«Смертный ужас внутри подъездов»: как Алиханов «баухаус с готикой» совмещал

Антон Алиханов и Александр Ярошук. Фото — Алексей Милованов, «Новый Калининград.Ru».
Антон Алиханов и Александр Ярошук. Фото — Алексей Милованов, «Новый Калининград.Ru».
Все новости по теме: Ремонт домов к ЧМ-2018

В четверг врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов лично поучаствовал в судьбе спешно облагораживаемых к ЧМ-2018 домов на Ленинском проспекте. Временный глава региона проявил живой интерес ко всему, от размещения наружной рекламы и цвета тротуарной плитки до парковки машин во дворах и пучков проводов в подъездах. Правда, единственным конкретным и реализуемым предложением, прозвучавшим от него, было как можно быстрее начать ремонт фасадов в оставшихся 12 домах. Который решено делать по новому проекту — и за меньшие средства.

Без-имени-3.jpg
Хрущевки с завитками: каким увидели Ленинский проспект специалисты МАРХИ

В среду глава Калининградской области Антон Алиханов провёл выездное совещание, посвящённое ремонту домов на Ленинском проспекте к ЧМ-2018. «Недвижимость Нового Калининграда.Ru» публикует эскизы, демонстрирующие, как видят московские специалисты калининградскую центральную улицу.

«Единый стиль — баухаус совмещается с готикой», — показывала руководитель Фонда капремонта Оксана Астахова временному губернатору Антону Алиханову альбом с визуализацией новых проектов ремонта фасадов домов на Ленинском проспекте. «Пытались создать стиль, не перегружая элементами», — рассказывала она о работе, проделанной Московским архитектурным институтом.

Реализация этих наработок должна обойтись бюджету несколько дешевле, чем предыдущие попытки обновить вид «хрущёвок» на Ленинском проспекте. Первый дом по адресу Ленинский проспект, 2–4 был реконструирован по проекту местного архитектора Артура Сарница за 22,5 млн рублей, там были применены наиболее дорогие материалы — кованые решётки, керамические покрытия стен и крыши. Фасады ещё двух домов были отремонтированы по проекту ООО «проДом» за 22,3 млн рублей, и здесь уже подход был компромиссным: вместо керамического кирпича — декоративная штукатурка, вместо кованых решёток — панорамное остекление. 

На оставшиеся 12 домов на Ленинском проспекте, по словам врио вице-премьера правительства Максима Федосеева, будет потрачено около 200 млн рублей. Однако окончательная сумма будет выяснена в процессе торгов. По словам Оксаны Астаховой, при реконструкции домов по проектам МАРХИ будет применяться для отделки фасадов каменная вата. Кованые решётки могут быть применены для украшения балконов, но только в том случае, если жители домов согласятся не делать позднее остекление.

MIL_9917.jpgMIL_9920.jpgMIL_9947.jpgMIL_9955.jpgMIL_9970.jpg

Чиновники рассматривали планы ремонта фасадов на, пожалуй, самом загрязнённом «визуальным мусором» участке центра Калининграда — все вертикальные плоскости на углу Театральной и Ленинского проспекта плотно «украшены» разнообразной рекламой. В том числе и той, размещение которой, по мнению Антона Алиханова, является незаконной — на ограждениях тротуаров и над проезжей частью. «Пару месяцев надо, чтобы разобраться!» — заявил он. Мэр города Александр Ярошук нахмурился и посмотрел на распечатки эскизов. «О! Трамвай красивый какой пошёл!» — увидел он на одной из страниц электротранспорт, почти исчезнувший в реальности. «Увидел-таки, — засмеялся Алиханов. — Я так и подумал, сейчас начнёт просить деньги на трамвай».

Пока Антон Алиханов в окружении чиновников пытался перейти улицу Театральную, его настигла жительница одного из окрестных домов, которому не повезло стоять на «протокольном» маршруте ЧМ-2018. Она принялась рассказывать врио губернатора о том, как у неё течёт крыша, попутно раскритиковав и проведённый в трёх «хрущёвках» ремонт. «Черепица стала сыпаться через два дня! Что за качество! А до чемпионата мира продержится?» — задала старушка волнующий многих вопрос. Но тут загорелся зелёный сигнал светофора, и Алиханов, передав даму в руки помощников, устремился к фасадам.

Фасады были обильно украшены рекламой. «У вас что, проблемы с судами?» — осведомился врио губернатора у Ярошука. В самом деле, мэрия, несмотря на вступившие с начала года в силу запреты на размещение наружной рекламы во многих местах, не всегда в состоянии реализовать новые правила на практике. В частности, как сообщил журналистам позднее Ярошук, мэрия проиграла суд по вопросу растяжек над проезжей частью на Ленинском проспекте — судья решила, что трамвайные пути не являются элементом проезжей части, и, стало быть, растяжки над ними вполне легальны. «Но это проблема в основном только Ленинского проспекта и улицы Черняховского», — отметил мэр; в самом деле, от трамвайных путей на иных крупных магистралях муниципалитет благополучно избавился.

«Важно быстрее торговать <контракты на ремонт фасадов>, чтобы мы не встретили ноябрь с открытыми окнами!» — торопил Антон Алиханов чиновников. «К сентябрю закончим», — заверяла его Оксана Астахова. Врио губернатора тут же переключился на внутренности отремонтированных домов, сообщив, что там имеет место быть «ужас смертный». Толпа чиновников устремилась внутрь «дома Сарница», ведомая руководителем местной управляющей компании «ЖЭУ-7» Николаем Грипичем. Попутно он жаловался на подрядчиков реконструкции — дескать, те пользовались внутренней лестницей для подъема материалов и много чего внутри подъезда попортили.

MIL_9971.jpgMIL_0008.jpgMIL_9984.jpgMIL_9985.jpgMIL_9995.jpg

На деле подъезд оказался обычной внутренностью стандартной «хрущёвки»: старые трубы, торчащие во все стороны пучки проводов коммуникаций, ничего особенного. «Провода надо убрать в короба! Это же невозможно! Ну сколько это стоит, убрать в короба, чтобы провода не висели?» — рассуждал, нахмурившись, Антон Алиханов. Если затея с проводами и в самом деле может стоить недорого (но сложна в реализации — все они принадлежат разным провайдерам связи), то вот с трубами всё хуже. Они, по словам Грипича, были произведены в начале 60-х годов прошлого века и отработали свой ресурс по 4 раза.

В целом именно такие работы по приведению в порядок общедомового хозяйства и предполагались оригинальной идеей программы капитального ремонта за счёт обязательных ежемесячных платежей. Однако в том, что касается 15 домов на «протокольном» Ленинском проспекте, ситуация специфическая: власти пока что думают только лишь о внешнем виде, начинка их интересует постольку-поскольку.

Следующий дом, «центральный» из трёх уже отремонтированных, привлёк внимание опять же рекламой. Её уже намного меньше, чем раньше, но всё равно слишком много. На первом этаже здания торговые площади арендуют 6 разных фирм, и найти взаимопонимание с властями они не могут. Алиханов не облегчил задачу городских чиновников — когда главный архитектор Вячеслав Генне только лишь заикнулся о возможности сооружения выносных вывесок, врио губернатора жёстко заявил: «Не надо выносных! Вертикальные — ни в коем случае! Ничего выступающего!».

Путешествию врио губернатора, мэра и сопровождающих по дворам уже отремонтированных домов и окрестностям, ещё ожидающим ремонта, мешали многочисленные машины. Они стояли тут, там и повсюду, их приходилось обходить боком, кое-где ушлые водители так припарковали автомобили, что даже если бы эвакуатор с расположенной в соседнем дворе штрафстоянки и обратил на них внимание, то подъехать бы никак не смог. Стоя рядом с очередной припаркованной на тротуаре машиной, Алиханов согласился: да, проблема есть. Но вот конкретных способов её решения предложить пока что не смог — довольно расплывчато сообщил, что, возможно, стоило бы отдать процесс фиксации нарушения правил парковки на аутсорсинг, «как в Москве». 

«Надо создать, может быть, систему аутсорсинга по примеру Москвы, когда частная компания фотографирует неправильно припаркованные машины. Заинтересована в этом кровно, как можно больше штрафов — это их хлеб, в том числе. В этом смысле есть над чем работать», — заявил Алиханов.

Применение столичного опыта вообще было ответом Алиханова почти на все вопросы, бороться с нелегальной рекламой он также предложил по московским лекалам — потому что с рекламой в городе «творится откровенный беспредел». «Мы с Александром Георгиевичем (Ярошуком — прим. «Нового Калининграда.Ru») договорились, что мы сейчас этому беспределу должны положить конец. Потому что у нас с 1 января перетяжки вне закона, есть много вопросов к тому, каким образом отторговываются эти «замечательные» пространства на заборах, такого вида реклама в принципе не предусмотрена никаким законодательством», — сказал Алиханов.

Александр Георгиевич от происходящего был явно не в восторге и комментировал ажиотаж Алиханова сдержанно. «Растяжки в течение месяца-двух должны будем поубирать», — сообщил он журналистам. С куда большим оптимизмом он рассказывал о грядущей перекладке почти всего тротуара на Ленинском — врио губернатора чуть раньше Ярошук сообщил, что знает, где эту плитку взять: у одного из депутатов горсовета. «Я у него плитку брал, когда церковь строил, отличная плитка!» — заметил он.

В целом после этого выездного совещания Антона Алиханова в четверг можно считать ход будущей предвыборной кампании врио губернатора определённым. Эту политтехнологическую тактику можно описать коротко: «постоять рядом», и жители региона видели её во всю ширину во время кампании Николая Цуканова в 2015 году. Суть её проста: кандидат должен появляться на всех более-менее знаковых местах в сопровождении оплаченной из бюджета прессы и проявлять максимальное участие — даже если от его участия ничего толком не зависит. Несколько громких фраз, насупленные брови, начальственный окрик подчинённого — и у телезрителя складывается ощущение, что кандидат держит руку на всех пульсах одновременно, контролирует все процессы и решает все проблемы. Ну как за такого не проголосовать?

Вероятно, уже прошедший через это горнило один раз два года назад Александр Ярошук потому и был так невесел на выездном совещании в четверг, что понимал: помогать многочисленным технологам Алиханова в организации подобной имитации деятельности ему придётся аж до самого сентября. А так как главная цель этого процесса — политическая, городу от этого какой-то особой системной пользы ждать не приходится. Так, завитки каменной ваты на фасадах престарелых «хрущёвок». С гарантийным сроком всего лишь в 5 лет.

Текст, фото — Алексей Милованов, «Новый Калининград.Ru».

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]