорию ЕС через Россию. Москва долгое время отказывалась брать эти расходы на себя и подписывать соответствующее соглашение, а в Брюсселе решение проблемы реадмиссии всегда увязывали с облегчением визового режима между Россией и Евросоюзом. Соглашение еще не подписано, но решение фактически принято.

"Позиция нашего МИДа претерпела значительные изменения в ходе переговорного процесса", - сказал Владимир Путин, пояснив, что причина и в том, что "Россия и Евросоюз искали компромиссы". Причем российский президент тут же объяснил, почему отстаивать прежнюю позицию не имело смысла. За последние три года российско-литовскую границу (Литва - единственное государство, с которым заключен договор о реадмиссии) пересекли 1,7 млн человек. "У нас нет ни одного случая реадмиссии. Зачем же мы будем жестко настаивать на своей позиции? Да, мы ее поменяли. Сделали это в интересах граждан России", - сказал президент.

В интересах некоторых категорий граждан России достигнута встречная договоренность об облегчении процедуры получения виз для въезда в ЕС. Речь идет, прежде всего, об удешевлении и продлении срока действия виз для студентов, научных работников, предпринимателей, политиков и дипломатов. И Владимир Путин, и председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу подчеркнули, что эти договоренности - один из этапов процесса, конечной целью которого является безвизовый режим между Россией и ЕС, пишет газета "Время новостей".

Соглашение о транзите через территорию Литвы российских грузов, направляемых в Калининград в целом согласовано с экономическими ведомствами Еврокомиссии, сообщил "Ведомостям" по окончании переговоров министр экономического развития России Герман Греф. По словам министра, пока сохраняются разногласия относительно политической составляющей документа. "Проблема в том, какие меры относятся к страновой компетенции, а какие нет", - пояснил Греф. Он надеется, что в декабре на встрече правительств России и ЕС в Москве "удастся продвинуть" соглашение. А министр иностранных дел Сергей Лавров накануне саммита пояснил, что если проблема фитосанитарного и ветеринарного контроля при перевозке грузов решается, то договориться с Литвой о страховании грузов не только литовскими, но и российскими компаниями пока не удается.

Спецпредставитель российского президента по отношениям с ЕС Сергей Ястржембский уточнил, что работа экспертов по обоим соглашениям "практически завершена" и они будут подписаны до конца года. Кроме того, визовые сборы с россиян, намеревающихся выехать в любую страну ЕС, будут взиматься по единой ставке - 35 евро (41,7 долларов).

Председатель комиссии ЕС Жозе Баррозу признал, что это соглашение позволит в дальнейшем России и Евросоюзу договориться о полной отмене визового режима.

По словам эксперта Хью Барнса, руководителя российской программы в британском Foreign Policy Centre, сложные отношения России с Польшей и странами Балтии осложняют подписание соглашений об упрощении визового режима, но ЕС и сам заинтересован в достижении прогресса в этом вопросе. "Вопрос об упрощении визового обмена движется вперед медленно, прежде всего, из-за разногласий по вопросу о реадмиссии", - говорит президент Института стратегических оценок Александр Коновалов.

Кроме того, отмечает "Время новостей", о конфликте, который возник в связи с платой за пролет иностранных самолетов над Сибирью, на вчерашней пресс-конференции не упомянул никто. Конфликт был связан с тем, что председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу направил в адрес российских властей своего рода ультиматум, в котором требовал отменить "пролетные деньги" под угрозой осложнений при вступлении России в ВТО.

Лишь после нее помощник президента Сергей Ястржембский пояснил журналистам, что вопрос этот на переговорах обсуждался, но и в самой Европе требование отменить плату за пролет над Сибирью поддерживают далеко не все. По его словам, сейчас 70% полетов через этот коридор совершают европейские компании, и они заинтересованы в сохранении своей доли рынка даже ценой транзитных платежей. Ведь в случае отмены платы на этот рынок, по выражению Ястржембского, хлынут авиаперевозчики из Америки и Азии. Впрочем, возможно, что рано или поздно России придется отказаться и от этой своей пока еще твердой позиции. Легко представить себе, что отменить "пролетные" потребуют как раз американцы или азиат, а с ними в отличие от Евросоюза Россия пока не подписала протокол о вступлении в ВТО.

В отличие от российских газет, которые сходятся в оценках того, что Россия и ЕС готовы пойти на сближение, иностранная пресса скептически относится к итогам переговоров. Так, немецкая газета Berliner Zeitung пишет, что на саммите обе стороны продемонстрировали свое излюбленное поведение - жесткую борьбу. Ни ЕС, ни Россия и не ожидали никакого прорыва от 16-го по счету саммита в Лондоне. (Перевод на сайте Inopressa.ru.)

Ожидания от саммита укрепления взаимоотношений президента Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу оказались шаткой надеждой, ведь позиции сторон по политическим вопросам практически не сблизились. Жестокая борьба развернется и вокруг изменений соглашения о партнерстве между ЕС и Россией, которое истекает в 2007 году. Россия не хочет никаких изменений, она стремится к новому соглашению.

Переговоры с Россией по политическим вопросам – дело сложное, в этом нет ничего нового. Отмечает немецкая газета. Кто анализировал результаты прошлых саммитов, знает, что средством, цементирующим континент, являются нефть и газ. Россия обладает тем, в чем нуждается Европа. Однако с тех пор, как Польша и прибалтийские государства стали членами ЕС, единства нет и в этом вопросе.

На фоне все более холодных отношений между Россией и Европейским союзом президент Владимир Путин улучил момент, чтобы похвастаться экономической мощью своей страны во время вчерашнего визита в Лондон, также пишет британская газета The Independent, перевод которой опубликован на сайте Inopressa.ru.

Россия обеспечивает треть нефтяных поставок в ЕС, экономический рост в нефтегазовом секторе дал стране возможность проводить более независимую внешнюю политику. В ответ на опасения, что ЕС может стать чересчур зависимым от российских энергетических поставок, Путин заявил, что Россия – очень надежный партнер.

Но на пресс-конференции британский премьер Тони Блэр и российский президент Владимир Путин дали понять, что экономика становится основой отношений. "Мы хотим работать, чтобы вывести отношения между Европой и Россией на новый, более интенсивный и крепкий уровень. В экономическом смысле эти отношения могут только расти, процветать и укрепляться", - заявил Блэр.
Источник: NEWSru.com

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.