Интернет-конференция Балтийского тендерного центра о Законе № 44-ФЗ о контрактной системе

Интернет-конференция Балтийского тендерного центра о Законе № 44-ФЗ о контрактной системе

С 11 по 18 ноября Балтийский тендерный центр и Калининградское городское отделение Гильдии отечественных специалистов по государственным и муниципальным заказам приглашают посетителей портала «Новый Калининград.Ru» принять участие в интернет-конференции, посвящённой новым правилам государственных закупок с 01.01.2014 г.

Осталось менее 2-х месяцев до вступления в силу нового Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», призванного заменить действовавший в течение 8-ми лет закон о госзакупках — Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.

С 1 января 2014 года 94-ФЗ утратит свою силу, и все закупки для государственных и муниципальных нужд будут осуществляться по новым правилам, предусмотренным законодательством о контрактной системе.

Также в скором времени на все муниципальные предприятия и муниципальные автономные учреждения будут распространяться требования Федерального закона от 18.07.2011 г. № 222-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». По этому закону с 01.01.2014 г. указанные организации обязаны раскрывать и публично размещать информацию о всех проводимых ими закупках на официальном портале госзакупок (www.zakupki.gov.ru).

Что нового в работе с закупками нас ожидает с 1 января 2014 года? Что нужно знать и к чему быть готовыми, чтобы не создавать ситуаций, при которых возможны неблагоприятные юридические и финансовые последствия для заказчиков и представителей бизнеса? Как подготовиться к предстоящим изменениям?

На эти и другие вопросы посетителей ответит директор Балтийского тендерного центра, председатель Калининградского городского отделения Гильдии отечественных специалистов по государственным и муниципальным заказам Виктор Дон

Виктор Дон — квалифицированный юрист-практик, консультант в области корпоративных и бюджетных закупок и продаж государственного и муниципального имущества, генеральный директор ООО «Балтийский тендерный центр», председатель Калининградского городского отделения Гильдии отечественных специалистов по государственным и муниципальным заказам. С 2004 года занимается проблемами регламентированных закупок (прокьюремента) и продаж государственного и муниципального имущества, консультирует организаторов торгов. Ведёт лекции и семинары в государственных вузах. Является автором ряда статей и научно-практических пособий для организаторов торгов. Принимает активное участие в делах, рассматриваемых ФАС России, а также в арбитражных делах.

Вопросы для интернет-конференции принимаются с 11 по 17 ноября включительно. Внимание! Вопросы проходят премодерацию. Не допускаются вопросы, содержащие нецензурные или оскорбительные выражения, не относящиеся непосредственно к теме интернет-конференции, не содержащие собственно вопроса, а являющиеся высказываниями.

Общероссийская общественная организация «Гильдия отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказу» (ООО «ГОС»), www.igz.hse.ru; www.ooo-gos.ru

С более подробной информацией можно ознакомиться на ул. Сергеева, д. 2, оф. 313

(4012) 509–401, +7 (929)-16-59-190,

www.baltictender.ru

На правах рекламы

Куликова Надежда

На сегодняшний день Заказчик размещает информацию о закупках на сайте http://www.zakupki.gov.ru, но там находится лишь информация о самой закупке. А дальше сами торги или запрос котировок проходит на других платных торговых площадках. Где сама регистрация стоит определенных денег и дальнейшее участие в тендерах тоже платное. Как в новом законе будет будет регламентироваться данная ситуация. Спасибо!

Здравствуйте, Надежда!

Не могу согласиться с Вами, что участие в закупках, информация о которых размещается на официальном сайте РФ – www.zakupki.gov.ru, является платным. В настоящее время закупки, размещаемые на указанном сайте можно подразделить на 2-ве самостоятельные группы закупок:

1-я группа закупокэто так называемые «госзакупки». Речь идёт о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Эти закупки регламентируются законом о госзакупках:

До 01.01.2014 г. – Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», после 01.01.2014 г. – Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Большая часть госзакупок в настоящее время и после Нового года будет осуществляться через открытые аукционы в электронной форме, проводимых на 5-ти специально отобранных Минэкономразвития электронных торговых площадках. При этом само по себе участие в таких аукционах для участников закупок является и будет являться бесплатным. Единственное за что платит участник закупки оператору электронной торговой площадки - в случае победы в процедуре закупки уплачивается участником закупки оператору очень небольшая сумма «за победу в процедуре закупки» (на большинстве площадок – 2000 рублей).

Поэтому говорить о том, что за участие в госзакупках с участника взимается плата оператором электронной торговой площадки, представляется не совсем корректным.

Между тем, участники госзакупок несут другие (косвенные) издержки: закон о госзакупках обязывает участника (до Нового года – по усмотрению заказчика, после Нового года – всегда) предоставлять обеспечение исполнения государственного или муниципального контракта в форме безотзывной банковской гарантии или залога денежных средств. Также участник для участия в процедуре закупки обязан перечислять на счёт оператора электронной торговой площадки, открытый в том или ином банке, обеспечение заявки. В противном случае, он (участник) просто не сможет подать заявку. Да, указанные денежные средства (обеспечение заявки) в последующем возвращаются участнику закупки, но это всё равно влечёт издержки (в некоторых случаях очень существенные) для бизнеса.

Если рассматривать ситуацию с этой точки зрения, то могу согласиться с тем, что участие в госзакупках не является бесплатным (несёт издержки).

При этом с вводом в действие законодательства о контрактной системе указанные издержки только вырастут.

2-я группа закупокэто регламентированные закупки в рамках 223-ФЗ. Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» обязывает некоторые категории юридических лиц (госкомпании, госкорпорации, субъекты естественных монополий, унитарные предприятия, хоз. общества с гос. участием и др.) размещать информацию о своих закупках на официальном сайте РФ – www.zakupki.gov.ru . C 01.01.2014 г. такую информацию на офсайте будут размещать и все муниципальные организации (муниципальные унитарные предприятия, хозяйственные общества с долей муниципального участия, муниципальные автономные учреждения). При этом в отличие от госзакупок правила закупок таких организаций регламентируются не законом, а самими организациями, которые устанавливают их в специальном локальном нормативно-правовом акте – Положении о закупке, размещаемом на офсайте.

Если рассматривать закупки этой категории заказчиков, то, действительно, многие из них проводят закупки в электронной форме на различных электронных торговых площадках. При этом участие в закупках на большинстве из таких площадок является платным.

В качестве примера можно привести электронную торговую площадку http://www.b2b-center.ru/ или http://www.b2b-energo.ru/ . За участие в процедурах закупок на подобных электронных торговых площадках необходимо вносить не очень маленькие суммы (в ряде случаев речь идёт о сотнях тысяч рублей).

Поэтому, наверное, Вы, Надежда, и считаете эти случаи участия в закупках в рамках 223-ФЗ «платными».

Да, соглашусь с Вами: если Вы участвуете в таких закупках разово или не очень часто, то для Вас эти суммы являются существенными. Однако, если представить, что Вы являетесь постоянным контрагентом такой организации, например, как ОАО «Янтарьэнерго», ОАО «Калининградский морской торговый порт» и др. крупные компании, то для Вас эти издержки бизнеса не будут являться значительными (даже, если Вы небольшая компания) в сравнении с теми же налоговыми издержками.

Кроме того, заказчики в рамках 223-ФЗ в отличие от заказчиков, которые работают по закону о госзакупках (94-ФЗ), обычно предлагают более выгодные условия исполнения договоров (предоплата или авансирование в размере 30-50 % от суммы договора, абсолютно реальные условия исполнения договоров и т.п.).

Поэтому не считаю такой размер платы препятствием для участия малого бизнеса в закупках крупных организаций – заказчиков в рамках 223-ФЗ.

Что касается небольших компаний, которые хотят участвовать в закупках в рамках 223-ФЗ, то рекомендую следить за информацией на электронных торговых площадках: довольно часто такие площадки проводят «акции», в рамках которых допускается в течение определённого времени бесплатное участие в закупках на этой площадке. Это расширяет доступ малого бизнеса к закупкам в рамках 223-ФЗ.

Надеюсь, что в полном объёме ответил на Ваш вопрос.

Виктор Суетин

Добрый день! Подскажите пожалуйста будет ли распространять свое действие закон 44 на федеральное государственное унитарное предприятие которое осуществляет закупки за счет собственных средств?

Здравствуйте!

В случае, если ФГУП утвердило Положение о закупке, разместило указанное Положение на официальном сайте РФ – www.zakupki.gov.ru и закупка осуществляется за счёт собственных средств предприятия, то положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на указанную закупку не распространяются.

Наталья Левина

Виктор, если есть возможность, подскажите каким образом закрывать в конце года контракты по почте с единственным поставщиком, контракты, где есть авансирование. Получается с нашей стороны оплата уже прошла за часть услуги на следующий месяц, а фактически услуга не оказана и актов выполненных работ еще. Закрытие контракта происходит, когда двухсторонне выполнены свои обязательства , мы - оплатили, а с их стороны услуга не оказана, а контракт закрывать надо, год заканчивается, срок контракта истекает, а деньги авансированием переходят на неоказанную услугу уже на другой год. Как правильно поступать в этом случае?

Здравствуйте!

Как Вы сами понимаете, Вы задаёте вопрос, на который невозможно ответить с точки зрения «буквы закона». Однако, я всё-таки постараюсь ответить на него разносторонне.

С точки зрения буквы закона (формальный ответ):

Действующее бюджетное законодательство РФ разрешает 100-% авансирование по договорам (контрактам) об оказании услуг связи (см., например: поп. а) пункта 17 Постановления Правительства РФ от 10.12.2012 № 1272 (ред. от 04.09.2013) "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов").

Поэтому теоретически ничто не мешает заказчику «закрыть» договор (контракт) на оказание услуг почтовой связи с ФГУП «Почта России» в декабре 2013 года (либо путём фактического исполнения, либо путём подписания соглашения о расторжении договора (контракта)).

При этом для того, чтобы обеспечить деятельность заказчика в январе 2014 года, заказчик после завершения новогодних праздников (в середине января 2014 г.) может заключить договор (контракт) на оказание услуг почтовой связи с ФГУП «Почта России».

Особенностью данного договора (контракта) будет являться наличие в нём условия примерно следующего содержания:

«В соответствии с пунктом 2 статьи 425 Гражданского кодекса РФ действие настоящего договора (контракта) применяется к отношениям сторон, возникшим ДО ЕГО ПОДПИСАНИЯ, начиная с 01 января 2014 года».

Обращаю Ваше внимание, что при закупках у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), руководствуясь п. 2 ст. 425 ГК РФ, стороны вправе устанавливать, что условия заключённого ими договора (контракта), распространяются на отношения сторон, возникшие до подписания договора (контракта).

Поэтому ничто юридически не препятствует заказчику 09-15 января 2014 года подписать договор (контракт) на оказание услуг почтовой связи и распространить его действие на отношения сторон, начиная с 01.01.2014 г. (для оплаты части оказанных услуг; примечание: те услуги, которые Вы подразумеваете в своём вопросе).

Однако, здесь возникает другая ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА: обычно заказчик просит на услуги связи финансирование в большем объёме, чем фактическая стоимость оказываемых услуг, исходя из принципа «проси больше – дадут меньше». Возникает вопрос: куда девать это излишнее финансирование («остатки») – возвращать или не возвращать его в бюджет? По причинам, понятным любому «бюджетнику», такой возврат очень нежелателен.

В связи с этим практика заставляет заказчика для решения этой проблемы искать НЕФОРМАЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Естественно, в рамках действующего законодательства.

Одним из таких вариантов является включение в договор (контракт) оплаты оказанных услуг по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции путём применения государственных знаков почтовой оплаты.

В соответствии с пунктом 25 Правил оказания услуг почтовой связи, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221, для подтверждения оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, оказываемых организациями федеральной почтовой связи, применяются государственные знаки почтовой оплаты. В качестве государственных знаков почтовой оплаты используются:
а) почтовые марки, наклеиваемые на письменную корреспонденцию или наносимые типографским способом на почтовые конверты и почтовые карточки;
б) оттиски государственных знаков почтовой оплаты, наносимые франкировальными машинами;
в) иные знаки, установленные Федеральным агентством связи и наносимые типографским способом.

Таким образом, так называемые маркированные конверты относятся к знакам почтовой оплаты и применяются для подтверждения оказанных услуг по пересылке корреспонденции.

В связи с этим ничто не мешает заказчику использовать маркированные конверты (ЗПО) для подтверждения оплаты услуг почтовой связи и отразить это в условиях заключённого договора (контракта) с ФГУП «Почта России».

По-сути, речь идёт о приобретении маркированных конвертов (ЗПО), но юридически это оформляется, как оказание услуг общедоступной почтовой связи.

Естественно, прекрасно знаю, что поставка знаков почтовой оплаты (ЗПО) формально не подпадает под перечень случаев закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), как в действующем законодательстве РФ о размещении заказов, так и в законодательстве РФ о контрактной системе.

Однако, формально в рамках договора (контракта) речь не идёт о такой поставке, а об оказании услуг общедоступной почтовой связи.

При этом поскольку оплата маркированных конвертов (ЗПО) и услуг связи осуществляется с одной статьи, то это позволяет убирать «остатки», о которых Вы ведёте речь в Вашем вопросе.

Других законных способов решения этого вопроса (кроме вышеописанных; на практике эти способы применяются обычно в совокупности) для заказчиков с большими объёмами письменной корреспонденции в настоящее время, к сожалению, нет.

Надеюсь, что в полном объёме ответил на Ваш вопрос.

Владимир Андрианов

1) Как в соотвествии с 44-ФЗ заказчику считать совокупный объем закупок (исходя из требований ст.112 ч.3.) - от общего объема доведенных ЛБО, от общего объема по плану-графику на 2014 года или от общего объема "конкурентных" закупок, размещенных заказчиком? в законе явно не прописано; 2) а) есть контракт (например, "прямой договор" до 100 тысяч), который заключен в 2013 году, но действие начинается с 1 января 2014 года; б) есть контракт, который отторгован в 2013 году, но контракт можно заключить с 1 января 2014 года. Попадают ли такие контракты под действие 44-ФЗ и нужно ли их вносить в план-график на 2014 год? закупка по 44-ФЗ это же не только размещение заказа, но и процесс исполнения контракта тоже. 3) Правильно ли я понял приказ МЭР/ФК от 20 сентября 2013 года № 544/18н: прямые договора (до 100 тысяч), заключаемые на 2014 год, вносим в план-график в разрезе КБК? (т.е., КБК - сумма - указание на ед.источник в столбце плана-графика)?

Здравствуйте, Владимир!

РАЗЪЯСНЕНИЯ (ОТВЕТ) НА ВОПРОС 1: В силу прямого указания закона – пункта 1 части 3 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» расчет совокупного годового объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30, частями 1 и 2 статьи 38, частью 2 статьи 72, пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, производится заказчиками БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛАНОВ-ГРАФИКОВ.

Думаю, что Вам это положение Закона № 44-ФЗ хорошо известно.

Поэтому в 2014-2015 году определение объёма закупок в указанных целях с использованием плана-графика размещения заказов не может производиться.

У любого здравомыслящего человека возникает естественный вопрос: а как тогда определять этот «совокупный годовой объём закупок», если план-график размещения заказов при этом не используется?

ПРИВЕДУ КОНКРЕТНЫЕ ПРИМЕРЫ ВОЗМОЖНЫХ ОТВЕТОВ НА ЗАДАННЫЙ ВАМИ ВОПРОС:

1) по размеру средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика, т.е. объему доведенных до государственного или муниципального заказчика, как получателя бюджетных средств, лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) на соответствующий год;

2) от общего объема "конкурентных" закупок (торги, запрос котировок, запрос предложений) , проведённых заказчиком;

3) от сумм начальных (максимальных) цен «конкурентных» процедур закупок + суммы всех закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), которые заключены без проведения «конкурентных» процедур закупок;

4) от стоимости всех закупок, осуществлённых заказчиком в 2014 году (подразумеваю здесь договоры (контракты), исполнение которых было завершено.

Обращаю Ваше внимание, что любой из этих вариантов определения совокупного годового объёма закупок ВОЗМОЖЕН.

ПРИЧИНА: в Законе № 44-ФЗ о контрактной системе отсутствует юридическое понятие «совокупный годовой объём закупок».

Данная ситуация является абсурдной с точки зрения логики и здравого смысла, но не единственной такой нормой в законодательстве РФ о контрактной системе.

Например, если Вы откроете примечание 6 к распоряжению Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 2019-р (прим. – Перечень товаров, работ, услуг, закупаемых через электронные аукционы), то увидите там такое положение:

«За исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД превышает 150 млн. рублей, ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД превышает 50 млн. рублей».

Таким образом, выбор формы торгов (конкурс или аукцион) на подрядные строительные работы в рамках законодательства РФ о контрактной системе зависит в первую очередь от 2-х факторов:

1. От начальной (максимальной) цены контракта.

2. От того относятся ли те или иные работы к ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫМ НУЖДАМ.

Однако, как это ни странно, в самом тексте Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД» само понятие «государственные нужды» или «муниципальные нужды» (например, в привязке к источнику финансирования закупки) ОТСУТСТВУЕТ.

В результате действия заказчика или уполномоченного органа по выбору формы торгов с 01.01.2014 г. напоминают известную игру «угадай мелодию» (примечание - в данном случае «угадай» способ закупки)) либо игру в рулетку.

Аналогичная ситуация имеет место и в отношении понятия «совокупный годовой объём закупок», о котором Вы спрашиваете. В условиях отсутствия конкретного содержания данного юридического понятия в Законе № 44-ФЗ указанный термин можно трактовать, как угодно.

С моей точки зрения, самый безопасный способ толкования понятия «совокупный годовой объём закупок» это определять его по размеру средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в текущем году. Если речь идёт о получателе бюджетных средств – по объёму лимитов (субсидий) на соответствующий год.

РАЗЪЯСНЕНИЯ (ОТВЕТ) НА ВОПРОС 2: Относительно договоров (контрактов), которые были заключены в 2013, но действие которых начинается с 01.01.2014 года, то считаю, что данные закупки необходимо внести:

1) в План-график размещения заказов на 2013 год (путём корректировки Плана-графика размещения заказов на 2013 год по основаниям, предусмотренным п. 15 Порядка
размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утверждённого к приказом Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства
от 27 декабря 2011 г. № 761/20н; примечание – указанный порядок применяется в 2014-2015 году с учётом особенностей, установленных в соответствии с частью 2 статьи 112 Закона № 44-ФЗ);

2) перенести в План-график размещения заказов на 2014 год.

Данный вариант представляется самым юридически безопасным с точки зрения интересов заказчика.

При этом теоретически можно обосновать отсутствие необходимости переноса закупки, произведённой в 2013 году, в План-график размещения заказов на 2014 год, поскольку Закон № 44-ФЗ о контрактной системе начинает действовать с 01.01.2014 г., обратной силы не имеет, а по действующему в 2013 году Закону № 94-ФЗ о размещении заказов заказ считается размещённым с даты заключения договора (контракта).

Однако, данный вариант считаю для заказчика нецелесообразным, поскольку для заказчика проще и безопаснее перенести закупку 2013 года в План-график размещения заказов на 2014 год, чем тратить своё время на составление возражений (объяснений) к акту проверки или на представление органов прокуратуры.

Относительно договоров (контрактов), по которым размещение заказа было объявлено в 2013 году, но сам договор (контракт) будет заключён в 2014 году, придерживаюсь аналогичной позиции.

РАЗЪЯСНЕНИЯ (ОТВЕТ) НА ВОПРОС 3:

В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 приказа Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства РФ № 544/18н «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы» информация о закупках товаров, работ, услуг на сумму до 100 тыс. рублей отражается в следующих 3-х столбцах формы Плана-графика размещения заказов:

1) столбец 1 - «КБК»;

2) столбец 9 - «Начальная (максимальная) цена контракта (тыс. руб.)»;

3) столбец 13 - «Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя)».

При этом ВСЕ ЗАКУПКИ НА СУММУ ДО 100 ТЫС. РУБ. (ЗАКУПКИ, КОТОРЫЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ НА ОСНОВАНИИ П. 4 Ч. 1 СТ. 93 ЗАКОНА № 44-ФЗ) ОТРАЖАЮТСЯ В ОДНОЙ СТРОКЕ ПО КАЖДОМУ КОДУ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ (КБК) В РАЗМЕРЕ СОВОКУПНОГО ГОДОВОГО ОБЪЁМА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ.

Т.е. отражается только общая стоимость закупок по данному основанию (по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе) с учётом доведенных лимитов (субсидий) по данному КБК.

Также обращаю Ваше внимание на то, что закупки до 100 тыс. рублей (по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) и закупки до 400 тыс. рублей (по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) отражаются в Плане-графике размещения заказов В ОТДЕЛЬНЫХ СТРОКАХ.

Надеюсь, что в полном объёме ответил на Ваш вопрос.

Владимир Андрианов

4. Еще вопрос. Вопрос про электронную подпись. В соотвествии с Законом № 63-ФЗ (ст.19 ч.2) сертификаты ЭЦП, выданные по "старому" Закону № 1-ФЗ об ЭЦП, с 1 января 2014 года теряют свою силу. Это значит, что всем заказчикам области необходимо до 1 января 2014 года получить в УФК сертифкаты электронной квалифицированной подписи по Закону № 63-ФЗ для работы в ЕИС/zakupki.gov.ru? Спасибо!

Здравствуйте, Владимир!

Мне довелось присутствовать на семинаре, который проводила 30 октября 2013 года в г. Калининграде Высшая школа экономики совместно с Конкурсным агентством Калининградской области и Национальной ассоциацией институтов закупок. Сидел справа от Вас и слышал этот же вопрос от Вас, который Вы задавали представителям Высшей школы экономики.

К сожалению, моего терпения не хватило досидеть до конца на этом мероприятии. В связи с этим не имел возможности услышать ответ, который Вы получили от представителей Высшей школы экономики. Поэтому постараюсь максимально откровенно и развёрнуто ответить на Ваш вопрос.

В соответствии с частью 5 статьи 112 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе Правительством РФ устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством РФ, на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В августе 2013 года Минэкономразвития России был разработан проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте информации, подлежащей размещению в единой информационной системе до ввода ее в эксплуатацию". Данный проект Постановления Правительства РФ детально регламентировал вопросы размещения информации о закупках на официальном сайте РФ – www.zakupki.gov.ru до ввода в эксплуатацию ЕИС, В ТОМ ЧИСЛЕ ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ПОДПИСЕЙ ЗАКАЗЧИКАМИ И УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ОРГАНАМИ. Текст этого проекта Постановления Правительства РФ доступен по ссылке: http://static.consultant.ru/obj/file/doc/pr_260713.rtf

В частности, проектом предусматривалось, что до ввода в эксплуатацию ЕИС заказчики и уполномоченные органы будут использовать для работы на официальном сайте РФ – www.zakupki.gov.ru НЕКВАЛИФИЦИРОВАННУЮ электронную подпись.

Такое решение автоматически снимало ту проблему, которую Вы озвучиваете – проблему использования квалифицированной электронной подписи (с учётом положений части 2 статьи 19 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об электронной подписи").

Однако, 12 октября 2013 года Постановлением Правительства РФ № 913 было утверждено Положение о размещении на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию.

Данное Постановление Правительства РФ № 913 не регламентирует вопросы выдачи и применения сертификатов электронной подписи на официальном сайте РФ – www.zakupki.gov.ru c 01.01.2014 г.

В результате, как Вы правильно отмечаете, ранее выданные заказчикам и уполномоченным органам сертификаты электронной подписи с 01.01.2014 г. утратят свою юридическую силу и с учётом положений ч. 1 и 2 ст. 5 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, части 2 статьи 19 Закона № 63-ФЗ об электронной подписи не могут использоваться в целях электронного документооборота.

ПРИ ЭТОМ СИТУАЦИЯ, НА МОЙ ВЗГЛЯД, ГОРАЗДО ХУЖЕ, ЧЕМ ВЫ ОЗВУЧИВАЕТЕ:

Дело в том, что Постановлением Правительства РФ № 913 не конкретизировано, КТО УПОЛНОМОЧЕН ВЫДАВАТЬ ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОДПИСИ НА ОФСАЙТЕ РФ, НАЧИНАЯ С 01.01.2014 г. И КАКИЕ ЭТО ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОДПИСИ (КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ИЛИ НЕКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ).

Поэтому Федеральное казначейство и его территориальные органы не смогут выдавать заказчикам сертификаты электронной подписи для работы на официальном сайте РФ – www.zakupki.gov.ru, начиная с 01.01.2014 г. и до ввода в эксплуатацию ЕИС.

При этом, насколько мне известно до настоящего времени какой-либо нормативный правовой акт федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (Минэкономразвития России), который бы устанавливал правила использования электронных подписей на официальном сайте РФ – www.zakupki.gov.ru, начиная с 01.01.2014 г. и до ввода в эксплуатацию ЕИС, не подготовлен даже в виде проекта.

В результате может сложиться ситуация, при которой все заказчики России смогут остаться с 01.01.2014 г. без возможности законно размещать информацию на официальном сайте РФ (без возможности осуществления легального электронного документооборота).

При этом никто не понесёт за это никакого наказания, поскольку конкретные должностные лица, ответственные за такое развитие ситуации, в настоящее время переведены на вышестоящие должности госслужбы в другие министерства или в другие государственные органы (Минвостокразвития России, Счётная палата РФ и др.).

В связи с этим органам государственной власти субъектов РФ и муниципальным образованиям целесообразно в оставшееся до 01.01.2014 г. время направлять официальные запросы в Правительство РФ и Минэкономразвития России для срочного решения вопроса о продлении действия ранее выданных сертификатов электронной подписи для работы с ООС.

Ждать в этой ситуации, что проблема разрешится сама собой, на мой взгляд, является неоправданным риском с точки зрения интересов органов государственной власти субъектов РФ и практики (качества) работы Минэкономразвития России.

Огневенко Людмила

Здравствуйте. У меня возник вопрос по поводу договоров без проведения торгов и запросов котировок, т.е. у единственного поставщика, которые на сумму не более 100 тыс. Как изменится процесс заключения таких договоров и будет ли это возможно?

Здравствуйте, Людмила!

В Законе № 44-ФЗ о контрактной системе сохраняется возможность осуществления закупки заказчиком товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом в отличие от Закона № 94-ФЗ о размещении заказов не предусмотрено применение заказчиками номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд государственных, муниципальных и иных заказчиков в целях определения одноимённости товаров, работ, услуг.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе на такие закупки устанавливается ограничение не в виде одноимённости товаров, работ, услуг, а в виде доли от совокупного годового объёма закупок. Так, законодательством РФ о контрактной системе установлено, что совокупный годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на этом основании, не должен превышать пять процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, но не более чем пятьдесят миллионов рублей в год. Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений.

Что касается изменений в применении такого способа закупки, как запрос котировок, то их можно свести к следующим основным моментам:

1) совокупный годовой объем закупок, осуществляемых заказчиком путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более чем сто миллионов рублей в год;

2) заказчик вправе отказаться от проведения запроса котировок не позднее чем за 2 дня до даты окончания подачи заявок (в действующем Законе № 94-ФЗ возможность отказа от проведения запроса котировок не предусмотрена);

3) вносить изменение в извещение о проведении запроса котировок можно не позднее чем за 2 рабочих дня до даты истечения срока подачи котировочных заявок, срок подачи заявок продлевается на 7 рабочих (на 4 рабочих дня, если НМЦК не превышает 250 тыс. руб.) (в действующем Законе № 94-ФЗ возможность внесения изменений в извещение о проведении запроса котировок не предусмотрена);

4) заявки на запрос котировок с 01.01.2014 г. подаются в запечатанных конвертах. При этом вскрытие конвертов с заявками на участие в запросе котировок осуществляется публично!

Надеюсь, что в полном объёме ответил на Ваш вопрос.

Михаил

Вопрос по 44-ФЗ. 1. Информация о закупке включена в План-График на 2014 год (в соответствии с Приказом №544/18н МЭР и ФАС). Закупка до 100 000 рублей. Вправе ли Заказчик заключить контракт по этой закупке в 2013 году, при этом действие Контракта начинается с 1 января 2014 года? 2. Правильно ли я понимаю, что в соответствии со ст. 93 Заказчик не вправе осуществлять с 1 января 2014 года закупки у единственного поставщика (до 100 тыс. рублей) на услуги интернет связи, закупку канцелярских принадлежностей, ГСМ (бензин)? Необходимо проводить только «конкурентные» закупки?

Здравствуйте, Михаил!

Ответ (разъяснение) на вопрос 1: Законодательство РФ о контрактной системе не содержит никаких ограничений в части применения отлагательных условий договоров (контрактов) на поставку товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Поэтому заказчик вправе заключить в 2013 году договор (контракт) на сумму до 100 тыс. руб., который начнёт действовать с 01.01.2014 г.

Ответ (разъяснение) на вопрос 2: Закон № 44-ФЗ о контрактной системе (п. 4 части 1 статьи 93) не содержит указанных Вами ограничений по объектам закупок (интернет, услуги связи, закупки канцелярских принадлежностей, ГСМ (бензин)). Поэтому заказчик вправе осуществлять закупку ЛЮБОГО ТОВАРА, РАБОТЫ, УСЛУГИ на сумму до 100 тыс. рублей. Единственное ограничение: совокупный годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на этом основании, не должен превышать пять процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, но не более чем пятьдесят миллионов рублей в год. При этом сельские поселения могут осуществлять такие закупки без каких-либо ограничений.

Алексей

Бюджетное учреждение приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика второго уровня ГП-2 (стоимость эл.энергии выше чем у гарантирующего поставщика первого уровня ГП-1, приобретающего эл.энергиию на оптовом рынке). У кого будет покупаться эл.энергия с 01.01.2014 если законодательство (ПП № 442 от 04.05.2011) запрещает ГП 1 работать в зоне ГП-2 и соответственно ГП 1 не может продавать эл.энергию бюджетнику

Здравствуйте, Алексей!

Обращаю Ваше внимание на то, что закупки электроэнергии у гарантирующего поставщика с Нового года исключены из перечня случаев закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ст. 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе). Поэтому гарантирующий поставщик электроэнергии - поставщик первого уровня ГП-1 или поставщик второго уровня ГП-2, по «инновационным» соображениям авторов реформы и Правительства Российской Федерации, будет определяться путём проведения конкурентных процедур закупок, то есть рассмотрения поданных такими поставщиками заявок на участие в процедуре закупки.

При этом на закупку электроэнергии у гарантирующего поставщика п. 1 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе предоставляет заказчику право проводить закупку путём запроса предложений. Представить себе гарантирующих поставщиков электроэнергии (ГП-1 или ГП-2), стоящих в очереди для подачи заявок, мне довольно затруднительно с точки зрения логики и здравого смысла. Однако, я, как специалист по закупкам, скорее всего, не понимаю всей глубины и широты мысли разработчиков «3-й реформы госзаказа» и, наверное, не осознаю того достигнутого высочайшего уровня развития конкуренции в российской электроэнергетики за последние двадцать лет.

Поэтому ответ на Ваш вопрос с точки зрения Закона № 44-ФЗ о контрактной системе именно таков: гарантирующие поставщики электроэнергии для государственных или муниципальных нужд будут определяться путём рассмотрения заявок таких поставщиков в ходе конкурентных процедур закупок.

Мне искреннее хочется разделить оптимизм разработчиков реформы в части конкуренции между гарантирующими поставщиками электроэнергии, но, к сожалению, почему-то у меня такой оптимизм не появляется.

Надеюсь, что полным образом ответил на Ваш вопрос.

Михаил

Вопрос по 44-ФЗ. Как определять НМЦК, если заказ размещен в 2013 году, а исполнение Контракта в 2014 году. С одной стороны, если заказ размещен в 2013 году можно определять, согласно 94-ФЗ, но в тоже время, данный заказ входит в план-график на 2014 год и попадает под Приказ Минэкономразвития от 02.10.2013 №567. Так, что первично?

Здравствуйте, Михаил!

В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ настоящий Федеральный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется В ЧАСТИ ТЕХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ, КОТОРЫЕ ВОЗНИКНУТ ПОСЛЕ ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ ЕГО В СИЛУ, ТО ЕСТЬ С 01.01.2014 г., если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В связи с этим возникает следующая интересная ситуация:

Согласно абзацу и) подпункта 2 пункта 5 Приказа Минэкомразвития России и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. №544/18н "Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы" в плане-графике размещения заказов на 2014 год необходимо указывать НМЦ контракта, определённую в соответствии с требованиями ст. 22 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

На первый взгляд ситуация кажется безальтернативной: необходимо проводить обоснование НМЦ контрактов ДЛЯ ВСЕХ ЗАКУПОК, которые включаются в сам план-график размещения заказов на 2014 год.

Однако, мне, как заказчику, по понятным причинам, не хочется этого делать. Поэтому читаем Приказ Минэкомразвития России и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. №544/18н ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНО.

Если прочитать его внимательно, то из него следуют 2-ва важных следствия:

1-е следствие: действующий в настоящее время порядок формирования планов-графиков размещения заказов (приказ Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. N 761/20н "Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков") сохраняет свою юридическую силу

Таким образом, планы-графики размещения заказов на 2014 год должны быть размещены на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете.

2-е следствие: приказ Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. N 761/20н при формировании планов-графиков размещения заказов на 2014 год применяется с учётом особенностей, предусмотренных приказом Минэкомразвития России и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. №544/18н

Однако, последний приказ №544/18н (примечание – исходя из текста самого приказа; см п. 2) вступит в силу только с 01.01.2014 г.

Таким образом, заказчик может сформировать план-график размещения заказов на 2014 год и разместить его на официальном сайте РФ – www.zakupki.gov.ru В ДЕКАБРЕ 2013 года по правилам приказа Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. N 761/20н, который не обязывает заказчика производить обоснование НМЦ контракта по правилам ст. 22 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

При этом после 01.01.2014 г. (ДАТЫ, КОГДА ВСТУПИТ В СИЛУ ПРИКАЗ №544/18н ОТ 20.09.2013 г.) заказчик внесёт изменения в размещённый план-график размещения заказов на 2014 год для приведения его формы в соответствие с требованиями приказа Минэкомразвития России от 20.09.2013 г. №544/18н

То есть указанные изменения затронут только форму плана-графика размещения заказов, но не его содержательную часть (в том числе НМЦ, определённую заказчиком в декабре 2013 года по правилам Закона № 94-ФЗ о размещении заказов).

Представляется, что такое решение озвученной Вами проблемы является оптимальным с точки зрения интересов заказчика.

Михаил Малов

А где можно поучаствовать в бесплатных вебинарах по 44-ФЗ?

Здравствуйте, Михаил!

Под эгидой Открытого правительства каждый вторник, среду и четверг с 15 октября по 10 декабря 2013 года проходят вебинары с участием ведущих экспертов в области государственных закупок по различным аспектам перехода на контрактную систему (№44-ФЗ). Вебинары проводятся на площадке http://webinar.ru/. Для участия в вебинарах нужно зарегистрироваться по адресу электронной почты: info@gosreforma.ru и получить инструкции к подключению. План вебинаров можно скачать по ссылке: http://большоеправительство.рф/upload/iblock/89c/89c031737c1ebcd4222826e2bad5534c.xlsx

Вахнин Сергей

Доброго времени суток! Уважаемый Виктор Викторович помогите пожалуйста разобраться с вопросом! Наше муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 82 городского округа Тольятти на сегодняшний день попадает под действие 94 ФЗ, с 01.01.2014 имеем ли мы право проводить торги по 223 ФЗ ? Надеемся на вашу помощь в разъяснение этого вопроса !

Здравствуйте, Сергей!

С 01.01.2014 года закупки, осуществляемые Вашим бюджетным учреждением ЗА СЧЁТ СУБСИДИЙ, должны будут производиться по правилам Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". То есть большую часть закупок Вы, как бюджетное учреждение, будете проводить в соответствии с требованиями нового закона о госзакупках (44-ФЗ).
При этом Ваше бюджетное учреждение в отношении некоторых видов закупок вправе применять положения Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (см. ч. 2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе). В частности, речь идет о следующих видах закупок:

«1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию)».

Среди вышеизложенного практически для любого бюджетного учреждения особый интерес представляют закупки «за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности» (т.н. «внебюджет»)

Для того, чтобы вывести закупки за счёт т.н. «внебюджета» из под действия нового закона о госзакупках (44-ФЗ) Вашему бюджетному учреждению необходимо в срок до 01.01.2014 г. разработать, утвердить и разместить на официальном сайте РФ – www.zakupki.gov.ru специальный локальный нормативный акт Вашего учреждения – Положение о закупке бюджетного учреждения.
В случае, если это сделать до 01.01.2014 г., то с Нового года Ваше учреждение может проводить закупки за счёт «средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности», а также в некоторых других вышеуказанных случаях по правилам Закона № 223-ФЗ о закупках.

Елена Николаева-сычева-госкоева

Добрый день. Мы территориальная сетевая компания, попадаем по ФЗ-223. Планируем приобрести конкретную действующую подстанцию, договоренности достигнуты. Необходимо ли нам через портал госзакупок размещать информацию (запрос предложений)?

Да, необходимо в силу требования части 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Наталия Левина

Самый тупой вопрос наверное. Процедура конкурентные переговоры? Как грамотно использовать и когда?

Здравствуйте, Наталия!

Не считаю Ваш вопрос глупым, поскольку, на мой взгляд, процедура конкурентных переговоров является наиболее эффективным способом закупки с точки зрения обеспечения интересов заказчика в рамках 223-ФЗ. При этом использование данной процедуры предполагает наличие довольно высокого уровня профессиональной подготовки у применяющего её специалиста по закупкам. Провести такую процедуру закупки без каких-либо нарушений, не имея подобного опыта, затруднительно.

В связи с этим указанный способ закупки обычно применяется в крупных компаниях, которые располагают такими специалистами и, как правило, при закупках сложного или дорогостоящего оборудования либо работ, услуг.

Наталия Левина

Ещё вопрос: Подскажите пожалуйста в контрактной системе сохраняются ли сроки по договорам, как сейчас например что можем заключать на 3 года?

Здравствуйте, Наталия!

В Законе № 44-ФЗ о контрактной системе нет таких чётких правил в отношении сроков заключения договоров бюджетных учреждений, которые содержатся в Законе № 94-ФЗ о размещении заказов (ч. 1 ст. 9 ФЗ-94). То есть сам Закон № 44-ФЗ не устанавливает требований к определению продолжительности срока действия договора, заключённого бюджетным учреждением.

Поэтому, по моему мнению, при решении вопроса о продолжительности действия такого договора необходимо исходить из положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ), то есть заключать такие договоры на срок до трех лет (в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период).

Зоя

В нашем государственном бюджетном медицинском учреждении закупки медикаментов,прочих медицинских материалов проводились путем заключения прямых договоров. Запрос котировок проводился несколько раз исключительно для приобретения дорогостоящей медтехники ( более 150 тыс.). Можно ли сейчас заключить прямые договоры на электроэнергию,теплоэнергию водоснабжение и газ на 2014 год,если лимиты БО уже известны? Совокупный доход за год на закупки составляет около 950 тыс. Т.е. прямые договоры можно заключить только на сумму 47,5 тыс.руб. ? Это крайне неудобно! Как избежать этой волокиты и предстоящих неудобств при закупках ? Закупки путем запроса котировок - 10% от совокупного дохода? А остальные закупки?

Здравствуйте!

Ответ на Ваш вопрос содержится в части 1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, которая устанавливает что указанный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть после 01.01.2014 г.

К отношениям, возникшим до дня вступления в силу ФЗ-44, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу.

При этом государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до 01.01.2014 г., сохраняют свою силу.
Поэтому ничто не мешает Вашему учреждению заключить максимально возможное количество гражданско-правовых договоров по правилам действующего в настоящее время закона о госзакупках – 94-ФЗ. Во всех этих договорах будет содержаться отлагательное условие – о том, что они вступают в силу с 01.01.2014 г.

Те ограничения (по отношению к совокупному годовому объёму закупок), о которых Вы спрашиваете, к данным договорам не будут применяться, поскольку размещение заказа осуществлено в рамках 94-ФЗ, а не 44-ФЗ.

Что касается Вашего последнего вопроса, то указанные Вами ограничения по отношению к остальным случаям – торгам, запросу предложений не будут применяться. Одной из фактических целей Закона № 44-ФЗ о контрактной системе является увеличение количества проведённых процедур торгов (конкурсов, аукционов) со стороны заказчиков.

Надеюсь, что в полном объёме ответил на Ваш вопрос.

Светлана

Уважаемый Виктор. Есть ли какие либо изменения в 44-ФЗ по сравнению с 94-ФЗ по критериям оценки заявки, по процедуре проведения открытых конкурсов?

Здравствуйте, Светлана!

В Законе № 44-ФЗ о контрактной системе увеличилось количество видов конкурсов. В частности, с 01.01.2014 г. заказчик сможет проводить:

1) открытый конкурс;

2) конкурс с ограниченным участием;

3) двухэтапный конкурс;

4) закрытый конкурс;

5) закрытый конкурс с ограниченным участием

6) закрытый двухэтапный конкурс.

У каждого из этих видов конкурсов свои особенности организации и проведения процедуры. Рассказывать об особенностях процедур этих видов конкурсов можно несколько дней, что, естественно, невозможно в рамках интернет-конференции. Для тех, кто связан с закупками, целесообразно пройти специальное обучение по этой тематике в связи с вводом в действие ФЗ-44.

Что касается Вашего вопроса о критериях оценки заявок, то Закон № 44-ФЗ включает в себя следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В конкурсной документации вместо критериев, указанных в пунктах 1 и 2, заказчик вправе устанавливать в качестве критерия стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Критерий стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта включает в себя расходы на закупку товара или выполнение работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока их службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта.

В конкурсной документации заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.
При этом величина значимости критерия «цена контракта» должна составлять не менее чем двадцать процентов суммы величин значимости всех критериев.

Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, должны быть установлены Правительством Российской Федерации.
В настоящее время такое постановление Правительством Российской Федерации не издано.

Юрий Назаров

Обязан ли Заказчик при расчете НМЦ на поставку лекарств при проведении процедур по 94-ФЗ использовать государственный реестр цен на ЖНВЛП?

Здравствуйте, Юрий!

В Законе № 94-ФЗ о размещении заказов нет привязки расчёта НМЦ к государственному реестру зарегистрированных предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее – ЖНВЛП).

Однако, согласно ст. 60-63 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об обращении лекарственных средств" в Российской Федерации осуществляется государственное регулирование цен на ЖНВПЛ.

В связи с этим закупка таких лекарственных средств должна осуществляться с обязательным учётом правил государственного регулировании цен на эти средства, в том числе при формировании НМЦ при проведении процедур размещения заказов.

Иное толкование данной ситуации будет являться нарушением требований Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об обращении лекарственных средств", а также логики и здравого смысла.

Считаю, что 94-ФЗ не наделяет заказчиком правом на игнорирование требований 61-ФЗ.

Надеюсь, что в полном объёме ответил на Ваш вопрос.

Александр

Уважаемый Виктор Викторович! Вправе ли Заказчик провести закупку у единственного поставщика аудиовизуального произведения (видеофильм, видеоролик, видеосюжет) по тематике бюджетного учреждения согласно абзаца 13) п. 1 ст. 93 44-ФЗ. Какая процедура проведения данной закупки? Можно закупать только у физического лица, обладателя авторских прав, или также у юридического лица, обладателя авторских прав? Виктор Викторович вообще данная закупка законна в рамках 44-ФЗ? Не понятно, какой документ подтверждает авторские права (договор, документ федерального агентства по авторским правам…)?

Здравствуйте, Александр!

Закон № 44-ФЗ о контрактной системе вообще не регламентирует вопросы интеллектуальных прав на произведения. Это не входит в сферу действия закона о госзакупках, а регламентируется гл. 70 Гражданского кодекса РФ. Естественно, даже с точки зрения здравого смысла,юридическое лицо не может являться автором какого-либо произведения. Произведение всегда создаёт физическое лицо или несколько физических лиц совместно.

При этом автор произведения может производить отчуждение своих исключительных прав на произведения либо передавать свои права на использование произведенияпо лицензионному договору. Существуют и другие варианты передачи и использования проведения, а также прав на него. К сожалению, из Вашего вопроса непонятно о, чём идёт речь: об отчуждении оригинала произведения, об отчуждении исключительных прав на него и т.д.

Что касается Вашего вопроса о порядке осуществления закупки по п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, то порядок закупки выглядит следующим образом:

Заказчик размещает в единой информационной системе (до 01.01.2015 г. – на официальном сайте РФ – www.zakupki.gov.ru ) извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4, 8 статьи 42 Закона № 44-ФЗ.

При этом для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.

При осуществлении закупки такой закупки контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта.

Наталия Левина

Виктор, добрый день. Мы учреждение благоустройства (МБУ) лицензии на реставрацию памятников нет, скажите пожалуйста так как нам переданы в оперативное управление данные памятники можем ли мы , по Статье 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказать реставрацию без торгов как Е.П или обязательно быть учреждением культуры?

Здравствуйте!

Для того, чтобы воспользоваться п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе Ваше учреждение должно являться:

«государственным или муниципальным образовательным учреждением, государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив)…»
Если Ваше МБУ ни к одному из указанных видов учреждений не относится, то использовать данную норму при закупке Ваша организация не вправе.

Михаил

Виктор, спасибо за ответ на мой вопрос №7. Теперь ясно, что мы вправе осуществлять закупку до 100 000 рублей услуги интернет связи, закупку канцелярских принадлежностей, ГСМ (бензин). Но в продолжение темы вопроса, мы при этом должны еще придерживаться положений п.3 и п.4 ст.93 44-ФЗ, т.е. обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика?

Здравствуйте, Михаил!

В силу требования части 3 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) ПО ЛЮБОМУ ОСНОВАНИЮ для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.
Таким образом, с 01.01.2014 г. любой заказчик при осуществлении любых закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан составлять такой отчёт.

Алена

Здравствуйте.1) Правильно ли я понимаю что экспертизу товаров, работ, услуг нужно проводить только в случаях заключения договора с единственным поставщиком? 2) Если экспертизу проводить своими силами, то нужно создать экспертную комиссию не меньше 5 человек? 3) каким образом должны оформляться результаты экспертизы, которая проводиться экспертной комиссией например если мы получаем хлеб каждый день? заранее спасибо за ответы

Здравствуйте!

Нет, к сожалению, Вы не правы. Экспертиза при приёмке продукции проводится, по общему правилу, ВО ВСЕХ случаях. Это НОВАЯ ОБЯЗАННОСТЬ заказчика по 44-ФЗ, установленная ч. 3 ст. 94-ФЗ-44. Однако, Закон № 44-ФЗ о контрактной системе устанавливает 2-ва варианта экспертизы:

1) вариант 1 – это экспертиза собственными силами;

2) вариант 2 – это внешняя (независимая) экспертиза с привлечением сторонних (третьих) лиц.

Последняя (внешняя (независимая) экспертиза), действительно, проводится В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ при закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в 16 случаях из 28 , в т.ч. во всех случаях, когда закупки признаны несостоявшимися.

Что касается порядка проведения экспертизы собственными силами, то он (порядок) Законом № 44-ФЗ о контрактной системе НЕ ОПРЕДЕЛЁН. Поэтому заказчик вправе установить любой порядок проведения экспертизы собственными силами, в том числе, например, делать отметку в акте приёмке или составлять отдельный акт экспертизы о том, что такая экспертиза проведена экспертной комиссией заказчика. На мой взгляд, такая экспертиза может проводиться и самой комиссией по приёмке в момент приёмки продукции (можно сделать отдельный раздел или пункт в акте приёмки).

Надеюсь, что в полном объёме ответил на Ваш вопрос.

Арсланова Айгуль Муслимхановна

Здравствуйте! Вопрос по реализации заказов. В соответствии с ч.1 ст.15 94-ФЗ о размещении заказов государственные (муниципальные) ЗАКАЗЧИКИ обязаны осуществлять размещение заказов у СМП (субъектов малого предпринимательства) в размере не менее чем 10% и не более 20% общего годового объема поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг в соответствии с ПЕРЕЧНЕМ товаров, работ и услуг установленный Правительством РФ, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты (СМП). Если ЗАКАЗЧИК в течении года размещал заказы на те товары, работы и услуги коды по ОКДП которых не попадают в тот ПЕРЕЧЕНЬ (ОКДП СМП) установленный Правительством РФ от 04.11.2006г. №642., а товары, работы и услуги попадающие в тот ПЕРЕЧЕНЬ установленный Правительством РФ ЗАКАЗЧИКУ в течении года не потребовались, и поэтому ЗАКАЗЧИК не размещал заказы у субъектов малого предпринимательства (СМП): 1)Может ли при этом (и как) ЗАКАЗЧИК уйти от административной ответственности по КоАП ст. 7.1. (после проведения проверки комиссией по размещению на площадке за 2012г.)? 2)Как будет решаться данный вопрос по 44-ФЗ? Заранее спасибо..)

Здравствуйте, Айгуль Муслимхановна!

В соответствии со ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение законодательства РФ о размещении заказов (94-ФЗ) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, до истечения срока давности за указанные Вами правонарушения осталось 1,5 месяца. С 01.01.2014 г. в описанной ситуации привлечь должностных лиц заказчика к административной ответственности в связи с истечением сроков давности не представляется возможным.

Что касается поддержки СМП, то в Законе № 44-ФЗ о контрактной системе (ст. 30) такая поддержка не привязывается к каким-либо определённым товарам, работам, услугам или группам товаров. То есть перечни продукции не устанавливаются. Заказчик обязан осуществлять закупки у СМП ЛЮБЫХ товаров, работ, услуг в размере не менее 15 % совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком (в 2014-2015 без привязки к плану-графику; примечание: фактически по ЛБО).

При этом можно проводить только открытые процедуры, а начальная максимальная цена контракта (цена лота) должна составлять не более 20 млн. рублей.

С 01.01.2014 г. предусматривается 2-ва варианта таких закупок:

1) Специализированные закупки – участниками являются только СМП, социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО);

2) Требование о привлечении СМП, СОНКО в качестве субподрядчиков (такое требование дублируется в контракте, предусматривается гражданско-правовая ответственность исполнителя контракта за несоблюдение этого условия)

Надеюсь, что в полном объёме ответил на Ваш вопрос.


« Вернуться в раздел Прием вопросов закончен