Вадим Хлебников
Конец политики
Как мы попрощались с Александром Ярошуком, а заодно и с публичной региональной политикой
Уходящий 2018 год ознаменовался ликвидацией, вероятно, последней точки напряжения в региональной публичной политике — исторически сложившегося противостояния губернатора и главы столицы региона. Прямых выборов главы Калининграда сегодня нет. Человек, который когда-то побеждал на прямых выборах, отстранен от исполнения полномочий «в связи с переводом на другую работу». Новый мэр предельно лоялен и зависим от губернатора. Губернатор предельно лоялен и зависим от безымянного чиновника в администрации президента. В этом смысле 2018 год можно считать временем окончательной достройки так называемой вертикали власти, которая не нуждается в альтернативной точке зрения.
Областная Дума уже давно перестала быть местом для содержательных дискуссий, однако в минувшем политическом сезоне она перестала быть и площадкой для квалифицированных суждений, если таковыми не считать выступления редких оппозиционеров, например, об отсутствии необходимости повышать губернатору зарплату. Депутаты-бизнесмены без лишних вопросов голосуют за любую инициативу и с любой удобной для исполнительной власти скоростью.

Впрочем, монолитная властная вертикаль — вещь обоюдоострая. Когда Кремль становится единственным политическим актором, управляющим территориями через сеть иногда едва различимых молодых технократов, он утрачивает возможность перекладывать вину на «зарвавшихся бюрократов». Ответственность за ошибки на местах несет сам Кремль и персонально президент Владимир Путин. Это хорошо видно по результатам последних социологических исследований «Левада-Центра». Число респондентов, которые считают, что основную ответственность за проблемы несут региональные и муниципальные власти, снизилось с лета 2016 года (его можно считать стартом проекта «молодые технократы») с 27 до 13%, а доля считающих лично ответственным за проблемы Владимира Путина, пропорционально выросла с 40 до 55%.
Лишение граждан, казалось бы, и без того отсутствующих альтернатив на губернаторских выборах порождает ответную реакцию населения. Она ярко проявилась во время региональных избирательных кампаний 2018 года. Волна протестного голосования «избрала» губернаторами технических кандидатов-спойлеров. Как отмечает политолог Александр Кынев, голосование происходит по модели «хоть за черта лысого, лишь бы не за единоросса». Дорого обошедшееся Кремлю избрание во Владивостоке «универсального губернатора» Олега Кожемяко едва ли можно считать доказательством обратного. Расчеты специалиста по российской электоральной статистике, математика Сергея Шпилькина, показывают, что в процессе подсчета бюллетеней могло появиться порядка 170 тыс. «лишних» голосов. А значит, результат кандидата Кремля мог быть не 62%, а 46. То есть второй тур, в котором, как показывает практика предыдущих выборов, кандидат Путина должен был проиграть.
Зачастую можно слышать, что Калининград и Владивосток упоминаются в одном контексте — как географическом (западный и восточный рубежи родины), так и внутриполитическом. Поэтому резко изменившаяся политическая ситуация в стране сводит практически к нулю шансы калининградского губернатора Антона Алиханова на досрочный перевод в Москву вне зависимости от того, мечтает он об этом или нет. Любые дополнительные выборы для Москвы сегодня — это повышенный риск, которого будут любыми способами избегать.

На протяжении последних лет Москве удавалось покупать спокойствие калининградцев. Вложения в территорию в рамках подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу были максимальны на фоне других российских субъектов (20% ВРП). Поддерживать такой темп вложений вряд ли удастся, даже несмотря на странный проект компании бывшего спарринг-партнера президента Аркадия Ротенберга.
Снижение уровня жизни, в том числе из-за изменения пенсионного возраста и повышения ставки НДС, должно привести к росту раздражения. Отчасти именно нарастанием негатива в обществе можно объяснить по большому счету проигрыш экс-мэра Александра Ярошука в Калининграде на выборах в Госдуму. Прохождение в парламент ему фактически обеспечила политтехнологическая мобилизация в небольших городах области и голоса из Приднестровья. Едва ли такой результат можно считать успехом «тонущей» «Единой России», в генсовет которой включили Алиханова. Прикрепление к теряющему популярность бренду вряд ли сыграет на руку губернатору.

В минувшем году калининградские «молодые технократы» решили частично демонтировать систему управления внутренней политикой на областном уровне. Упразднено министерство по муниципальному развитию и сокращена должность специального вице-премьера по внутренней политике. Полномочия переданы первому вице-премьеру областного правительства Алексею Родину, о достоинствах которого известно лишь то, что он является довольно близким другом Антона Алиханова.
С одной стороны, решение логичное — после передачи градостроительных полномочий муниципальный уровень власти в привычном виде перестал существовать. Последние главы-«долгожители» постепенно покидают муниципальную службу, а на их месте не появляется ярких политических фигур. Это означает лишь одно: в обозримом будущем Антону Алиханову и Алексею Родину придется иметь дело непосредственно с жителями области, но им на вопрос «почему» не ответишь «по кочану». А если ответишь, то эвакуация в Москву вверх по карьерной лестнице может оказаться невозможна.
Текст
  • Александра Артамонова
  • Татьяна Зиберова
  • Максим Корончик
  • Алла Сумарокова
  • Денис Туголуков
  • Вадим Хлебников
верстка
  • Артем Дубинин
  • Татьяна Зиберова
  • Денис Туголуков
фото
  • Алексей Милованов
  • Виталий Невар
  • Денис Туголуков