Гендиректор ФК «Балтика»: «У нас максимальная зарплата для футболистов - 250 тыс рублей»

Александр Гвардис.
Все новости по теме: Балтика
В интервью корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» генеральный директор футбольного клуба «Балтика» Александр Гвардис рассказал, как рассчитывается заработная палата футболистов калининградской команды, можно ли отказаться от бюджетного финансирования клуба, а также поведал об основных проблемах развития футбола в регионе. Кроме того, Гвардис назвал цифру, потраченную в этом сезоне на приобретение новых игроков, и поделился планами на этот год по ремонту стадиона «Балтика».

- Александр, начнем с вопроса о финансировании футбольного клуба «Балтика». В прошлом году, наверное, самым знаковым событием для команды стало то, что был найден титульный спонсор в лице «Росэнергоатома». Как велись переговоры с этой компанией, кто стал инициатором подписания такого контракта?

- Все шло от губернатора области Николая Цуканова. Если вернуться еще на год назад, то тогда мы принимали решение о том, будет или не будет команда участвовать в Первенстве России. Вопрос стоял именно так, потому что денег не было абсолютно, долги были огромные. И губернатор сказал: я постараюсь сделать все для того, чтобы найти спонсора для команды. И мы в прошлом году начали играть в Первенстве России без бюджета, но с деньгами, которые нам обещали город и область. Кстати, они выполнили обещания в полном объеме, даже больше, так как в конце года было принято решение о выделении дополнительных денег – по 10 млн от города и области. Но все же мы вошли в чемпионат без спонсора и без бюджета. Дальше все это время и я пытался найти спонсоров, и губернатор по своим каналам общался. И вот ближе к осени спонсор был найден. 

- А как раньше дела обстояли со спонсорами команды? Там ведь деньги были минимальные, насколько я понимаю? И еще - как так быстро был найден настолько крупный спонсор? Это, на ваш взгляд, добровольное желание «Росэнергоатома», или понуждение властей?

- Во-первых, раньше, как вы говорите, «минимальные деньги» - такого не было. Были максимальные деньги. Всегда последние годы город и область давали по 42 млн. Больше они не давали. Ну, бывало, в конце года пересмотрят сумму в сторону увеличения, но ненамного. Губернатор области, в те времена Георгий Валентинович Боос, как-то собрал бизнес и попросил (слово «попросил», наверное, здесь можно взять в кавычки) помочь. И последние три года бизнес помогал. Примерный бюджет от бизнеса тогда был более 100 миллионов, а в некоторые годы, я знаю, доходил и до 180 миллионов. Николай Николаевич (Цуканов - прим. «Нового Калининграда.Ru»), когда пришел на пост губернатора, сказал, что не будет «наклонять» бизнес, а будет искать спонсора. И, наверное, нам повезло, что в Калининградской области начала строиться Балтийская АЭС. И строит ее как раз компания «Росэнергоатом», с которой мы подписали контракт. «Росэнергоатом» - это очень богатая компания. Было много противников АЭС, были дебаты. И «Росэнергоатом» пошел нам навстречу по предложению губернатора. Потому что мы теперь будем устраивать им пиар-акцию. Надо показать, что «Росэнергоатом» не только строит атомную станцию, но и вкладывает большие деньги в развитие и спорта, а также, например, Неманского района. На форме футболистов будет написано «Балтийская АЭС», будут развешены плакаты и так далее.

- В этом году, я так понимаю, вы приступите к «пиару» БАЭС?

- Мы уже начали - 1 декабря подписали договор, уже прошли встречи руководством компании. Были написаны графики платежей, на сегодняшний день мы уже получили два платежа. Сейчас команда находится на сборах. Мы погасили задолженности по заработной плате, продолжаем гасить другие наши задолженности. Мы сегодня меняем на стадионе кресла. Вы помните, в каком состоянии были старые кресла. 

- Сколько денег будет затрачено на приведение стадиона в нормальное состояние?

- Чтобы привести в нормальное состояние самый старый стадион в Европе – а он 1897 года постройки – денег, конечно, нужно много. Но на этот год совет директоров утвердил сумму в 12 млн рублей. 

- Это, на мой взгляд, совсем незначительная сумма для такого стадиона.

- Если учесть то, что последние лет 12-15 сюда не вкладывалось вообще ни копейки, то это существенные деньги. Это позволит нам отремонтировать раздевалки, поменять табло и полностью заменить кресла северной трибуны. Это очень существенные деньги, поверьте. Да, мы сегодня могли бы и больше денег истратить на это, но у нас есть долги. Нас немного тянет назад то, что нам приходится закрывать дыры 2009, 2010 и 2011 годов.

- По поводу долгов: насколько я помню, одно из условий «Росэнергоатома» было то, что они не будут выделять деньги на погашение задолженностей клуба.

- Совершенно верно. Те деньги, которые приходят сегодня от спонсора, мы тратим на сборы, на заработные платы, приобретение того, что необходимо будет в дальнейшем, также приводим в порядок стадион. А деньги, которые мы получаем от города и области, мы тратим чисто на долги.

- На ваш взгляд, бюджетное финансирование футбола – это нормально? Можно ли от него уйти, или город и область всегда будут тащить на себе это бремя?

- На сегодняшний день 95%, даже, наверное, 98% клубов в России – это бюджетные клубы. Хотим мы заморозить футбол - давайте уберем финансирование. 

- А как в Европе?

- Так же, я думаю, и в Европе - в маленьких городах небольшие команды содержатся за счет налогоплательщиков. Только большие команды, например, в Премьер-лиге Англии, содержат какие-то богатые люди. Но, в то же время, у них есть закон о спорте. Этот закон освобождает спонсоров от налогов, им предоставляются какие-то бизнес-площадки и так далее. Сегодня бизнес не готов вкладывать деньги и не получать ничего назад. Тем более, сейчас такая нестабильная экономическая обстановка в Европе, в мире. Это все, в общей сложности, ставит большой отпечаток на бизнесе, и он больше думает о будущем.

- То есть, в регионах России бизнес нигде активно себя не проявляет в поддержке футбола?

- Могу сказать, что сегодня у нас в Первой Лиге, насколько я знаю, вообще нет ни одной частной команды. В Высшей Лиге – да, там есть «лукойловская» команда «Спартак» (Москва). Еще, например, команду «Краснодар» содержит владелец сети «Магнит». На сегодняшний день частной командой является ЦСКА. И, по-моему, это все. Тот же «Зенит» содержится за счет мэрии Санкт-Петербурга и компании «Газпром», которая также является государственной компанией. Все остальное у нас в стране держится за счет бюджетов. И если уйти от этого, то мы просто погубим футбол.
2.jpg

- Получается, что даже при появлении такого крупного спонсора у команды «Балтика», сократить бюджетное финансирование не получится?

- Никак не получится. Потому что денег «Росэнергоатома», которые на сегодняшний день есть для ФК «Балтика», все равно не хватает. Если бы у нас хотя бы все было. Но у нас на сегодняшний день инфраструктура отсутствует полностью. На нашем стадионе, по большому счету, играть-то можно с большой натяжкой. Базы, где футболисты должны жить, тренироваться, питаться и все остальное, у нас нет. Мы снимаем гостиницу (отель «Балтика» - прим. «Нового Калининграда.Ru»), пытаемся тренироваться на тех полях, что у нас есть в городе. Мы в прошлом году на базе (учебно-тренировочная база «Сокол» на улице Химической - прим. «Нового Калининграда.Ru») не тренировались ни разу, потому что все лето шли дожди, и там утки плавали. Она находится в низине, было все залито. У нас даже своего автобуса нет. Мы арендуем автобус, чтобы выезжать на тренировки. 

- Было ли подсчитано, сколько нужно средств в год, чтобы наша команда смогла нормально жить?

- Я в прошлом году просчитывал. Минимальный бюджет, именно на футбольный клуб «Балтика», не включая инфраструктуры - от 150 до 178 млн рублей.

- Но ведь на этот год бюджет клуба составляет 221 млн рублей. Или этого недостаточно, так как там заложены средства на инфраструктуру и погашение долгов?

- Нет, на долги там - минимально. Мы не сможем сразу же выплатить все долги, которые у нас есть. Мы распишем график погашения долгов на ближайшее время, может быть, на 2-3 года. И в инфраструктуру будем потихонечку вкладывать деньги. Конечно, вся надежда на Чемпионат мира 2018 года. Если нам повезет, и наш город выберут, то, конечно же, одна из баз, которые планируется строить, со временем отойдет футбольному клубу «Балтика». Естественно, на современнейшем стадионе, который построят, будет также выступать наша команда. А если все, что сегодня здесь есть (стадион «Балтика» - прим. «Нового Калининграда.Ru»), привести в порядок, сделать детско-юношескую школу, то здесь могли бы тренироваться и играть дети.  

- И снова вернусь к бюджетному финансированию. Если от него нельзя уйти, то хочется видеть конкретные результаты такого вкладывания денег. Тут следуют два вопроса: чей футбол мы финансируем, и когда «Балтика» начнет показывать хорошую игру? В прошлом году губернатор Николай Цуканов говорил, что сейчас регион фактически тратит деньги на «чужой» спорт, так как, в частности, в «Балтике» играет очень мало калининградцев. Отсюда хочется узнать, развивается ли у нас детский футбол, чтобы в дальнейшем они могли играть во взрослой команде? И тут же второй вопрос: насколько эффективно вкладывание денег, если сейчас команда не оправдывает ожиданий и находится в конце турнирной таблицы?

- Один вопрос цепляется за другой. Как я уже говорил, чтобы воспитывать детей, растить своих хороших футболистов, нужна инфраструктура. Это раз. Вот тут за окном есть площадка, по которой и ходить-то тяжело. Но на ней тренируются дети. Как на этой площадке можно воспитать хорошего футболиста? Нужна инфраструктура, нужны нормальные условия – раздевалки, душевые и так далее. Нужно, чтобы человек хотел ходить на футбол. Сегодня уже 21 век. Мы в любую европейскую команду приезжаем - там все в одинаковой форме, везде душевые, 10-12 полей. У нас этого нет. 

Что касается местных воспитанников… У нас всегда в команде 4-5-6 человек - местных воспитанников. В прошлом году я пришел в команду работать, 26 января меня утвердили, тогда мы взяли двух наших футболистов – Крючкова и Кляшторного. Они сегодня есть в команде. В этом году взяли еще двоих ребят – Каленковича и Сармонта. Они тоже воспитанники калининградского футбола. То есть, мы берем своих одаренных игроков. У нас идет такая преемственность – кто-то отыграл свое, ушел, пришли двое молодых. Растут, таланты есть. Просто их нужно развивать.

То, что мы вкладываем деньги в «чужой» футбол… Да нет такого понятия «чужой футбол». Мы сегодня привлекаем российских футболистов. Мы – Россия. Нельзя так говорить - давайте только калининградцев будем привлекать. Ни одной команды ни в России, ни в Европе нет, где играли бы только свои воспитанники. Ну, может быть, «Барселона» в большей степени - там из 20 человек 11 местных. И то там школа «Барселона», у которой есть филиалы по всему миру. В России на сегодняшний день, по-моему, только в «Алании» 8 местных воспитанников. Но это не значит, что все они выходят на поле. Во всех остальных командах - по 3-4-5 человек. И мы вкладываем деньги в российских ребят.

- Но иностранные легионеры у нас ведь же тоже есть.
 
- У нас есть на сегодняшний день два иностранных игрока. Но опять же, иностранных легионеров нужно приглашать. Хотя бы для того, чтобы наши тянулись и видели, как они играют. Второе - даже в плане общения разница есть. От этого ребята только больше растут.

- Вы можете сейчас назвать сумму, потраченную на трансферы в последнее трансферное окно?

- Да, на сегодняшний день мы на трансферы потратили 5,5 млн рублей.

- А если в сравнении с прошлыми годами?

- В 2010 году было потрачено 62 млн рублей.

- Вы как-то можете объяснить такую разницу?

- Не могу объяснить эту разницу, потому что я отвечаю только за свою работу. Вот вы сказали, что команда сегодня играет плохо. Мы в прошлом году на игроков потратили всего 1 млн рублей. Поэтому мы находимся на 17 месте. У нас не было денег, и мы брали перспективную молодежь, которая на сегодняшний день еще не готова играть в Первой Лиге на том уровне, на котором мы играем. Это хорошие ребята, многие из них вырастут. Но для того, чтобы сегодня играть, мы берем футболистов, которых нужно покупать, а не брать бесплатно. Вот увидите, у нас команда будет несколько другой в этом году. 

- Какие задачи вы себе ставите на третий круг первенства?

- У нас остался небольшой отрезок, всего 10 игр. Мы ставим задачу минимум – сохранить место в Первой Лиге. Но и задачу максимум, поставленную в начале сезона, мы с себя не снимали – это 12 место. Вот к этому мы стремимся.
3.jpg

- С учетом спонсорства «Росэнергоатома», каковы перспективы команды на следующий сезон?

- Давайте мы сейчас доживем до конца этого сезона. Вообще, как это все делается: совет директоров собирается перед началом сезона. Я докладываю ситуацию по команде. Совет директоров, образно говоря, говорит, что хочет видеть команду в десятке, допустим, на 10 месте. Тогда я составляю бюджет под 10 место - оно стоит столько-то. Представляю расчеты совету директоров. Потому как разница, скажем, между 5 и 10 местами – примерно 2 миллиона долларов. И если мы поставим себе задачу попасть в пятерку, это значит больше побед, больше премиальных, более квалифицированные футболисты. Раз они более квалифицированные, мы должны платить заработную плату выше. Это сейчас у нас в команде максимальная зарплата для футболистов - 250 тысяч рублей, а при месте в пятерке потолок зарплаты – 550-600 тысяч рублей. Вот такие градации.

- 250 тысяч рублей – это заработная плата для футболистов какого уровня?

- Это заработная плата уровня 10-15 места. У нас перед сезоном стояла задача занять 12 место. При 12 месте зарплата примерно от 100 тысяч рублей до 250 тысяч рублей. Это не значит, что все получают 250 тысяч рублей.

- Это понятно. Но, все же, суммы довольно значимые. Отсюда вытекает другой вопрос: была поставлена задача на 12 место, и игроки получают зарплату, соответствующую этому результату. Но они показывают, к примеру, 17 место. Обоснованы ли тогда такие зарплаты?

- Вот знаете, проходит полгода, и с теми игроками, которые не оправдывают доверия, мы просто расстаемся. Точно также, как в случаях с другими людьми при плохой работе. Вам же не говорят, что не заплатят за прошлый месяц, если вдруг вы плохо работали. Все равно зарплату обязаны заплатить, потому что существует контракт, существует договор. К сожалению, у нас такая система: плохо ли, хорошо ли мы отработали, зарплату все равно свою получаем. Премиальные – это уже другой вопрос. Это за победу, за ничью. А вот именно зарплату срезать мы не можем. Вот если у такого-то футболиста написано, что он 125 тыс получает, образно говоря, то я должен ему заплатить. Но потом мы с ним контракт уже не продлеваем. Все, до свиданья. У нас у 8 человек контракты закончились зимой, перед Новым годом, и с ними контракты не были продлены. И только двое нашли работу в Первой Лиге, остальные пошли во Вторую Лигу, или вообще остались без работы. И сегодня я своих футболистов собираю, и говорю: мол, вы не думайте, что за вами будет очередь стоять. Один тут сидел у меня, рассказывал, что за ним очередь, столько приглашений, а я ему такую маленькую зарплату предлагаю. Пожали друг другу руки, разошлись. Сейчас он без работы, вообще нигде не играет. А поверьте, через полгода о нем никто и не вспомнит. На этом закончится его футбол.

- Предыдущие два года у команды постоянно менялись главные тренеры, была настоящая чехарда. Сейчас руководство клуба довольно работой Евгения Перевертайло?

- Я очень доволен этим тренером. Человек коммуникабельный, умеющий работать. Работает так, как сегодня везде работают лучшие российские тренеры. В ближайшее время будет получать категорию PRO, а это дает ему право работать не только в российской Высшей лиге, но и в Европе, что тоже о многом говорит. Также радует тот результат, который я сегодня вижу в тренировочном процессе. Я на всех сборах бываю, до этого в качестве судьи проехал больше 40 стран, много матчей отсудил и видел, как проходят тренировочные процессы. В общем, я очень доволен тренерским штабом на сегодняшний день. Также большой плюс в том, что в тренерский состав входят два калининградских специалиста – Александр Горбачев, который отыграл в Высшей лиге за «Балтику», и Максим Низовцев. Они у Перевертайло тоже учатся. Это наше будущее, тренерские кадры. 

- То есть, с данным тренером все пока стабильно, и перемен не планируется?

- Смена тренера не ожидается. Но повторюсь: задача стоит оставить команду, как минимум, в первенстве, как максимум – занять 12 место. Это же тоже критерий работы тренера. Каким бы человек хорошим не был, главное - результат. Как мы, футболисты говорим, результат на табло. Команда может хорошо играть, но проиграть 0:1. Да лучше вы играйте плохо 5 раз, но выиграйте 1:0 эти 5 раз, и вы будете в таблице наверху! А можно 10 игр сыграть очень хорошо, но все 10 проиграть, и находиться на 20 месте. И вот от этого все идет – если не будет результата, тренерскую работу придется признать неудовлетворительной, и тогда будет смена тренера.

- Помню, что в прошлом году руководство клуба решило сделать вход на стадион на некоторые игры команды бесплатным, потому что «Балтика» показывала не очень хорошие результаты. Но нужно было как-то привлечь зрителей, чтобы была поддержка. Я так понимаю, что у нас в области популярность футбола, калининградского клуба значительно упала. Возможно ли сейчас снова привлечь болельщиков на стадион? Может быть, какая-то новая билетная программа разрабатывается?

- Обязательно. Билетная программа рассчитана таким образом, что мы, во-первых, не поднимаем цену, несмотря на инфляцию. Мы прекрасно понимаем, что в прошлом году команда не показывала тот футбол, который от нее ждали. И одна из основных наших задач – это вернуть зрителей на стадион. Вот мы делаем ремонт, чтобы им было удобно. Сегодня мы усилили команду, надеемся, что она будет показывать другой футбол. Конечно, у нас на эти последние матчи сезона, установлена минимальная цена на билеты, и пропуска стоят дешевле. У нас сегодня бесплатный вход для женщин, для детей до 14 лет, по пенсионному удостоверению – по 50 рублей за билет. Ветераны войны и ветераны футбольного клуба «Балтика», естественно, ходят бесплатно. Мы обязательно идем на это. Вы правильно заметили, что в прошлом году мы делали некоторые матчи бесплатно. 

- Такая мера имела какой-то результат?

- Конечно. Мы подсчитывали из месяца в месяц ситуацию по болельщикам. На те матчи, на которые мы делали бесплатным вход, приходило примерно на 2,5-3 тыс больше зрителей. 

- И все равно, наверное, сейчас доля заработка с продажи билетов в бюджете клуба не так невелика, как хотелось бы. Вы можете сказать, сколько она составляет, и какой суммы хотелось бы достичь?

- Хотелось бы, чтобы стадион был полный, и к этому мы стремимся. А те суммы, которые есть, нужно просчитывать, на каждом матче они разные. Средняя посещаемость у нас где-то 3,5-4 тысячи человек (вместимость стадиона «Балтика» - 14660 человек - прим. «Нового Калининграда.Ru»). На какие-то матчи приходило 5-6 тысяч, на какие-то - 2,5-3 тысячи. Особенно мало зрителей было осенью, когда начались дожди, команда показывала не очень хороший футбол, и были разломанные кресла. Это все, конечно, снижает посещаемость. Надеюсь, в этом году все будет по-другому.

Текст, фото – Мария БОЧКО

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.