Валерий Селезнев: «Работу Думы четвертого созыва я оценил бы на «2» с минусом»


Валерий Селезнев. Фото "Новый Калининград.Ru".

Заместитель председателя калининградской областной Думы и руководитель регионального отделения Либерально-демократической партии России Валерий Селезнев в интервью «Новому Калининграду.Ru» рассказал о надеждах оппозиции на предстоящие выборы, о несовершенстве принципа назначения министров, о «молчаливом большинстве» Облдумы, а также пояснил, чего он ждет от губернатора Цуканова в ближайшие годы. 


От редакции: В преддверии выборов, которые состоятся в марте 2011 года, портал "Новый Калининград.Ru" проводит серию интервью с лидерами отделений всех партий, участвующих в выборах, а также с известными политиками, баллотирующимися по одномандатным округам. Все интервью будут собраны в реализуемом в сотрудничестве с областной избирательной комиссией спецпроекте "Дума номер пять", в котором будет собираться вся новостная, справочная и аналитическая информация о грядущем волеизъявлении жителей области. Все интервью и прочие материалы публикуются на безвозмездной основе и не являются в какой-либо степени агитационными. 

- Для начала хотелось бы узнать ваши планы на ближайшие выборы в областную Думу и окружной совет Калининграда. Каковы основные кандидаты?

- Ни для кого не секрет, что целью любой политической партии является приход к власти. ЛДПР не исключение. Конечно, наша задача получить наибольшее количество мандатов различного уровня. Политическая система, к сожалению, в России после свержения царского режима однопартийна. Руководство прекрасно понимает, то не может быть однопартийной системы, поэтому дает другим партиям возможность участвовать на выборах. Реально, если посмотреть на результаты всех выборов, правящей партии доверяют не больше 25% населения. Это определяется очень легко: я беру максимальную явку на парламентские или депутатские выборы – 50%. От 50% населения 50% голосуют за правящую партию. Соответственно, 1/4 населения принимает судьбоносное решение для региона и в целом для всей страны, решает за 75% населения. Мы с этим не согласны, поэтому пытаемся всячески призвать наших избирателей прийти на выборы. Эти 75% населения хотелось бы призвать просто прийти на избирательный участок, проявить свой гражданский долг и просто проголосовать. Не важно, за кого. Может быть, зачеркнуть этот бюллетень, с собой его взять, но явка нужна хорошая. Если будет хорошая явка, тогда и правящая партия, и оппозиция не будут иметь претензии к избирателям. Тогда избиратели могут предъявлять права и требовать от партий, которые они выбрали. А сейчас получается наоборот.

- Ну, судя по последним выборам в области и данным от избиркомов, явка увеличивается. Некоторые муниципалитеты даже ставят свои рекорды.

- Это, наверное, благодаря работе оппозиционных партий. Потому что правящей партии это не выгодно. Мы помним довыборы в областную Думу, когда депутат прошел с одной тысячью голосов, а округ у него 40-тысячный.

- И все-таки поговорим конкретно о кандидатах от вашей партии. Кто возглавил партийный список и по каким округам будут баллотироваться кандидаты?


- Я вам скажу первую тройку, которая известна. Первым идет Владимир Вольфович Жириновский, второй Селезнев Валерий Викторович и третьим - Хорава Олег Игоревич. И я надеюсь, что у нас будет 3 мандата и будет 3 депутата. Владимир Вольфович у нас определился идти первым в списке. Задач преследуется несколько. Если «единщики» («Единая Россия», - прим. «Нового Калининграда.Ru») формируют списки популярными людьми – артистами, сценаристами, спортсменами, - мы будем действовать так же. Естественно мы закрыли округа, сейчас идет подготовка к сдаче документов.

- А что насчет окружного Совета Калининграда?

- И окружной Совет почти весь закрыли.

- Там вы как свои шансы оцениваете? Ведь если в областной Думе у нас стабильно присутствуют депутаты от оппозиции, то в окружном Совете их представительство крайне мало.

- Городской совет, мы знаем, сформирован весьма состоятельными людьми, элитой бизнеса города Калининграда. Они не стали принимать закон о выборах депутатов городского совета, и какие послания бы ни делал президент, им глубоко фиолетово. Мы помним, что и в предыдущем послании Федеральному Собранию президент намекнул, что нужно делать выборы смешанные, как минимум 50% по партийным спискам, 50% - одномандатники. Но депутаты не слышат. Ведь они понимают прекрасно, что тогда из 29 депутатов у «Единой России» не будет большинства. Нужно будет отдать половину оппозиционным депутатам. Соответственно, они не поменяли устав, оставили выборы в старой пропорции и рассчитывают опять пройти своими деньгами. К сожалению, наш избиратель такой, что может повестись на одноразовую подачку. Крупу, муку, сахар принесут, и он влюбляется в этого депутата, но не понимает, что за этот килограмм пшена, который он получил, депутат возьмет с него тонну за срок своих полномочий. Он такие примет законы, что избирателю сладко не покажется, и тогда избиратель выходит на мероприятия, которые проводит оппозиция. Хотя в день голосования купился за 3 рубля.

Нужно, чтобы в выборах участвовали простые люди. Если одномандатная система выборов существует, то пускай идут врачи, заслуженные люди Калининграда, интеллигенция. Но они не могут туда прорваться. Первое: их заставляют идти по подписям. Второе: им нужно сформировать кандидатский фонд. Мы прекрасно понимаем, что с теми финансовыми тяжеловесами, которые в городском Совете, не реально что-либо сделать. Они покупают билборды, они покупают газеты, они покупают телевидение. Вот в этом несправедливость. А если бы было по партийной системе, мы могли бы туда выставить в партийный список заслуженных людей.

- Но ведь большинство избирателей очень часто идут за громкими именами, теми, которые они слышали из новостей. Сейчас у всех на устах Дорошок, Гинзбург, Чесалин и прочие.

- Те фамилии, что вы назвали, ну только Гинзбурга я бы выделил, а Дорошок… За него все сделали СМИ. На митинге Дорошок только вышел и зачитал резолюцию, основная нагрузка была на партиях. 

- Вы сотрудничаете с оппозиционными партиями? Михаил Чесалин, например, сказал, что «Патриоты России» не выставляли своих кандидатов по тем округам, по которым идут яркие оппозиционные фигуры. Вы как-то согласовывали свои действия с другими оппозиционерами? Ведь дружить вместе против кого-то обычно легче.

- Ну, пока есть предварительная договоренность с коммунистами, что мы будем контролировать избирательный процесс в плане нарушения законодательства. Будем сотрудничать в плане наблюдения в день выборов. Законодатель ведь установил так: кандидат не может быть членом избирательной комиссии. Соответственно на пределе людской ресурс, так как очень много будет участков. Я думаю, что мы будем договариваться с коммунистами, с «Патриотами России», с остальными я не вижу, что можно вести диалог. В том числе, ближе к голосованию мы будем смотреть: если у других оппозиционных партий более яркий лидер, то мы им мешать не будем. Попробуем договориться в том округе, где наш кандидат, чтобы между собой не растаскивать голоса и не отдавать их правящей партии. Нам нужен состав Калининградской областной Думы не в том виде, в котором он сейчас находится, – молчаливого большинства.

- На сколько, по-вашему, мест в областной Думе может рассчитывать калининградская оппозиция?

- Опять вернусь к избирателям: к сожалению, политическая грамотность слабовата у нашего избирателя. Я присутствовал на выборах, которые проходили у нас в области, там на выходе с участков проводился опрос. Я стоял и слушал, как людей спрашивали, за кого они голосовали. Выходили пенсионеры и говорили: да все нехорошие. Мы вот за справедливость. Понимаете? Люди у нас порой идут за словосочетанием. Вот это профанация. 

- И все-таки, сколько мест в областном парламенте, по вашим прогнозам, займет оппозиция, под какими бы названиями она не выступала?


- Думаю, что мы можем рассчитывать на 40%-50% мест.

- И что тогда? Изменится работа Облдумы, она перестанет быть молчаливым большинством?

- Конечно, в новом составе Думы, даже если пройдут и «Единая» и «Справедливая» России, будет весьма широкое представительство оппозиции. Мне кажется, что квалифицированного большинства 2/3 они («ЕР» и «СР», - прим. «Нового Калининграда.Ru») не наберут, то есть уставные законы они не смогут провести. Тут еще важно, чтобы новый состав Думы пересмотрел свой внутренний регламент. Я на протяжении 5 лет был ярым противником заочного голосования. Отсутствующие депутаты, летя в самолете, дают согласие по какому-нибудь из вопросов.

Чем больше будет депутатов, не относящихся к правящей партии, тем будет интереснее взаимодействие Думы с представителями исполнительной власти. Не будет заочного голосования, потому что избиратели будут вправе спросить у оппозиции. Если партии обманут ожидания, то на следующих выборах и «Единой России», и ЛДПР, и КПРФ мало не покажется.

- Вы стали депутатом регионального парламента еще в 2000 году и вам есть с чем сравнивать. Поэтому хочется узнать, как вы в целом оцениваете работу областной Думы четвертого созыва?

- Да, у меня есть с чем сравнить, а именно с Думой третьего созыва. Работу Думы четвертого созыва я оценил бы на «2» с минусом. Сначала какие-то инициативы были, в том числе и мои: я работал, люди смотрели материалы, готовили законопроекты. Но они на стадии внесения в Думу заворачивались. Я сделал несколько попыток, но потом понял, что это бесполезно, простая трата времени. В лучшем случае дадут выступить на заседании, но через 2 минуты свернут. Стадо молчаливого большинства. Любое армейское подразделение позавидовало бы такой структуре.

Почему низкая оценка? Потому что наших инициатив в Государственной думе не было.

- Их не было в Госдуме, потому что инициативы не дошли, или предложений не было вовсе?

- Предложения были. Я, например, выходил с законопроектом об увеличении ответственности за угон автомобилей. Но меня не пустили. Мой коллега Гинзбург 2 или 3 года пытался это послание протащить (ежегодное послание губернатора Областной думе, - прим. «Нового Калининграда.Ru»). Ему не дали.

- В октябре прошлого года, когда губернатор Николай Цуканов собрал руководителей региональных отделений партий, он предложил вместе работать над проектом развития области и чаще встречаться таким составом. Идет ли сейчас работа над этим проектом и налажен ли контакт губернатора с региональными отделениями политических партий?

- У нас перед Новым годом проходил политсовет, который создал Георгий Валентинович Боос, я предложил его сократить. Если он политический, то должен состоять чисто из политических партий, зарегистрированных в Минюсте РФ, а не из журналистов, телеведущих и прочих. Николай Николаевич поручил правительству рассмотреть этот вопрос, и после Нового года мы должны снова встретиться. Личные беседы с губернатором были перед Новым годом, а официально, как представитель партии ЛДПР, мы с губернатором еще не встречались. Я прекрасно понимаю, что недавно исполнилось 100 дней, как новый губернатор исполняет свои обязанности. Это тяжелая работа: команду сформировать, взаимоотношения с Москвой наладить, еще тут бюджет как раз накатывает. Я думаю, что мы в период выборов будем встречаться. В целом я могу отметить, что Цуканов боле закрытый, чем Маточкин, но более открытый, чем Боос.

- Кстати, по поводу составления своей команды. Довольны ли вы новыми назначениями в правительстве? Были ли у вас свои предложения, свои кандидаты на эти посты?

- Вы знаете, мои люди подавали сведения в госрезерв и в правительство. Когда пошел клич еще раз сдавать документы, они просто не захотели, потому что уже не верят. Если стоит галочка «ЛДПР», «КПРФ», то их кандидатуры будут рассматривать в самую последнюю очередь. Я прекрасно понимаю, что у губернатора связаны руки правящей партией. А вот если бы формирование правительства проходило при участии областной Думы, то тут извините, губернатор мог бы сказать, что так проголосовали депутаты.

- А инициировать законодатели подобную процедуру...

- Могут. Состав следующей Думы может прописать это в законе. У нас ведь так было: были начальники управления, которые назначались депутатами областной Думы. Мы можем к этому вернуться.

- Можете уже оценить работу нового губернатора по налаживанию контакта с областной Думой?

- Губернатор сейчас строит несколько иначе взаимодействие с областной Думой, в отличие от предыдущего. Цуканов рабочий такой человек, он прекрасно понимает работу. Я очень сожалею, что он состоит в «Единой России».

Но вообще, 100 дней руководства губернатора, мне кажется, это маленький срок, чтобы делать какие-то выводы. Для руководителя нужен более длительный период. К сожалению, Калининградская область не имеет губернатора больше одного срока. И Николай Николаевич, наверное, не будет исключением. Мы перебрали всех: от академиков, хозяйственников, военных, коммерсантов. У Цуканова есть еще резерв. Человек он способный, амбициозный.

- Непосредственно вы какие надежды возлагаете на губернатора Цуканова? Что, по-вашему, изменится в регионе за время его руководства?


- От губернатора, конечно, больше зависят тарифы. Из тарифов складываются условия потребительской корзины. Если губернатор сможет привести тарифы хотя бы на российский уровень, то это будет достойно. Чтобы у нас не были самые большие цены на топливо, газ, электричество. Я возлагаю на него эту надежду, считаю, что он сможет все сделать. И, соответственно, хотелось, чтобы жители Калининградской области пользовались своими ресурсами – морем и тем, что у нас находится в земле. А не так - к морю не подъехать - все приватизировано, янтарь принадлежит всем, кроме жителей Калининградской области.

- И снова о партии. В прошлом году региональное отделение ЛДПР не становилось ярким участником каких-то важных событий в регионе. Мы вспомнили о партии в марте, когда она хотела организовать свой собственный митинг, но потом отказалась от этой затеи, и вот, в общем-то, все. О других партиях говорят, их обсуждают. Почему ничего не слышно об ЛДПР?

- Вы знаете, выход на улицу – это крайний метод. Нельзя манипулировать нашими людьми и выводить их на улицу по любому поводу. Улица провоцирует на беспорядки, это очень серьезно и ответственно. Я считаю, что работу, которую нам доверили избиратели, мы выполняем в полном объеме. Мы представляем их интересы в законодательном органе власти. Хочется больше расширить представительство, чтобы мы могли непосредственно влиять на все. Пока же мы можем просто говорить. Двумя голосами можем говорить, предлагать, но это не принимается. Вы говорите, что ЛДПР не заметен. Мы принимали участие в пикетах против бюрократии, против наркотиков проводили в Светлом. Но вывод на улицу я никогда не ставлю в заслугу, в отличие от некоторых руководителей.

На мой взгляд, в целом, партия полностью должна отражать взгляды руководителя партии: стратегия, направления. Кое-что из наших программных установок сегодня уже работает. Вот отменены выборы мэров. Плохо это или хорошо? Я считаю, что хорошо. Сити-менеджера можно всегда снять. Другое дело, что принадлежат все одной партии.

Я вашу критику, конечно, понимаю, и воспринимаю, но поверьте: просто так мы людей на улицу не будем выводить. Мы не как некоторые, которые вывели, а потом продались.

- Ну и последний вопрос: есть ли поддержка регионального отделения из федерального центра? Может, Жириновский планирует приехать?

- Владимир Вольфович обещает приехать в марте месяце, он поставил в график посещение Калининградской области. ЛДПР – это же его детище, и он очень глубоко переживает, что происходит в регионах. И мы считаем большой поддержкой то, что Владимир Вольфович согласился возглавить наш партийный список.

- Спасибо за беседу.


Тест - Мария Бочко, фото "Нового Калининграда.Ru"