Коворкинг на руинах Кёнигсберга: что предлагают призёры «Сердца города»

Все новости по теме: Сердце города

В Калининграде в пятницу в Художественной галерее открылась выставка проектов-конкурсантов «Сердца города». До 7 ноября все желающие могут ознакомиться с девятнадцатью предложениями из 14 стран. «Недвижимость Нового Калининграда.Ru» взяла на себя труд внимательно изучить все финальные проекты и выбрать из них самые яркие предложения касательно возможного будущего исторического центра города.

Начать мы решили с проектов-призёров, которых, напомним, четверо: Санкт-Петербургский архитектор Никита Явейн и его команда взяли «золото», следом идет французско-русская совместная работа, а третье место поделили шведы и британцы.

Как рассказала нам в интервью член жюри архитектор Барбара Энгель, все премианты представили совершенно разные, не похожие друг на друга проекты, дающие городу возможность выбора пути дальнейшего развития. В любом случае, как стало известно на подведении итогов, из всех проектов власти с помощью архитекторов собираются соорудить этакую химеру, используя наиболее симпатичные властям и архитекторам идеи. Поэтому никакой гарантии, что проекты-призёры будут воплощены в том виде, в каком их видели авторы, никто дать не может. По словам председателя жюри Барта Голдхоорна, в каждом проекте есть ключевая идея, а есть всё остальное; и если ключевую идею нельзя изменить, то отмена или изменение любой другой детали не делают проект нереализованным. Итак, из чего же будет в итоге слеплено будущее Калининграда?


Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга

Первое место

Проект-победитель, что неудивительно, все уже изучили и обсудили со всех сторон. Подопечные Явейна решили сосредоточиться на непрерывности и преемственности градостроительной истории от Кёнигсберга до современности, ничего оттуда не удаляя. Далее возможные идеи уже зависят от района воплощения.

67 Альтштадт .jpg

Так, например, наиболее яркое решение, не раз отмеченное членам жюри, это застройка исторической территории Альтштадта (сквер между московским проспектом у Дома Советов и набережной Преголи) по регламентам структуры старого города. То есть вскрытие старых улиц, восстановление мощения, расчистка и реставрация сохранившихся подвалов, усиление фундаментов и строительство нового города на руинах старого с соответствующим масштабом и высотностью. При этом фрагменты зелени, «расположенные на существующих отметках дневной поверхности», авторы проекта предлагают сохранить, а перепад уровней оформить подпорной стенкой. Таким образом, здесь появляется плотный район, выстроенный в соответствии со строгими регламентами, с малым производством и коммерцией в нижних этажах зданий и жилыми помещениями в верхних. Территория Нового Альтштадта делится на небольшие участки по линиям старой застройки, что предполагает наличие множества разных небольших инвесторов вместо одного крупного. Кроме того, несмотря на то, что проектом предлагается использовать в застройке и благоустройстве строительный материал и артефакты, обнаруженные при раскопках, авторы проекта рекомендуют «для подчеркивания аутентичности сохранившихся элементов зданий Альтштадта не прибегать в архитектуре новых зданий к имитации исторических стилей; в колористике новых стен использовать цвета и тона, отличные от исторических». Единственная беда  несмотря на все плюсы уютной плотной малоэтажной застройки, горожане, яростно отстаивающие любой клочок земли с чахлым газоном, вряд ли одобрят уничтожение целого сквера. Который, к тому же, как недавно стало известно, наконец поставлен на кадастровый учёт в качестве парковой зоны.

67 восточный форштадт и ластадии.jpg

Западный Форштадт и Ластадии (район ММО и ул. Портовая) проектом предложено застроить зданиями, масштабом, силуэтом и материалами напоминающие старые портовые склады — шпайхеры. Здесь петербургские архитекторы хотят восстановить историческую планировочную структуру, регламентировав застройку по высоте. А заодно воткнуть в районе СК «Юность» парк развлечений с монорельсом и колесом обозрения. Куда ж без колеса обозрения. Восточный форштадт (Старопрегольская набережная) так же должен в новом виде отсылать к своей истории. Явейн сотоварищи предлагают новой застройкой поддержать выходящий на воду фасад Биржи. Таким образом, здесь на участках равного размера 10×15 метров вдоль линии реки строятся здания так, чтобы до воды оставался четырёхметровый проход. Первые этажи будут занимать указанный участок, а верхние, по замыслу архитекторов, должны нависать над проходом и опираться на колонны, стоящие вдоль набережной в воде. Второе название Восточного форштадта в проекте — Галерейная набережная. Решение довольно неоднозначное, особенно для жителей панельной многоэтажки на той же набережной, с другой стороны — ничем не хуже элитного комплекса «Русский авангард», предложенного авторами концепции «Ватерфронт».

67 урбанизм и западный форштадт.jpg

Но, пожалуй, наиболее спорной идеей проекта стоит признать замысел под названием «Новый урбанизм». Это воссоздание городской планировочной структуры с укрупнением масштаба застройки слева и справа от Альтштадта и Королевской горы. Проще говоря, возведение огромных высоток из стекла и бетона, которые по регламенту не должны быть выше Дома Советов. «Новые здания строятся в пятне исторических кварталов по принципу: 1 исторический квартал = 1 современный дом», — пишут авторы проекта в пояснительной записке, что приблизительно демонстрирует масштаб замысла. При взгляде на изображение возможных кварталов «Нового урбанизма» возникает ощущение, что где-то здесь приложил руку Александр Башин семилетней давности.

О нынешнем главе регионального агентства по архитектуре и экс-главархитекторе города невольно вспоминаешь ещё раз, когда начинаешь узнавать планы питерцев по Королевской горе, а если точнее — по Королевскому замку. Здесь можно выдохнуть: полное восстановление замка из стекла, бетона и зеркал не планируется. Планируется крупный комплекс, довольно точно названный главой градостроительного бюро «Сердце города» Александром Попадиным матрёшкой, а авторами проекта — мегаструктурой, содержащей в себе театр и музей, конференц-центр и магазины, офисы, выставочные залы и медиатеку.

67 панорама .jpg

«Сквозь платформу 15-метровой высоты, наполненную самыми разными функциями, „прорастают“ объемы Дома Советов и нового Театра. Театр возводится во дворе Королевского замка, занимает всю его площадь, но не касается исторических стен. Окружающий новое театральное здание цокольный этаж замка накрывается стеклянной кровлей и вмещает Музей истории Калининграда. Внешний слой полупрозрачных фасадов театра выполнен из трубок тонированного стекла, благодаря чему здание будет выглядеть по-разному в разное время суток, при внешней и внутренней подсветке и в ее отсутствие», — так описан комплекс в пояснительной записке. Проще говоря, мы получаем как бы замок, но вывернутый наизнанку. Со смотровой площадкой сверху, которую предлагается использовать во время ЧМ-2018 в качестве фан-зоны. Если к тому моменту хоть что-то появится на этом месте, конечно.

Транспортная схема проекта-победителя, о которой с таким восторгом отзывался губернатор, предлагает оставить исторический центр пешеходам, велосипедистам и общественному транспорту. А эстакаду заменить двумя историческими мостами. Пешеходными с правом проезда общественного транспорта. Кусок Московского проспекта от ул. В. Гюго до ул. Октябрьской так же предлагается просто убрать, чтобы не мешал строить Новый Альтштадт. Автоматически возникающий после подобных вывертов транспортный коллапс архитекторы хотят решить с помощью замыкания Окружной, приведения в порядок сети Больших Окружных, а также путём строительства дополнительных магистральных улиц, которые возьмут на себя транспортные потоки центра. Например, одна магистраль будет проходить в том числе и в тоннеле под пл. Победы, и в тоннеле под пл. Калинина, и полностью опоясывать центр. Что касается общественного транспорта, то его, по замыслу авторов проекта, необходимо разделить на магистральный и подвозящий, отдав приоритет транспорту большой вместимости. Основным магистральным транспортом должен стать трамвай, для чего придётся изменить конфигурацию трамвайной сети. Пешеходам и велосипедистам остаётся исторический центр с полным комплектом удовольствий в виде дорожек и мостов пешеходно-велосипедного назначения. Плюс сеть велодорожек должна пронизать весь город, связав исторический центр с другими районами.

67 Ломзе и кнайпхоф .jpg

Кстати, о мостах. Авторы проекта не могли проигнорировать историю про 7 мостов Кенигсберга, но с одной поправкой: они предлагают исключить из списка Высокий мост и заменить его новым мостом Эйлера между Ломзе и Передним форштадтом (Остров Октябрьский и угол Старопрегольской набережной). По сути, это получается дублёр Юбилейного моста, расположенный в непосредственной близости от оного. Все 7 мостов в итоге либо ведут на Кнайпхоф, либо находятся рядом (Деревянный и Эйлера).

К слову, о Кнайпхофе. Здесь по замыслу авторов проекта вопроизводится структура исторических кварталов в планировке парка ландшафтными средствами. Здание Кафедрального собора освобождается от поздних диссонирующих элементов, реставрируется и приспосабливается под концертный зал. Идея воссоздать Кнайпхоф средствами ландшафтно-парковой архитектуры совсем не нова и не раз уже озвучивалась. Может, когда-нибудь дело дойдёт и до воплощения.

Ломзе (Остров Октябрьский), по плану питерцев, должен быть распланирован и застроен в духе периферийных районов Старого Кёнигсберга. С большой площадью квартала, плотным замкнутым фронтом и обширными пустотами внутри. «Участки разбиты таким образом, что внутри квартала образуется незастроенная общественная территория — фрагмент сельского ландшафта внутри городской ткани», — сказано в пояснительной записке к проекту. Насколько вписываются незастроенные общественные территории и сельские ландшафты в планы регионального правительства по планировке Острова — пока непонятно. Но, как не раз дополнительно уточнялось на подведении итогов конкурса, речи о дотошном воплощении проекта не идёт.


«Девилье и Ассосье» (Франция) и студия «Off-the-grid» (Россия)

Второе место

Русско-французская команда, взявшая «серебро», делает акцент на наличие в Калининграде двух центров — исторического и административно-коммерческого. В своём проекте архитекторы предлагают оставить административные и деловые функции площади Победы и окружающему пространству, создав в историческом центре «новую платформу для культурной, образовательной и досуговой деятельности, находящуюся в тесной связи с водными пространствами». По сути, в противовес масштабной весьма спорной застройке и серьезной реорганизации города, предложенной питерцами, московско-французская команда больше опирается на модные молодёжные городские движения и ностальгию по Восточной Пруссии. Этакий коворкинг с фалафелем на руинах Кёнигсберга.

17 пространственная композиция.jpg

Центральной идеей русско-французского проекта стала двойственность Калининграда. Именно на эту неоднозначность, или двусмысленность, города архитекторы опираются в своей концепции, предлагая заложить в реорганизацию каждого района по паре противоположных друг другу смыслов. В целом, подход основан на воплощении двух стратегий, «двух сторон одной медали».

Первая — это восьмишаговая реорганизация структуры центра, необходимая, по мнению авторов, для решения ключевой проблемы территории  «пустоты, разделенной улицами». Во-первых, это воссоздание структуры дорог — завершение кольцевой вокруг центра и ликвидация транзитного потока, превращение Московского и Ленинского проспектов в полноценные городские бульвары с уменьшением их масштаба, соединение Московского с Ленинским на одном уровне путём изменения положения Московского до вхождения в центр. Это должно освободить пространство для воссоздания нового района Альтштадта. Во-вторых, это передача приоритета общественному транспорту, создание новых трамвайных линий, открытие лодочной станции в Новом Альтштадте с остановками водного такси. В-третьих, это строительство трёх новых пешеходных мостов от острова Канта. Два исторических и один новый (между островом и набережной у «Юности»). А также это увеличение площади эстакадного моста широкими тротуарами и усиление его роли в качестве смотровой площадки. В-четвёртых, это «ментальное соединение Нижнего озера, Дома Советов, Нового Альтштада и Кафедрального собора с помощью формальной центральной линейной общественной площади с высоким качеством мощения».

17 эстакада.jpg

Пятый пункт: создание «Кёнигсбергского маршрута» через исторические места центра города. Маршрут, по замыслу авторов, будет рассказывать об истории города с помощью регулярных информационных точек и исторических черт. Шестой шаг: создание плотной городской ткани в рамках исторической структуры территории, но с использованием современной архитектуры и норм строительства. Седьмая ступень — это усиление образа «горы» и сохранение видов нижнего города за счёт обзорных коридоров. И, наконец, последняя часть — создание 7 общественных пространств, связанных между собой «Кёнигсбергским маршрутом». Как раз в обустройстве этих пространств с помощью одновременно исторических и современных смысловых слоёв, по мнению архитекторов, и должна проявляться двойственность Калининграда-Кёнигсберга.

Итак, центральный променад у Нижнего озера должен сочетать в себе возможности для активного проведения времени и отдыха от городской суеты. Южная часть озера отдаётся активным отдыхающим, северная — под рекреацию. На западном берегу устанавливаются открытые кабины для отдыха, различные кафе и площадки для небольших событий. На восточном берегу появляется плавучая платформа для гребной школы.

Центральная площадь становится новым неформальным центром города. Там устанавливается временная уличная мебель для городских сообществ, создаются пространства для городских мероприятий. Дом Советов превращается в арт-инсталляцию и смотровую площадку с панорамным кафе и большим экраном. Дальнейшие функции здания должны уже определяться исследованием его состояния и мнением жителей города.

17 замок .jpg

Вокруг руин Королевского замка авторы концепции хотят обустроить новую площадь, посвящённую истории и будущему города. Это должна быть низкая полупрозрачная конструкция с постоянной экспозицией. На этой же территории архитекторы предлагают построить многофункциональный культурный центр с концертным залом, дворцом бракосочетания, музеем, медиатекой, кафе и коворкингом. Подземное пространство отводится под парковку на 400 мест.

Новый Альтштадт (здесь обладатели второго места решили не отставать от питерцев) должен сочетать в себе современность и историчность. Как объясняют авторы концепции, это должен быть «современный квартал, созданный на переосмыслении основных характеристик старых европейских городов».

17 вид с верхнего города .jpg

На Острове Канта проект тоже не предлагает ничего нового — здесь должен быть Философский парк, идея которого давно с разных сторон рассматривалась в «Сердце города». Если говорить конкретно, то архитекторы предлагают обновить ландшафт, открыть музей Канта на раскопках бывшей ратуши Кёнигсберга и обустроить многофункциональное общественную зону вокруг эстакады. В целом, обновлённый парк должен носить не столько рекреационный, сколько культурно-просветительский характер.

Любопытное предложение сделано в проекте по поводу судьбы улицы Штайндамм (улица Житомирская). Здесь предложено создать туристический рай, обустроив основную пешеходную торговую улицу города. А самое интересное — это предложение раскопать подвалы церкви Святого Николая, устроив там музей мифов Кёнигсберга. Это примерно под сквером у здания бывшего «Инвестбанка», если что.

Сквер на Университетской, переименованный авторами проекта в площадь Канта, должен стать университетским садом с амфитеатром для отдыха студентов и открытых просветительских мероприятий для горожан.


Тревор Скемптон (Великобритания)

Третье место

Английский архитектор Тревор Скемптон, получивший одну из двух премий за третье место, подошёл к вопросу иначе, нежели первые два призёра и представил новую структуру под названием «Окулус». По сути это система пешеходных взаимосвязей между территорией Королевской горы и нижним городом, внешне напоминающая огромный глаз и покрывающая часть Московского проспекта. Скемптон в своей работе ориентировался не столько на реструктуризацию центра города, сколько на дополнение его отдельными элементами с соответствующими изменениями пространства.

23 Окулус.jpg

Пожалуй, самое радикальное решение, предложенное проектом (и одно из самых радикальных на конкурсе) — это изменение линии горизонта города. Пока горожане ворчат по поводу наличия на этой линии махины Дома Советов, Скемптон предлагает дополнить ось Центральной площади ещё двумя башнями, рядом с которыми памятник советскому зодчеству смотрится скромным строением. Кстати, сам Дом Советов, по замыслу британца, должен быть достроен в соответствии с оригинальным замыслом. Архитектор предлагает разве что изменить дизайн садов к востоку от здания и модифицировать водные функции. Здание должно стать офисным, а сады и водные сооружения должны быть открыты для посещения.

А вот слева и справа по оси Дома Советов Скемптон хочет поставить две башни — 144-метровую Готическую на западе и 110-метровую Классическую на востоке. Готическая башня должна перекликаться со шпилем разрушенного замка, но в другом масштабе. Это здание станет новой высотной доминантой города. Здание должно вмещать в себе множество функций — от жилья до «Зимнего сада» в пределах стеклянного шпиля.

23 башни.jpg

Классическая башня высотой 110 метров станет вторым по высоте зданием в пределах исторического города. В ней должны расположиться двухэтажные квартиры, подразделения для бизнеса, а также публичный ресторан и сад под крышей в стиле «нимб».

Кроме того, Тревор Скемптон хочет восстановить нижнюю половину Западного крыла замка вместе с гигантскими контрфорсами. Причём с исторической точностью для создания там городского музея. А вот верхняя часть здания должна быть построена в лёгком современном стиле и будет содержать в себе публичные галереи, конференц-залы и выставочные пространства.

Вид с Ленинского

Концертный зал, который согласно ТЗ конкурса, нужно было обязательно расположить где-то на Королевской горе, авторы проекта разместили к югу от оси между Готической башней и Домом Советов, соединив его с обеими постройками под землёй.

Центральную площадь и ул. Шевченко Скемптон предлагает окружить новыми линейными зданиями, построенными разными архитекторами, но с одинаковой высотностью в 7 этажей.

Кстати, застройка Альтштадта в этом проекте тоже предусмотрена. Но в этот раз архитектор предлагает исторически точно реставрировать старый город между циркуляром «Окулус» и Преголей с поправкой разве что на наличие самого «Окулуса». Исторические здания в восточной части острова Канта, в том числе Альбертину и Гимназию, Скемптон тоже хочет восстановить как можно точнее. А вот западную часть острова предлагается оставить парком.

Также авторы концепции считают, что «быстрые драматичные изменения в пределах области конкурса должны быть совершены в течение первого и второго этапов и что „Сердце города“ не может ожидать долгосрочного инвестирования в инфраструктуру, например, изменений на Московском проспекте или высокоуровневого моста на Ленинском проспекте».

За пределами области конкурса Скемптон предлагает создать высококачественный круговой линейный парк вокруг кольца исторических укреплений, включающий в себя велосипедный и пешеходный маршрут. Создание подобной цепи потребует строительства дополнительного ряда мостов над транспортными магистралями и реками. Такой кольцевой парковый маршрут был бы ценным приобретением для города, считает Скемптон. А все желающие вспоминают «Зелёный пояс» Шнайдера тем временем.

«Хоспер Свиден АБ» (Швеция)

Третье место

Шведская команда, разделившая с британцами третье место, решила не столько статично решать судьбу застройки центра города, сколько разработать стратегию развития Калининграда на годы вперёд. Включая исторический центр, конечно. Шведы разбили свой проект на шесть стратегий развития, общая цель которых, как указано в пояснительной записке, «превратить Калининград в устойчиво развивающийся компактный город будущего».

Решение транспортной проблемы схоже с предложениями других победителей — сокращение числа автомобилей в центре путём переноса основной транспортной нагрузки на кольцевую систему. Это должно освободить центр для пешеходов. «Зелёно-синяя стратегия» направлена на развитие парковых зон и околоводных территорий и включает в себя формирование зелёно-синего каркаса города с помощью территории «Ватерфронта», «пояса Шнайдера», парка на острове Канта, парка у Нижнего озера и озеленения центральных улиц после их разгрузки от автомобилей.

61 панорама.jpg

Стратегия застройки предполагает использование квартальной плотной планировки с использованием преимуществ исторической структуры города без потерь связи с советским архитектурным наследием. «Кварталы состоят из в среднем 5–6-этажных зданий, включают в себя элементы зелёной архитектуры, а также обладают экологической структурой улиц и внутренних дворов. Планировка кварталов предусматривает зелёные насаждения, близость к водоёмам и хорошее солнечное освещение» — описывают шведы свою идею, не забыв отметить гибкость системы в сторону повышения или понижения плотности застройки. К тому же, квартальная застройка предполагает озеленение крыш и использование солнечных панелей, как и положено в любом городе будущего. Причём полученная квартальная сеть должна быть открытой и взаимосвязанной, совмещающей в себе множество зон смешанного функционального использования. В центре приоритет получают туризм, торговля, культура, ресторанный бизнес и сфера отдыха.

61 общий вид.jpg

По сути, это всё больше всего напоминает уплотнительную застройку центра со строгой уличной структурой. Дом Советов в проекте становится новой культурной точкой города, а Центральная площадь так же частично застраивается в рамках исторической структуры местности. Музей города строится на месте замка, внутри нового здания остаётся территория раскопок. Между Нижним озером и Московским (а то и Преголей) строится некая «Площадь воды» с подземным водным буфером и ансамблем «Водные ступени». Судя по всему, планируется задействовать каскады Дома Советов. Между «Площадью воды» и загсом образуется площадь Бракосочетаний. На Южной террасе замка организуется новое общественное пространство, соединённое с пространством Житомирской и продолжающееся до университета и площади Канта.

61 водные ступени.JPG

Остров Канта становится регулярной парковой зоной с застройкой на Соборной площади — из жилых домов и зданий университета. Также шведы предлагают восстановить все 7 мостов Кёнигсберга. Территория Альтштадта здесь тоже застроена плотными кварталами, там же будет расположен Альтштадтский рынок.

Результат реализации всех этих стратегий — довольно плотная современная застройка всего центра, частично основанная на исторической структуре города, включающая в себя несколько крупных общественных территорий и пешеходно-велосипедную инфраструктуру. Кстати, эстакада в этом проекте тоже заменена историческими мостами, а Московский и Ленинский превращены в бульвары.

Текст — Татьяна ЗИБЕРОВА, фото — Виталий НЕВАР, проекты предоставлены НП «Градостроительное бюро „Сердце города“»

Текст: Татьяна Зиберова

Комментарии к новости