Евроремонт на окраине

Вступление Литвы в НАТО и Евросоюз совпало с острым кризисом всей политической системы страны

Утром 1 мая напротив литовского сейма в Вильнюсе прозвучал холостой пушечный залп. На него откликнулись тысячи охранных сигнализаций подержанных иномарок по всему городу - Литва официально вступила в Европейский союз, став одним из двадцати пяти его членов. На этой торжественной церемонии зевак было немного, литовцы отправились кто на дачу, кто по магазинам; литовские политики поочередно произносили дежурные фразы по поводу значимости исторического момента перед гвардейским корпусом, торжественно подняли флаги ЕС и Литвы - и разошлись. Выставленный у сейма старый бетонный забор, на котором четырнадцать лет назад был нарисован крокодил с пометкой Moscow, разинувший пасть, чтобы проглотить freedom в виде солнца, - это яркое напоминание, от чего независима сегодня Литва, - окончательно, казалось, превратился в музейный экспонат конца советской эпохи.

День вступления в ЕС выдался солнечным, но вся эта торжественная церемония на площади у сейма, где еще не завершились политические баталии по поводу судьбы литовского президента Роландаса Паксаса, была все-таки омрачена. 30 апреля и. о. президента Литвы Артурас Паулаускас, торопясь подготовить всю законодательную систему страны к вступлению в ЕС, подписывал за Паксаса по 32 закона в час. На торжественном заседании сейма было много полупустых мест, а присутствующие депутаты явно скучали. Хотя опального президента на церемонии не было и быть не могло, литовские политики испытывали некоторое беспокойство - отлученный от власти и наказанный, Паксас был где-то рядом, а сама незавершенность этого сомнительного политического процесса автоматически превращала 1 мая 2004 года всего лишь в выходной день, передышку накануне очередной политической схватки.

Они - европейцы

В тот день в вильнюсском католическом соборе Петра и Павла пожилые прихожане на вечерней мессе пели вместе с польским ксендзом гимн с припевом "Будущее за нами", а литовские евроскептики и бритоголовые на несанкционированном пикете в Вильнюсе требовали повернуть историю вспять. Пока один из организаторов акции, сигнатор Акта независимости 11 марта Казимерас Уока, заявлял, что "Литва снова оказалась в ситуации оккупации" и пророчил, что "ЕС протянет не более тридцати лет", тысячи нелегальных литовских рабочих по всей Европе вдруг превратились в легальных; стали стремительно дешеветь туристические туры и перевозки по всему ЕС, а также дорогой алкоголь, медленно поползли вверх цены на мясо и молоко. В отличие от Латвии и Эстонии, где граждане восприняли вступление в Евросоюз в духе шоковой терапии по-польски и смели с прилавков еще дешевые макароны, сахар, соль, активированный уголь, валидол и корвалол, в Литве царило благодушное спокойствие. За считанные минуты на границе с Польшей и Латвией рассосались километровые очереди автопоездов, а некоторые опытные дальнобойщики, которые провели в этих заторах более трех лет своей жизни, сетовали, что теперь шансов для романтических приключений станет куда как меньше. "Мы упростили весь контроль на границе - граждане ЕС проходят минимальные процедуры: идентификация личности и короткая беседа о цели поездки. Что касается Востока, то самая проблемная зона для нас не граница с Калининградской областью, которая еще не демаркирована, а граница с Белоруссией, откуда мы ощущаем напор нелегальных мигрантов", - заявил "Эксперту" замглавы пограничного ведомства Литвы Вацлавас Забараускас.

Ему не впервой исполнять обязанности главы департамента, поскольку начальство периодически оказывается жертвой политических скандалов. Вот и сейчас, на волне чистки после обнародования секретной справки Департамента государственной безопасности (ДГБ) Литвы "об угрозе национальной безопасности", шеф пограничников Альгимантас Сонгайла слетел со своей должности: в материалах спецслужб он фигурирует как лицо, которое вместе с советником президента Ачасом и мэром города Пагегай Комскисом неоднократно ночевало на квартире главы ассоциации "21-й век" Анзори Аксентьева-Кикалишвили. Одним словом, по мнению ДГБ, главный пограничник "продался" русской мафии.

Когда политические цели изолировать Паксаса от избирателей были достигнуты, литовский суд за абсурдностью обвинений вынес постановление г-на Сонгайла на прежнюю должность вернуть. Поскольку в справке, которая в октябре прошлого года частично была зачитана уходящим в отставку главой ДГБ Мечисом Лауринкусом (на должности он все-таки не удержался и был отправлен с глаз долой - послом в Испанию), много внимания уделяется контрабанде через Литву сигарет (из вырученных денег якобы финансируется Ирландская республиканская армия), я стал осторожно расспрашивать Забараускаса и его пресс-секретаря о реальности этих обвинений. Пограничники посмотрели на меня с недоумением: "Контрабанда сигарет из России через Литву на Запад? Извините, зачем же делать такой крюк, если их можно везти прямым железнодорожным сообщением из того же Калининграда сразу в Польшу или через обширную белорусско-польскую границу? Тут через Неман фуру не протащишь. То, с чем мы имеем дело, касается только локальной контрабанды дешевых сигарет ('Прима', 'Горизонт', 'Сант-Джордж'), которые реализуются на местном рынке, - поясняет Забараускас. - А что касается справки ДГБ, то, по-видимому, туда и нужно адресовать все вопросы".

Глава полицейского департамента Литвы Витаутас Григарявичус прокомментировал информацию о засилье "русской мафии" и прочих преступных группировок в том же духе: "К нашей деятельности упомянутая в справке информация не имеет никакого отношения". На вопрос, что же все-таки изменилось для полицейского ведомства Литвы после вступления в ЕС, главный литовский полицейский поделился подмеченной закономерностью: "Будет рост экономики - будет расти и преступность. В Литве по сравнению со странами ЕС низкий уровень жизни - она не очень притягательна для транснациональных преступных группировок. Пока мы имеем дело в основном с местными ОПГ, международные ОПГ проявляют себя только в переправке угнанных автомобилей с Запада на Восток и в наркотрафике. По нашим прогнозам, все будет оставаться на стабильном уровне". Вильнюсский таксист поляк Юзеф так откликнулся о грядущем периоде стабильности в составе ЕС: "Конечно, ждем, что жизнь станет лучше. А чего еще ждать? Я вот ситуацию в Литве по своей баранке очень хорошо чувствую. В 1996-1998 годах у меня такие пассажиры были - только держись. Садятся в машину и тут же пистолет или нож кладут перед собой - не знаешь, доедешь ли живым. Сейчас такого нет, но последние два-три года, я думаю, экономика Литвы шла на спад. Процентов тридцать литовцев получали хорошие зарплаты, а остальные донашивали старые вещи. Такси совсем захирело. Налогами задавили. Боюсь за своих сына и дочь, боюсь, что не найдут работу, что всю жизнь будут пахать по двенадцать часов в кафе и ресторанах за кем-то определенный минимум. Откуда они взяли этот минимум? Кто моих детей ждет в Европе?"

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Эксперт

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.