Калининградец Антон Сагаль уже несколько лет живёт и учится на архитектора в Милане. В этом году молодой специалист неожиданно для всех, да и для себя тоже, победил в архитектурном конкурсе на застройку территории Королевского замка. В четверг архитектор читает в
Мы не просто ткнули пальцем в карту— Вы калининградец, здесь отучились на связях с общественностью, как вас дальше развернуло в сторону архитектуры?
— На одном из сайтов было написано, что я якобы пиарщик, но это не соответствует действительности. У меня это образование есть, но в пиаре я не работал. Я на третьем курсе начал заниматься графическим дизайном, даже с друзьями калининградскими создали свою компанию, но в определенный момент захотелось
— А почему именно Милан?
— Существуют стереотипы, что итальянцы впереди планеты всей во всём, что связано с архитектурой и дизайном, что отчасти правда, а отчасти не совсем. Но это была такая авантюра, хотя мы не совсем, конечно, пальцем ткнули в карту. Плюс ко всему моя девушка, будущая жена, хотела заниматься
— С
— Учимся вместе, на разных факультетах. Мы уехали туда в
— На какой стадии сейчас ваше обучение?
- Бакалавриат окончен. Я уже и магистратуру окончил, мне остаётся сдать пару экзаменов и защитить диплом. Который уже практически готов.
— А дальше как планируете — оставаться в Италии, возвращаться сюда или в Москву?
— Это больной вопрос, у нас постоянно по этому поводу жаркие дискуссии. Мы рассматриваем вариант остаться в Милане, но там не самая благоприятная среда для архитекторов, потому что они не очень много строят. Работы для архитекторов мало, а архитекторов много. Есть ещё другие профессии, которые от этого пирога тоже отрезают куски, поэтому архитекторам совсем мало остаётся, и это порождает такие странные феномены чуть ли не профессионального каннибализма. Часто крупные студии используют молодых архитекторов для достижения собственных целей — бесплатная работа, бесплатная стажировка и так далее, и тому подобное.
— А Калининград?
— Калининград — интересный и безусловно хороший вариант. У нас условно идея в том, что, если бы были
— Антон, вы сейчас чувствуете, что архитектура — это ваше?
— На 90%. До конца, конечно, сложно говорить, потому что уверенности полной никогда не бывает, но сейчас мне нравится, архитектура — сложная профессия, и психология в ней играет большую роль. Уверенности полной в своих силах нет, и пока её не будет, будут неизбежно возникать сомнения.
— Вы говорили, что победили в конкурсе «Вишнёвый сад» в Белгороде в составе другой группы архитекторов. А ещё в
— Да, я во многих конкурсах участвовал, не только в этой студии. Порядок или принципы проведения конкурсов,
— Есть уже
— Есть реализованные, но только временные конструкции. Был небольшой павильон, который мы делали для компании из Калининграда для выставки в Москве. Но серьёзных реализаций пока нет. К тому же основной профиль студии, в которой я работаю, это скорее градостроительство, чем архитектура, сроки реализации в этой сфере гораздо длиннее, и не всегда самих авторов градостроительной концепции допускают к реализации архитектурных проектов, поэтому с реализацией всё достаточно сложно.
— В данном случае, судя по проекту, вы тоже больше упор делали на урбанистику.
— Да, потому что в Калининграде, на мой взгляд, это больная тема. Мне кажется как раз, что Ханс Штимманн, когда выделил проект, и многие архитекторы, опять же европейские, обратили внимание именно на урбанистический эффект, который создаст новое здание, то есть какое оно организует пространство. Да, безусловно, урбанистика очень большую роль играла — и мне кажется, для этого проекта и для этого места это был ключевой фактор.
— То есть вы взяли чертежи замков и по их лекалам организовали пространство на площади?
— Не совсем так. Да, я изучал всё, что мог достать из рисунков того же Ларса, и сама идея в том, что я предлагаю восстанавливать не полностью весь замок, потому что это очень сложно, дорого и не имеет особого смысла в этом контексте, а восстановить лишь наиболее значимые его части. А новая структура, в свою очередь, не повторяет контур замка, его форму, она примерно совпадает по осям с его бывшей конфигурацией, но
— По масштабам вы решили ограничиться четырьмя этажами?
— Современная часть имеет две высоты — 4 и 6 этажей. Та, которая имеет 4 этажа, соединяет Западный и Восточный флигели. А Дом Конвента, в котором 6 этажей и где находится универсальный зал, он, соответственно, выше и становится третьим элементом в этом ансамбле. То есть у нас есть Западный флигель, Восточный флигель и третий элемент, третья точка притяжения — это как раз Дом Конвента, который уравновешивает всю эту структуру. Центральный флигель и переход между флигелями выполняют с точки зрения урбанистики роль связующих звеньев, и они наполнены, естественно, определёнными функциями.
— Вы, в том числе, восстановили башню Западного флигеля?
— Ну да, потому что она является его частью, и это один из самых главных элементов узнаваемости этого замка. Когда мы начали смотреть фотографии, то мы поняли, что в массовом сознании есть определённые закреплённые изображения замка, его образ, но если ты начинаешь глубже изучать замок, ты понимаешь, что большинство фотографий ты не видел. Например, с той же северной стороны я вообще не знал, что замок из себя представляет. Я думаю, что и в общественном сознании есть такие иконические изображения, как Западный флигель. Он узнаваем, естественно, он ассоциируется непосредственно с замком. А
— Башня по высоте будет ограничена?
— Нет, башня будет полностью в оригинальных масштабах, идея в том, чтобы те части, которые мы восстанавливаем, воссоздать в том виде, в каком это существовало на самом деле, полностью в оригинальных объёмах, с той же толщиной стен, чтобы попытаться реконструировать тот же эффект, который создавали оригинальные внутренние пространства. Не пытаться сделать декорацию, не пытаться
Этим проектом мы пытаемся решить очень много противоречий
— А что по поводу археологических раскопок, то есть того, что там уже есть? Как вы предлагаете с этим поступить?
— Я предлагаю,
— Были идеи и вовсе всё раскопать и накрыть стеклом. Как вы это оцениваете?
— Сама идея неплохая, но проблема в том, что это, мне кажется, не совсем верно для центра города, для центрального объекта. Если бы это был, скажем, объект
— Это не создаёт общественного пространства,
— То есть вы придерживаетесь мнения, что центр должен работать в любом случае?
— Да, он должен функционировать, он должен быть очень гибким, это не должна быть просто консервация, потому что это не вариант для Калининграда. Может, для
— Вы знакомы с проектом «Студии 44»? Там просто такой подход, что нельзя создавать историческую поделку, что можно использовать только современные материалы, чтобы объект не претендовал на историзм.
— Эти рассуждения распространены в Европе, что нет смысла восстанавливать, потому что исторической ценности эти объекты уже не имеют. Я с этим не совсем согласен. Для нас каждый домик, который был бараком немецким, обладает определённой ценностью, потому что у нас этого очень мало, большая часть была разрушена. Когда символа нет, когда есть большая потребность
— В целом архитектурные школы Европы, Италии и России, в частности Калининграда, как отличаются?
— О калининградской школе я мало что знаю, потому что архитектуру изучал только в Италии, ну и с московской тоже не особо знаком. Но если брать Италию, то они,
Все думают, что они фотографы, потому что они фотографируют
— К слову о сравнениях. Сейчас в России набирает популярность движение урбанистики, правда, оно здесь, похоже, несколько в ином виде существует. Но в целом, как вы считаете, в Калининграде
— Есть несколько прецедентов.
— Я так поняла, что в классическом понимании урбанистика — это в большей степени градостроение, чем то, что у нас происходит?
— Ну, с одной стороны, мне очень нравится, что такое большое внимание уделяется городской среде, потому что здесь больше идёт работа с городской средой, нежели с городской структурой. Я не всегда согласен, когда люди, не имеющие отношения к урбанистике, называют себя урбанистами. Это то же самое, как фотографы — все думают, что они фотографы, потому что они фотографируют. Не совсем верно. Может, просто не существует такого правильного слова, которым можно было бы назвать людей, которых интересует городская среда. Урбанистика как сфера намного шире, намного сложнее.
— Для этого
— Да, но необязательно нужен
— Сейчас есть в Москве «Стрелка», в Питере «Среда», те институты, которые работают в этом направлении. В Калининграде
— А почему бы и нет? Всё возможно, было бы желание. А культурное сообщество будет только за, и его плотности хватит, чтобы организовать, по крайней мере,
— Рассматривали для себя возможность преподавать в будущем?
— Было бы интересно. Возможность не рассматривал, но думаю, что было бы интересно.
— Вы, приезжая в Калининград каждые полгода, видите перемены, и у вас, опять же, меняется
— Постоянно. Это больная тема. Потому что появляются новые знания, новое видение, и плюс ко всему я не привязан к этой среде. Я могу, с одной стороны, быть очень включенным в нее, а с другой — иметь взгляд со стороны. Естественно, у меня есть гигантское количество идей практически на каждую точку города. Потенциал — он на поверхности, здесь даже особых знаний не нужно. Есть
— Ну вот
— Если прямо так сразу, то вот, например, ул. Профессора Баранова, которая идёт от площади Победы к «Эпицентру», её давно пора освободить от транспорта и сделать пешеходной. С другой стороны, переквалификация в пешеходную улицу не всегда возможна, потому что Калининград разбит дорогами на гигантские блоки, они очень большие, во много раз превышающие европейские кварталы. В Европе проницаемость высокая. С одной стороны, уменьшает трафик, с другой — горожанам деться некуда. У нас же есть эти гигантские микрорайоны. И когда ты не идёшь традиционно по Ленинскому из одной точки в другую, а пытаешься уйти во дворы, тебе открываются внутренние пространства, которые полны зелени, в которых часто встречаются
Лета у нас не было
— Вернёмся к вашему проекту. Вы впервые взялись за такую работу в одиночку?
— Да, это была большая авантюра. Как раз в мае жена мне задала вопрос: «Ты уверен, что ты хочешь в этом участвовать?». Я сначала предложил поучаствовать студии, в которой работаю, они подумали и отказались, сказали, что не могут выделить людей. Поэтому я начал искать другие пути, начал думать, может, сделать это самому. Оля сказала, что я могу и сам, но когда я начал серьезно думать над этим, она спросила — ты уверен? Она понимала, что конкурс очень сложный и очень большой. До определенной стадии идет проектирование, а потом уже начинается работа непосредственно над графикой. В конечном счёте я решил ввязаться в эту авантюру, хотя, конечно, нельзя сказать, что я делал всё один. Может, проектировал я в одиночку, но были также промежуточные собрания с друзьями, раз в пару недель мы связывались по скайпу, и для меня это было очень полезно, потому что была возможность с
— Вы создавали проект в Милане или в Калининграде?
— Я был в Милане, а заканчивал вообще его в Германии, потому что поехал к брату.
— А как вы вообще прошли квалификацию, там же были определённые требования к участникам?
— Это распространенная практика, в Европе часто такое бывает, когда люди чувствуют, что им
— Такая история Золушки получилась.
— На самом деле, никакой феи не было, если только Оля. А за всем этим стоят невероятные мучения. Всё это достигалось кровью и потом, а также тяжёлым трудом по 15 часов в сутки. Лета у нас не было. На
— Мучения того стоили?
— Безусловно. Авантюра оправдалась.
— Было такое, что просто хотелось взять и бросить всё?
— Десятки раз! (смеётся)
Большой удачей было пожать руку Хансу Штимману
— Была речь о том, что вы не успели доделать визуальную часть.
— Да, там был интересный момент, хочу рассказать, чтобы у людей было представление, каким образом получилось так, что планшеты, представленные крайне абстрактно, выходят в финал и там еще побеждают. Основной чертеж я целенаправленно делал в таком виде, потому что он очень хорошо описывает пространства, которые создаются, и вообще то, как эти здания работают с точки зрения урбанистики и городской среды. И надежда была только одна. Я знал, что до 28 августа нужно сдать планшеты, до 7 сентября нужно сдать презентацию. Я сдаю планшеты и понимаю, что я, естественно, не сделал так, как я хотел это сделать, не представил так, как я хотел это представить, то есть полное разочарование. Однако есть еще презентация, и, возможно, если я смогу попасть во второй тур, когда будут отобраны 10 претендентов, тогда, если у меня будет очень хорошая презентация, я смогу за
— Наверное, дело в том, что и Штимманн, и Голдхоорн в первую очередь градостроители и смотрят на пространство в целом?
— Безусловно. Я в таком ключе на это не смотрел, но вы абсолютно правы, потому что они сразу поняли, как это работает и какой потенциал у этого есть. Было безумно приятно, что получилось встретиться со Штимманном. Мы из социальных сетей узнали результаты и подумали, почему бы и нет, давай поедем туда, мы были как раз с моим другом, Димой Тараном, который оказывал мне всевозможную поддержку. Конечно, большой удачей было пожать руку Хансу Штимману, да и всем остальным тоже.
— А как из социальных сетей узнали о результатах?
— Я не помню, Оля мне из Милана написала, она
— Какая часть проекта была самой сложной?
— Наверное, здание Конвента, потому что сама идея вынести его за пределы контура замка была достаточно радикальной, и когда я смотрел на этот проект сверху, в плане, я думал, что странная штука получается, но с другой стороны, пространства, которые образуются, мне нравятся. И я долго думал, как это интегрировать, как связать все это вместе с Домом Советов. Проблема была в том, что оно (новое сооружение) не должно было быть слишком выразительным, потому что в этом случае оно начало бы перетягивать слишком много внимания от того же Западного флигеля, который является непосредственно монументом, поэтому был выбран такой стиль достаточно грубый, простой, с кирпичной стеной, большими окнами. Большой вход. Чтобы
— Есть
— Хочется доделать до конца. Работы
— Даже если так получится, что здесь
— Это невозможно. Когда уже проект закончен, когда нет конкретной точки времени к которой нужно его сдать, практически невозможно сесть и закончить. Есть
Фото — Виталий Невар; предоставлены НП «Градостроительное бюро „Сердце города“»
* Facebook — Социальная сеть признана в России экстремистской Тверским судом города Москвы. Запрещена и заблокирована в РФ