Новая модель развития региона

Новая модель развития региона

О том, какой должна быть модель экономического развития Калининградской области с 13 по 19 апреля читателям портала «Новый Калининград.Ру» ответит советник губернатора по инвестиционной политике, член рабочей группы по разработке нового Закона о Калининградской области Андрей Горохов.

Калининградская область не раз играла для России роль пилотного региона, где внедрялись и обкатывались передовые модели экономического развития. СЭЗ «Янтарь», свободная таможенная зона, первая в России особая экономическая зона — различные новации сначала приносили пользу калининградцам, а потом «экспортировались» в другие регионы страны. Однако в последние пять-семь лет статус передовика Калининград во многом утратил, что не замедлило сказаться на нашей социально-экономической ситуации.

Причины объективные: перехват инициативы другими российскими ОЭЗ, отмена таможенных льгот, падение рубля и др. (подробно этот вопрос освещен в статье, размещенной в журнале «Эксперт»). Но от этого не легче. Фактически региону была навязана дотационная модель развития — самый консервативный формат, который может быть уделом разве что депрессивной российской глубинки. Он не способен стать направляющей для европейского эксклава России, находящегося в шаге от промышленных центров мирового значения.

Дотационная модель изначально мыслилась как переходная. Она должна быть заменена инвестиционной моделью, когда регион развивается и зарабатывает сам, используя выгоды эксклавного положения и компенсируя его недостатки. Речь не только о новом Законе о территории — он в любом случае будет компромиссом между потребностями региона и возможностями Москвы. Многое для развития мы можем сделать сами, с опорой на собственные ресурсы.

Передовая модель для Калининграда — какой она должна быть на новом историческом этапе? Какая специализация обеспечит устойчивость нашей экономике и какова в ней роль малого и среднего бизнеса? Может лишь стать одной из опор развитие внутреннего рынка, если освободить сектор МСБ от административного давления? Есть ли мировые аналоги калининградского эксклава — и как тамошние практики модернизации обеспечили этим территориям экономический рывок? Способен ли Калининград стать «европейской витриной России»?

Вопросы для интернет-конференции принимаются с 13 по 19 апреля 2017 года включительно.

Внимание! Вопросы проходят премодерацию. Не допускаются вопросы, содержащие нецензурные или оскорбительные выражения, не относящиеся непосредственно к теме интернет-конференции, не содержащие собственно вопроса, а являющиеся высказываниями.

На правах рекламы

Источник: Андрей Горохов

Сергей

Что такое инвестиционная модель и чем она отличается от дотационной, по которой мы сейчас живем?

В инвестиционной модели ты зарабатываешь сам, в дотационной — получаешь «пособие от государства», потому что сам зарабатывать не можешь. С отменой таможенных льгот, которые федеральная казна компенсировала многомиллиардными дотациями, Калининградской области фактически предложили пойти по второму пути. Но изначально планировалось, что это временно. Уникальные возможности региона позволяют нам развиваться с опорой на собственные ресурсы. А для этого нужна разработка инвестиционной модели.

В частности, рамочного Закона о Калининградской области. Но не только. Уже сейчас существуют элементы будущего, которые должны быть включены в новую систему. Это, например, режим специнвестконтракта, компенсации трат региона на создание индустриальных и технопарков за счет федерального бюджета. Прорабатывается вариант, когда для резидентов нашей ОЭЗ будут продлеваться льготные налоговые режимы, если те будут осуществлять новые инвестиции.

Сердце инвестиционной модели — в простом принципе: государственные льготы в обмен на частные инвествложения. Нам нужно запустить конвейер инвестиций, чтобы деньги постоянно питали экономику, вкладывались в производство, создавали рабочие места. Вероятные инструменты привлечения инвесторов в регион давно известны и опробованы в мире. Это льготы по налогам на дивиденды, на доходы юридических и физических лиц, это дешевые инвестиционные кредиты.

Отдельная проблема — перевод административного управления экономикой на современный проектный принцип, снижение давления на бизнес и т. д. Все это — важные элементы будущей инвестиционной модели.

Игорь

Почему "инвестиционная модель" должна заработать в условиях падения инвестиционной привлекательности России и региона в целом, в условиях, когда будущее того же "Закона о Калининградской области" туманно? Что должно заставить поверить инвесторов - российских и иностранных - в то, что вложение в экономику области перспективны?

На самом деле интерес инвесторов к нашему региону велик уже сейчас. Буквально в данный момент готовятся к реализации инвестпроекты с участием итальянцев, немцев, корейцев. Я бы сказал, это такой «аванс на будущее» - геоэкономическое положение Калининградской области само по себе привлекает бизнес. Но этот аванс надо закрепить созданием условий, при которых работать в регионе для инвестора легко и удобно. Что и входит в задачи инвестиционной модели. Будет ли она эффективной? Да, если учитывать мировую практику, успешно показавшую себя в странах, осуществивших «догоняющую модернизацию». И мне кажется, в вашем первом вопросе есть некая путаница в причинах и следствиях. Никогда экономические модернизации не проводились от хорошей жизни: давайте-ка привлечем инвестиции, хотя экономика и так уже захлебывается миллиардами инвествложений, а бюджеты лопаются от налогов. Напротив, именно экономические проблемы заставляли правительства самых разных стран запускать передовые модели развития. Что касается будущего Закона о Калининградской области, есть шанс, что в итоге получится выгодная для региона версия. Но если вдруг что-то важное туда не войдет, то борьба не закончится – закон обязательно будет корректироваться. Плюс всегда есть возможность «добрать» за счет мобилизации местных ресурсов. Например, выстроить для инвесторов льготные режимы на основе региональных налогов, модернизировать систему управления экономикой под проектный принцип, активно вводить режимы «одного окна», развивать индустриальные парки и т.д.
Денис Игоревич

Доброго дня! Можете ли вы объяснить почему деградирует портовое хозяйство Калининграда? Возможно ли привлечь инвестиции в рыбодобывающую и рыбоперерабатывающую отрасли, построив современный флот и инфраструктуру? Ведь в Калининграде пока есть и кадры и опыт и знания. К тому же рынок сбыта есть и в России и за границей.

Раньше Калининград наряду с Мурманском и Дальним Востоком был одним из трех центров по вылову и переработке рыбы (отрасль давала до половины налогов в бюджет области). Сегодня наша доля по России – меньше 8 %. Когда Калининградская область стала эксклавом, глубоководные порты Гданьска и Клайпеды получили конкурентное преимущество. Чтобы было выгодно переваливать грузы через Калининград, надо, во-первых, снижать железнодорожные тарифы. А во-вторых, строить выносной глубоководный порт на рейде для контейнерных перевозок близ Янтарного. На самом деле ситуация благоприятствует тому, чтобы мы вернули свое былое значение. Продуктовое эмбарго активизировало процессы «импортозамещения» в России. Плюс правительство запустило механизм «инвестиционных квот», стимулируя строительство судов на отечественных заводах. Я считаю, мы в состоянии за десять лет построить, в частности, на базе ПСЗ «Янтарь», не меньше 15 судов океанского лова, расширяя наше присутствие в Атлантическом океане. Необходимо также опережающими темпами строить и модернизировать малотоннажный флот и активизировать строительство единого комплекса рыбопереработки в Светлом. Одно из предложений – создать такие условия, чтобы рыбопромысловые суда стремились сделать Калининград портом приписки. Нужно «переманивать» их из других портов (этому может способствовать и режим свободного порта). Кстати, в нынешней версии Закона о Калининградской области содержится инициатива по упрощенной регистрации маломерных судов в регионе. Я бы дополнил ее системой региональных инвестиционных квот на вылов рыбы под обязательства строить и модернизировать наш промысловый флот, создавать новые мощности по рыбопереработке.
Олег

Вы пишете об удачном применении модели, но мне неясно, где? В каких местах она работает?

Калининград - российский эксклав, по сути, единственный в стране. Это особая территория, которая должна развиваться не так, как остальные регионы. Гонконг, Макао, Гибралтар – в мире достаточно историй успеха самых различных эксклавов. Я бы поучился опыту Западного Берлина. Ситуация с Калининградской областью сегодня начинает напоминать ту, в которой оказались западноберлинцы. Они пережили настоящую блокаду, их пытались изолировать. Но так как экономика Западного Берлина строилась не по «командно-административной», а по инвестиционной модели, эксклав успешно пережил все кризисы. Уровень жизни западноберлинцев был выше, чем в ГДР, и, как минимум, не уступал ведущим западногерманским городам. Российский Калининград находится в гораздо лучшем положении, полномасштабная холодная война маловероятна. Соответственно, принцип «Льготы в обмен на инвестиции» даст еще больший эффект. Как в плане импортозамещения, так и в части ориентации нашей экономики на высокотехнологичный экспорт. Более того, такая задача ставится федеральным правительством.
Акакий Никифорович

Про какие именно отрасли экономики региона идёт речь? Кто и куда, и главное с какого такого резону будет инвестировать, если доверие инвесторов утрачено?

Про доверие инвесторов ответил выше. Вначале – создание прозрачных, понятных «правил игры» для инвесторов, потом – резкое увеличение бизнес-активности в регионе. И никак иначе. Во-первых, мы должны дать инвестору гарантии неизменности льготных режимов. Тот факт, что действие Особой экономической зоны в Калининградской области планируется продлить до 2095 года – очень действенный шаг в верном направлении. Также мы должны сделать льготы и преференции универсальными, чтобы их получали не «избранные лица», а все, кто реально вкладывают деньги в экономику по установленному законом порядке. То есть, например, нужна компенсация инвестиционных затрат бизнеса из будущих доходов: вложил собственные средства – потом автоматически списываешь из налогов. И уже не зависишь от своеволия чиновника в распределении льгот, кредитов и т.д. Что касается «инвестиционно емких» отраслей калининградской экономики, вот буквально навскидку. Туризм, в том числе медицинский. Сельское хозяйство и рыболовство. Судостроение. Переработка янтаря. Несырьевые инновационные производства, включая IT-сектор и медицину. Некапиталоемкие перерабатывающие производства, ориентированные на экспорт. Импортозамещающая промышленность, работающая на основе трансфера технологий. Специализация Калининграда как транспортного хаба. Создание мультимодальных логистических центров с элементами «свободного порта». Т можно продолжать... Это всё – наши реальные возможности. Задача одна – ими воспользоваться.
Николай

Почему ОЭЗ работают в других регионах, а в Калининграде с этим беда?

Никакой беды, конечно, нет. Есть некоторые проблемы. Главная в том, что наша Особая экономическая зона устарела относительно тех льгот, которые сегодня имеют другие российские ОЭЗ. Инвестор сегодня меньше заинтересован в размещении своих производств на территории нашего региона и может предпочесть Подмосковье, Липецкую область или Татарстан. Или Белоруссию. Например, у нас обнуление налога на прибыль и имущество отсчитывается с момента регистрации резидента. А во многих российских ОЭЗ – с момента получения первой прибыли. То есть эффективный срок нашей льготы в два раза меньше, ведь инвестору еще предстоит построить завод, запустить производство. До первой прибыли могут пройти годы, но это время включено в срок действия льгот. Или взять такую важнейшую вещь, как присоединение к технологическим сетям. В «материнской России» такие льготы для резидентов ОЭЗ существуют, а у нас нет. Конечно, ситуацию нужно менять. Задача – снова сделать калининградскую ОЭЗ самой передовой по своим возможностям и преференциям. Иначе будет сложно повысить инвестиционную привлекательность эксклава.
Андрей Николаевич

Может быть, сейчас выгодно быть дотационным регионом? Сейчас нам денег дают, а так мы будем отсылать их в Москву.

Можно греть кости на печи, кормясь социальными пособиями. А можно честным трудом заработать столько, что налоги покажутся сущей чепухой. К тому же федеральные дотации – вещь, вообще говоря, необязательная, временная. Сегодня нам дали 67 млрд руб. (из них выбрано меньше половины, но это другая тема). А завтра по причине очередного кризиса урежут объем в десять раз. Что будем делать в этом случае?
Артем

При нашей лени как заставить людей поверить во все эти экономические модели? Народ не хочет работать. Мигранты все заполонили.

Народ работать хочет и может. Для этого необходимо: а) наличие этой самой работы; б) нормальные зарплаты. Сказки про «русскую лень» появились после обвала экономики, когда целые отрасли ушли в небытие. Будет экономическое возрождение – будет и возрождение кадровое. Мой опыт это показывает четко. К нам на завод «Инфамед К» в Багратионовске выстраиваются очереди из желающих работать! Люди быстро осваивают квалифицированные профессии, трудятся ответственно, дисциплинированно. Думаю, так по всей экономике. Будет спрос со стороны работодателей – будет и предложение со стороны рынка труда. Хотя тут проблема другого рода. Нужно возрождать систему профтехобразования, готовить ценные кадры под будущий рост.
Анна

Как вы считаете, какие основные механизмы должны быть заложены в новую стратегию развития Калининградской области из тех, которые реально реализовать в свете нынешних взаимоотношений с федеральным центром?

Давайте сузим вопрос до реальных механизмов, которые предусмотрены текущей версией Закона о территории. Итак, резко снижен инвестпорог для резидентов ОЭЗ в сфере медицины и интернет-технологий, то есть потенциально стратегических отраслей калининградской экономики. Планируется отмена утилизационного сбора для сельхозтехники, это очень важно для нашей ключевой отрасли – агропрома. Введение электронных виз – стимул к развитию туризма и вклад в повышение инвестпривлекательности региона, ведь льготами будет пользоваться международный бизнес. Далее, для резидентов ОЭЗ планируется снизить платежи в социальные фонды. Это выведет зарплаты на многих предприятиях из тени, тем самым увеличив региональный бюджет за счет НДФЛ и уменьшив нашу зависимость от федеральной казны. К тому же льготные ставки по социальным платежам послужат созданию «умной экономики», росту высокотехнологичных отраслей, где зарплатный фонд сотрудников – весомая строка в бюджете компаний. Даже если Закон о территории будет принят в нынешней версии, усеченной федеральными министерствами, Калининградская область улучшит инвестиционную привлекательность. Другое дело, будет ли этого достаточно, чтобы реализовать инвестиционную модель во всей ее полноте? Но, во-первых, как я уже сказал, в законодательство о Калининградской области наверняка будут вноситься изменения. А во-вторых, важная часть экономических механизмов находится в регионе. Не все зависит от Москвы, очень многое – в наших руках.
Александр

Вы справедливо пишите что мы были лидером, пилотным регионом, наш опыт потом экспортировался...теперь это перехвачено другими регионами. А что делается для того чтобы это вернуть? Ведь сегодня от региональных властей не исходит никаких инициатив подобного плана, даже предложенные поправки это не какая-то инновация, а уж то что от них осталось после согласований... Например у нас высокий уровень теневой экономики, по данным Эдуарда Батанова 48% работников получают официальную зарплату нижепротичного минимума. Решение: Сегодня во всем мире пытаются уйти от наличных денег, в Швеции уже до 95% расчетов производится в безналичных формах. О необходимости ограничений для наличных говорят и у нас, министр финансов Силуанов, вице-премьер Дворкович...Понятно что в рамках такой огромной страны это трудно. Давайте вернём инициативу пилотного региона, предложим начать с эсклава? У нас идеальная для этого площадка, у нас нет рядом других рублёвых зон, у нас хорошо развитые современные средства связи, высокий уровень урбанизации, более молодое население итд. Главное не опоздать и здесь. Локальные внедрения уже вовсю идут по стране, так Мастеркард и Сбербанк сделали безналичным город Зеленодольск что в респ. Татарстан.

Спасибо за обстоятельный вопрос. Действительно, Татарстан и, например, Подмосковье далеко продвинулись в информатизации самых разных общественных сфер. Это не только выводит экономику из тени, но и просто облегчает людям жизнь, экономит их время и нервы в таких повседневных мелочах, как оплата коммунальных услуг, запись ко врачу, оформление рецептов на лекарства, оплата билета в транспорте. Считаю, в Калининграде нужно активно изучать и внедрять лучший российский и мировой опыт. У нас есть все шансы стать лидерами в стране. И, например, создание «электронного правительства» будет важной составной частью Калининградской области как пилотного региона. Другие меры «обеления» экономики чисто экономического свойства. Это снижение социальных налогов и отмена внутреннего НДС в регионе – два предложения, которые обсуждались или обсуждаются в контексте Закона о Калининградской области. Обе налоговых меры стимулируют предпринимателей к уходу от серых зарплатных схем. А в случае отмены внутреннего НДС калининградский бизнес, если его дополнительно поощрить, например, снижением выплат в соцфонды, станет еще и массово переходить с «упрощенки» на общую систему налогообложения. То есть сам начнет выходить из тени. Конечно, со своей стороны государство должно бескомпромиссно бороться с практикой создания подставных фирм по «серой обналичке». Касательно вопроса, что делают власти региона, чтобы вернуть Калининграду статус пилотного, давайте дождемся финальной версии Закона о территории (точнее, и она будет промежуточной – в Закон со временем еще обязательно будут вносить изменения). Непонятно отчего сегодня стали популярны панические настроения в духе «Все пропало – гипс снимают, клиент уезжает». Между тем, работа ведется в режиме нон-стоп, с просто сумасшедшей интенсивностью. Про руководителя региона Антона Алиханова иногда говорят, мол, слишком часто ездит в Москву. Так потому и ездит, чтобы защищать Закон в той версии, которая выгодна Калининградской области!
Александр

Добрый день! Возможно ли создание Территории опережающего социально-экономического развития в Калининградской области как на Дальнем Востоке?

Одна из главных преференций территорий опережающего развития (ТОРов) будет введена в нашем регионе, когда вступит в силу в силу решение о снижении социальных взносов до 7,6% для резидентов ОЭЗ. Насколько знаю, эта инициатива региона уже одобрена в правительстве. Другие главные преференции ТОРов в Калининградской области в принципе уже есть. Здесь и льготы по налогам на прибыль, имущество и землю, и свободная таможенная зона. К сожалению, отсутствуют льготы по подключению резидентов ОЭЗ к инженерной инфраструктуре, а также возможность привлекать в регион ценных иностранных специалистов по ускоренной процедуре. Наши предложения об отмене разрешений при их приеме на работу и о признании иностранных дипломов пока Москвой не поддержаны. Но еще раз, главные составляющие ТОРов либо уже наличествуют, либо будут введены. Проблема, на мой взгляд, в другом. Закон о территории, который сегодня разрабатывается, это на самом деле перечень поправок в отдельные федеральные законы. Как такового единого документа, где была бы прописана стратегия развития региона во всех деталях, начиная от экономики и заканчивая вопросами трансграничного сотрудничества, позиционирования российского эксклава по отношению к внешнему миру – этого документа пока не существует. А он необходим. Например, сегодня планируется ввести новые преференции для резидентов Особой экономической зоны. Этого немало, ведь ее «население» уже достаточно велико и будет быстро расти за счет снижения инвестиционного порога по вхождению в ОЭЗ. Но особое положение эксклава диктует необходимость льгот для всех, а не только для резидентов. Нужен «двухскоростной режим» - с одной стороны, максимальные объемы льгот в ОЭЗ, с другой, поддержка того же малого и среднего бизнеса за ее пределами. Например, за счет распространения льготных выплат в соцфонды на все субъекты предпринимательской деятельности в регионе. Этот «двухскоростной режим» развития калининградской экономики должен быть описан в едином документе. Его создание – дело будущего.
Юрий

Здравствуйте! Написано "На правах рекламы". Как это следует понимать? Чиновник подрабатывает в нерабочее время?

Чиновником я не являюсь, зарплату в правительстве не получаю. Моя основная деятельность позволяет мне уделить несколько минут в вечернее время, чтобы отвечать читателям. Основная цель нашей онлайн-конференции - рассказать жителям региона о возможной новой модели экономического развития и получить обратную связь. Что касается пометки "на правах рекламы", которая касается любых не новостных материалов этого портала, вы можете более подробно узнать в редакции.
Саша

Допустим, вы получите закон об особом статусе. Допустим, там дадут все преференции, которые вы попросите. И что он даст? Предыдущий закон об особой экономической зоне потерял большую часть своей привлекательности благодаря изменениям на более низком уровне. Его изменяли разные ведомства, как федеральные так и областные. Например, ввели квоты на отдельные товары, ввели особый порядок и т.д. Мгновенно исчезали целы отрасли областной экономики- фаршевики, мясопереработчики и т.д. Вы считаете, что сможете сейчас такого избежать? Вы понимаете, что все ваши красивые предложения по свободному порту легко уничтожить на местном уровне руководителю любого связанного ведомства? Например, ввести порядок обследования требующего недельного присутствия судна у стенки? или затребовать сертификацию, которую никто не выполняет, но в каком-то документе о ее назначении указано? Как вы измените практику камеральных проверок, когда на основании отсутствия документов, который спустя годы уже не сделать начисляют очень существенные сборы? Может проще отказаться от этого Закона полностью, и за счет того, что сменится таможенный режим области, снизятся затраты на оформление ?

С обозначенными вами проблемами Калининградская область, да и вся страна, сталкивалась не раз. Есть федеральные законы, а есть подзаконные акты, и они могут существенно менять правила игры. Это касается и таможни. Если бы в законах были положения, которые бы жестко регламентировали деятельность таможенных, а также любых контролирующих органов, проблема бы решилась. Здесь можно обратиться к опыту Западного Берлина, который я исследовал специально. В германском Законе о содействии экономике эксклава четко и детально были прописаны все возможные ситуации, с которыми может столкнуться предприниматель – а также указано, как эти ситуации должны решаться исполнительной властью. То есть там просто не оставили места для чиновничьего своеволия и коррупции. Нормы закона были нормами прямого действия, их нельзя было изменить какой-нибудь ведомственной бумажкой. Таким же образом должен быть прописан Закон о Калининградской области, это достижимая цель. Вместе с тем наша особая экономическая зона подразумевает не только таможенные преференции, но и много других аспектов предпринимательской деятельности. Например, льготный налоговый режим; вопросы, касающиеся въезда иностранных граждан. Кстати, вчера губернатор Санкт-Петербурга предложил ввести бесплатные электронные визы для иностранцев, приезжающих в город. С августа этот механизм уже заработает во Владивостоке. Считаю, нам тоже нужно добиваться бесплатности электронных виз (само их введение уже одобрено в федеральном правительстве). Это действенный стимул как для развития туризма, так и активизации бизнес-поездок в регион. Вернемся к теме. Чем конкретней написан закон, тем сложнее его извратить на местном уровне. А, например, в отношении финансовой поддержки бизнеса государством должен действовать еще один принцип: эта поддержка не зависит от «близости к начальству», а распределяется по прозрачному, универсальному принципу: выполняешь условия инвестконтракта – автоматически можешь списывать часть налогов из доходов будущего периода.
Лилия

Когда планируется продолжить строительство дороги Чкаловск -Сельма, как то все размыто со сроками, хотя не раз упоминалось , что все согласовано с Москвой?

Этот вопрос стоит адресовать в администрацию города Калининграда, он находится в компетенции городских властей. Но насколько я слышал, в данный момент разрабатывается проект строительства дороги. В 2018 – 2019 годах она должна быть введена в строй.
Анисимов Семён

Доброго дня! Не считаете ли Вы, что устанавливая в законе о Калининградской области пороговые значения инвестиционных средств тем самым Вы уничтожаете малый бизнес и малые предприятия, которые не могут получить такого рода льготы в силу размера бизнеса. Таким образом, уничтожается полноценная конкурентная среда - ведь каждый производитель, чтобы что-то произвести должен сначала инвестировать и каждый в этом смысле является инвестором. Соответственно повышается порог входа на рынок для новых игроков, что крайне отрицатель влияет на экономический климат Калининграда и области.

Доброго дня! Я убежден, что необходимо поощрять инвестиционную деятельность в регионе вне зависимости от того, является предприятие резидентом ОЭЗ или нет. Для этого и нужна разработка новой, инвестиционно-компенсационной модели развития Калининградской области. В ее основе может лежать принцип компенсаций инвестиционных затрат предприятий за счет налогов на доходы будущих периодов. Вложил деньги в модернизацию, закупил новое оборудование – можешь вернуть часть потраченных средств за счет налоговых списаний. «Конвейер инвестиций» также помогут запустить такие меры поддержки инвестиционной активности, как льготы по налогу на дивиденды и доступ к дешевым инвесткредитам с длительным сроком погашения. Что касается инвестпорога по вхождению в ОЭЗ, здесь ситуация меняется в лучшую сторону. В прошлом году его снизили со 150 млн до 50 млн руб. Раньше ставка делалась на крупный бизнес, теперь же к льготному режиму может подключиться более широкий круг предприятий. Инвестиционные траты в 50 млн – это уже уровень крепкого среднего бизнеса. Новым Законом о Калининградской области запланировано еще более резкое снижение инвестпорога для предприятий в сфере медицины (до 10 млн руб.) и IT-сектора (до 1 млн). То есть в этих секторах резидентом ОЭЗ сможет стать уже малый бизнес. Распространить весь комплекс льгот ОЭЗ на калининградский бизнес целиком – задача нереальная, это никогда не согласуют в Москве. Значит, нам нужно развивать малый бизнес в эксклаве другими инструментами. Нужен «двухскоростной режим», когда, помимо резидентов ОЭЗ, льготируются и остальные субъекты предпринимательства. В перспективе речь может идти о сниженных выплатах в соцфонды при условии выплаты сотрудникам данного предприятия зарплат не ниже 5 МРОТ. Также желательна отмена внутреннего НДС, это повысит конкурентоспособность калининградских производителей на местном рынке. Сейчас они проигрывают европейцам, которые не платят импортный НДС при реализации своих товаров на территории региона.
Александр И

По каким критериям были выбраны отрасли для развития в ОЭЗ - медицина и IT? По моему мнению, эти сектора экономики в области имеют изначально более слабые позиции, чем например сельское хозяйство и рыболовство. А в ситуации, когда дела с ОЭЗ неважны, может быть, вообще не оглядываться на направление инвестиций - в какую отрасль не были бы вложения, не отказываться ни от чего?

Никаких ограничений по роду деятельности в особой экономической зоне нет. Есть различия в размере инвестиций, которые требуются для подключения к льготному режиму ОЭЗ. В случае сельхозпредприятий, а также предприятий рыбной отрасли инвестпорог составляет «базовые» 50 млн руб. Во-первых, для многих это вполне посильная цифра. Во-вторых, наш агропром достаточно успешно развивается в рамках общей государственной политики по импортозамещению и поддержке российского АПК. Какая поддержка нужна калининградской рыбной отрасли, я ответил выше. В любом случае эти две отрасли имеют абсолютный приоритет. Отмена утилизационного сбора для сельхозтехники, которая запланирована в новом Законе о Калининградской области, лишнее тому подтверждение. Теперь что касается медицины и IT-сектора, для которых инвеспорог снижен. Выбор этих двух отраслей в качестве дополнительных точек роста сделан неспроста. Системная проблема калининградского эксклава – сложный и дорогой транзит сырья и товаров. Это сильно бьет по конкурентоспособности нашей экономики. Решение логистической проблемы – в развитии отраслей, где расходы на транзит в себестоимости продукции невелики либо вообще отсутствуют. Речь идет о несырьевых отраслях с высокой добавленной стоимостью и глубиной переработки, а также об экономике высокотехнологичных услуг. Под эти задачи идеально подходит развитие медицины, способное профилировать Калининградскую область как центр медицинского туризма. Также по многим параметрам подходит IT-сектор. В обеих сферах активно действует малый бизнес, поэтому снижение инвестпорога было абсолютно необходимо. Хочу сказать, что выбраны своего рода пилотные, тестовые направления. В будущем к ним могут быть добавлены и другие.
Алексей

Модель Новая, а исполнители "старые". А сможет ли "старая элита" все это реализовать.

Безусловно, новая модель экономического развития требует новых управленческих подходов. Чиновничья логика «освоения бюджетов» должна быть заменена на проектный принцип работы. Административной машине стоит поучиться эффективности у успешного бизнеса, который мыслит в категориях «ключевых показателей эффективности» (KPI). Это конкретные целевые показатели, которых нужно достичь на данном важном направлении и исходя из которых будет оцениваться работа ответственного лица. Примеры таких KPI навскидку. Например, в масштабе Калининградской области – повысить продолжительность жизни до 74 за 5 лет; увеличить ВРП на душу населения до 8-10 тыс. долл. США в текущих ценах за 5 лет; обеспечить рост инвестиций в основной капитал относительно ВРП до 27% за 5 лет. В отдельной сфере, например, благоустройства – обеспечить качественный ремонт не менее 200 дворов в год, обустройство не менее 2 площадей и 1 парка в год, реконструкцию фасадов не менее, чем в 2 центральных частях города/области в год и т.д. Под решение этих конкретных задач ответственный чиновник и мобилизует ресурсы, а не просто размазывает бюджет тонким ровным слоем по всей необъемной сфере благоустройства. Конечно, если он не будет справляться, его надо менять. Но здесь я бы посоветовал избегать кадровой штурмовщины. Изменения должны проводиться постепенно. К тому же должна быть продумана мотивация для чиновников, включая финансовое поощрение.
Ольга Николаевна

Скажите, разве модель экономики важна, а не губернатор, который вытягивает всегда область, если он сильный?

Успех любого губернатора состоит из трех частей. Первое – дееспособность как руководителя, знание экономики, ведь на региональном уровне именно от ее состояния зависит социальная сфера. Второе – влиятельность в Москве, где решаются ключевые вопросы. Третье – наличие инструментов для развития экономики, без них даже гений менеджмента ничего не сделает. А эти инструменты содержатся в четко проработанной модели развития экономики. Сегодня такая модель создается в Калининградской области. Насчет профессионализма врио губернатора Антона Алиханова никаких сомнений нет. Это настоящий специалист федерального уровня, прекрасно понимающий проблемы калининградской экономики и настроенный применять в их решении современные подходы. Во влиянии руководителя региона я тоже не сомневаюсь. Алиханов имеет прямой мандат президента Путина на социально-экономическое развитие региона. Федеральная поддержка – есть. А это важная составляющая успеха.
Сергей

Добрый день, Андрей! Тут много размышлений о модели экономического развития, опорах внутреннего рынка и т.д. Мне как потребителю не понятно почему мирамистин в аптеке стоит 400рублей когда он разливается в 30км от Калининграда. Вот если бы я жил в Москве или Краснодаре то в мой мозг укладывалась бы эта информация, что большая часть цены хорошего препарата это логистика, фарм дистрибьюторы и аптека. Но сейчас эта информация не укладывается. В Калининграде достаточно как федеральных дистрибьюторов, так и региональных так почему же Вам не сделать опору внутреннего рынка Калининградской области и договориться с оптовыми фарм организациями чтобы Ваша продукция стала хоть немного доступнее Калининградскому потребителю.

Да, это большая проблема и большая несправедливость. Отпускная цена «Мирамистина» с завода где-то в два раза ниже аптечной. То есть наценка дистрибьюторов и аптечных сетей на наш препарат составляет 100%. Сегодня он поставляется в регион по сложной схеме – мы вынуждены везти его из Калининградской области на склады в Москве, откуда «Мирамистин» уже забирают дистрибьюторы и распространяют по регионам страны. Сегодня мы работаем над тем, чтобы для Калининградской области изменить эту схему. Но в случае с «Мирамистином» логистика мало сказывается на его цене. То есть препарат в Краснодаре по цене в любом случае будет не сильно отличаться от препарата в Калининграде. Основная часть ценовой накрутки происходит в аптечном звене. Это вообще большая проблема для России – цена на лекарства у производителей порой в несколько раз ниже, чем в аптеках. Что делать с «лекарственной инфляцией», я уже писал, в том числе на «Новом Калининграде» в статье «На здоровье не экономят». Напомню вкратце свои предложения. Необходимо обеспечить аптеки льготной арендной ставкой, дорогая аренда – главная причина, почему делаются ценовые накрутки. Далее, нужно выделять государственные субсидии производителям лекарств из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Сегодня сдерживание цен на эти лекарства заставляет их компенсировать убытки за счет повышения цен на препараты «коммерческого сектора». Наконец, конкретно в Калининградской области сегодня планируется строительство специально оборудованных складов. Этими складами могли бы пользоваться региональные оптовики-дистрибьюторы, для них аренда тоже составляет основную статью расходов. В итоге и в дистрибьюторском звене также шло бы сдерживание цен. А вообще, подобные проекты тоже бы неплохо субсидировать государству, разделяя ответственность с бизнесом за дешевые лекарства для людей.
Вячеслав

Какой должна быть кадровая, ресурсная, технологическая, административная, инфраструктура, которая позволила инвестиционной модели заработать уже в ближайшее время? Что приоритетнее на данном этапе, люди-драйверы или институты, позволяющие инвесторам минимизировать бюрократические или геополитические риски?

Институты запускаются «людьми-драйверами», так что последние на данном этапе важнее. Вообще, это большой философский спор о «роли личности в истории», но мне кажется, Россия – государство персоналистское, здесь очень много зависит от конкретного человека. Президент для страны, губернатор для региона – импульс к развитию задают именно они. Вокруг них складываются команды единомышленников и далее сигнал к изменениям идет по всей управленческой пирамиде. Но очень опасно думать, что от институтов ничего не зависит. Это фундамент, на котором всё держится. Для крепкого фундамента нужна четкая законодательная база: волюнтаризм чиновников, проверяющих органов, правоохранителей должен быть сведен к минимуму детально прописанными законами с четким алгоритмом действий. Таким же образом должны быть выстроены разрешительные процедуры – взаимодействие бизнеса и чиновника должно быть сведено к минимуму. Пилотный проект реформы управления в Калининградской области я бы начал с сокращения этих процедур, с создания механизмов «одного окна» и т.д. Строительство устойчивых институтов – очень долгое дело, должна сложиться настоящая управленческая традиция. Но начинать нужно уже сейчас.
Саша

Вы ссылаетесь на опыт немцев западного берлина 70-х годов, а откуда вы будете их завозить для выполнения нового закона? Я это к тому, что мягко выражаясь даже команда губернатора не похожа на них. К примеру почитаем вчерашние новости и видим, что один хвалится тем, что дырявит стены и утяжеляет стены ветхих домов, братьев которых по причине вветхости в Москве почти посносили и и думают снести в друих регионах. Или ваши же соратники хвастаются как лихо за месяц наштрафовали на 60 млн. рублей транспортников, скромно умалчивая, что у нас все тяжелые автомобили иностранные и сделаны под более современные весогабаритные нормы. Т.е. оштрафовать можно любой более или менее современный автомобиль. Я это к тому, что без ввоза немцев тех годов хотя бы на ключевые должности все местных органов, ваш закон должен дать очень привлекательную рентабельность. Чтоб можно было все окупить и сбежать за пару месяцев, пока не настигли подобные инициативы. Вы подсчитали какую рентабельность и на чем будет иметь инвестор, чтоб ему было смысл так рисковать? А что делать с рядом соглашений по Таможенному союзу, которые имеют приоритет перед внутрироссиским законодательством и в рамках которых особых бонусов Калининграду не светит? Может все же логичней совсем отказаться от закона? - Старый то, рухнул из-за определенных интересов, которые остались. Из-за особой зоной , каждый винтик и гайку приходится документально оформлять за деньги, а без Зоны часть этих расходов уйдет. Если вам так нужны реформы, то может начать с базы? Готовить если и немцев 70х, то хотя бы исправить то неумение сотрудничать , что здесь сложилось? Обеспечить дешевый труд, нормальное образование. Т.е. провести массовые сокращения, начать проводить не формальную аттестацию, а реальную, ввести в трудовое законодательство отвественность работников, сделать местные суды, прокуратуру, милицию выборной? При этом эффект проявится не раньше чем лет через 8-10. А так, толку от вашего закона для самих калининградцев?

Уважаемый Александр! Если вы читали аннотацию к интернет-конференции, то обратили внимание на следующее примечание: «Не допускаются вопросы… не содержащие собственно вопроса, а являющееся высказываниями». По сути, вы тоже обратились ко мне с высказыванием. Тем не менее, я хочу прокомментировать некоторые ваши предложения (на все ответить не смогу, у меня по регламенту на ответ вам всего 2000 знаков). Первое. Я против того, чтобы завозить в Калининградскую область немцев! Мы сами со всеми задачами прекрасно справимся. Между прочим, еще в 19 веке немецкое было в Европе синонимом некачественного. А как смеялись над китайским качеством еще лет десять назад! Сейчас Германия и Китай – передовые экономики мира. И нет решительно ни одной причины, почему этот путь не может повторить Россия. Исторически мы неоднократно доказывали, что способны на быструю модернизацию и экономический рывок. Второе. Дать людям нормальное образование – одна из главных задач государства, здесь я двумя руками за. Один из акцентов я бы сделал на профтехобразовании, ведь если будет расти экономика, резко вырастет потребность в квалифицированных специалистах. Третье. Те проблемы, которые вы перечисляете, реально существуют. То, что они не были решены, не значит, что их нельзя решить никогда. Я-то уверен, что все в наших силах. Главное – побольше воли к действию и поменьше пессимизма!
Николай

Можно поподробнее о «компенсации инвестиционных затрат предприятий из налогов на доходы будущих периодов»? Что за принцип лежит в основе этого вида поддержки инвестиционной активности и чем он лучше ныне существующих?

Речь идет о простой, прозрачной модели. Инвестируешь в модернизацию производства, строительство цехов или закупку оборудования. Создаешь рабочие места с нормальной зарплатой. Производишь востребованный на рынке продукт. И уже из полученных доходов компенсируешь часть инвестзатрат, списывая меньшую долю налогов – большая идет в бюджет. Эта практика была широко распространена в Западном Берлине, таким образом удавалось привлекать в город частный капитал. За два года некоторые предприятия утраивали обороты. Так работала инвестиционно-компенсационная модель развития. Сегодня экономика Калининградской области недоинвестирована. При доле населения в 0,67% от общероссийского инвестиции в основной капитал у нас составляют 0,33%. Иностранные инвестиции и того меньше – 0,22%. Главное достоинство списаний из налогов будущих периодов в том, что при нехватке госинвестиций, дефиците казны они задействуют частные инвествложения (частно-государственное партнерство). Причем этот способ некоррупционен и универсален для всех. Если, например, выделение субсидий может зависеть от «расположения» чиновника или просто от твоего места в длинной очереди из числа желающих приобщиться к льготе, то налоговые списания производятся автоматически. Конечно, в Западном Берлине активно применялись и другие инструменты. Например, 22,5-процентная льгота по налогу на дивиденды и 30-процентная по НДФЛ, что способствовало накоплению собственных средств предприятий для инвестирования. Инвестиционные субсидии, доходившие до 40% инвестрасходов бизнеса (причем они выдавались по облегченной процедуре, на основании заявки). Дешевые инвесткредиты – на 2% ниже западногерманских с длительным сроком погашения (до 8 лет). Все инструменты были заточены на решение одной-единственной задачи – в эксклаве не должен был останавливаться инвестиционный конвейер. В итоге «блокадный» Западный Берлин по уровню инвестиций опережал благополучные и безопасные регионы ФРГ. А количество автомобилей там было больше, чем во всем ГДР.
Дмитрий Борисович

Вот мы говорим о «пилотном регионе развития», требуем самые передовые льготы. А почему Москва вообще должна их давать нашему региону? Мы в стране не единственные, кто хотел бы таких суперльгот.

Ответ – на географической карте. Мы единственный эксклав страны, который к тому же находится, скажем мягко, в напряженном геополитическом окружении. Крым с постройкой Керченского моста уже скоро будет связан с материнской Россией прямым автомобильным сообщением. Мы должны иметь особый экономический режим, потому что сами находимся в особом режиме. По-другому нам просто не выжить. Далее, мы – защитный бастион для страны. В нынешние времена этот геополитический актив не менее ценен, чем активы экономические. Поэтому социально-экономическое благополучие жителей региона – стратегическая задача государства. Разные страны решали схожие задачи для своих эксклавов. Например, в Западном Берлине государство стимулировало налоговыми льготами не только производителей, но даже покупателей западноберлинских товаров в ФРГ! Но перейдем от вызовов к возможностям. Мы – регион, погруженный в сердце Европы. Это уникальный шанс протянуть мост сотрудничества не только между Россией и Евросоюзом, но также Юго-Восточной Азией и Европой. Особый режим – визовый, таможенный, портовый и т.д. – нам нужен, чтобы воплотить возможности в экономическую реальность, чтобы привлечь иностранных инвесторов и технологии, начать высокотехнологичный экспорт. То есть не просто выживать, но и активно развиваться. Наконец, мы уже брали на себя миссию пилотного региона для всей России. Например, по апробации режима особой экономической зоне, которая затем стала моделью для локальных ОЭЗ страны. Калининград самой своей изолированной, эксклавной географией предназначен для испытания передовых технологий развития в малом масштабе – чтобы затем внедрять и тиражировать положительный опыт в большой России. Наш регион уникален, второго такого в России просто не существует. Это дает Калининградской области естественное право на такие преференции, которых нет у других регионов. Мы не «бедные родственники», и любую федеральную поддержку вернем стране в кратном размере.

« Вернуться в раздел Прием вопросов закончен

К Москве передом

Главный редактор Алексей Милованов о том месте, которое предпочитает в последнее время демонстрировать местным жителям молодой врио губернатора.