«Борьба народной мести»: как общественники хотят помирить жильцов и ЖЭКи

Все новости по теме: ЖКХ

На заседании общественной палаты в среду обсуждался вопрос формирования так называемого «жилищного тарифа» — денег, которые управляющие компании берут с жильцов, чтобы содержать в порядке дома. Участники встречи пришли к выводу, что жильцам и УК нужен кто-то третий, чтобы не страдали дома.

Инженерный организм

В среду на заседании общественной палаты Калининградской области было многолюдно — председатель палаты Тамара Кузяева отчитывалась об итогах работы вверенного ей органа за 1 полугодие 2017 года. По этому случаю в тесный зал на Советском проспекте, 13, пригласили не только самих членов палаты, но и руководителей общественных советов при муниципальных органах власти, министерствах и ведомствах правительства и даже врио губернатора Антона Алиханова. Впрочем, врио губернатора долго не продержался — спустя минут 20 он уехал по своим делам, оставив без комментариев заявление Тамары Кузяевой о том, что уровень обратной связи между властями и общественниками крайне низкий и реакцию чиновников на рекомендации палаты нельзя назвать удовлетворительной. Один из самых проблемных вопросов последнего времени — тарифы на ЖКХ — обсуждали уже без него.

Тему «жилищного тарифа» предложила поднять член пока еще действующего состава общественной палаты, руководитель рабочей группы по вопросам ЖКХ Ольга Аринцева. Она признала, что именно эта строчка в жировках, которую выставляют за свои услуги управляющие компании, вызывает наибольшее недопонимание. «Мне приходится сталкиваться с жалобами со стороны жителей, которые приходят с вопросами, за что они платят, если управляющие компании ничего не делают, — рассказала Аринцева. — Так и со стороны управляющих организаций, особенно добросовестных, которые при постоянном регулярном недофинансировании содержания домов пытаются всеми силами обеспечить нормативные требования к технической эксплуатации многоквартирных домов как сложных инженерных объектов».

По её словам, в законодательстве такого понятия, как «жилищный тариф», не существует, но есть устоявшаяся привычка так его называть. На самом же деле тарифы устанавливает служба по тарифам — это тарифы на холодную, горячую воду, отопление, электроэнергию и прочие коммунальные ресурсы. «А вот то, за что граждане платят управляющим компаниям — это цена за управление домом, работы по техническому обслуживанию, содержанию дома, как инженерного сооружения, и еще ряд работ, которые устанавливаются по договору управления между собственниками квартир и управляющими компаниями. То, за что житель платит регулярно, кроме платы за коммунальные ресурсы», — пояснила Ольга Аринцева.

«За эти деньги мы должны получать полноценный пакет технико-эксплуатационного обслуживания в регулярной его части. Я не буду перечислять, но это огромный объем работ по обслуживанию дома, его внутридомовых сетей, аварийное обслуживание, санитарно-эпидемиологическое обслуживание и та самая организационная работа управляющей организации. Если это не будет выполняться, мы будем иметь риски с ранним износом домов, а это не только угроза жизни и здоровья, но и затраты на текущий и капитальный ремонт. В конце концов это утрата комфорта, разрушение конструкций и угроза конечной потери жилья — понятие аварийное жилье придумано не случайно», — отметила она.

При этом, как отметила глава рабочей группы по вопросам ЖКХ, в Калининграде «жилищный тариф» устанавливается в разных домах, как кому бог на душу положит. Она привела в качестве примера платежку за жилье, которая выставляется жильцам дома довоенной постройки — за 15 рублей за квадратный метр управляющая компания предоставляла услуги по санитарному обеспечению, паспортное обслуживание и обслуживание счетов, ВДГО и услуги аварийного обслуживания. «То есть обслуживается только газовая система, но без этого нельзя — всё взорваться может, как по телевизору показывают. И аварийное обслуживание. А вот тот пакет инженерных работ, который нужен, чтобы до аварии не дошло, — его в этой платежке нет. Хотя цена средняя по региону», — возмутилась Аринцева.

111.jpg

«В рабстве» у ЖЭКа: как калининградцы пытались побороть свою управляющую компанию

Второй пример — договор на управление жильем в новом доме, где тариф оказался слегка ниже, в районе 14 рублей за «квадрат». «Санитарное содержание есть, паспортное обслуживание, обслуживание счетов есть. Техническое обслуживание, содержание, аварийное обслуживание — то есть минимальный перечень просматривается. Но уверены ли мы, что всё это действительно делается и может быть сделано за эти деньги? — поинтересовалась у присутствующих Аринцева. — Домом управляют две стороны — собственники и управляющие компании. Но давайте признаемся честно — масса наших собственников не в состоянии вести грамотно переговоры с управляющей компанией, и всё, что они делают, превращается в бесконечную борьбу народной мести. — У управляющих организаций переговорной потребности просто нет — о чем говорит с теми, кто не способен их вести?».

«Мне кажется, нам нужен кто-то третий, кто может срастить ситуацию до такой стадии, когда дом будет получать всё, что должен получать по техническим регламентам. Потому что дому, как инженерному организму, абсолютно всё равно, кто что понимает и кто сколько платит. Дом разрушается по законам физики», — резюмировала Ольга Аринцева.

IMG_4107.jpg

В итоге она предложила на региональном уровне с привлечением экспертов рассчитать примерную величину «жилищного тарифа» для разных домов, которая реально показала бы, сколько стоит обслуживание дома. При этом Аринцева предложила не включать в этот расчет расходы на работу самих управляющих компаний, которые те будут «накидывать» сверху самостоятельно.

«Нужно сделать расчет реальной себестоимости работ по технической эксплуатации. При этом сделать это для разного типа и разного возраста многоквартирных домов. А затем разработать методические рекомендации для собственников, которые стали бы для них ориентиром, потому что ориентира у них сейчас просто нет», — заключила Ольга Аринцева.

Жители против

Управляющим компаниям приходится работать по тем расценкам, которые были для них установлены еще несколько лет назад. Об этом рассказала глава правления ассоциации управляющих компаний «Альянс» Ирина Топорова, получившая слово после Аринцевой. «В соответствии с нынешним законодательством изменение тарифа по управлению и содержанию многоквартирного дома может производиться только общим собранием собственников жилья, — напомнила она. — Мы реальные люди и понимаем, что ни на одном собрании ни один собственник никогда не проголосует за повышение тарифов, несмотря на то, что инфляционные процессы никто не отменял».

«Дорожают ГСМ, дорожают расходные материалы, сотрудники управляющих организаций уже не хотят работать за 15 тысяч рублей в месяц, как они соглашались еще три года назад. Нужно менять тариф, — рассказала Топорова. — Но управляющие компании могут биться хоть об стенку головой, на собрании объяснять, как они стараются, отчитываться о своей работе — тем не менее никогда поддержки со стороны собственников в плане увеличения тарифа не произойдет. Нет в товарищах согласия, на лад их дело не пойдет».

Ирина Топорова считает, что изменить ситуацию поможет разработка ориентиров для жильцов и частных ЖЭКов — для этого надо сформировать минимальный перечень услуг, необходимых для нормального функционирования жилищного фонда. По словам Топоровой, такие перечни уже есть в некоторых городах России. «Они будут носить рекомендательный характер, потому что над нами есть Жилищный кодекс. Но собственники увидят авторитетное мнение правительства области, а управляющие компании поймут — если они будут стремиться задирать плату выше той, что рекомендует министерство, наверное, собственники выберут другую управляющую компанию», — добавила она.

Глава «Альянса» также обратила внимание на расчеты с ресурсоснабжающими организациями («Теплосетями», «Водоканалом», «Энергосбытом» и т. п.). «В соответствии с Жилищным кодексом, собственники домов являются потребителями услуг, управляющие компании — исполнителями, а ресурсоснабжающие организации — поставщиками. Расчеты должны вестись через управляющие компании, что однозначно непонятно собственникам, которые не хотят видеть УК в виде прослойки, а хотят напрямую переводить деньги поставщикам коммунальных ресурсов, — рассказала Топорова. — Управляющие компании тоже не хотят этого, потому что почему-то они несут бремя за неплатежи населения. Добропорядочные УК пытаются работать через расчетно-кассовые центры, которые сразу „расщепляют“ деньги и отправляют их ресурсникам».

«Но при этом управляющие компании однозначно не владеют ситуацией с начислением платежей за общедомовые нужды (ОДН)», — сказала глава «Альянса».

«По общедомовому прибору учета „Теплосеть“ отпускает тепло, ей всё равно, как вы деньги соберете внутри дома. За отпущенное дому тепло управляющая компания обязана оплатить „Теплосетям“. Если говорить примитивно, то все нормативные документы учат нас поступать следующим образом: у кого приборы учета — тем по приборам учета, другим — по нормативам. Из общедомовых показаний все это вычитается, всё остальное — это ОДН, — рассказала Топорова. — Приборы учёта стоят в квартирах. Мы не знаем, что люди заплатили „Теплосетям“. И когда собственники получают счета за ОДН, которые им рассчитывает расчетно-кассовый центр, они идут в „Теплосеть“, а им там говорят: „Вам не к нам, вам к управляющим компаниям, они же дают нам показания приборов учёта“. Люди идут в управляющие компании и спрашивают, что не так с показаниями — почему мы платим за ОДН больше, чем за квартиру. А ведь управляющая компания ничего этого не знает! Она только передавала показания счетчика и деньги не собирала! Человек снова идет в „Теплосети“, а ему говорят: „У вас управляющая компания что-то не догоняет, меняйте её, она плохая!“»

«Поэтому управляющие компании с одной стороны стоят на коленях перед собственниками, чтобы тех их не меняли, с другой стороны — перед „Теплосетями“, чтобы те не судились. А народ в полном непонимании того, сколько и как он должен платить», — констатировала глава ассоциации.

«Мы просим министерство, губернатора выйти с законодательной инициативой по внесению поправок в федеральное законодательство — пусть ресурсники заберут свое добро, пусть они сами отпускают воду и тепло и собирают за это деньги. А управляющая компания пусть делает свое дело — чистит желоба и метет дворы! Поэтому прошу общественную палату, профильное министерство… Губернатора юного хотела попросить, но он ушёл… Помогите построить нормальные взаимоотношения между управляющими компаниями и людьми и создать понятные условия игры на данном рынке», — резюмировала глава ассоциации управляющих компаний.

222.jpg

Боритесь сами: власти отстранились от проблем жителей с частным ЖЭКом

Ольгу Аринцеву и Ирину Топорову поддержал врио вице-премьера Максим Федосеев, также исполняющий обязанности министра ЖКХ. «Самая главная проблема — от коммунизма ушли, к капитализму не пришли, и всё остальное — это следствие этой проблемы, — сказал Федосеев. — Поддерживаю введение норматива, который станет ориентиром. Тогда жильцы, голосуя, к примеру, за 8 рублей при нормативе в 15 рублей будут понимать, что они недоплачивают. И жильцы будут делать вид, что платят, а управляющие компании — делать вид, что работают».

Он согласился также и с тем, что самый лучший вариант — платить «ресурсникам» напрямую, минуя управляющие компании. «Но с теплом не совсем удачный пример, — уточнил Федосеев. — Самый удачный пример — это электричество и вода. Когда наши „хорошие“ люди „скручивают“ показания счетчика, — это автоматически становится общедомовыми нуждами. У нас половина обращений, которые идут в министерство регионального контроля, именно такие. Очень сложно бабушке объяснить, почему она заплатила за свет в квартире 200 рублей, а за подъезд, где лампочка не горит, — 300 рублей. И всё оказывается по закону!»

«Здесь мы с другими регионами боремся с федерацией, чтобы хотя бы признать проблему. Потому что не всегда нам удается убедить Минстрой РФ, что это действительно проблема — там считают, что всё это на грани техники, и если кто-то из жильцов „скручивает“ показания, то надо за ним следить и штрафовать. И в обратку нам прилетает обычно: „Заставляйте управляющие компании работать с собственниками внутри дома“. А проблема остаётся», — признал Федосеев.

_NEV5784.jpg

Максим Федосеев

По его словам, осенью планируется внедрить единый платежный документ, согласно которому «расщепление» платежей будет происходить по банковскому законодательству — это позволит без лишних надстроек разделять деньги собственников между разными получателями. «И вторым подпунктом мы предполагаем договора с ресурсниками, возможно, мы в этих договорах как-то сможем отразить то, о чём вы говорите, — добавил врио вице-премьера. — Я полностью согласен, что была хорошая система. Поставляешь воду? Поставляй! Но потом придумали — сняли с баланса муниципалитета, раздали непонятно куда и сказали: „Всё, это ваша ответственность внутри дома“. И пошёл этот разлад, и длится он уже 12 лет».

Федосеев попросил общественную палату сформировать эти предложения в качестве законодательной инициативы «в качестве поддержки» инициатив правительства. «Тема сложная именно тем, что мнения существуют разные — чем ближе ты живешь к МКАДу и с внутренней стороны — это одно мнение. Чем дальше и с другой стороны — другое», — отметил врио вице-премьера. Он также пообещал найти деньги в смете министерства на разработку нормативов, о которых говорили Топорова и Аринцева. Впрочем, о сроках, которые потребуются на эту работу, говорить в среду отказалась даже их инициатор — глава рабочей группы по вопросам ЖКХ.

Подводя итог очередному заседанию общественной палаты, можно отметить несколько моментов. Нормативы, которые предложила разработать общественная палата, — это пока просто рекомендации, ведь законодательство сейчас не позволяет управляющим компаниям повышать «жилищный тариф» без согласия на то собственников жилья. Ключевое слово здесь — «пока». От нашего государства можно ожидать чего угодно, в том числе и дальнейших шагов, которые узаконят минимальную плату за обслуживание жилья, которая будет выше той, что платят сейчас жители. С другой стороны, экономические реалии таковы, что управляющим компаниям на самом деле крайне сложно работать по старым ценам. При этом подавляющее большинство жителей вряд ли смогут на глаз определить, делает ли реально их управляющая компания что-то для сохранения инженерных сетей и конструкций дома. Не исключено, что некоторые компании просто берут деньги и не делают ничего. Но есть и добросовестные — те, кто пытается отрабатывать на все сто, хотя вынуждены существовать в условиях жесткого недофинансирования.

Однако убедить жителей в том, что управляющие компании будут работать на их благо, если вырастет «жилищный тариф», наверное, сейчас невозможно. Собственники домов действительно крайне не доверяют частным ЖЭКам. И не последнюю роль в возникновении этой тупиковой ситуации сыграли правительство и муниципальные власти, которые стойко демонстрируют нежелание помогать решать проблемы как людей, так и управляющих компаний.

Фото — Алексей Милованов, Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»



Комментарии

prealoader
prealoader