«Сердце кровью обливается»: как Алиханов судьбу Светлогорска решал

Вечер понедельника врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов решил посвятить обсуждению светлого будущего Светлогорска — в «Янтарь-Холле» бывший главный архитектор региона Александр Башин презентовал концепцию развития курортного города. Со всеми причитающимися свистелками — аквапарком, грязелечебницей и застройкой первой линии. «Недвижимость Нового Калининграда.Ru» рассказывает, что предложил Башин, что пообещал Алиханов и кто за всё это платил.

«Самый уродливый театр в мире»

Первым, кого встретили подъехавшие к «Янтарь-Холлу» журналисты, оказался одинокий пикетчик — на площадке перед Театром эстрады стоял седовласый мужчина с картонкой. На ней чёрным маркером аккуратно было выведено: «Для туристической привлекательности области — запретить ЛЮБОЕ строительство в трёхкилометровой прибрежной полосе!». До начала мероприятия оставалось ещё полчаса, торопиться было некуда, так что мужчина, представившийся Сергеем Чувуриным, немедленно оказался в центре внимания.

«А можете привести конкретные примеры зданий, которые вам не нравятся?» — поинтересовались журналисты.

«Да вот этот театр — самый уродливый театр в мире! — с готовностью махнул активист в сторону нового „Янтарь-Холла“. — У нас во дворе помойка в сто раз красивее, чем этот театр». А потом сообщил, что общественников велели не пускать, потому он тут и стоит.

На входе в здание действительно скопилось некоторое количество представителей общественности. Суровый охранник, пропуская журналистов, тщательно следил, чтобы никто лишний не просочился под видом прессы. Впрочем, минут через десять запустили и остальных. «Как это не пускают общественность? Вон, всех пускают», — промчался через холл врио вице-премьера Гарри Гольдман, на ходу выговаривая кому-то.

DSC00060.JPG

Градостроительную концепцию развития Светлогорска мастерской Александра Башина заказали вскоре после окончательного решения судьбы многострадального «стакана» на променаде около Центрального спуска. Причём, по словам Алиханова, ни копейки бюджетных денег на неё потрачено не было. Врио губернатора заявил журналистам, что платил за концепцию как раз-таки инвестор злополучного апарт-отеля Александр Качанович, потому что он «наверное, человек совести». «Ему было сказано, что тот, скажем так, социальный дисбаланс, который возник в Светлогорске и в Калининградской области у нас, вызван, собственно говоря, определёнными инвестиционными решениями и архитектурными, которые господин Качанович собирался реализовывать. Нам показалось, что это всё-таки его моральное обязательство перед жителями Калининградской области в целом. Господин Качанович, наверное, человек совести. И потратил, я даже не знаю, сколько денег. Я в эти вопросы с точки зрения того, кто кому сколько денег платил, не лез», — подчеркнул глава региона.

Сам Качанович на мероприятии не присутствовал и комментировать эту тему отказался. Центральные стулья заняли Гарри Гольдман, Антон Алиханов и глава администрации Светлогорска Александр Ковальский, по периметру расселись остальные участники мероприятия, журналисты, архитекторы и немногочисленная общественность. Алиханов вкратце пересказал содержание предыдущих серий: хотели «стакан», запретили «стакан», появился запрос на первую линию, поручили Ковальскому; задержали концепцию на три недели, но всё равно хорошо, что сделали, давайте посмотрим, сам впервые вижу. К микрофону вышел Александр Башин.

Аквапарк и грязелечебница

Башин зашёл издалека — то есть буквально начал с момента основания Светлогорска. И подробно рассказал, как мы докатились до такой жизни. Если вкратце, то Раушен, развиваясь как курортный город, состоял из трёх частей — из променада, верхнего города и нижнего города. И такое деление прослеживается до сих пор. В постсоветский период до 2005–2007 года город застраивался особняками, появились крупные объекты рекреационного назначения, начала уплотняться застройка. Самое паршивое время для Светлогорска пришлось на последнее десятилетие и характеризуется началом интенсивного строительства в исторической части города, кардинальным увеличением масштабов застройки и преобладанием жилого строительства над курортным. «Променад приходит в упадок, практически исчезает пляж. Верхний город активно уплотняется, улица Ленина утрачивает пешеходный статус. Единые стилистические принципы в оформлении города отсутствуют», — печально вещал архитектор. Среди проблем он выделил отсутствие устойчивой связи между Светлогорском и Пионерским, уплотнение исторического центра, обилие жилой застройки и недостаток курортной; отсутствие внятной транспортной политики, недостаток пешеходных зон, неразвитость первой линии, отсутствие пляжа и так далее. В список положительных моментов, по мнению Башина, попала транспортная доступность, «Янтарь-Холл», благоустройство отдельных частей города и 5 млрд рублей государственных инвестиций (правда, половина из них ушла на Театр эстрады).

DSC00072.JPGDSC00074.JPGDSC00078.JPGDSC00080.JPGDSC00085.JPG

Для привлечения туристов автор концепции предложил сделать ставку на курортно-оздоровительные функции города. В том числе создать преференции для строительства и функционирования соответствующей инфраструктуры. В частности, речь шла о создании специальной структуры, которая будет заниматься поддержкой профильных инвестиций и контролировать их. В качестве примеров мер поддержки Башин привёл льготное кредитование, послабления по оплате аренды, ограничение строительства жилья в историческом центре, снижение налогов в низкий сезон и так далее.

6aa2ae4c73dffad75525d8f80e564e94.jpgКак прошла предыдущая встреча врио губернатора с жителями Светлогорска

Например, в концепции предложено сначала соединить, а потом и вовсе объединить Светлогорск и Пионерский. А строительство жилья перенести из Светлогорска в посёлок Зори. «Прежде всего надо заняться развитием двух соседних территорий — Светлогорска и Пионерского. Мы имеем достаточно большую территорию, но она не развита. Мы предлагаем продлить дорогу — тут улица Ленина переходит в Ольховую, и дальше вдоль моря дойти до порта, это будет аналогией центральной улицы, на ней можно было бы формировать объекты курортного назначения. К сожалению, устойчивой связи транспортной здесь нет. Вторая дорога, которую необходимо было бы развивать — это окружная вдоль Светлогорска, соединяющаяся тоже с Пионерским и с портом и переходящая в окружную дорогу и уходящая в Отрадное. То есть создав эту артерию, мы бы разгрузили город. В этой части можно было бы разрешить строить жильё, жилые комплексы в районе посёлка Зори, тем самым разгрузив центр от жилой функции», — сообщил архитектор.

Он напомнил, что в советское время территории этих двух муниципалитетов управлялись совместно. «Сегодня уже наверняка созрела такая тема, может быть, подумать о том, чтобы объединить эти два города вместе. Они очень близки, но, к сожалению, развиваются сами по себе. Соединение этих двух городов — очень важная проблема, чтобы они комплексно развивались», — пояснил он.

Кроме того, предлагается сконцентрироваться на сохранении и развитии зелёных зон, введении обязательного регулирования вокруг водных объектов и восстановлении пляжей. Вдоль моря от Отрадного до Пионерского авторы считают необходимым расположить якорные объекты на расстоянии пешей доступности друг от друга. В Отрадном архитекторы предлагают построить парк развлечений, в районе железнодорожного вокзала — водно-оздоровительный центр, за Театром эстрады (в сторону Пионерского) — бальнеологический центр (грязелечебницу то есть), далее — аквапарк.

Что касается застройки Светлогорска, то здесь предложено заняться сохранением исторического архитектурно-ландшафтного облика — ограничить длину зданий 30 метрами с разрывами между ними не менее 20–30 метров, а также обязать застройщиков готовить не менее трёх вариантов архитектурных решений для объектов в историческом центре с последующим обсуждением на областном градостроительном совете. Также Башин предложил выделить три территории в центре города для последующей реализации на них комплексных проектов: «Морской Квартал» (склон вокруг «Корвета» и улицы Динамо и существующий променад), «Морской бульвар» (береговая линия от Центрального спуска до Пионерского) и «Пешеходная улица» (кварталы вокруг водолечебницы).

DSC00086.JPGDSC00088.JPGDSC00089.JPGDSC00090.JPG

Территорию «Морского квартала» предполагается плотно застроить коммерческими зданиями на первой линии высотой до 4–5 этажей. Длина фасада одного здания не должна превышать 15 метров, сама улица «должна имитировать исторический характер застройки набережных». На склоне должны расположиться новый лифтовой подъёмник, террасная площадь и фоновая застройка. Архитектура, по словам Башина, может быть как псевдоисторической, так и современной. «В этом нет ничего страшного, весь мир идет к современной архитектуре, нам постоянно оборачиваться и делать реверансы истории ни к чему», — подчеркнул он. В частности, на месте «стакана» в концепции нарисовано современное невысокое здание с «изящным лифтовым подъёмником» (по словам Башина). Впрочем, это только варианты — все проекты, опять же, должны будут выбираться на конкурсной основе.

DSC00094.JPGDSC00095.JPGDSC00097.JPGDSC00098.JPGDSC00099.JPG

На следующем участке — «Морском бульваре» — как раз расположены новые точки притяжения туристов: лифтовый подъёмник у Театра эстрады, галерея-бювет, гостиницы до 30 номеров. А также доходные дома, ресторан и пара крупных гостиниц (на 80 и на 100–150 номеров). Высота — до пяти этажей с обязательной скатной кровлей, архитектура — современная. Чуть дальше в сторону Пионерского предлагается построить отель с аквапарком и автостоянкой и три пансионата (или санатория).

Пешеходную зону архитекторы расположили в районе улиц Октябрьской, Ленина и Динамо.

DSC00101.JPG

Транспортный вопрос Башин предложил решить путём создания перехватывающих парковок, запрета на транзитное движение в центре города, переноса автобусной станции на Калининградский проспект и расширения велодвижения. Авторы концепции также предложили все парковки в центре сделать платными летом и бесплатными зимой и рассмотреть вариант введения платного въезда в город летом.

Если говорить о градостроительных регламентах в целом, то высотность зданий в целом по городу не должна превышать 5 этажей (включая новый район в посёлке Зори), а в историческом центре — 3–4 этажей.

«Ковальскому — неуд»

Собравшаяся (и уже, кажется, задремавшая) общественность одарила автора аплодисментами. Когда Алиханов предложил задавать вопросы, в зале воцарилась тишина. Затем всё-таки слово взял тот самый одинокий пикетчик, которого журналисты встретили около входа.

«Гражданин Башин, зачем нужно жилое строительство на курорте?» — с вызовом спросил он.

«Мы как раз предлагаем жилищное строительство вынести за пределы центра города. Для этого мы разработали концепцию и показали новые территории. Безусловно центр города должен быть рекреационным и максимально развивать рекреационную функцию и курортно-оздоровительную. Во всех предложенных объектах ни одного жилого здания не спланировано. Ещё раз подчеркиваю, мы специально проанализировали всю территорию и предлагаем развивать новые жилые районы в районе соединения между Светлогорском и Пионерским, построим там дополнительную дорогу, которая бы позволила часть проблемы решить. Так же как в советские времена развивался Светлогорск-1», — устало ответил Башин.

«А апарт-отели разве не жилье?» — поинтересовался активист.

«Юридически это гостиница. Я не могу за законодателя комментировать решение законодательное. На сегодня любой апарт-отель — это отель и используется как отель. На самом деле в апарт-отеле тоже ничего страшного нет, это одна из систем привлечения туристов. Очень много людей приезжают, снимают квартиры, снимают апарт-отель и там живут. Но, безусловно, нужно чётко указывать, где они могут быть и в каком количестве они могут быть. И в конечном регламенте мы как раз указали, какие должны быть и где гостиницы и сколько приблизительно номеров в каждой из гостиниц должно располагаться», — начал объяснять архитектор. 

В разговор вступил Алиханов и заявил, что жилья, замаскированного под апарт-отели, на первой линии в любом случае быть не должно, так что надо это тоже как-то прописать в регламентах. В течение дальнейшего обсуждения он ещё не раз грудью вставал на защиту представленной концепции и бывшего главного архитектора региона.

DSC00106.JPG

Так, например, когда одна из жительниц города поинтересовалась, сколько же денег всё-таки принесёт городу такое развитие, врио губернатора снова спас положение, заявив, что «не было поручения делать экономическую модель», а со своим вопросом Башин справился. Архитекторов, отметивших, что хорошо бы увидеть какие-то альтернативные концепции, а не только «башинскую», Алиханов урезонил тем, что они просто обижены, что им концепцию не заказали, критикуют не по делу, да и вообще они не жители Светлогорска. После этого каждый подходящий к микрофону начинал с того, что он житель Светлогорска, и честно отчитывался, сколько лет тут живёт. Концепция понравилась, но когда пляж появится, спросил один. У самого сердце кровью обливается, поделился Алиханов. И пообещал, что в следующем году вопрос постараются решить — в этом, мол, уже прохлопали. А заодно пообещал, что к концу года в Светлогорске уже появится новый променад и лифтовый подъёмник. Далее врио губернатора разошёлся: мораторий на застройку — ввести, рекламу с заборов — снять, изменения в Правила землепользования и застройки — внести, парковку — построить. Да и вообще всячески уже намекал, что пора заканчивать, пока не взмолился открыто на выступлении одной из активисток. «Другие говорили, я тоже хочу», — обиделась та.

«Ковальскому — неуд за то, что на три недели опоздал, но похвалим за то, что в принципе что-то сделал. Башину — спасибо за работу. По рекламе понятно — 2,5 недели, всё снимаем. По концепции — разместить на сайте, продолжить в электронном виде обсуждение. Гольдману — историю с жильем в центральной части Светлогорска закрываем и к ней уже не возвращаемся. Прошу подумать и обсудить вопрос по этажности», — подвёл в конце концов итоги глава региона.

DSC00111.JPG

«Благодаря вашей настойчивости предыдущая встреча состоялась, сегодняшняя встреча состоялась, вы видите, что мы не забалтываем и принимаем решения. Триггером послужил „стакан“, мы перешли к концепции, далее будем переходить к конкретным документам с точки зрения планирования. До конца года вы уже увидите готовый променад и вы увидите реализованный проект по лифту на этот променад. Есть у нас ещё одна задумка — что касается людей, которым тяжело добираться до действующего променада, но я думаю, мы это отдельно покажем. Я хочу, чтобы вы продолжали держать руку на пульсе, но предлагали конкретные решения. Светлогорск не только для светлогорцев, он для всей области и в каком-то смысле для России», — добавил он и предложил собраться ещё раз «месяца через четыре».

Публика потянулась к выходу из зала и к фуршетному столу в холле, тоскливо поглядывая на дождь за окном. Антон Алиханов ответил на вопросы журналистов и покинул «самый уродливый театр в мире».

Текст, фото — Татьяна Зиберова.


Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]