Мастер ковки: кузнец — единственная профессия, где работаешь с четырьмя стихиями сразу

Мастер ковки: кузнец — единственная профессия, где работаешь с четырьмя стихиями сразу Мастер ковки: кузнец — единственная профессия, где работаешь с четырьмя стихиями сразу Мастер ковки: кузнец — единственная профессия, где работаешь с четырьмя стихиями сразу Мастер ковки: кузнец — единственная профессия, где работаешь с четырьмя стихиями сразу Мастер ковки: кузнец — единственная профессия, где работаешь с четырьмя стихиями сразу Мастер ковки: кузнец — единственная профессия, где работаешь с четырьмя стихиями сразу Мастер ковки: кузнец — единственная профессия, где работаешь с четырьмя стихиями сразу Мастер ковки: кузнец — единственная профессия, где работаешь с четырьмя стихиями сразу Мастер ковки: кузнец — единственная профессия, где работаешь с четырьмя стихиями сразу Мастер ковки: кузнец — единственная профессия, где работаешь с четырьмя стихиями сразу Мастер ковки: кузнец — единственная профессия, где работаешь с четырьмя стихиями сразу Мастер ковки: кузнец — единственная профессия, где работаешь с четырьмя стихиями сразу Мастер ковки: кузнец — единственная профессия, где работаешь с четырьмя стихиями сразу Мастер ковки: кузнец — единственная профессия, где работаешь с четырьмя стихиями сразу Мастер ковки: кузнец — единственная профессия, где работаешь с четырьмя стихиями сразу Мастер ковки: кузнец — единственная профессия, где работаешь с четырьмя стихиями сразу Мастер ковки: кузнец — единственная профессия, где работаешь с четырьмя стихиями сразу Мастер ковки: кузнец — единственная профессия, где работаешь с четырьмя стихиями сразу
Мы ежедневно сталкиваемся с плодами кузнечного труда. Но как часто, опираясь на узорчатые перила какого-нибудь мостика, мы задумываемся о тех, кто вложил душу в каждую аккуратную завитушку на них? Мастера молота, члены Союза кузнецов России Эдуард Оганесян и Иван Кузнецов поведали «Недвижимости Нового Калининграда.Ru» о красоте железа, сумасшедшинке художника и тонкостях работы с металлом.

Иван: В основном люди заказывают вещи практического применения — перила, лестницы, ограждения. Каких-то эксклюзивных заказов, по малым формам скульптуры, например, конечно, маловато. А так вообще, в принципе, делать возможно всё: мебель, предметы интерьера, шкафы, кровати — что угодно. И смотрится это очень красиво и грамотно. Настоящая художественная ковка — это недёшево. Но есть знающие люди, которые понимают в нашем ремесле, которые действительно хотят оставить что-то ещё и внукам. Люди уходят, а ковка остается. Здесь идет эксклюзивная работа, именно мастера, именно художника. Вот, например, элемент — всё собрано вручную, абсолютно не использовалась сварка.

Сейчас много появилось такой псевдоковки, где всё делают на станках, методом холодного оттиска либо банальной заливки. Всякие цветочки, листочки и так далее. Мастеров много развелось таких, которые, в общем-то, считают себя мастерами, научившись просто держать в руках сварку. Они покупают готовые элементы и, по сути, собирают конструктор где-нибудь в гараже с помощью сварки. В настоящей художественной ковке мастер делает всё таким способом, как делалось это многие годы назад. Горит горн, стоит наковальня, мастер с молотом делает свою работу. Тут дело даже не в качестве изделия. Понимаете, можно заказать у художника портрет, а можно сфотографироваться, и это будут разные вещи.

Эдуард: Фотографию кладут в альбом, а портрет вешают на стену. Каждая кованая запчасть — это дорого. А люди хотят ковку иметь. Поэтому, чтобы сделать всё это более доступным, покупаются запчасти и свариваются в гараже, а потом всё это продается как ковка. Большинство людей не заботит, сделано это было на потоке или вручную мастером. Разницы просто не видят.

Иван: Слава богу, сейчас очень много людей появляется, которые видят разницу. Многие заказчики говорят: «Мы готовы платить, но вы хотим видеть именно настоящую ковку». Всё хорошо в меру и на своём месте. Из интересных заказов могу вспомнить ёжика в тумане. Как в мультике. А там он такой размытый весь. Довольно сложно было повторить всё это в металле. Но мы справились, конечно. Вот у этого ёжика как раз все иголки сделаны с помощью сварки.

3.jpg

Эдуард: Цветы, например, делать очень просто. Самое трудное — это либо повтор одинаковых деталей, один в один, либо изготовление скульптур. Вот Иван как раз скульптор. А вообще, любой кузнец обычно занимается своим направлением. Кто-то хорошо делает ножи, кто-то цветы. Моё направление — интерьеры, его — хитрые какие-то статуэтки. Всё, что вы можете представить, всё может быть сделано из железа. Любая вещь. Можно кованую кухню сделать, с подвесами. Есть заказ такой сейчас. Кованые полки, кованая столешница для того, чтобы монтировать плиту, верхняя поверхность, шкафчики и так далее.

Как вообще происходит работа с заказчиком? Человек обращается к нам. Сначала он должен определиться, что он хочет получить, какого качества и где. Если он хочет получить лестницу и далеко, тогда сразу стоимость вырастает из-за расстояния, о чем человека и предупреждают. Если это его устраивает, то идёт разговор уже о деталях — будет это лестница сварная, лестница кованая, прямая или винтовая. Когда мы всё это обговорили, начинаю работать я как художник-дизайнер. Делаю эскизы, которые даю ему на просмотр. Утверждённый эскиз отправляется к кузнецам, и они уже определяют стоимость работы, на которую влияет очень многое — удалённость, материал, конечное качество. Чем больше интересных соединений кузнечных, тем выше, соответственно, цена. Кузница отличается тем, что она может сама создать любое изделие, а «гаражники» могут создать только то, что можно собрать из готовых запчастей.

Иван: Каждый заказ абсолютно индивидуален. Цена зависит от сложности рисунка, от используемого материала. У нас были люди, которые хотели забор из нержавейки. А это уже совсем другая цена, нежели забор из обычного чёрного металла.

Эдуард: Разница работы с материалом. Например, ковать нержавейку гораздо труднее, чем черный металл. У черного металла от 800 до 1200 градусов температура ковки, а у нержавейки всего лишь от 950 до 1000. Всё. Как только температура упала, нержавейка стала нековкой, её нужно снова совать в печь. Это всё время. Если на обычную вещь ты потратишь час, то на нержавейку три.

Цена зависит от времени, а время — от заказа. Кованая роза — это полдня. Кованый забор на 400 метров — это 3 месяца. Если множество повторяющихся частей, время сокращается, если большое количество разных частей — увеличивается. Ну и так далее.

2.jpg

Иван: Некоторые детали мы сами отбраковываем. Вы вряд ли заметите брак, например, в этом элементе. Но мы видим. Мы решили делать так, чтобы за нашу работу не было стыдно ни нам, ни людям, которые на это будут смотреть долгие годы.

Времени что-то делать «для души», конечно, не хватает. А желание — только для души что-то и делать. Сейчас из моих работ можно посмотреть те, что на фотографиях, и вот дракон висит, вы видели.

Эдуард: Художник всегда немного сумасшедший. Кузнец — он художник. Душа чего-то требует — начинаешь создавать.

Иван: Основная масса всех наших, скажем так, произведений, она, в общем-то, продана. Или на подарки уходит. Хорошая кованая вещь — это ведь отличный подарок.

Эдуард: Сами посудите, что дарят сейчас люди? Статуэтку, мобильный телефон, планшет, рамку какую-нибудь. На самом деле, продать можно все, а подарить — мало чего. Но если подарить кованую вещь, эта вещь не будет на 5 минут, она не будет на час, она не будет на месяц или на год. Её не поставят далеко, она всегда будет использоваться. Руководителю, например, можно подарить кованую подставку для ручек. Причем сделать её не просто квадратной или прямоугольной, а это может быть цветок, волк, дракон, да хоть жаба с открытым ртом. И если посчитать, сколько служит кованая вещь, то она получается совсем не дорогой.

Иван: Хотя на самом деле, раньше художественную ковку могли себе позволить только короли или очень богатые люди. Не то что бы ситуация изменилась. Сейчас просто больше богатых людей (смеётся).

1.jpg

Эдуард: Очень часто у самого кузнеца нет кованых вещей. У меня дома — максимум три таких вещи наберётся. Либо всё раздаривается, либо просто не доносится до дома. Что называется — сапожник без сапог. А есть люди, которые просто с ума по ковке сходят. Сначала заказывают столик, например, потом стулья, потом вешалку, ключницу и так далее, пока количество железа в квартире не превышает все допустимые нормы. Таких людей приходится придерживать как-то.

Каждая кованая вещь — эксклюзивна, уникальна. Раньше считалось, что вещь, сделанная кузнецом, отгоняет злых духов. Кованый браслет, например. Вообще кованые украшения очень красивы. Железо имеет свой уникальный и прекрасный цвет. Нет такой краски, которая смогла бы его повторить.

Иван: Не бывает так, что вот просто пришло в голову стать кузнецом. Нужно понять, что это твоё. Это ведь единственная профессия, где человек работает с четырьмя стихиями сразу. Это и огонь, и вода, и земля, и воздух. Если ты почувствовал, что это твоё, то всё.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]