Вечер понедельника врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов решил посвятить обсуждению светлого будущего Светлогорска — в
«Самый уродливый театр в мире»
Первым, кого встретили подъехавшие к
«А можете привести конкретные примеры зданий, которые вам не нравятся?» — поинтересовались журналисты.
«Да вот этот театр — самый уродливый театр в мире! — с готовностью махнул активист в сторону нового „
На входе в здание действительно скопилось некоторое количество представителей общественности. Суровый охранник, пропуская журналистов, тщательно следил, чтобы никто лишний не просочился под видом прессы. Впрочем, минут через десять запустили и остальных. «Как это не пускают общественность? Вон, всех пускают», — промчался через холл врио
Градостроительную концепцию развития Светлогорска мастерской Александра Башина заказали вскоре после окончательного решения судьбы многострадального «стакана» на променаде около Центрального спуска. Причём, по словам Алиханова, ни копейки бюджетных денег на неё потрачено не было. Врио губернатора заявил журналистам, что платил за концепцию как
Сам Качанович на мероприятии не присутствовал и комментировать эту тему отказался. Центральные стулья заняли Гарри Гольдман, Антон Алиханов и глава администрации Светлогорска Александр Ковальский, по периметру расселись остальные участники мероприятия, журналисты, архитекторы и немногочисленная общественность. Алиханов вкратце пересказал содержание предыдущих серий: хотели «стакан», запретили «стакан», появился запрос на первую линию, поручили Ковальскому; задержали концепцию на три недели, но всё равно хорошо, что сделали, давайте посмотрим, сам впервые вижу. К микрофону вышел Александр Башин.
Аквапарк и грязелечебница
Башин зашёл издалека — то есть буквально начал с момента основания Светлогорска. И подробно рассказал, как мы докатились до такой жизни. Если вкратце, то Раушен, развиваясь как курортный город, состоял из трёх частей — из променада, верхнего города и нижнего города. И такое деление прослеживается до сих пор. В постсоветский период до 2005–2007 года город застраивался особняками, появились крупные объекты рекреационного назначения, начала уплотняться застройка. Самое паршивое время для Светлогорска пришлось на последнее десятилетие и характеризуется началом интенсивного строительства в исторической части города, кардинальным увеличением масштабов застройки и преобладанием жилого строительства над курортным. «Променад приходит в упадок, практически исчезает пляж. Верхний город активно уплотняется, улица Ленина утрачивает пешеходный статус. Единые стилистические принципы в оформлении города отсутствуют», — печально вещал архитектор. Среди проблем он выделил отсутствие устойчивой связи между Светлогорском и Пионерским, уплотнение исторического центра, обилие жилой застройки и недостаток курортной; отсутствие внятной транспортной политики, недостаток пешеходных зон, неразвитость первой линии, отсутствие пляжа и так далее. В список положительных моментов, по мнению Башина, попала транспортная доступность,
Для привлечения туристов автор концепции предложил сделать ставку на
Как прошла предыдущая встреча врио губернатора с жителями Светлогорска
Например, в концепции предложено сначала соединить, а потом и вовсе объединить Светлогорск и Пионерский. А строительство жилья перенести из Светлогорска в посёлок Зори. «Прежде всего надо заняться развитием двух соседних территорий — Светлогорска и Пионерского. Мы имеем достаточно большую территорию, но она не развита. Мы предлагаем продлить дорогу — тут улица Ленина переходит в Ольховую, и дальше вдоль моря дойти до порта, это будет аналогией центральной улицы, на ней можно было бы формировать объекты курортного назначения. К сожалению, устойчивой связи транспортной здесь нет. Вторая дорога, которую необходимо было бы развивать — это окружная вдоль Светлогорска, соединяющаяся тоже с Пионерским и с портом и переходящая в окружную дорогу и уходящая в Отрадное. То есть создав эту артерию, мы бы разгрузили город. В этой части можно было бы разрешить строить жильё, жилые комплексы в районе посёлка Зори, тем самым разгрузив центр от жилой функции», — сообщил архитектор.
Он напомнил, что в советское время территории этих двух муниципалитетов управлялись совместно. «Сегодня уже наверняка созрела такая тема, может быть, подумать о том, чтобы объединить эти два города вместе. Они очень близки, но, к сожалению, развиваются сами по себе. Соединение этих двух городов — очень важная проблема, чтобы они комплексно развивались», — пояснил он.
Кроме того, предлагается сконцентрироваться на сохранении и развитии зелёных зон, введении обязательного регулирования вокруг водных объектов и восстановлении пляжей. Вдоль моря от Отрадного до Пионерского авторы считают необходимым расположить якорные объекты на расстоянии пешей доступности друг от друга. В Отрадном архитекторы предлагают построить парк развлечений, в районе железнодорожного вокзала —
Что касается застройки Светлогорска, то здесь предложено заняться сохранением исторического
Территорию «Морского квартала» предполагается плотно застроить коммерческими зданиями на первой линии высотой до 4–5 этажей. Длина фасада одного здания не должна превышать 15 метров, сама улица «должна имитировать исторический характер застройки набережных». На склоне должны расположиться новый лифтовой подъёмник, террасная площадь и фоновая застройка. Архитектура, по словам Башина, может быть как псевдоисторической, так и современной. «В этом нет ничего страшного, весь мир идет к современной архитектуре, нам постоянно оборачиваться и делать реверансы истории ни к чему», — подчеркнул он. В частности, на месте «стакана» в концепции нарисовано современное невысокое здание с «изящным лифтовым подъёмником» (по словам Башина). Впрочем, это только варианты — все проекты, опять же, должны будут выбираться на конкурсной основе.
На следующем участке — «Морском бульваре» — как раз расположены новые точки притяжения туристов: лифтовый подъёмник у Театра эстрады,
Пешеходную зону архитекторы расположили в районе улиц Октябрьской, Ленина и Динамо.
Транспортный вопрос Башин предложил решить путём создания перехватывающих парковок, запрета на транзитное движение в центре города, переноса автобусной станции на Калининградский проспект и расширения велодвижения. Авторы концепции также предложили все парковки в центре сделать платными летом и бесплатными зимой и рассмотреть вариант введения платного въезда в город летом.
Если говорить о градостроительных регламентах в целом, то высотность зданий в целом по городу не должна превышать 5 этажей (включая новый район в посёлке Зори), а в историческом центре — 3–4 этажей.
«Ковальскому — неуд»
Собравшаяся (и уже, кажется, задремавшая) общественность одарила автора аплодисментами. Когда Алиханов предложил задавать вопросы, в зале воцарилась тишина. Затем
«Гражданин Башин, зачем нужно жилое строительство на курорте?» — с вызовом спросил он.
«Мы как раз предлагаем жилищное строительство вынести за пределы центра города. Для этого мы разработали концепцию и показали новые территории. Безусловно центр города должен быть рекреационным и максимально развивать рекреационную функцию и
«А
«Юридически это гостиница. Я не могу за законодателя комментировать решение законодательное. На сегодня любой
В разговор вступил Алиханов и заявил, что жилья, замаскированного под
Так, например, когда одна из жительниц города поинтересовалась, сколько же денег
«Ковальскому — неуд за то, что на три недели опоздал, но похвалим за то, что в принципе
«Благодаря вашей настойчивости предыдущая встреча состоялась, сегодняшняя встреча состоялась, вы видите, что мы не забалтываем и принимаем решения. Триггером послужил „стакан“, мы перешли к концепции, далее будем переходить к конкретным документам с точки зрения планирования. До конца года вы уже увидите готовый променад и вы увидите реализованный проект по лифту на этот променад. Есть у нас ещё одна задумка — что касается людей, которым тяжело добираться до действующего променада, но я думаю, мы это отдельно покажем. Я хочу, чтобы вы продолжали держать руку на пульсе, но предлагали конкретные решения. Светлогорск не только для светлогорцев, он для всей области и в
Публика потянулась к выходу из зала и к фуршетному столу в холле, тоскливо поглядывая на дождь за окном. Антон Алиханов ответил на вопросы журналистов и покинул «самый уродливый театр в мире».
Текст, фото — Татьяна Зиберова.