Председатель международного жюри «Сердца города» Барт Голдхоорн ненадолго заехал в Калининград, чтобы наградить призёров международного градостроительного конкурса на концепцию развития исторического центра города. «Недвижимость Нового Калининграда.Ru» поговорила с голландским архитектором и издателем о градостроительной политике, квартальной застройке, экономике Калининграда и, конечно, о прошедшем конкурсе.
Градостроительство и архитектура
— Победители были объявлены два месяца назад. С момента окончания работы жюри пришло
— Я не очень в курсе, что здесь за это время произошло, знаю, что победители приехали, знаю, что идут мероприятия. Для меня в работе жюри был очень важен момент вскрытия конвертов. Мы не ожидали, что победителем будет Никита Явейн. Но когда я это узнал, я сразу понял, что для города это очень хорошо. Если бы такой проект, достаточно новый и необычный для России, был нарисован зарубежным архитектором, который ничего не понимает в российских условиях, тогда шансы на воплощение проекта были бы очень маленькими. Но Явейн знает законы, знает все нормативы и знает, как со всем этим работать. Это большая удача.
— А почему именно этот проект занял первое место?
— Очень важно, что очень хорошо всё продумано и объяснено в проекте, как они это придумали. То есть не просто придумали и нарисовали, но и объяснили, почему именно так, а не иначе. Коммуникативные аспекты — это очень важно. Публика должна понимать, что архитектор всё продумал, что он осознаёт возможные ограничения и проблемы. Одно дело — просто рисовать картинки традиционного города. Были, кстати, и такие конкурсанты, которые просто нарисовали муляж. И другое дело — придумать новую систему развития территории, как сделал Явейн.
— Член жюри Барбара Энгель сказала, что для жюри при выборе призёров был очень важен тот момент, что все
— Ну, например, Скемптон был выбран, потому что он показывает то качество, которое сегодня редко встречается в проектах: очень много фантазии, очень яркие картинки и ясные идеи, и всё это очень оригинально. Именно поэтому мы его и выбрали. Нам кажется, что во многих проектах не хватило такого подхода, когда архитектор пытается создать
— Под сильным образом вы имеете в виду здание «замка-матрёшки»?
— Нет, я говорю о контрасте между верхним и нижним городом. Решить Альтштадт именно в такой мелкой исторической планировке с такими домиками — это очень сильный образ. Особенно в контрасте с монументальным верхним городом. В итоге получилось сочетание сильной архитектурной идеи и градостроительного проекта.
«Центр города формирует жильё»
— Вот вы говорили, что многие проекты были похожи между собой в градостроительном плане. Взять ту же квартальную планировку. Почему оно так получается, есть
— Да, это связано с многими вещами. Проведу небольшой исторический экскурс: до 70-х годов в Европе, как и в Советском Союзе, была очень велика доля участия муниципалитета в городском развитии. Многие объекты финансировались из бюджета, причём не только их строительство, но и содержание. Те же парки, например. Но оказалось, что это очень дорого, и состояние городской среды стало ухудшаться. За этими местами никто не следил, потому что общественное — значит, ничьё. Муниципалитет был вынужден уменьшать свою долю в городском развитии. Затем городские власти стали больше работать с девелоперами, отдавая развитие города им. Когда частный заказчик строит, он, конечно, хочет застроить весь участок. И это логично, ведь это его собственность, и он хочет выжать из неё побольше. Множество участков по соседству застраивается, и получается квартальная застройка. Ну и город, конечно, диктовал условия, чтобы инвестор формировал уличный фронт, а не строил башни и заборы. В таком подходе и проявился снова исторический образ города, который так же развивался из частной собственности, когда у людей была земля, и они на ней строили дома. Всё те же капиталистические принципы. И поэтому в градостроительстве этот исторический подход последние 30 лет превалирует в Европе. И сейчас в России тоже начал набирать силу.
— Вот вы говорите об уплотнении застройки в центре, да и почти все конкурсанты это предложили, но калининградцы вполне справедливо опасаются, что здесь вырастут всё те же элитные башни с заборами, и центр останется недоступным для горожан.
— Это, конечно, важный момент. Для того и существует городское регулирование, чтобы этого избежать. Скажем, центр Лондона или центр Парижа — это элитное жильё? Элитное жильё — это хорошая среда, но хорошая среда должна быть доступна всем. И если есть условия, если есть качественная архитектура, тогда получается и хорошая среда, и жильё в этой среде будет расти в цене, и для всех появится красивый город. К сожалению, опыт в России пока очень плохой. Действительно,
— Надо сказать, что калининградцы очень трепетно относятся к городской зелени — готовы сражаться за каждое деревце. И взять, например, ту же застройку Альтштадта, одобренную жюри и властями — она вряд ли будет одобрена горожанами. Многие считают, что там должен оставаться сквер…
— Какой сквер?
— Ну у нас, если есть деревья и дорожки, то это сквер.
— Я думал, что это трасса.
— Между трассой и рекой там посадки. Так вот, главный архитектор Калининграда сказал, что сейчас эта территория — мёртвое место.
— Конечно! А кто там гуляет рядом с машинами? Это хорошо для ребенка, везти его рядом с машинами? Конечно, есть укоренившийся стереотип, но надо с этим работать, надо менять этот образ.
— А как вообще в градостроительном плане должна проходить работа с горожанами? Ведь, кроме девелоперов и властей, существуют ещё жители города, их мнение стоит учитывать?
— Здесь очень большая проблема в том, что градостроительство как процесс не открыто для горожан. Буквально. Что предлагает проект Явейна? Предлагает создать маленькие лоты, где каждый житель может построить свой дом. Малый бизнес сможет там строить. В России сложилась традиция — в строительстве участвуют только крупные компании и госкорпорации. Всё делается сверху огромными массивами. В историческом плане всё должно быть наоборот — жители города, поскольку были участниками его строительства, поняли, что строительство — это хорошо, это комфорт, это улучшение ситуации, а не ухудшение. Для этого и нужно строить. А сейчас происходит в России так, что на окраинах городов до сих пор строятся микрорайоны и крупные жилые комплексы. Ужасные, очень плохого качества комплексы. Все инвестиции идут туда, и в центре городов ничего не происходит. Хотя центр города — это самое приятное место жительства. Но
— Ну, к тому же, все привыкли считать, что центр — это общественная застройка, а жильё должно располагаться на периферии.
— Да, это советское мышление. Такое было и на западе 20–30 лет назад, все люди его поддерживали. Я живу в центре Амстердама. 30 лет назад там было очень много пустых старых зданий на каналах. Прекрасные дома 16–17 века стояли пустые, все хотели жить за городом. А сейчас самая дорогая недвижимость Голландии стоит в центре Амстердама. Все эти дома отреставрировали, потому что все понимают, что это самое приятное место, где можно жить. Это изменение отношения населения к центру, к исторической застройке. Я думаю, что здесь оно тоже произойдет, но для этого нужен
«Замок — это не принципиальная проблема»
— Вернёмся к конкурсу.
— Большинство конкурсантов сохраняют и Дом Советов, и замок. Фактически никто не восстанавливает замок полностью. Скемптон восстановил частично, да. Понятно, что были те, кто хотел стереть замок с лица земли, но мы сказали, что так нельзя. Дом Советов вроде почти везде остался. Значит, большинство считает, что следы истории надо оставить и надо с ними работать. Хотя я лично думаю, что восстановление замка — тоже вполне нормальный проект, потому что после войны очень много исторических зданий было восстановлено.
— Но сейчас столько лет прошло, насколько целесообразно будет строить орденский замок посреди Калининграда?
— Для меня лично это не принципиальная проблема. Опять же, чем хороша победа Явейна — он прекрасно знает, что можно, а что нельзя; и он говорит, что очень мало можно там делать с этим замком. Да и вообще, есть законодательство, есть нормативы, это уже не вопрос конкурса, это вопрос составления технического задания. Да и вариантов мало, нужно же ещё
— Но вы, работая с проектами, понимали, что идеального решения найти не получится? Что в любом случае в итоге будет слеплена этакая химера из наиболее удачных вариантов разных авторов?
— Да, конечно. Я думаю, что любой градостроительный конкурс — это поиски идеи, поиски возможного решения. И на основе такого конкурса делается потом более абстрактный регламент, на основе которого потом уже территория застраивается. Это же не архитектурный проект, когда есть заказчик, у которого есть деньги, и который знает, что он хочет. В градостроительстве нужно перерабатывать структуру, чтобы, когда появятся деньги и возможность, начинать строить. А сейчас что происходит? Концепции нет, но
— Вы говорите, что замок для вас — не принципиальный вопрос. А по-вашему, в центре Калининграда какая основная проблема?
— Я не житель, я не знаю, какая у вас основная проблема. У вас есть возможности. Есть огромный потенциал в центре города, который сейчас не используется. Именно потенциал жилой среды, среды для развлечения, для отдыха. Он отдается машинам, парку и не используется людьми. Жалко это потерянное место. У вас люди в Гданьск едут, чтобы получить то, что они могут получить здесь. Это не проблема, нет, но это плохо для развития города. Город должен работать. Тогда он приносит деньги. Город должен развиваться. И если люди не будут тратить деньги в Гданьске, будут тратить их здесь, это будут рабочие места, это будет экономическое развитие города. Если город не работает, то денег не будет. Есть кафе, в нём работает 20 человек, они получают зарплату. И так далее. Это реальность. Это экономика.