Городские власти с гордостью продемонстрировали журналистам место, определенное ими под крематорий. О необходимости этой чуть пугающей стройки в регионе говорится давно, идею поддерживают и власти, и сами калининградцы. Но
Идее с кремацией в регионе много лет
Но уже сейчас кремация как альтернатива традиционному погребению горожанам нужна, отмечает Быков. «Люди хотят кремироваться, они везут своих близких либо в Литву, либо в Белоруссию, либо в Польшу кремировать. Их достаточно много. Статистику мы, конечно, не ведем, но подхоранивают на кладбища урны достаточно многие. В год — 150–300, может, человек. Это не учитывая, сколько вывозят в другие города России. Они нам привозят урны, а мы их подхораниваем к родственникам», — говорит директор муниципального похоронного предприятия.
Слухи о том, что передвижной крематорий (тот самый или другой) по региону все еще колесит, ходят давно. Во вторник их подтвердил и директор МУП «Альта». «Есть они, есть. Но такое чувство, что для наших органов это „Летучий голландец“, потому что мы никак не можем понять, где это происходит, как это происходит. Но мы знаем, что людей склоняют к этому, забирают умерших, увозят
По его словам, сотрудники муниципального предприятия подхоранивают урны в существующие могилы, но только в одном случае — если есть документы, подтверждающие, что родственники воспользовались услугами легального крематория, ближайшие к нам есть в Белоруссии, Литве или Польше. «Все остальные подхоранивают сами люди хозспособом, на других кладбищах», — добавил Быков.
Представить, что
Со стационарным крематорием у Калининграда тоже пока выходят сплошные провалы. По словам бессменного директора МУП «Альта» Быкова, горвласти одно время планировали построить его за городской счет. В
Затем построить крематорий вызвались инвесторы. В марте 2013 года директор голландской компании «Den Boer Econorm» Тон Фермей заявил, что уже ведет переговоры с двумя калининградскими фирмами. Снова был разработан проект и рабочая документация, с голландцами заключили соглашение на поставку оборудования, они же должны были выступить инвесторами большей части работ.
Но план снова провалился, на этот раз против крематория сыграли противоречивые внешнеполитические достижения российского руководства. «В связи с политической обстановкой в 2015 году наши проекты все свернулись, они не захотели дальше продолжать», — пояснил Быков.
Почти одновременно с побегом единственного потенциального инвестора городские власти вроде как определились с местом для строительства — крематорий хотели отправить в район улицы Петрозаводской, к ПСЗ «Янтарь». Но судостроители к такому соседству оказались морально не готовы и насобирали подписей против строительства. Хотя жители близлежащих улиц вроде были не против. По крайней мере, по словам городских властей.
«Мы разговаривали с жителями, в том числе проживающими на улице Транспортной, она прилегает к Петрозаводской, где мы планировали размещать крематорий. Действительно, у них сначала реакция была негативная, но когда мы представили проектные проработки, показали внешний облик крематория с колумбарием, их мнение изменилось», — пояснил журналистам Крупин.
Потерпев очередную неудачу, неунывающие горвласти подобрали для крематория новую площадку — в промышленной зоне недалеко от поселка (микрорайона) Прегольский, по левую сторону от проспекта Победы, рядом с ручьем Мелиоративным. По плану городских властей, крематорий здесь будет построен не сам по себе, а с колумбарием. То есть местами для хранения урн с прахом.
У выбранной площадки есть плюсы — в черте города, коммуникации близко, жилой застройки в этом районе нет и не планируется, есть возможность обеспечить санитарную зону, а ближайшие потенциально возмущенные местные жители — в километре. Хотя, по словам Крупина, страшилки про крематории вообще сильно преувеличены и пугаться такого соседства не стоит — зловонный черный дым из труб современных крематориев не идет.
«К сожалению, на сегодняшний день еще существует такое мнение, что это страшный объект, достаточно неприглядный, и различные негативные моменты есть, запах, и так далее. На сегодняшний день процессы кремации усовершенствованы. И никакого неудобства жителям прилегающей территории не доставляют», — пояснил чиновник.
Чтобы оценить минусы площадки, достаточно свернуть с проспекта Победы сразу после моста и проехать по дороге в сторону поселка Прегольский. Но времени лучше не терять — если вкратце, это болото с бурьяном по брови. «Не болото, а обводненная территория, которая находится в зоне подтопления», — обиделся за промзону заместитель главы городской администрации Артур Крупин.
«Обводненная территория» площадью 10 гектаров окружена столь же обводненной санитарной зоной в 500 метров. У городских властей созрел оригинальный план подготовки территории для капитального строительства.
«В следующем году будем прорабатывать вопрос по завозу грунта, строительного мусора для того, чтобы уплотнение происходило естественным образом и все эти явления, связанные с просадкой, естественным образом прошли, для того, чтобы площадка к моменту начала строительства была пригодна для возведения объекта», — пояснил Крупин. Иными словами, превратить болото в достойную площадку для крематория планируется, устроив на нем строительную свалку. Звучит диковато, но у этого проекта есть одно бесспорное преимущество — он бесплатный.
Кроме того, придется заняться очисткой и углублением ручья Мелиоративного, который пока никак не желает соответствовать своему названию, расширять дорогу, ведущую мимо крематория в поселок Прегольский, тянуть коммуникации с проспекта Победы, и так далее.
Вопрос, кому именно придется, повис в воздухе. У города средства на строительство крематория появятся примерно никогда, учитывая его стоимость (в
«Отдача достаточно длинная, учитывая, что не все люди у нас готовы к кремации. И инвесторы, просчитывая, должны понимать, что это не 5 и не 10 лет, а гораздо больше» — пояснил журналистам во вторник глава МУП «Альта».
Ждать российского инвестора при таком сроке окупаемости не приходится, надеяться на иностранного при нынешнем политическом курсе довольно наивно. Так что пока единственное, что может спасти идею строительства крематория —
Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»