Боритесь сами: власти отстранились от проблем жителей с частным ЖЭКом

Все новости по теме: ЖКХ

В Калининграде несколько месяцев жители многоквартирных новостроек на ул. Гагарина получают квитанции на оплату услуг ЖКХ от управляющей компании, от услуг которой они отказались. Министерство регионального контроля предлагает жителям решать проблемы с частным ЖЭКом самостоятельно.

В марте «Новый Калининград.Ru» рассказал о жителях 300-квартирной новостройки по ул. Гагарина, 11, которые в ноябре прошлого года попытались избавиться от не устраивающей их управляющей компании «Пальмира». Дело до сих пор находится в судах — прежний ЖЭК никак не хочет расставаться с документацией на многоквартирный дом, и после проигрыша дела в Арбитражном суде Калининградской области пошел в апелляционную инстанцию. После этой публикации в редакцию «Нового Калининграда.Ru» обратились жители соседних домов — по ул. Гагарина, 16 «в», «г» и «д». Выяснилось, что ситуация у них схожая — они еще в сентябре провели собрание собственников и сменили управляющую компанию, но прежняя УК продолжает слать им квитанции на оплату услуг. При этом стоит отметить, что обеими управляющими компаниями («Пальмира» в случае в домом по ул. Гагарина, 11, и «УК „Наш дом“» в случае с домами по ул. Гагарина, 16) руководит один и тот же человек.

«Как и жители соседнего дома, мы получили договоры с ООО „УК „Наш дом““ вместе с ключами от квартир. Причем совершенно непонятно, на каком основании — я точно могу сказать, что собраний собственников не проводилось. Но компания предъявила документы, что якобы оно было в день, когда дом был введен в эксплуатацию, — рассказала секретарь совета дома № 16 „Г“ Галина Морозова. — Прошло несколько месяцев. Мы были недовольны тем, как управляющая компания работает. Более того, они присылали платежки за странные услуги — к примеру, вывоз строительного мусора. В сентябре мы решили провести собрание собственников жилья и сменить компанию. По-моему, это абсолютно понятное и простое решение — не нравится, как работает одна компанию, её меняют на другую».

28 сентября 2016 года во дворах домов прошли собрания, на которых местные жители выбрали новую управляющую компанию ООО «Мастер-Центр». «По всем трем домам больше половины жителей проголосовало за новую управляющую компанию, та приступила к работе», — рассказали калининградцы. Однако спустя некоторое время начались проблемы. 4 октября «Мастер-Центр» направил в адрес прежнего ЖЭКа уведомление о новом выборе собственников и указал, что необходимо передать документы на дом новой управляющей компании. Однако в установленный срок никто никаких документов не передал. Более того, как утверждают жильцы, прежняя управляющая компания продолжала и продолжает слать квитанции жителям домов, выставляя долги. 

«Проблема новостроек на ул. Гагарина заключается в том, что половина квартир хоть и выкуплены собственниками, но в них никто не живет — кто-то приобретал их по военной ипотеке, для родственников, есть „вахтовики“, — рассказала Галина Морозова. — И мы узнаем, что собственникам, которые работают сейчас в других регионах, начинают звонить и говорить, чтобы они не платили по квитанциям „Мастер-Центра“, и чтобы платили в ООО „УК „Наш дом““. В итоге многие жители в полном замешательстве и вообще не платят никуда. С апреля жильцы заключили прямые договоры за газ с „Межрегионгазом“, но им вновь пришли счета за эту услугу от прежней управляющей компании».

Старшие домов решили действовать согласованно — они дружно направляли жалобы и заявления в правоохранительные органы, прокуратуру, жилищную инспекцию (пока она еще существовала), в министерство регионального контроля (когда оно было образовано и взяло на себя функции Жилищной инспекции). Жильцы полагали, что выставление двойных квитанций тянет на мошенничество — ведь с калининградцев требуют оплату услуг, которые им не предоставляли. «Мы с ноября пишем везде. Но полиция спускает это в жилинспекцию, потом министерство контроля. А министерство контроля отвечает нам, что наша управляющая компания — „Мастер-Центр“, и что мы имеем право обратиться в суд к ООО „УК „Наш дом““ с требованием возместить расходы. Как будто замкнутый круг. Мы и так знаем, какая у нас управляющая компания. Но почему нет никаких санкций в отношении бывшего ЖЭКа, который продолжает пугать жильцов долговыми квитанциями? И почему сами жители должны с ней бороться? На что тогда нам многочисленные контролирующие органы?» — удивляются жители.

Отметим, что руководство компании «УК „Наш дом“» оказалось для комментариев недоступно. В пятницу девушка в приемной компании по телефону сообщила, что директор в отпуске, а его заместитель очень занят. Взяла номер мобильного телефона, чтобы перезвонить, но звонка так и не последовало. В понедельник номер управляющей компании не отвечал. «Новый Калининград.Ru» всё ещё ждет позиции ООО «Управляющая компания „Наш дом“» по поводу ситуации с домами по ул. Гагарина, 16 «в», «г» и «д».

_NEV1125.jpg

Редакция обратилась с официальным запросом в министерство регионального контроля в начале апреля — когда стало известно о ситуации с домами на Гагарина. Напомним, что в новое министерство-«мегаконтроллер», созданное в октябре прошлого года, вошли контрольно-ревизионная служба, государственная жилищная инспекция и служба ГАСН. Его возглавила Елена Серая, руководившая во времена экс-губернатора Николая Цуканова контрольно-ревизионной службой правительства. 

Журналистов интересовало, могут ли правительственные структуры Калининградской области повлиять на сложившуюся ситуацию и возбудить в отношении ООО «УК „Наш дом“» дело об административном правонарушении. И куда в принципе обращаться жильцам за помощью в ситуации, когда им присылают по две квитанции за жилищные услуги. Ответа пришлось ждать больше месяца. И ничего нового он не дал.

«По информации министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, многоквартирные дома 16 „В, Г, Д“ по ул. Ю. Гагарина в Калининграде находятся в управлении ООО „Мастер-Центр“ на основании решения собственников помещений в указанных многоквартирных домах от 28.09.2016 г. Данные многоквартирные дома внесены в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами Калининградской области в перечень домов, управление которыми осуществляет ООО „Мастер-Центр“, — говорилось в официальном ответе из правительства. — Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией, которая в случае нарушения лицензионных требований привлекается к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.1.3 КоАП РФ».

«Административная ответственность за выставление двойных квитанций законодательством не предусмотрена. С целью разрешения данной ситуации, собственники и наниматели вправе обратиться как в правоохранительные органы, так и в судебные органы», — говорится в ответе из правительственных структур.

Впрочем, удивляться таким ответам вряд ли стоит. В апреле глава нового «суперминистерства контроля» Елена Серая признала, что за прошлый год властям региона удалось добиться аннулирования лицензии только одной управляющей компании. «Для того чтобы добиться этого, министерству, жилищной инспекции потребовалось пройти путь в 11 месяцев. Мы обратились с иском в прокуратуру, потом была назначена проверка. Потом суд, второй, которые мы выиграли. Только после этого можно было подавать третий иск о лишении лицензии. Хотя прекрасно понимаем, что, пока шли судебные процессы, компания могла спокойно перерегистрироваться, добавить одну букву или цифру к названию, выбрать в качестве директора кого-то из бывших управляющих и снова подать документы на лицензирование», — рассказывала Елена Серая.

А зампредседателя комитета городского хозяйства Калининграда Юрий Кондратьев на апрельском совещании рассказал, что в российском законодательстве не предусмотрена четкая процедура передачи домов от одной управляющей компании к другой. В итоге складывается ситуация, когда жители получают «двойные квитанции». По его словам, в настоящее время между управляющими компаниями существует 7 конфликтных ситуаций. Все связаны с тем, что часть жителей проголосовала за смену УК — но, как правило, «старую» компанию тоже поддерживает какое-то число собственников. Проблему приходится решать в суде, иногда процесс затягивается на годы, в результате страдают жильцы. При этом в пресс-службе Калининградского областного суда сообщили, что уголовные дела по обвинению сотрудников управляющих компаний в мошенничестве в суды общей юрисдикции Калининграда не поступали в принципе.

Из этой истории можно сделать лишь весьма печальные выводы. Похоже, что городские и областные власти окончательно отстранились от проблем жителей многоквартирных домов, предлагая им самостоятельно разбираться с не совсем чистыми на руку управляющими компаниями. Остается тогда вопрос — зачем тогда вообще нужны эти многочисленные чиновники и целое новое «суперминистерство» контроля.

По словам жителей, после их жалоб правоохранительные органы наконец отреагировали. «У нас была выездная проверка прокуратуры — она передала материалы дела для возбуждения уголовного дела по факту фальсификации подписей и выставления квитанций», — сообщили жильцы.

Clipboard01.jpg

Текст — Оксана Майтакова, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru».

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]