Что дальше делать с «Сердцем города», решалось в четверг на расширенном заседании Совета по культуре при губернаторе. Помимо непосредственных вопросов реализации проекта речь снова зашла и о Королевском замке, и о мостах, и о прочих проблемах, настолько классических, что даже целесообразность проведённого конкурса начала казаться несколько сомнительной. С интересом следила за дискуссией и «Недвижимость Нового Калининграда.Ru».
Международный градостроительный конкурс, в реальность которого год назад мало кто верил, всё-таки завершился. С точки зрения главного архитектора региона Александра Башина — вполне успешно, по мнению местной архитектурной общественности — провально. По мнению губернатора — просто завершился. Энтузиазма к воплощению идей проектов-победителей у Николая Цуканова от обсуждения к обсуждению как-то не прибавляется. Но конкурс проведён, победители определены, и надо что-то делать со всем этим дальше, потому что на полку уже положить не получится, уж больно много шума вокруг было.
Часть калининградского архитектурного сообщества совсем не в восторге от итогов конкурса, и считает, что это шаг назад. Они предлагают провести ещё один конкурс, но уже среди местных архитекторов.
Собственно, чтобы решить, как дальше жить с такими идеями развития исторического центра города, и заседал в четверг расширенный состав президиума регионального Совета по культуре при участии приглашённых гостей, среди которых оказались, в том числе, авторы проектов, занявших первое и второе места в конкурсе, а также разнообразные представители администрации города и правительства. Первую попытку нащупать дальнейшее направление движения Николай Цуканов сделал полторы недели назад, собрав совещание в Музее Мирового океана, чтобы определиться с повесткой к Совету по культуре. Тогда уже стало понятно, что идеи восстановления исторического Кёнигсберга и Королевского замка нравятся губернатору больше, чем сохранение Дома Советов и другие представленные
проектами-победителями решения. Поэтому присутствие архитектора Артура Сарница, известного сторонника Королевского замка и исторической застройки, что на совещании в ММО, что на нынешнем заседании Совета по культуре, было вполне ожидаемым. И
как-то сразу стало понятно, что так или иначе в
какой-то момент речь обязательно зайдёт о Королевском замке.
Но для начала губернатор ещё раз констатировал факт завершения конкурса и необходимости определения с дальнейшими шагами и разработки дорожной карты, а глава градостроительного бюро «Сердце города» вкратце рассказал об основных задачах и итогах конкурса. Эксперт «Сердца города» Ольга Мезей напомнила о том, что конкурс был градостроительным и нельзя ожидать стопроцентного попадания от одного проекта, а затем предложила взять за основу конкретные идеи из победивших проектов и насытить их решениями других концепций. Проект-победитель в таком разрезе подкупает решением по застройке Альтштадта, а русско-французский консорциум, занявший второе место, заинтересовал эксперта решением общественных пространств. Архитектор Олег Васютин поддержал коллегу и предложил заняться созданием сводного мастер-плана, после которого уже можно выходить на проекты планировки территории. Призёры конкурса также поддержали идею разработки мастер-плана. «То, что мы предлагали в нашем плане, это та структура, в которой разные элементы могут начать реализовываться достаточно гибко, параллельно или один за другим. Эти решения не требуют сразу огромных изменений территории, они позволяют развивать её точечно, — высказал мнение представитель творческого коллектива, занявшего второе место, директор «Off-the-grid Studio» Эдуард Моро, акцентировав внимание на том, что над замковой площадью, например, можно начать работать уже сейчас. «К первой фазе, которая, с точки зрения градостроительства, наступит уже фактически завтра, уже какие-то хотя бы небольшие изменения, которые требуют не таких больших инвестиций, могли бы произойти, чтобы был виден этот процесс изменения к 2018 году. Это правильное решение — соединить эти шаги и составить дорожную карту, которая поможет в реализации этого проекта», — сказал он..
К первой фазе, которая, с точки зрения градостроительства, наступит уже фактически завтра, уже какие-то хотя бы небольшие изменения, которые требуют не таких больших инвестиций, могли бы произойти, чтобы был виден этот процесс изменения к 2018 году. Это правильное решение — соединить эти шаги и составить дорожную карту, которая поможет в реализации этого проекта.
Эдуард Моро, автор проекта-призёра международного конкурса
Николай Цуканов попробовал вытащить из победителей конкурса какие-нибудь конкретные решения, в ответ получил рекомендации сосредоточиться на регламентации территории и небольших, зато осуществимых к 2018 году проектах. В первую очередь, конечно, на фан-зоне, которая так или иначе, но должна быть. Автор проекта-победителя, руководитель архитектурного бюро «Студия 44» Никита Явейн посоветовал для начала разработать регламенты застройки центра и сделать какую-нибудь небольшую реализацию, например, фан-зону и два-три прилегающих квартала. Моро поддержал коллегу, добавив, что «важно сделать общее видение того, что придет через 50 лет и конкретные 4–5 проектов на ближайшее время. И именно поэтому важно, чтобы все эти усилия координировались одной организацией».
А вот дальше взгляды архитекторов и представителей калининградских властей начали расходиться всё больше. Губернатор
Ни один из призёров конкурса не предложил восстановить Королевский замок. Тем не менее, в каждом проекте есть та или иная отсылка к нему.
свою нелюбовь к Дому Советов никогда не скрывал, не стал и в этот раз, а вот глава города Александр Ярошук
попросту выразил ликование по поводу того, что в споре о судьбе главного городского недостроя наконец поставлена точка. Что Ярошук, что Башин предложили в первую очередь сосредоточиться на внешнем виде здания и обязать собственника разработать несколько вариантов архитектурного обновления Дома Советов. Эдуард Моро, напротив, признался в любви к символу советского монументализма, но не преминул дополнить, что «сейчас есть ощущение, что это мёртвое животное, его надо оживить», и предложил отложить внешний лоск на потом, а для начала вернуть жизнь и аудиторию на территорию здания с помощью интересных для горожан мероприятий.
Ещё примерно через полчаса обсуждений необходимости жилой застройки в центре, зелёных зон, мостов, трамваев и археологии обсуждение всё-таки плавно подошло к Королевскому замку и плотно на нём застряло. Тут уже и Цуканов принялся мечтательно описывать отстроенную часть замка в некоем польском городке, где он проезжал на днях, не забыв ещё раз поддеть Дом Советов. А затем вовсе вошёл в раж, принялся вопрошать «Где тот дух старого Кёнигсберга?!», раскритиковал концепцию Королевской горы в проектах-победителях, архитектуру Дома Советов и под конец заявил: «Если мы хотим, чтоб в центре города были вот эти квадратики, тогда не нужно было вообще этот конкурс объявлять. Нужно было просто дать возможность Башину прорисовать кубики-квадратики и наслаждаться районом Сельма».
Если мы хотим, чтоб в центре города были вот эти квадратики, тогда не нужно было вообще этот конкурс объявлять. Нужно было просто дать возможность Башину прорисовать кубики-квадратики и наслаждаться районом Сельма.
Губернатор Николай Цуканов
Бурная речь завершилась передачей слова Артуру Сарницу, просмотром визуализации Королевского замка в видении архитектора, отсылками к положительной оценке Путиным идеи восстановления замка и предложением задуматься хотя бы
Член международного жюри доктор архитектуры профессор Барбара Энгель считает, что нельзя торопиться с уничтожением наследия советского периода.
о частичном воссоздании Западной башни, которая на 20 метров должна быть выше Дома Советов. Директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова словно бы невзначай решила уточнить у конкурсантов, почему они не предложили воссоздать замок. Явейн ответил прямо, что сохранить место надо бы, но прямо сейчас заняться восстановлением замка — это значило бы создавать ресторанный китч. Эдуард Моро в очередной раз согласился с мнением петербургского архитектора, предложив поддерживать связь с историей другими методами. Губернатор
всё-таки решил не отпускать так просто эту идею и предложил проголосовать всем присутствующим, после чего удовлетворённо заметил, что мнения разделились 50/50, а значит, надо работать над этим вопросом совместно. И
предложил подключить Артура Сарница к работе дирекции «Сердца города», потому что «там все противники исторического города». «Я там долго не проживу», — заметил в ответ Сарниц. Впрочем, к концу заседания, когда уже было решено выделить два месяца на разработку технического задания по реализации проекта с определением этапности, очерёдности и регламентации, губернатор
всё-таки вернулся к Артуру Сарницу и настоял на его включении в работу над «Сердцем города».
И если на дискуссии о Доме Советов всё-таки уже поставлена точка (если верить мэру), то завершать ковыряние руин Королевского замка, похоже, пока что глава региона не планирует. И ни итоги конкурса, ни мнение разномастных экспертов, ни откровенный китч замысла, кажется, не играют никакой роли, если речь идёт о строительстве башни, которая будет на 20 метров выше Дома Советов.