Интернет-конференция Балтийского тендерного центра о новом законе о госзакупках

Интернет-конференция Балтийского тендерного центра о новом законе о госзакупках

С 05 по 12 августа Балтийский тендерный центр и Калининградское городское отделение «Гильдии отечественных специалистов по государственным и муниципальным заказам» приглашают посетителей портала «Новый Калининград.Ru» принять участие в интернет-конференции, посвящённой вопросам реформирования системы закупок.

05 апреля 2013 года был подписан Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данный закон призван заменить скандально известный ФЗ-94 о госзакупках и устанавливает новые правила закупок для государственных и муниципальных нужд.

Федеральный закон охватывает весь закупочный процесс заказчика — начиная от планирования и формирования заказа и заканчивая его исполнением.

Также в скором времени на все муниципальные предприятия и муниципальные автономные учреждения будут распространяться требования Федерального закона от 18.07.2011 г. № 222-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». По этому закону с 01.01.2014 г. указанные организации обязаны раскрывать и публично размещать информацию о всех проводимых ими закупках на официальном портале госзакупок (www.zakupki.gov.ru).

Принятые законы содержат много новых положений и требований, которые еще не использовались в практике закупок. Какие нововведения ожидают заказчиков и поставщиков? Как осуществлять закупки и принимать участие в закупках с 01 января 2014 года?

На эти и другие вопросы посетителей перед проведением обучающих семинаров ответит директор Балтийского тендерного центра, председатель Калининградского городского отделения Гильдии отечественных специалистов по государственным и муниципальным заказам Виктор Викторович Дон

Виктор Дон — квалифицированный юрист-практик, консультант в области корпоративных и бюджетных закупок и продаж государственного и муниципального имущества, генеральный директор ООО «Балтийский тендерный центр», председатель Калининградского городского отделения Гильдии отечественных специалистов по государственным и муниципальным заказам. С 2004 года занимается проблемами регламентированных закупок (прокьюремента) и продаж государственного и муниципального имущества, консультирует организаторов торгов. Ведёт лекции и семинары в государственных ВУЗах. Является автором ряда статей и научно-практических пособий для организаторов торгов. Принимает активное участие в делах, рассматриваемых ФАС России, а также в арбитражных делах.

Вопросы для интернет-конференции принимаются с 05 по 11 августа включительно. Внимание! Вопросы проходят премодерацию. Не допускаются вопросы, содержащие нецензурные или оскорбительные выражения, не относящиеся непосредственно к теме интернет-конференции, не содержащие собственно вопроса, а являющиеся высказываниями.

Общероссийская общественная организация «Гильдия отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказу» (ООО «ГОС»), www.igz.hse.ru; www.ooo-gos.ru

С более подробной информацией можно ознакомиться на ул. Сергеева, д. 2, оф. 313

(4012) 509–401, +7 (929)-16-59-190,

www.baltictender.ru

На правах рекламы

Елена

Здравствуйте! Мы являемся МУП, направление деятельности - сбор денежных средств с населения за жилищно-коммунальные услуги. У МУПа заключены договоры с рядом банков, все договоры на разных условиях, с разной комиссией за услуги банков. Банки принимают платежи с последующим перечислением на счет МУПа. Заключить договор только с одним из банков - бессмысленно, так как нужно охватить территорию и потребителей как можно больше. Дайте совет как заключить договор со всеми возможными банками на разных условиях, не нарушив требования закона №223-ФЗ.

Здравствуйте, Елена!

При ответе на данный вопрос обращаю Ваше внимание на следующие обстоятельства. Во-первых, в соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ о закупках) муниципальные предприятия применяют положения указанного закона с 1 января 2014 года, если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования. Поэтому в настоящее время - до 01.01.2014 г. (если иной срок не будет установлен представительным органом местного самоуправления Вашего муниципального образования) муниципальное предприятие вправе заключать любые договоры с банками без применения положений Закона № 223-ФЗ. Указанные договоры с банками в силу требований гражданского законодательства (п. 1 ст. 422, п. 3 ст. 425 Гражданского кодекса РФ) будут сохранять свою юридическую силу и действовать до окончания срока их действия, определённого сторонами. Во-вторых, после 01.01.2014 г. Ваше муниципальное предприятие должно осуществлять закупки на основании Положения о закупке, размещённого на официальном сайте РФ – www.zakupki.gov.ru . При этом действующее законодательство о закупках оставляет на полное усмотрение муниципальных предприятий разработку условий такого Положения о закупке, в том числе определение возможных способов закупки и условий их применения. В связи с этим ничто не препятствует Вашему предприятию отнести описанный случай закупки к закупкам, осуществляемых у единственного поставщика (исполнителя, подрядрядчика) в Положении о закупке, то есть заключать после 01.01.2014 г. договоры с требуемыми Вашей организации банками напрямую без проведения каких-либо конкурентных процедур (торгов, запросов котировок, запросов предложений и т.п.). Кроме того, даже если заказчиком применяются конкурентные процедуры закупок (например, проводится конкурс на отбор таких банков), то ничто не мешает такому заказчику заключить не один, а несколько договоров, разбив процедуру закупки на несколько соответствующих лотов.

Татьяна

Здравствуйте! Отменяет ли новый 44ФЗ прямые договора с заказчиками? (которые раньреше были не более 400т.р. в квартал?

Здравствуйте!

Вы подняли вопрос, который в настоящее время интересует большинство бюджетных учреждений культуры и образовательных учреждений. В соответствии с действующим законодательством - пунктом 14.1 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» ряд заказчиков (например, музеи, государственные образовательные учреждения) вправе заключать без проведения торгов, запросов котировок гражданско-правовые договоры на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей в отношении одноимённых товаров, работ, услуг в течение квартала. Смысл введения этой нормы в свое время (декабрь 2011 г.) заключался в том, чтобы освободить такие бюджетные учреждения от излишне формализованных процедур размещения заказа и упростить для них процесс заключения договоров (речь в первую очередь шла об образовательных учреждениях). Однако, при принятии этой поправки законодатель совершенного забыл о муниципальных образовательных учреждениях. В результате сложилась абсурдная с точки зрения здравого смысла ситуация, когда например, государственные образовательные учреждения этой нормой закона о возможности заключения договоров до 400 тыс. руб. без проведения торгов, запроса котировок могли пользоваться, а муниципальные образовательные учреждения (в основном это школы) – нет. При принятии нового закона о госзакупках – Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ о контрактной системе) его разработчики публично обещали, что эта ошибка в законе будет исправлена. Так, в часть 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе включён пункт 3 следующего содержания:

1. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:

5) осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным образовательным учреждением, государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив) на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей.

При беглом чтении этой нормы нового закона о госзакупках всё кажется замечательным – ошибка законодателя устранена и муниципальные образовательные учреждения (школы), наконец-то, могут вздохнуть свободно. Однако, на самом деле ситуация напоминает известный рассказ про пропущенную запятую во фразе «казнить нельзя помиловать». Если внимательно прочитать норму закона, то видно, что она относится не ко всем указанным в ней бюджетным учреждениям, а только тем «уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия». Дело в том, что в тексте нового закона о госзакупках допущена грубая опечатка - неправильно указаны окончания слов в одной из фраз, которые меняют весь смысл этой нормы закона:

- вместо фразы «осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным образовательным учреждением, государственным или муниципальным учреждением культуры, уставной целью деятельности которого является сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия» написана фраза «осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным образовательным учреждением, государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия».

С точки зрения логики и здравого смысла трудно представить себе образовательное учреждение, уставной деятельностью которого является не образовательная деятельность, а деятельность по сохранению и популяризации объектов культурного наследия. Если таковые образовательные учреждения и есть в России, то их единицы.

Очевидно, что разработчики закона имели в виду не образовательные учреждения, а учреждения культуры, но перепутали окончания слов в тексте законопроекта.

В результате данной ошибки (опечатки в тексте закона) права осуществлять закупки на сумму до 400 тыс. руб. напрямую (у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика) может лишиться с 01.01.2014 г. большинство государственных образовательных учреждений России. Поэтому, не дожидаясь такого развития событий, образовательным учреждениям и их учредителям следует уже сейчас направлять запросы о разъяснении этого положения закона ответственным за принятие и исполнение нового закона чиновникам (Департамент развития контрактной системы Минэкомразвития России, адрес: г. Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1 , телефоны: +7 (495) 651 79 49, факс: +7 (495) 651 78 78). Чем больше будет таких обращений от образовательных учреждений, тем лучше будет для самих образовательных учреждений.

Андрей

С 01.01.2014 года вступает в силу 44-ФЗ. Будет ли проводится закрытый аукцион в электронной форме? Или его заменят конкурсом?

Здравствуйте, Андрей!

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно части 2 Закона № 44-ФЗ конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Таким образом, по новому закону о госзакупках конкурс, электронный аукцион и закрытый аукцион – это самостоятельные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Условия применения заказчиками закрытых аукционов предусмотрены в ст.ст. 86-91 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Одной из главных особенностей закрытого аукциона, как способа закупки, по новому закону о госзакупках является прямой запрет на публикацию документации о закрытом аукционе, изменений, внесенных в документацию о закрытом аукционе, разъяснений документации о закрытом аукционе в средствах массовой информации и их размещение в единой информационной системе (часть 3 ст. 86 Закона № 44-ФЗ).

При этом закон (часть 8 статьи 86 Закона № 44-ФЗ) прямо запрещает заказчику направлять указанную документацию в форме электронных документов.

Также Закон № 44-ФЗ о контрактной системе прямо указывает, что закрытый аукцион проводится только очно, а именно:

-«4. Участник закрытого аукциона подает заявку на участие в закрытом аукционе в письменной форме в запечатанном конверте» (часть 4 статьи 88 Закона № 44-ФЗ);

2. Закрытый аукцион проводится заказчиком в присутствии членов аукционной комиссии, участников закрытого аукциона или их представителей» (часть 2 статьи 90 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, проведение закрытого аукциона с помощью электронной торговой площадки в рамках законодательства о контрактной системе является невозможным.

Наталья

Добрый день! Наше учреждение автономное. Из бюджета нам выделено 250 тысяч рублей на ремонт, который предполагает прокладку канализации, водопровода, ремонт (покраска стен, покрытие линолеумом пола) туалетной комнаты. Могу я заключить два договора до 100000 рублей в одном квартале: один договор подряда на ремонтные работы, другой - договор купли-продажи на приобретение необходимых стройматериалов для данного ремонта. Не является ли это нарушением закона 94-ФЗ? Спасибо.

Здравствуйте!

Ответ на Ваш вопрос зависит от того, в какой части Российской Федерации (федеральном округе, субъекте Российской Федерации) располагается Ваше автономное учреждение.

Дело в том, что вопрос о правомерности использования бюджетных ассигнований, выделенных учредителем на так называемые «иные цели» подведомственному автономному учреждению без применения положений Закона № 94-ФЗ о размещении заказов не имеет однозначного подхода в российской административной и судебной практике.

Не секрет, что схема выделения бюджетных средств подведомственным государственным автономным учреждениям и государственным унитарным предприятиям получила массовое распространение в субъектах Российской Федерации. Цель схемы проста – избежать при расходовании бюджетных средств соблюдения формализованных требований Закона № 94-ФЗ о размещении заказов.

Суть «схемы» примитивна и основана на следующем пробеле существующего законодательства РФ о размещении заказов, а именно: в статье 4 Закона № 94-ФЗ о размещении заказов государственные автономные учреждения не упомянуты в качестве заказчиков. Поскольку государственные автономные учреждения не является заказчиками в рамках Закона № 94-ФЗ о размещении заказов, то на них не распространяются требования указанного закона при выделении им бюджетных ассигнований в виде субсидий. Данные автономные учреждения должны руководствоваться в своей деятельности Законом № 223-ФЗ о закупках, который позволяет им устанавливать свои собственные правила закупок.

В свою очередь, это позволяет органам государственной власти субъектов РФ, используя такие автономные учреждения, распределять через них бюджетные средства с учётом своих целей и интересов.

Впервые «схема» была применена в г. Москве при выделении средств на строительство и получила распространение во многих субъектах РФ, в том числе Калининградской области.

Однако, в 2011-2013 гг. ФАС России и её территориальные органы попытались бороться с такой практикой расходования бюджетных средств без применения Закона № 94-ФЗ о размещении заказов с разными результатами.

Так, например, в Тюменской области антимонопольному органу удалось доказать в суде незаконность распределения Департаментом образования и науки Тюменской области бюджетных средств на капитальный ремонт помещений подведомственных государственных автономных учреждений через субсидии этим учреждениям (судебные акты по делу А70-8584/2012). Аналогичные судебные акты в пользу антимонопольного органа были приняты и арбитражным судом Краснодарского края по делу № А32-21037/2012.

В основу решений арбитражных судов по этих делам положена фактическая цель расходования субсидий выделенных государственными автономным учреждениям (представителям антимонопольным органов удалось доказать в суде, что расходование субсидии было фактически направлено на удовлетворение государственных нужд субъекта РФ).

К сожалению, совершенно другая практика (подход) по данному вопросу сложился в Калининградской и Самарской области, где суды не согласились с аналогичной правовой позицией территориальных органов прокуратуры и ФАС России (дело № А21-4796/2012, № А21-3156/2012, № А55-33126/2012).

Со всей этой практикой Вы можете ознакомиться на сайте Балтийского тендерного центра:

- Обобщение (итоги) судебной практики по Закону № 223-ФЗ о закупках за 2012 года (за период с 01.04 по 31.12.2012 г.) – см. стр. 39-43; ссылка: http://baltictender.ru/wp-content/files/Itogi_2012_sud223fz.zip

- Обзор судебно-арбитражной практики по Закону № 223-ФЗ о закупках за январь- апрель 2013 года - см. стр. 51-57 (п. 21-22); ссылка: http://baltictender.ru/wp-content/files/obz_sudpraktika223fz_2013_1kv.zip

Поэтому ответ на заданный Вами вопрос напрямую зависит от складывающейся судебной и административной практики того субъекта РФ, в котором Вы находитесь: то, что считается законным в Калининградской области не будет признаваться таковым, например, в Краснодарском крае, Тюменской области, Пермском крае или в других регионах. Надеюсь, что в полном объёме (исчерпывающим образом) ответил на Ваш вопрос.

Наталья Михайловна Орлова

С 01.07.2013г муниципальное образовательное учреждение стало автономным. В нашем городе не принято решение о применении 223ФЗ, соответственно мы по 223ФЗ будем работать с 01.01.2014г. правильно ли проводить открытый конкурс и размещать на своем сайте. Либо можно заключать договор на любую сумму?

Здравствуйте, Наталья Михайловна!

В соответствии с частью 8 статьи 8 Закона № 223-ФЗ ваше муниципальное образовательное учреждение вправе заключать договоры до 01.01.2014 г. любым способом, в том числе как путём проведения торгов, так и без проведения торгов.

Юлия Александровна

Здравствуйте Виктор!хотелось бы задать вопрос по нормам ФКС для понимания. В рамках 94 -ФЗ мы осуществляли заключение договора на поставку электроэнергии, согласно пункта 2.1 части 2 ст. 55 . Теперь по 44 -ФЗ пункт осуществления размещения заказа на заключение договоров энергоснабжения отсутствует, но есть пункт 1 части 1 ст. 93. Сможем ли мы осуществлять размещение заказа согласно пункту 6 части 1 ст. 93 44-ФЗ???

Здравствуйте, Юлия Александровна!

С 01.01.2014 г. у заказчиков будет отсутствовать возможность заключать договоры энергоснабжения напрямую с гарантирующими поставщиками электрической энергии, поскольку данный случай закупки не включён в перечень оснований закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), предусмотренный частью 1 статьи 93 Закон № 44-ФЗ о контрактной системе. Пункты 1 и 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, на которые Вы ссылаетесь в вопросе, отношения к заключению договора энергоснабжения не имеют.

При этом новый закон о госзакупках предоставляет право заказчику осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случаях заключения договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии (пункт 1 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе).

Кроме того, обращаю Ваше внимание, что действие законодательства о контрактной системе распространяется на правоотношения, возникшие после 01.01.2014 г. Поэтому ранее заключённые договоры энергоснабжения сохраняют свою силу до момента их исполнения или истечения их срока действия, определённого сторонами таких договоров.

Светлана Болдырева

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста!!! Я занимаюсь закупками (223-ФЗ) совсем недавно. Директор сказал всем руководителям структурных подразделений чтобы они до 10 числа тек. месяца подали мне заявку на приобретение товаров, работ, услуг на следующий месяц. Эта заявка пишется в свободной форме или есть какая-то установленная форма такой заявки??? Что она должна содержать???

Здравствуйте, Светлана!

Форма заявки на закупку определяется самим заказчиком с учётом особенностей его финансово-хозяйственной деятельности. Законом № 223-ФЗ о закупках она (форма) не установлена. Поэтому Вы можете самостоятельно разработать форму заявки для Вашей организации. В качестве рекомендуемого образца можно использовать, например, приложение № 1 к Положение о закупке БФУ им. И. Канта – см.: http://zakupki.gov.ru/223/clause/public/download/download.html?id=53662 (см. стр. 41-44 Положения о закупке)

Антон Суспицин

Подскажите пожалуйста номер законопроекта «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в части административной ответственности заказчика за ненадлежащее исполнение Закона № 223-ФЗ и на какой стадии рассмотрения он сейчас находится

Здравствуйте, Антон!

23 июля 2013 Комиссия Правительства РФ по законопроектной деятельности одобрила проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который подразумевает введение санкций за нарушение порядка проведения закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, подпадающими под действие закона 223-ФЗ.

С окончательным текстом законопроекта можно ознакомиться по ссылке:

http://naiz.org/news/KOAP_223-FZ.pdf

Что касается реквизитов данного законопроекта, внесённого в Госдуму, то они пока неизвестны. Как только они (реквизиты) появятся, данная информация будет размещена на сайте Балтийского тендерного центра по адресу: http://baltictender.ru/ . Следите за новостями.

Максим Владимирович

Сколько членов комиссии должны иметь по 44-ФЗ повышение квалификации? Или достаточно одного контрактного управляющего?

Здравствуйте, Максим Владимирович!

Обращаю Ваше внимание, что по новому закону о госзакупках предъявляются определенные требования к подготовке (прохождению профпереподготовки, повышению квалификации):

1) членам конкурсной, аукционной, единой комиссии, членам котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению запросов предложений;\

2) контрактным управляющим (работникам контрактной службы заказчика).

В частности, в силу требований части 3 и 5
статьи 39 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, как минимум 3-е из 5 членов конкурсной, аукционной, единой комиссии; 2-е из 3
членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению запросов предложений должны пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок.

Обращаю Ваше внимание на то, что это требование нового закона о госзакупках в отношении членов комиссий по осуществлению закупок начинает действовать уже с 01.01.2014 года. То есть до 01.01.2014 г. необходимо провести обучение указанных членов комиссий в сфере закупок.

Помимо требований к подготовке членов комиссий по осуществлению закупок новый закон устанавливает определённые требования к подготовке контрактных управляющих, работников контрактных служб государственных и муниципальных заказчиков.

Согласно части 6 статьи 38 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Однако, в отличие от членов комиссий по осуществлению закупок для работников контрактной службы, контрактных управляющих законом устанавливается переходный период: если эти лица имеют профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в рамках старого закона о госзакупках (Закон № 94-ФЗ о размещении заказов), то они вправе быть работниками контрактной службы, контрактными управляющими до 01 января 2016 года.

При этом ещё раз обращаю внимание государственных и муниципальных заказчиков, уполномоченных органов о том, что закон в отличие от работников контрактной службы, контрактных управляющих не устанавливает переходного периода для членов комиссий по осуществлению закупок.

В результате практически у каждой российской бюджетной организации, на которую распространяется новый закон о госзакупках, в настоящее время существует проблема: как и где до 01.01.2014 г. обучить членов своих комиссий по осуществлению закупок?

Кроме того, до настоящего времени не утверждён профессиональный стандарт подготовки специалистов в рамках законодательства о контрактной системе, то есть непонятно в каком объёме и по каким требованиям проводить их обучение.

С учётом огромного количества бюджетных организаций, на которые распространяется законодательство о контрактной системе, это очень серьёзная организационная, финансовая и юридическая проблема. Решения этой проблемы пока нет, но, вероятно, в связи с объективной невозможностью исполнения этой нормы законодательства в Закон № 44-ФЗ о контрактной системе будут внесены поправки, снимающие такие требования к членам комиссий по осуществлению закупок.

Надеюсь, что в полном объёме ответил на Ваш вопрос.

Оксана Михайловна Никифорова

Добрый день! Проконсультируйте, пожалуйста. Вопрос в сфере действия федеральных законов №№94-ФЗ, 44-ФЗ. Ситуация следующая: услуги будут оказываться в 2014 году; Заказчик объявил в 2013 году конкурс, в конце декабря Заказчик подвел его итоги; срок заключения договора - январь 2014 г.; на конкурс была подана одна заявка (один участник был допущен к участию в конкурсе). В соответствии с Федеральным законом №94-ФЗ Заказчик обязан заключить договор с единственным участником; в соответствии с п.25 ч.1 ст.93 Федерального закона №44-ФЗ Заказчик в случае заключения договора с единственным участником должен получить согласование у федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль в сфере закупок. В связи с тем, что конкурс проводился в соответствии с нормами Федерального закона №94-ФЗ, необходимо ли Заказчику в январе 2014 года получать согласование органа исполнительной власти, осуществляющего контроль в сфере закупок, на заключение договора с единственным участником такого конкурса?

Здравствуйте, Оксана Михайловна!

Ответ на Ваш вопрос содержится в части 1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, которая устанавливает следующее:

«1. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.»

Таким образом, положения Закона № 44-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением размещения заказов для государственных и муниципальных нужд путём проведения конкурсов, объявленных до 01.01.2014 г., не применяются. То есть конкурсы, объявленные до 01.01.2014 г., «доигрываются» по правилам старого закона о госзакупках (94-ФЗ).

При этом, как следует из содержания Вашего вопроса, Вы не совсем правильно понимаете действующий закон о госзакупках (94-ФЗ). Так, при формулировании Вашего вопроса Вы ошибочно разделяете процедуру проведения конкурса и заключение контракта по его результатам.

В связи с этим обращаю Ваше внимание на то, что согласно части 4 статьи 9 действующего в настоящее время Закона № 94-ФЗ о размещении заказов заказ признаётся размещённым не со дня подписания итогового протокола конкурса (протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе), а со дня подписания контракта.

Поэтому никакой обязанности по согласованию контракта, заключённого с единственным участником конкурса, который был объявлен до 01.01.2014 г., у заказчика в описанной Вами ситуации в рамках законодательства о контрактной системе не возникнет. 

Ирина Зобницева

Здравствуйте! Помогите пожалуйста разобраться в формулировке п.4 ч.1 ст.93 44-ФЗ "Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчикам для нужд сельских поселений" и как в этом случае осуществлять закупки на сумму, не превышающую 100 т.р. заказчикам сельских поселений.

Здравствуйте, Ирина!

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае:

4) осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не превышает пять процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем пятьдесят миллионов рублей в год. Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений;

Последнюю фразу данной нормы закона следует понимать буквально:

муниципальные заказчики-сельские поселения с 01.01.2014 г. вправе осуществлять любое количество закупок, сумма каждой из которых в отдельности не превышает 100 тыс. руб., без ограничения их порога (общей суммы).

То есть муниципальным заказчикам – сельским поселениям предоставлено существенное послабление (по сравнению с остальными заказчиками) при осуществлении закупок для нужд сельских поселений.

На мой взгляд, это труднообъяснимая с точки зрения здравого смысла и коррупционногенная норма нового закона о госзакупках. 

Оксана Быкова

У меня вот вопрос по коммуналке (44-ФЗ). У нас 5% оставленные на закупки у единственного поставщика составляют примерно 1млн рублей. При этом все договора по коммуналке (тепло, вода, свет) выливаются примерно в 2млн. Обычно мы заключаем договора без всяческих конкурсных процедур. Как быть теперь? Договора по теплу и свету можно заключить по результатам запроса предложений (но блин это одуреть сколько документации мне одной несчастной придется подготовить). Да и смысл если заранее известно что контракт будет заключен с монополистом. Ну допустим сделаю я это. На воду заключим договор. Остается порядка 500 т.р. на закуп у единственного поставщика... И это на целый год! Сейчас мы такое количество денег (если не больше) тратим в квартал! Как будет функционировать поликлиника не знаю... Или на каждую лампочку, замок и тд делать аукцион?

Здравствуйте, Оксана!

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению. Каких-либо ограничений на сумму таких договоров на оказание этих коммунальных услуг законом не установлено.

В связи с этим у Вашей поликлиники указанная в вопросе проблема отсутствует.

При этом, действительно, есть проблема заключения договоров электроснабжения, суть и временное решение которой описано мной ранее при ответе на вопрос № 6.  

Наталья Лаптева

Здравствуйте! Если наше бюджетное учреждение для проведения закупок имеет договор с администрацией городского округа и сама не проводит никаких торгов, только планирует и готовит документы, размещает на сайте план-график и информацию о заключенных контрактах по итогам торгов, нужен ли нам контрактный управляющий? Или достаточно того, что в администрации есть обученные члены комиссии?

Здравствуйте, Наталья!

Боюсь, что Вы не совсем правильно понимаете, что такое «контрактный управляющий». Если говорить простым языком, контрактный управляющий – это не обязательно новая штатная единица. Это лицо, которое отвечает в любом бюджетном учреждении, наделённом полномочиями заказчика, за осуществление закупок в организации.

Сейчас (в рамках 94-ФЗ) за любые закупки, в том числе исполнение договоров, в бюджетном учреждении отвечает его руководитель, который может быть привлечён к административной и уголовной ответственности.

По новому закону о госзакупках (44-ФЗ) руководитель бюджетного учреждения-заказчика должен назначить «должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий)» (часть 2 статьи 38 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе).

«Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным)» (часть 1 статьи 38 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе).

При этом ввод новой специальной должности «контрактный управляющий» или создание нового структурного подразделения «контрактная служба» для организации не является обязательным. Может быть принято решение о включении функций контрактного управляющего в служебные обязанности любого из работников либо возложение функций контрактной службы на любое существующее структурное подразделение бюджетного учреждения.

Однако, в любом случае всем организациям, которые осуществляют функции заказчиков (в том числе планирование закупок, подписание договоров), необходимо будет выполнять это требование закона с 01.01.2014 г.

Выполнение этой обязанности Вашим бюджетным учреждением никак не связано с тем фактом, что отбор поставщиков (исполнителей, подрядчиков) осуществляется для Вас уполномоченным органом (городской администрацией), так как наличие уполномоченного органа не снимает с Вашей организации полномочия заказчика (договоры, ведь, подписывает Ваше учреждение в качестве заказчика самостоятельно).

Надеюсь, что в полном объёме (исчерпывающим образом) ответил на Ваш вопрос.

Ольга

Здравствуйте, мы автономное учреждения и работаем по 223фз , с 2014 года на нужно будет применять нормы 44 -фз. Каким образом мы должны соблюдать два закона.. Каким образом нам формировать планы графики? Если основной закуп идет по 223?

Здравствуйте, Ольга!

При ответе на Ваш вопрос обращаю внимание на следующие обстоятельства.

С 01.01.2014 г. государственные автономные учреждения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг продолжают работать по правилам Закона № 223-ФЗ о закупках.

По общему правилу, Закон № 44-ФЗ о контрактной системе на эти автономные учреждения не распространяется.

При этом в части 6 статьи 15 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе есть положение следующего содержания:

«6. В случае, если в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации или иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, свои полномочия на осуществление закупок передают на безвозмездной основе на основании договоров (соглашений) бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям, такие учреждения, унитарные предприятия в пределах переданных полномочий осуществляют в лице указанных органов закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.»

Как видно из содержания этой нормы закона, в ней речь идёт не о том, что государственные автономные учреждения работают по 44-ФЗ, а о том, что государственные органы могут передать свои полномочия государственного заказчика подведомственным автономным учреждениям. Речь может идти, например, о закупках для материально-технического обеспечения этих госорганов, выделении средств на капитальный ремонт или строительство в сфере деятельности госоргана и т.д. В этом случае, действительно, автономные учреждения могут осуществлять переданные ими полномочия государственного заказчика в рамках заключённого соглашения и в определённом этим соглашением объёме. Но заключение такого соглашения не означает, что на закупки государственного автономного учреждения распространяется 44-ФЗ. Он (закон) будет применяться только в случаях, оговорённых в соглашении с государственным органом, передающем свои полномочия госзаказчика полностью или в части. Надеюсь, что исчерпывающим образом ответил на Ваш вопрос.

Антон Сергеевич

Приветствую! Разъясните пожалуйста особенности проведения закупочных процедур в Калининградской области. А именно: в каких случаях заказчики обязаны производить закупки (электронные аукционы, конкурсы) через Конкурсное Агентство? Какие это заказчики (форма собственности, виды бюджета, источники финансирования)? В каких случаях привлекаются специализированные организации? При каких условиях заказчик вправе организовывать процедуры своими силами? Если возможно в свете как 94-го, так и 44-го ФЗ. Спасибо!

Здравствуйте, Антон Сергеевич!

Конкурсное агенство Калининградской области – это орган исполнительной власти Калининградской области, уполномоченный на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков путем проведения торгов на право заключения государственных, муниципальных контрактов, гражданско-правовых договоров.

Полномочия агенства определены Постановлением Правительства Калининградской области от 04.02.2011 г. № 76 "О Конкурсном агентстве Калининградской области".

Условно деятельность агенства в сфере закупок можно разделить на основные следующие направления:

1) Размещение заказов путём проведения торгов для органов исполнительной власти Калининградской области, казённых и бюджетных учреждений Калининградской области.

В этой части функции агентсва ничем не отличаются от аналогичных структур в других регионах. Единственное отличие Калининградской области в том, что агенство является отдельным (самостоятельным) органом исполнительной власти Калининградской области. Во многих других субъектах РФ принята практика, согласно которой функции уполномоченного органа возлагаются на то или иное профильное министерство, комитет или департамент (создаётся структурное подразделение в их составе), то есть специального органа исполнительной власти для выполнения этих функций, как правило, нет.

2) Размещение заказов путём проведения торгов при реализации федеральных целевых программ, в которых принимает участие Калининградская область (ФЦП развития Калининградской область и др.), Государственной программы РФ «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года» , а также областной инвестиционной программы на 2009-2014 гг.

Одной из отличительных особенностей Калининградской области, как субъекта РФ, является то, что основные объёмы бюджетного финансирования поступают в область и муниципальные образования из федерального центра через различные федеральные целевые программы, а также Госпрограму. В свою очередь региональное правительство поддерживает ряд муниципальных образований через областную инвестиционную программу.

Естественно, что поскольку финансирование программ проходит через субъект РФ, то органы власти субъекта РФ стремятся контролировать процесс размещения заказов, осуществляемых за счёт средств указанных программ. Торги, которые финансируются за счёт ФЦП с участием области, Госпрограммы осуществляются агенством.

При этом не имеет никакого значения является заказчик государственным, муниципальным или иным заказчиком, а также привлекаются ли средства местного бюджета при исполнении заказа.

3) Подготовка и проведение процедур закупок путем торгов на сумму свыше 500 тыс. руб. в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на основании договоров о передаче части функций, заключенных с заказчиками.

При осуществлении таких закупок агенство может проводить их и отношении заказчиков, являющихся коммерческими организациями и формально находящимися в частной собственности (например, ОАО с долей участия Калининградской области более 50 %).

Таким образом, в Калининградской области применяется централизованная система закупок, осуществляемых через уполномоченный орган – Конкурсное агенство Калининградской области.

В связи с этим и особенностями финансирования Калининградской области в системе регионального заказа отсутствует фактическая целесообразность привлечения специализированных организаций для размещения заказов.

Поэтому существующие в области специализированные организации, которые располагают соответствующей квалификацией, в том числе наша компания, осуществляют следующие основные виды деятельности:

1) работа с федеральными структурами их подразделениями на территории области;

2) работа с заказчиками из других субъектов РФ;

3) работа с заказчиками в рамках Закона № 223-ФЗ о закупках.

Что касается Вашей просьбы рассказать о том, какие изменения ожидают Конкурсное агенство Калининградской области в связи с переходом на контрактную систему, то не могу ответить на него по следующим объективным причинам: указанные вопросы находятся в сфере исключительной компетенции Правительства Калининградской области и Конкурсного агенства Калининградской области (236007, г. Калининград, ул. Дм. Донского, 1, тел. +7 (4012) 599-399, факс. +7 (4012) 599-028) и мне неизвестны.

Единственное, что могу предположить, что перед агенством также, как и у всех других уполномоченных органов в России, возникнет следующая организационная и правовая проблема:

Закон № 44-ФЗ о контрактной системе является плодом компромисса между сторонниками ведомственной системы закупок (лоббисты – ряд федеральных министерств) и централизованной системы закупок (её необходимость отстаивали уполномоченные органы субъектов РФ).

Суть данных систем закупок: При ведомственной системе закупок министерство или ведомство создаёт новое или возлагает уже существующее казённое учреждение функции уполномоченного учреждения для осуществления отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для подведомственных организаций (заказчиков). При централизованной системе закупок существует орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, который выполняет аналогичные функции.

Даже с точки зрения логики и здравого смысла понятно, что эти две системы на уровне субъекта РФ или в муниципальном образовании не могут существовать одновременно.

Однако, у российского законодателя своя особая непостижимая логика: предусматривается одновременных ввод обоих систем для всех уровней власти, в том числе региональном и муниципальном.

А теперь, Антон Сергеевич, представьте себе картину:

Есть уполномоченный орган субъекта РФ для отбора поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Одновременно, у какого-нибудь министерства есть уполномоченное учреждение, которое осуществляет такие же функции для подведомственных бюджетных учреждений здравоохранения. Представили? А теперь представьте, что таких уполномоченных учреждений много у каждого министерства, агенства, службы, департамента, комитета и т.п. Вопрос: чем тогда занимается уполномоченный орган и какова целесообразность его существования?

Закон № 44-ФЗ о контрактной системе в настоящее время не даёт ответа на этот вопрос. Данная тема активно обсуждается на различных уровнях и остаётся только надеяться, что этот «ляп» в законе будет устранён в самое ближайшее время.

Надеюсь, что в полном объёме (исчерпывающим образом) ответил на Ваш вопрос.

Дарья Иванова

Здравствуйте!мы являемся БУ, а в частности университетом, из ст. 93 44-ФЗ убрали два пункта которые нам очень были нужны по 94-ФЗ, а именно п. 32 (где БУ является испонитетелем по гражданско-правовому договору на выполнение научно-исследовательских работ) и п. 33 (выполнение научно-исследовательских работ по грантам).Так вот нам не ясно как нам теперь применять эти два пункта по 44-ФЗ с 01.01.2014 года если их от туда исключили?

Здравствуйте, Дарья!

В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе Ваш университет (БУ) вправе разработать Положение о закупке в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и осуществлять закупки не основании законодательства о контрактной системе, а указанного Положения о закупке в следующих случаях закупок:

1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения.

Поэтому во избежание указанных в Вашем вопросе проблем университету (БУ) необходимо в срок до 01 января 2014 года разработать, утвердить и разместить на официальном сайте – www.zakupki.gov.ru Положение о закупке, которое распространяется на эти случаи закупок.

После размещения такого Положения о закупке (в срок до 01.01.2014 г.) университет (БУ) будет руководствоваться в этих ситуациях не Законом № 44-ФЗ о контрактной системе, а собственными правилами закупок (в рамках Закона № 223-ФЗ о закупках).

Считаю, что Вашему университету следует использовать это право, предоставленное законодательством о контрактной системе бюджетным учреждениям.

Ирина

Здравствуйте! Помогите пожалуйста разобраться в формулировке п.4 ч.1 ст.93 44-ФЗ "Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчикам для нужд сельских поселений" и как в этом случае осуществлять закупки на сумму, не превышающую 100 т.р. заказчикам сельских поселений.Заранее вам благодарны!!!

Здравствуйте, Ирина!

Ответ на Ваш вопрос был дан ранее – см. вопрос № 11. Дублировать вопросы не надо. На все поступившие вопросы будут предоставлены ответы.

Кирилл Моисеев

Здравствуйте Виктор. Допускается ли в технических заданиях вместо того, чтобы указывать полные харакетиристики товаров, материалов и т.п. Делать запись вида "В соответствии с ГОСТОМ ...."? Как при этом участнику правильно подать заявку - тоже отписаться фразой "В соответствии с ГОСТОМ ...." или уточнить свои конкретные показатели?

Здравствуйте, Кирилл!

Это зависит от того, в каком субъекте РФ находится заказчик. Единообразный подход в административной и судебной практике по этому вопросу отсутствует. Одни УФАС и арбитражные суды считают, что это является неуказанием технических характеристик и нарушением 94-ФЗ. Другие - не считают (занимают противоположную позицию). Участнику в данной ситуации необходимо указывать в заявке то, что требует от него заказчик. Если заказчик требует в качестве технической характеристики товара указать ссылку только на ГОСТ и ничего более, то участнику следует это сделать. Принцип подготовки заявки по 94-ФЗ напоминает известный диалог солдата Швейка из романа Я. Гашека: - "Швейк, вы идиот?!" - "Так точно, я идиот". Дело в том, что сама по себе ссылка на ГОСТ во многих случаях не раскрывает технических характеристик товара, поскольку в ГОСТах прописываются обычно диапазонные значения. Однако, если участник вопреки требованиям документации о проведении торгов вместо простой отсылки к ГОСТу добросовестно напишет конкретные показатели товара, то его заявку могут отклонить. Поэтому в данной ситуации лучше следовать при подготовке заявки правилу Швейка, поскольку участник не знает, что в голове у ответственного сотрудника заказчика и членов комиссии. Честность в российских госзакупках не приветствуется.

Иван Николаевич

Можно ли по ФЗ № 223 в технической документации на закупку указывать фирму приобретаемого товара?

Здравствуйте, Иван Николаевич!

Да, можно. Закон № 223-ФЗ о закупках не содержит такого запрета.

Антон Сергеевич

Виктор Викторович! Благодарю за развернутый ответ на вопрос №15. В его продолжение. Каковы полномочия заказчика (бюджетного или казенного учреждения) проводить закупочные процедуры своими силами, имея в своем штате обученный в сфере государственного заказа персонал? Заказчик обязан или имеет право пользоваться услугами Конкурсного Агентства?

Здравствуйте, Антон Сергеевич!

Если это заказчик федерального уровня, то он проводит закупки самостоятельно полностью. Заказчики муниципального уровня работают с Конкурсным агенством Калининградской области только в случае, если заказ размещается за счёт средств ФЦП, Госпрограммы, в отдельных случаях – региональных программ. Если Вы говорите о заказчике регионального уровня (то есть о бюджетных и казённых учреждениях Калининградской области), то торги (конкурсы, аукционы) для таких заказчиков проводятся Конкурсным агенством Калининградской области. Иные способы закупок осуществляются заказчиками самостоятельно. При этом при ответе на вопрос № 15 обратил Ваше внимание, что после 01.01.2014 г. министерства, в ведении которых находятся такие заказчики, должны в рамках 44-ФЗ создать своё уполномоченное учреждение для отбора поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для своих подведомственных заказчиков. В этом случае неизбежно возникает конкуренция в полномочиях в этой сфере закупок между таким министерством, его уполномоченным учреждением и уполномоченным органом . Каким образом Правительство Калининградской области и Конкурсное агенство собираются решить эту проблему, мне неизвестно (см. ответ на вопрос № 15).

Корнюшина Наталья Ивановна

Здравствуйте!! Скажите пожалуйста мы автономщики и работаем по 223-фз. После проведения процедуры закупки(открытый запрос предложений) был заключен договор подряда (договор от 20.05.2013) на проведение строительных работ в июне-августе месяце. Можем ли мы изменить условия договора в части изменения условий оплаты.Мы хотим внести аванс в размере 30%? Спасибо!

Здравствуйте, Наталья Ивановна!

Да, Вы можете изменить условия договора в части изменения условий оплаты по соглашению сторон указанного договора (через подписание допсоглашения к договору), если запрет на такое изменение условий договоров не включён в Ваше Положение о закупке. 

Константин Александрович

Добрый день! Наша организация объявлена победителем процедуры закупки в форме открытого запроса цен в электронной форме на заключение договора на поставку трансформаторной подстанции. В Заявке участника закупки в соответствии с требованиями Заказчика мы указали производителя оборудования и предоставили его официальное письмо, подтверждающее наше право на предложение. Но еще до подписания договора с Заказчиком указанный изготовитель оборудования отказался выполнить наш заказ.В самом договоре с Заказчиком и конкурсной документации указание на конкретного изготовителя оборудования нет. Заказчику о возникших проблемах мы сообщать не хотим. 1. Будет ли нарушением условий договора с Заказчиком поставка того же оборудования (В той же комплектации и теми же характеристиками), но другого изготовителя? 2. Является ли другой изготовитель оборудования основанием для отказа Заказчика от приемки поставленного оборудования (при условии, что оборудование полностью соот-т всем запрошенным Заказчиком характеристикам)? 3. Если заказ размещен на сайте Корпорации Росатом, значит он регулируется не 94-ФЗ а 223-ФЗ?

Здравствуйте, Константин Александрович!

Ответы на Ваши вопросы см. ниже.

Ответ на вопрос 3: Да, это закупка регламентируется правилами Закона № 223-ФЗ о закупках.

Ответ на вопрос 1: Мне трудно представить себе трансформаторную подстанцию другого производителя, характеристики и комплектация которой полностью будут совпадать с заявленными. Как говорил Константин Сергеевич Станиславский: «Не верю!».

Если перевести Ваш вопрос на русский язык, то Вы фактически спрашиваете: можем ли мы сэкономить (снизить издержки) при поставке оборудования путём поставки другого оборудования – трансформаторной подстанции со схожими характеристиками. Ответ на этот вопрос целиком зависит от позиции заказчика: отношения в рамках Закона № 223-ФЗ – это не отношения в рамках Закона № 94-ФЗ о размещении заказов. Здесь действует общий принцип свободы договора. Поэтому теоретически заказчик может принять у Вас замену. Однако, практически заказчик не обязан этого делать, так как Вы предлагаете к поставке другое оборудование.

Ответ на вопрос 2: Считаю, что это является нарушением условий договора поставки, поскольку Вы предлагаете к поставке другое оборудование (не то, которое было указано в Вашей заявке).

Сергей

Есть ли возможность у заказчиков с 01.01.2014г. отдать функции контрактной службы и контрактного управляющего на аутсорсинг? Спасибо.

Здравствуйте, Сергей!

К сожалению, нет. Обращаю Ваше внимание суть происходящей реформы госзаказа.

Истинный смысл введения института «контрактная служба», «контрактный управляющий» заключается, по моему мнению, не в декларируемой профессионализации закупочной деятельности, а во введении института так называемой «заместительной» ответственности.

Сейчас за закупки ответственность несёт заказчик (руководитель организации). При этом в СМИ мы постоянно видим и слышим скандалы по поводу различных закупок. По некоторым оценкам, объём разворовывания средств в российском госзаказе достигает 1 трлн. рублей.

Поскольку во многих скандалах замешаны руководители - высокопоставленные чиновники и даже российское население (общество) начинает от этого «уставать» и проявлять признаки недовольства, то появился институт «контрактная служба», «контрактный управляющий» в рамках очередной реформы госзаказа.

Если говорить прямо и по-русски, контрактный управляющий (либо руководитель контрактной службы) - это человек, который с 01.01.2014 г. будет нести юридическую ответственность за исполнение контрактов в организации за своего руководителя.

Контрактный управляющий (руководитель контрактной службы) у меня лично ассоциируется с таким персонажем из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой телёнок», как «Зицпредседатель Фунт», который описывал свою профессию так:

«Я — зицпредседатель Фунт. Я всегда сидел. Я сидел при Александре Втором «Освободителе», при Александре Третьем «Миротворце», при Николае Втором «Кровавом». […] При Керенском я сидел тоже. При военном коммунизме я, правда, совсем не сидел, исчезла чистая коммерция, не было работы. Но зато как я сидел при НЭПе! Как я сидел при НЭПе! Это были лучшие дни моей жизни! [...] Я беру недорого: сто двадцать рублей в месяц на свободе и двести сорок — в тюрьме. Сто процентов прибавки на вредность».

Всё вышесказанное, конечно, шутка.

Однако, у любого заказчика в силу требований части 1 и 2 статьи Закона № 44-ФЗ о контрактной системе возникает обязанность либо возложить на какое-либо из подразделений (в том числе вновь созданное) функции контрактной службы, либо назначить кого-либо из своих сотрудников контрактным управляющим.

Указанная норма закона является обязательной для всех заказчиков с 01.01.2014 г.

При этом данные функции не могут быть возложены на специализированную организацию (консалтинговую компанию).

Согласно части 1 статьи 40 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе специализированная организация привлекается заказчиком для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса или аукциона, в том числе для разработки конкурсной документации, документации об аукционе, размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса или электронного аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или в закрытом аукционе, выполнения иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом создание комиссии по осуществлению закупок, определение начальной (максимальной) цены контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе и подписание контракта осуществляются заказчиком.

В этой ситуации возникает вопрос: а зачем тогда нужны специализированные организации и какова будет их роль после 01.01.2014 г.?

На мой взгляд, роль специализированных организаций после 01.01.2014 г. возрастёт, так как законодательство о контрактной системе усложняет процесс закупок и ориентироваться во всё этом новом законодательстве обычным сотрудникам бюджетных организаций будет непросто.

Кроме того, в привлечении таких организаций будут заинтересованы и сами руководители контрактных служб (контрактные управляющие) при осуществлении сложных и дорогостоящих закупок, поскольку они, а не их непосредственные руководители несут личную ответственность за их результат. Согласитесь, что есть разница с точки зрения правовых и организационных последствий – если документация о проведении торгов, в том числе проект контракта, официально готовилась третьим лицом – профессиональным консультантом, которому заплатили за это деньги, либо самой контрактной службой (контрактным управляющим). В ряде случаев цена ошибки в таких вопросах очень велика и измеряется не только в денежном выражении.

Сергей, надеюсь, что полностью ответил на Ваш вопрос.

Дарья Иванова

Спасибо за ответ на мой вопрос № 16!очень пригодилось,но отсюда возникает следующий вопрос по поводу положения о закупках. Насколько известно из 44-ФЗ исключили 400 тыс. лимиты для образовательных учреждений, и с 01.01.2014 г. мы должны будем работать в квартал по одноименке не свыше 100 тыс. руб. в квартал. Вправе ли мы предусмотреть в Положении о закупках "свои" правила по лимитам в размере до 400 тыс. руб.??? и насколько мы свободны от 44-ФЗ в Положении о закупках, или нам придется под копирку делать наше Положение о закупках с 44-ФЗ??

Здравствуйте, Дарья!

Положение о закупке разрабатывается заказчиком не по Закону № 44-ФЗ о контрактной системе, а в рамках Закона № 223-ФЗ о закупках. При этом никаких ограничений на «лимиты» закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в том числе размеры закупки и условия применения этого способа закупки, в законодательстве о закупках в настоящее время нет. Поэтому Вы праве прописать любую сумму, которую Вам одобрит учредитель, если закупка осуществляется «за счёт иной приносящей доход деятельности» (т.н. «внебюджет)


« Вернуться в раздел Прием вопросов закончен

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.