Интернет-конференция председателя областной избирательной комиссии Сергея Лунева

Интернет-конференция председателя областной избирательной комиссии Сергея Лунева

Каждый житель Калининградской области старше 18 лет 13 марта сможет выбрать депутата областной Думы. В Янтарном, Мамоново, Правдинске пройдут выборы главы муниципалитета, в Калининграде - выборы депутатов окружного Совета.

Организацией выборов, начиная от определения избирательных участков и заканчивая объявлением результатов, занимается избирательная комиссия. В компетенции избиркома - установка избирательных урн, инструктаж членов участковых комиссий, регистрация кандидатов. В областной избирком жалуются на нарушения в ходе выборов - будь то запрещенная агитация или отказ от регистрации в нижестоящих избиркомах.

Сколько кандидатов решили выдвинуться на эти выборы? Куда обращаться с жалобами на нарушения процедуры голосования? Как воспользоваться открепительным удостоверением? На эти и другие вопросы пользователей "Нового Калининграда.Ru", касающиеся предстоящих выборов, ответит председатель областной избирательной комиссии Сергей Лунев.

Вопросы в рамках интернет-конференции принимаются до 8 февраля. Ответы Сергея Лунева будут опубликованы после 8 февраля.

Сергей Александрович Лунев закончил военно-юридический факультет в Военном Институте Минобороны СССР. С 1979 по 1994 годы проходил службу в органах военной прокуратуры на Северном и Балтийском флотах. Уволен из Вооруженных сил по собственному желанию. Принимал участие в организации и проведении выборов городского Совета депутатов Калининграда четырех созывов, трех выборов главы Калининграда в 1996, 1998 и 2002 годах. В 2000 году являлся официальным наблюдателем от Российской Федерации на выборах Президента США в составе делегации Центральной избирательной комиссии РФ.

Назначен в состав областного избиркома указом губернатора Георгия Бооса от 4 мая 2007 года №23. 15 мая 2007 года на первом заседании комиссии нового состава избран председателем избирательной комиссии Калининградской области. 

Орфография и стилистика авторов вопросов сохранены

Андрей Алексеев

Может ли рядовой избиратель проверить достоверность подписей, собранных кандидатом в свою поддержку и остальных документов, поданных кандидатом в избирательную комиссию? Или это прерогатива членов комиссии?

Нет, не может. Документы при выдвижении, в том числе подписные листы, представляются кандидатом для регистрации в избирательную комиссию, осуществляющую проверку этих документов и регистрацию кандидата. В соответствии со статьёй 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» правом знакомиться с документами и материалами, непосредственно связанными с выборами, обладают только члены соответствующих избирательных комиссий.
Виктор

Сергей Александрович, многие граждане (в частности в комментариях на данном портале) высказывают свои предположения о возможных нарушениях законодательства (подкуп, нарушение тайны голосования, использование служебного положения) в ходе предстоящих 13 марта выборов. 1. Сможет ли избирательная комиссия противодействовать, каким либо образом, подкупу избирателей? 2. Будет ли избирательная комиссия, в ходе выборов, взаимодействовать с органами правопорядка по выявлению и преследованию по закону конкретных лиц, уличенных в перечисленных выше нарушениях?

Факт подкупа избирателей как административного правонарушения (статья 5.16 Кодекса об административных правонарушениях РФ) или уголовного преступления (статьи 141, 141.1 Уголовного кодекса РФ) устанавливается правоохранительными органами. Избирательные комиссии правом на проведение следственных действий и задержание виновных не обладают и могут противодействовать подкупу избирателей путем незамедлительного уведомления правоохранительных органов о ставших им известными фактах подкупа избирателей и осуществления контроля хода проведения проверки по этим фактам и их результатами. Взаимодействие областной избирательной комиссии с органами правопорядка в ходе подготовки и проведения избирательных кампаний осуществляется постоянно. Этим целям, в частности, служит Соглашение о порядке взаимодействия Избирательной комиссии Калининградской области и Управления внутренних дел Калининградской области, подписанное в октябре 2009 года. Формы взаимодействия: проверка сведений о наличии судимости у кандидатов, об имущественном положении кандидатов, охрана избирательных участков, обеспечение правопорядка в день голосования, рассмотрение в установленные сроки представлений комиссии о пресечении нарушений законодательства о выборах и привлечение к ответственности лиц, совершивших нарушения. Все эти формы взаимодействия работают и позволяют, на наш взгляд, удерживать ситуацию в рамках правового поля. Кроме того, надлежащее взаимодействие установлено нашей комиссией с Прокуратурой области, областным Управлением Федеральной службы безопасности.
Александр

Здравствуйте, Сергей Александрович, ни для кого не секрет, что доверие к нашей избирательной системе, стремиться к нулю, какие конкретные шаги, вы планируете предпринять, чтобы постепенно возвратить доверие?

Уважаемый Александр, я совершенно не согласен со столь радикальной оценкой уровня доверия населения к избирательной системе и к выборам. Ни одна организация, проводящая социологические исследования (ни в России, ни за рубежом), таких данных никогда не обнародовала. Доверие к избирательной системе основано главным образом на прозрачности и законности избирательных процедур, демократическом порядке формирования избирательных комиссий. В нашей области за последние 4 года не было ни одного прецедента отмены решений Избирательной комиссии области судом или ЦИК России, что дает основания говорить о соблюдении законности в ее деятельности. Если непредвзято рассматривать результаты выборов за этот период, советую внимательно посмотреть статистику, и Вы сможете убедиться, что на выборах действительно побеждали те, кто смог завоевать доверие избирателей – независимо от их партийной принадлежности. Тем не менее, в будущем для дальнейшего повышения доверия избирателей к выборам мы предполагаем всемерно способствовать развитию институтов гражданского общества в России, участвовать в совершенствовании законодательной базы выборов, применять современные научные технологии, расширяющие возможности участия в голосовании различных категорий избирателей. Кроме того, мы давно и на всех уровнях выступаем за существенное ужесточение административной и уголовной ответственности за нарушения избирательного законодательства, в том числе за подкуп избирателей.
Дмитрий

Здравствуйте, Сергей Александрович. К кому можно обратится, что бы продать свою схему подсчета голосов избирателей. Я знаю как решить проблему нарушений тайны голосования. Помогите пожалуйста.

Уважаемый Дмитрий, обязательная процедура подсчета голосов избирателей закреплена в статье 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Если у Вас есть предложения по совершенствованию этой процедуры, то Вы можете направить их письмом в Центральную избирательную комиссию России или непосредственно в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Что касается обеспечения тайны голосования на избирательном участке, то она обеспечивается в полном объеме и такой проблемы не существует, по крайней мере, у нас в области.
Игорь

Это правда, что вы и ваши подчинённые получили указание не регистрировать и максимально препятствовать регистрации кандидатов в депутаты не от Единой России? Правда ли, что из-за этого указания ваша комиссия отказала в регистрации Ковальчуку В, Гану Е., Карпушенко С., Карпушенко И., Карпушенко В.? Хотелось бы узнать от кого вы конкретно получили такое указание?

Никаких указаний относительно того, кого регистрировать, а кому отказывать в регистрации, в избирательные комиссии не поступало. Надо отметить, что вообще-то подобные действия - это уголовное преступление, предусмотренное частью 3 статьи 141 Уголовного кодекса РФ («вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией ее полномочий…, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей…», и в качестве санкции за это преступление законом определяется до четырех лет лишения свободы. Поэтому если у Вас имеется информация о подобных фактах, прошу о них немедленно сообщить в правоохранительные органы. Что касается Избирательной комиссии Калининградской области, то она не могла отказать в регистрации всем перечисленным Вами лицам, поскольку на этих выборах она рассматривает только вопросы регистрации избирательных объединений (партий). Комиссия зарегистрировала все без исключения избирательные объединения, заявившиеся для участия в выборах депутатов Калининградской областной Думы пятого созыва. Решений об отказе в регистрации областной комиссией не принималось. Кандидатам в депутаты окружного Совета депутатов г. Калининграда Ковальчуку В., Гану Е., Карпушенко С., Карпушенко И., Карпушенко В. было отказано в регистрации окружными избирательными комиссиями. Вместе с тем, Ковальчук В. и Ган Е. зарегистрированы в составе списков кандидатов на выборах депутатов Калининградской областной Думы пятого созыва от избирательных объединений.
Олег

Известно, что местные администрации на участках через подконтрольных членов участковых комиссий прибегают к манипуляциям со списками избирателей. Почему никто никогда не был наказан? Как облизбирком планирует контролировать участки, если они фактически подчиняются главам (т.е. ЕР)?

Очень хотелось бы знать, кому именно это «известно», какие именно «манипуляции» со списками имеются в виду, и если имеются в виду умышленные нарушения избирательного законодательства при составлении списков избирателей, то почему до сих пор не представлена жалоба по этому поводу в правоохранительные органы или в наш адрес с приведением конкретных фактов? Избирательные комиссии всех уровней являются коллегиальными органами, вмешательство в их деятельность государственных органов, органов местного самоуправления запрещено законом (см. ответ 5). Формированием участковых избирательных комиссий занимаются вышестоящие территориальные избирательные комиссии на основе предложений политических партий, общественных объединений, представительных органов, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. Председатель участковой комиссии назначается решением территориальной избирательной комиссии. В соответствии с законом, списки избирателей готовятся территориальной избирательной комиссией и передаются в участковые комиссии за 20 дней до дня голосования. Член участковой комиссии несет административную ответственность за незаконную выдачу гражданину избирательного бюллетеня (статья 5.22). Если же Вы имеете в виду фальсификацию голосования путем вброса бюллетеней, то за это преступление в 2009 году была привлечена к уголовной ответственности и осуждена одна из председателей УИК Гурьевского района. С этим приговором мы перед каждой избирательной кампанией обязательно знакомим всех работников участковых избирательных комиссий в порядке профилактики этих преступлений. Что касается контроля облизбиркома за деятельностью участковых комиссий: Вы, очевидно, представляете, что на выборах в нашей области в составе избирательных комиссий всех уровней работают около 5 тысяч человек, а в облизбиркоме – 58 человек, из них почти половина – это сотрудники, занятые только работой в системе ГАС «Выборы». Действенный контроль работы на участках обеспечивается только совместными усилиями вышестоящих избирательных комиссий, кандидатов, избирательных объединений, их представителей и наблюдателей, выдвинутых кандидатами и партиями членов избиркомов с правом решающего и совещательного голоса, работников СМИ и правоохранительных органов. В случае такой слаженной работы и взаимоконтроля нарушений закона наверняка не будет допущено.
Николай Васильевич, военный пенсионер

Сергей Александрович, для чего и кому нужно это дорогостоящее шоу "выборы", если итог уже ясен. Неугодных не допускают к выдвижению, снимают за день до выборов. За подкуп комиссия ваша не отвечает, за подвоз "избирателей" (бомжей и ПТУшников из других районов) тоже, за административный ресурс в СМИ - опять не ваше. Зачем комиссия нужна? Зачем эта показуха с назначением депутатами?

Уважаемый Николай Васильевич, Конституция России и российское законодательство предусматривают обязательное регулярное проведение выборов. Итоги выборов в присутствии многочисленных наблюдателей и СМИ публично и открыто определяются комиссиями после завершения голосования, а сами результаты выборов зависят, прежде всего, от избирателей, от их активности, гражданской позиции, а не от избирательных комиссий. Институт выборов как форма народовластия существует во всех странах мира и замены ему еще не придумано. Объем полномочий избирательной комиссии области, других комиссий определен в законах в соответствии с конституционным принципом разделения властей. По поводу снятия «неугодных» кандидатов прочитайте ответ к вопросу 5. Кстати, многие из кандидатов, считающихся оппозиционными, вполне нормально справились с задачей подготовки документов и были зарегистрированы. Вы можете убедиться в этом, ознакомившись с информацией на нашем сайте.
Антон

На сайте НовыйКалининград проводится опрос о доверии к выборному процессу. Доверие к выборам = 0, авторитет избирательной комиссии - никакой. Почему бы Вам всем не подать в отставку?

Уважаемый Антон, я категорически не согласен с Вашими оценками. Прежде всего, не передергивайте понятия - вопрос на сайте был поставлен о вере в «честные выборы», а не об авторитете избирательной комиссии. Это совершенно разные вещи, поскольку образ «честных выборов» создают у избирателя далеко не только комиссии, а еще в значительной степени и кандидаты, избирательные объединения (партии), политтехнологи, журналисты и работники телевидения, представители исполнительной и представительной власти, работники правоохранительных органов, общественность. Совокупность их действий в период избирательных кампаний и формирует у избирателей представление о честных или нечестных выборах. Так что вопрос об авторитете избирательной комиссии совершенно «из другой оперы». Кстати, хочу Вам напомнить период острого межпартийного конфликта в Госдуме РФ по итогам муниципальных выборов осени 2009 г., когда в ряде регионов (но не у нас) звучали обвинения в фальсификации итогов голосования. Тогда по указанию Президента России Д. Медведева была создана рабочая группа (из сотрудников Администрации Президента и представителей всех семи политических партий страны) по анализу современного состояния политической системы РФ, которую возглавил бывший губернатор Калининградской области Георгий Боос, ыступивший с докладом о состоянии избирательной системы страны на заседании Госсовета 22 января 2010 года. Полагаю, излишне доказывать, что если бы к избирательным комиссиям нашей области были вопросы по части системных фальсификаций, а Избирательная комиссия Калининградской области не пользовалась высоким авторитетом, в том числе в ЦИК России, то Г. Боос не получил бы данного ответственного поручения Президента РФ. Что касается цифр доверия к выборам, полученным при опросе на сайте, то ознакомьтесь, пожалуйста, с моими замечаниями по пункту 17. Вопрос об уровне доверия избирателей к институту выборов возник не сегодня и разрешается не отставкой каких-либо из персоналий. Но эта проблема глубокая и многоплановая. Разрешается она комплексом мер законодательного характера, развитием институтов гражданского общества, а не деятельностью той или иной комиссии. Поэтому ставить в вину избирательной комиссии области общий низкий уровень доверия населения к выборам, по моему мнению, контрпродуктивно.
Владимир

Препятствовать регистрации кандидатов в депутаты от партий Яблоко, Патриоты России, это Ваша идея или так Вам посоветовали. Скажите от Едросов, кому нибудь отказали в регистрации?

Уважаемый Владимир! Списки кандидатов партий «ЯБЛОКО» и «ПАТРИОТЫ РОССИИ» были зарегистрированы Избирательной комиссией Калининградской области 4 февраля 2011 года. Никаких препятствий для регистрации списков кандидатов указанных избирательных объединений со стороны Избирательной комиссии Калининградской области не было. Тот факт, что ни один представитель КРО Российской Объединённой Демократической Партии «ЯБЛОКО», единственной в Калининградском регионе собиравшей подписи избирателей, не был зарегистрирован в качестве кандидата-одномандатника на выборах в Окружной совет Калининграда, объясняется различными ошибками в оформлении подписных листов и низким качеством оформления подписных листов. Кандидатам от «Единой России», равно как и кандидатам от КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России», действительно не было отказано в регистрации по причине значительно лучшего оформления их документов.
Сергей Александрович

Зачем изготавливать 12000 открепительных, только очень наивные люди действительно поверят в труднодоступность УИК Калининграде. Их банально размножат на ксероксе и выдадут кому попало. 500-1000 открепительных на округ плюс провод "заряженных" избирателей с паспортами с регистрацией вне избирательного округа через "замотивированных" членов УИК с последующим гашением списков непришедших - вот рецепт банальнейшей профанации победы ЕР. Лишь два случая противодействия таким схемам было официально зафиксированно в регионе. В Гурьевске и в Переславском в октябре 2010 года. Как Вы предполагаете с этим бороться. Ваш ответ будет озвучен в ОБСЕ в феврале, поэтому подумайте, прежде чем отвечать.

Уважаемый Сергей Александрович! Открепительные удостоверения являются документами строгой отчетности и имеют единую нумерацию на всей территории проведения выборов. В целях защиты открепительных удостоверений от подделки при их изготовлении используются бумага с водяными знаками и (или) с нанесенными типографским способом надписью микрошрифтом и (или) защитной сеткой и (или) иные специальные элементы защиты. Бланки открепительных удостоверений изготовлены в соответствии с коллегиальным решением Избирательной комиссии Калининградской области (в которую входят представители 5 различных политических партий) в количестве 12000 (двенадцати тысяч) экземпляров, что примерно соответствует количеству удостоверений, изготовленных в период федеральных избирательных кампаний 2007-2008 годов по выборам в Госдуму РФ и Президента РФ. Напомню, что в тот период и в последующем никем не оспаривалось именно такое количество открепительных удостоверений. Защита открепительного удостоверения на данной кампании включает в себя индивидуальный номер каждого удостоверения, а также нерегулярную тангирную сетку светло-зеленого цвета и надпись микрошрифтом. При этом в систему ГАС "Выборы" на всех этапах изготовления, передачи и выдачи открепительных удостоверений вводятся все данные: о количестве и номерах изготовленных открепительных удостоверений, о количестве и номерах открепительных удостоверений, переданных в нижестоящие избирательные комиссии, о количестве и номерах открепительных удостоверений, распределенных в резервы, о количестве и номерах выданных избирателям открепительных удостоверений. Контроль соотношений осуществляется автоматически. В связи с этим любые махинации с открепительными удостоверениями практически исключены, если не считать гипотетически возможных случаев их незаконной выдачи избирательными комиссиями, однако это уже сфера применения уголовного права. Упоминаемые Вами случаи нарушения избирательного законодательства в Гурьевске и Переславском связаны с попытками незаконного вброса бюллетеней, а вовсе не с использованием открепительных удостоверений. Кстати, рекомендую посмотреть в словаре значение слова «профанация», а то в ОБСЕ Вас могут не понять.
Владимир

Почему изменяются границы избирательных округов по выборам в Горсовет и места голосования? Изменив границы округа,избиратель вынужден выбирать себе нового кандидата, а не того, кого он знал и мог голосовать или "за" или "против". Создается впечатление, что избирательные округа кроятся с учетом предполагаемых кандидатов.

Уважаемый Владимир! Избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Таким образом, данная система – «живой организм». Учитывая изменения избирательного законодательства, касающиеся избирательных систем, а также сроки полномочий органов государственной власти субъекта и органов местного самоуправления, естественно, что границы избирательных округов со временем могут меняться. Избирательная комиссия Калининградской области стремится к тому, чтобы новые схемы избирательных округов и места расположения избирательных участков максимально соответствовали прежним, привычным для избирателей.
Иван

Мы живем на улице Соммера ,где взять информацию по кандидатам и где будет голосование?

Уважаемый Иван! Избирательные участки будут образованы в период с 10 февраля по 17 февраля 2011 года. Списки избирательных участков будут опубликованы в средствах массовой информации. Кроме этого, Вы можете узнать адрес «своего» участка, позвонив после 17 февраля либо в Калининград – Ленинградскую территориальную избирательную комиссию по телефону: 92-35-37, либо в Избирательную комиссию Калининградской области по телефону: 539-167. Информация о кандидатах публикуется в средствах массовой информации (газеты «Калининградская правда», «Тридевятый регион»). Уточнить эту информацию можно также на сайте облизбиркома – www.kaliningrad.izbirkom.ru, на сайте избирательной комиссии городского округа «Город Калининград» - www.izbirkomklgd.ru, или же обратившись в соответствующую территориальную избирательную комиссию, в Вашем случае – Калининград – Ленинградскую ТИК по указанному телефону.
Алекей

Здравтсвуйте, Сергей Александрович, в интернете появилась информация, о возможном открытии дополнительного участка, на базе "Автотора", с выдачей открепительных листов, для "желающих" проголосовать не по месту жительства, а по месту работы, не считаете ли Вы, что такой "доп." участок несёт в себе и "доп." вопросы со стороны избирателей и подрывает и без того не совсем доверительное отношение граждан к выборам в целом. Считаю, что в настоящее время любой "ляп" может дискредитировать предстоящие выборы, а наши земляки так и не поверят в силу своего голоса.

Уважаемый Алексей! Информация об открытии дополнительного участка соответствует действительности. В адрес Избирательной комиссии Калининградской области и Калининград-Центральной ТИК поступили мотивированные ходатайства руководства компании «Автотор» о необходимости создания участковой комиссии в помещении предприятия в связи с непрерывным сменным циклом работы, существенным увеличением нагрузки на предприятии в первом квартале 2011 г. и невозможностью в связи с этим изменить график работы конвейера и продолжительность смен, в том числе в выходные дни. При этом количество рабочих на данном производстве составляет около 2,5 тысяч человек. С учетом этой просьбы «Автотора», после всесторонней проверки ее обоснованности, решением Калининград-Центральной ТИК на «Автоторе» создан избирательный участок. В соответствии с федеральным избирательным законодательством, для обеспечения конституционных прав граждан, избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Информация об этом передается в участковую избирательную комиссию, где данный избиратель включен в список избирателей по месту жительства через соответствующую вышестоящую комиссию. На основании этой информации он исключается из списка избирателей по месту жительства. Также работники «Автотора» смогут проголосовать на этом избирательном участке, используя открепительные удостоверения, предварительно официально полученные ими в территориальных или участковых избирательных комиссиях. Контроль избирательного процесса на данном участке с целью обеспечения законности и прозрачности выборов может на любом этапе осуществляться всеми заинтересованными лицами, их уполномоченными представителями и работниками средств массовой информации, а также вышестоящими комиссиями в установленном законом порядке.
Никифоров Олег

Здравствуйте, Сергей Александрович! Ответьте пожалуйста на вопрос - правомерно ли снятие кандидата с выборов в депутаты Гурьевского районного совета депутатов по причине того, что в конце подписного листа данные удостоверяющего подписной лист и данные кандидата написаны машинописно? При том, что других нарушений нет и подпись и дата проставлены собственноручно! Я считаю, что нужно ходить и проверять у подписавшихся людей - ставили они свою подпись или нет, а не создавать искусственные барьеры для неугодных кандидатов. С уважением!

Уважаемый Олег! В соответствии с пп.7 пункта 10 статьи 27 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области» недействительными подписями считаются все подписи в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно. Согласно пункту 13 статьи 27 указанного Закона при обнаружении среди проверяемых подписей, отобранных для проверки, 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата. Таким образом, судя по Вашей информации, действия избирательной комиссии были основаны на положениях избирательного законодательства. Хотя для юридически точных выводов всегда необходимо знакомиться с оригиналами документов. Хочу обратить Ваше внимание на то, что избирательные комиссии в данном случае следуют «букве» Закона и являются исполнителями воли законодателя.
Александр

Уважаемый Сергей Александрович! В системе Гас-Выборы полный раздрай. Данные каниддатов предсатвлены в лучшем случае пятилетней давности. Как так получилось? Заметьте, за малейшую "провинность" (неточность) вы кандидатов безоговорочно снимаете, а сами такого наколбасили...

Уважаемый Александр! Данные системы ГАС «Выборы» применительно к конкретной избирательной кампании отражают текущее состояние дел согласно информации, вводимой в систему системными администраторами комплексов средств автоматизации территориальных избирательных комиссий на основании данных, представленных кандидатами, избирательными объединениями при выдвижении и регистрации в соответствующие избирательные комиссии. Никакого творчества здесь не может быть. При этом в избирательной системе существуют и неукоснительно соблюдаются строгие временные рамки ввода в ГАС «Выборы» той или иной информации. Что касается Вашего вопроса, то предлагаю Вам с конкретными претензиями письменно обратиться в Избирательную комиссию Калининградской области. Обнаруженные недостатки (если таковые объективно имеются) обязательно будут устранены.
Евгений

Добрый день. В осенние выборы на Зеленоградском УИК был схвачен Б.Образцов за получение бюллетеня для голосования, хотя он там не был прописан. Выдала ему этот бюллетень член УИК от "Единой России", она была сразу отстранена от работы и при подсчете бюллетеней (при отстранении) у нее их не хватало несколько десятков. Б.Образцов был задержан, отправлен в милицию Зеленоградского района, ФИО девушки, которую отстранили от работы в комиссии от партии "Единая Россия", известны, как и известны люди которые ее туда направили, где она работает и проживает! Скажите, почему никто не понес НИКАКОГО наказания, почему Б.Образцов продолжает активное участие в нынешних выборах (судя по сайтам, встречается с Хинштейном), который курирует выборы в КО от партии "Единой России"? О каких может быть идти разговорах про "честные выборы", если никто не несет никакого наказания за такие грубые, уголовно-наказуемые деяния?

Уважаемый Евгений! В целях установления фактов нарушения избирательного законодательства и наличия уголовно-наказуемых деяний все материалы по ситуации, имевшей место в Зеленоградском районе на выборах 10 октября 2010 года, были переданы территориальной избирательной комиссией правоохранительным органам для проведения соответствующих проверок и привлечения виновных лиц к ответственности. Проведение расследования, установление вины и привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством не входит в компетенцию Избирательной комиссии Калининградской области.
Михаил

Добрый день, Сергей Александрович. Как вы объясните тот факт, что по всем опросам на различных сайтах рейтинг правящей партии стремится к нулю, а на выборах ЕР стабильно получает подавляющее большинство. Понятно, что определенная разница между соцопросами и результатами всегда существует. Но не с точностью же наоборот?

Уважаемый Михаил, я рекомендую Вам для получения полной картины почитать ещё - кроме опросов на сайтах - и результаты серьезных опросов общественного мнения, проведенных такими уважаемыми организациями, как ВЦИОМ, Левада-Центр, Фонд «Общественное мнение» и ряда других, которые проводят социологические исследования с соблюдением научных требований – с необходимой количественной выборкой, в различных слоях общества и с разным местом жительства, с различными категориями лиц, профессиями, возрастами и т.п. Тогда Вы убедитесь, что всё обстоит далеко не так просто, как кажется на первый взгляд. Я не подвергаю сомнению опросы на сайтах (хотя и тут возможны варианты), но надо обязательно иметь в виду, что в Интернете постоянно присутствует и активно участвует в опросах очень немногочисленная группа людей, если соотносить их с общим числом избирателей. Их взгляды известны, понятны и заслуживают внимания. Однако не они определяют большинство общественного мнения. Демократия же – это власть большинства.
Владимир

Сергей Александрович! Объясните, почему в этом году так много придирок к подписным листам неугодных кандидатов? Об этом сегодня говорят все, причастные к выборам самовыдвиженцы. Ранее я дважды поучаствовал в избирательной компании в качестве кандидата и столкнулся с тем, что практически никакой информации по правильному заполнению подписных листов получить в ТИКах не возможно, многие вещи толкуются двояко. Зато потом смело бракуется без всяких оснований часть подписей, и это при том, что подписи собирались лично мной и членами моей семьи и были достоверны на 100%. А на многочисленные нарушения, которые допускались "нужными" кандидатами в процессе предвыборного периода избиркомы практически не реагировали... Грустно все это... Пройдя до конца весь этот "бедлам" под названием "выборы", я многое понял и многому научился, - главное- что порядочный человек,- самовыдвиженец никогда не станет ни членом Горсовета , ни Думы! О том, что деньги решают все пришлось слышать многократно. Хотя, без всяких затрат я дважды занимал почетное второе место... Но третий раз лезть в эту грязь нет ни малейшего желания.

Уважаемый Владимир, избирательные комиссии в силу требований закона обязаны при решении вопроса о регистрации проверять подписные листы кандидатов, и «придирки» - их прямая обязанность. Другой вопрос – обоснованы они или нет. Но у Вас всегда есть возможность проверить выводы окружной (территориальной) комиссии на соответствие закону, подав письменную жалобу либо в суд, либо в вышестоящую комиссию. Что касается замечания, что именно в этом году существуют «особенные придирки» к подписным листам: на прошедших осенью 2010 года муниципальных выборах решения комиссий об отказах в регистрации получили 12% кандидатов, в то время как сейчас на выборах в Облдуму отказ составил 21%. Внешне это выглядит почти удвоением цифры отказов, однако обратите внимание, что осенью кандидату надо было собрать около 14 подписей, а сейчас – около 400. Представьте, как может возрасти процент брака при многократном увеличении количества подписей (в 28 раз больше)? Вы отметили, что «практически никакой информации по правильному заполнению подписных листов получить в ТИКах невозможно». К сожалению, за последние два года на муниципальных выборах несколько раз складывались ситуации, когда работники ТИК по своей инициативе, из человеческого расположения пытались разъяснить кандидатам порядок заполнения подписных листов, дать им образцы (что не возложено на ТИК законом), то есть сделать для них доброе дело. В итоге потом некоторые кандидаты при подготовке документов всё равно допускали отдельные ошибки, а затем обвиняли ТИК в том, что они преднамеренно ввели их в заблуждение. Следовали обращения в суды, выяснение отношений… Теперь подавляющее большинство ТИК сделали соответствующие выводы и предпочитают действовать строго по закону - оставлять вопросы подготовки подписных листов только самим кандидатам, которые, идя на выборы, обязаны самостоятельно прочитать законы – и федеральный, и областной, изготовить подписные листы в соответствии с требованиями законодательства, а затем собрать подписи таким образом, чтобы никакие «придирки» не явились основанием для отказа в регистрации. Никакого нарушения закона со стороны ТИК здесь нет. Подчеркиваю, что речь идет именно о подписных листах, а не остальных документах: по поводу остальных сдаваемых кандидатами материалов все необходимые разъяснения комиссии дают в полном объеме, их образцы размещены на сайте областной комиссии. И, наконец: Вы заключаете, что «порядочный человек-самовыдвиженец никогда не станет ни членом Горсовета, ни Думы». Если Вы внимательно посмотрите список уже зарегистрированных кандидатов, то увидите там достаточно много порядочных людей. Все они смогли нормально пройти проверки и «придирки», поскольку качественно подготовили свои документы.
Владимир

"Перед входом в УИК к избирателю подходят люди и предлагают "подзаработать" отдать свой голос такому-то кандидату (партии), если человек соглашается, то ему дают в руки сотовый телефон со встроенной фотокамерой. После получения бюллетеня, в кабинке для голосования проголосовав за "нужного кандидата (партию)" избиратель обязан сфотографировать отметки в бюллетене. Бюллетень в урну, избиратель на улицу. Выйдя из УИК телефон возвращается, проверяется снимок с отметками и выплачиваются деньги" Каким способом бороться с данным способом нечестных выборов?Какая партия является автором данной схемы? Сможет ли наша милиция, по Вашей просьбе, защитить выборы и контролировать окраины УИК?

Уважаемый Владимир, большое Вам спасибо за неравнодушие и постановку важного вопроса, который волнует и нас. Мы также намерены серьезно бороться с фальсификациями, применяемыми в выборном процессе, и обязательно ориентируем на это работников правоохранительных органов, подчеркивая важность этого для обеспечения честности и прозрачности выборного процесса. Полагаю, наша милиция (кстати, с 1 марта - полиция) сможет обеспечить безопасность, защитить выборы и проконтролировать соблюдение закона участниками избирательной кампании. Авторами указанной Вами схемы являются политтехнологи, а не партии. Как вести себя, если Вы сталкиваетесь с применением подобной схемы? Нам очень хотелось бы, чтобы избиратели заняли активную гражданскую позицию и полностью отказались от участия в подобных противоправных действиях, что мы настоятельно и рекомендуем. Варианты действий встречаются и в Интернете в предложениях ряда некоторых наших находчивых блогеров, однако надо помнить, что применение данной схемы является грубым нарушением законодательства, а ее инициатор – правонарушитель.
Михаил Васильевич.

Сергей Александрович! Нельзя ли опубликовать ответы хотябы до 10 марта или раньше, иначе пропадает смысл многих вопросов, вернее ответов на них. Например меня интересует могу ли я проголосовать на другом избирательном участке и что для этого нужно сделать? Или только в том, к которому прикреплен по месту проживания. Есть ли справочный телефон по которому могут ответить на интересующие вопросы? Спасибо.

Уважаемый Михаил Васильевич, согласно закону избиратель, который не будет иметь возможности прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей по месту жительства, вправе получить в территориальной избирательной комиссии за 45-20 дней до дня голосования или в участковой комиссии за 19 и менее дней до 13 марта 2011 г. открепительное удостоверение, и принять участие в голосовании на том участке, где он будет находиться в день голосования. От Вас требуется только лично обратиться в соответствующую избирательную комиссию, написать письменное заявление с указанием причин, по которым требуется открепительное удостоверение, и иметь при этом с собой паспорт. Справочные телефоны облизбиркома, по которому Вы можете получить дополнительные консультации: 53-84-21, 53-61-97.
Владимир Сорокин

Уважаемый Сергей Александрович, прочитал на сайте http://www.duma39.com/publication/post/8 комментарии "Экспертов" Борис Образцов делает прогнозы о предстоящих выборах. Это, что полный показатель беззакония или насмешка над Калининградцами? Как может человек совершивший правонарушение связанное с выборами, вкратце описанное в вопросе к Вам (от Евгения 16) Быть "экспертом" и рассуждать о результатах выборов? В криминалистике существует опыт, привлечения к экспертизе уголовников, неужели и на выборах не хватает экспертов?

Уважаемый Владимир, в Избирательной комиссии области не имеется каких-либо материалов, подтверждающих факт нарушений избирательного законодательства со стороны Б.Образцова. К размещению мнений экспертов на указанном Вами сайте в Интернете облизбирком не имеет никакого отношения.
владимир

Вопрос задавал. Повторяю. Когда будут публиковаться ответы на задаваемые вопросы? Когда настуит ближайшее время?

Ответ от администрации "Нового Калининграда.Ru" - Пожалуйста !!! Прекратите задавать этот вопрос !!! Ну хотя бы иногда читайте описание выше !!! Ведь выделено жирным шрифтом!!! Вопросы в рамках интернет-конференции принимаются до 10 февраля. Ответы Сергея Лунева будут опубликованы после 10 февраля.
Андрей, военный пенсионер

Сергей Александрович! Прокомментируйте пожалуйста: 25 января 2011 года Избирательная комиссия Калининградской области своим решением (№ 187/914-5) заверила список «Единой России» на выборах в областную думу. В региональной группе №13 третьим в списке значится Подольский Сергей Сергеевич (дата рождения 14.03.1963 года, родом из Павлодарской области) работающий главой муниципального образования «Гурьевский муниципальный район» при «среднем общем образовании». В системе ГАС «Выборы» в том же списке от «Единой России» значится, видимо, другой «Подольский Сергей Сергеевич», только теперь уже работает он индивидуальным предпринимателем на должности директора. Дата рождения - та же. Разве это не нарушение за которое надо отказывать кандидату в регистрации?

Уважаемый Андрей! Указанный Вами кандидат никакого отношения к расхождениям в информации не имеет. Дело в том, что ранее Подольский Сергей Сергеевич (в предшествующий избранию главой МО период) значился в базе данных ГАС «Выборы» индивидуальным предпринимателем. Во время текущей кампании при обработке измененных данных выдвинутого кандидата, сведения о котором уже имелись в базе данных ГАС «Выборы», на всех трёх уровнях (территориальном, региональном и федеральном) происходит не замена (в данном случае места работы), а добавление и актуализация соответствующих полей. Таким образом, сейчас в базе данных ГАС «Выборы» Подольский Сергей Сергеевич значится Главой муниципального образования "Гурьевский район", согласно представленным при выдвижении сведениям. При этом имеется возможность просмотра всех утративших актуальность данных. В указанном Вами случае произошёл технологический сбой синхронизации данных при переносе из базы данных Комплекса средств автоматизации ГАС «Выборы» ЦИК России в базу данных сайта http://www.vybory.izbirkom.ru/region, оперативно исправленный повторной отправкой данных.
Феликс

Уважаемый Сергей Александрович! У меня есть свой личный сайт (я владелец доменного имени и автор контента). Не зарегистрированный в качестве СМИ. Я хочу размещать в нем материалы агитационного характера. Чем мне это грозит? Спасибо.

Пожалуйста, ознакомьтесь с требованиями ст. 54 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Указанный Вами случай может подпадать под действие этого законодательного акта.
Левченко Владимир Иванович

Уважаемый Сергей Александрович, мне отказали в регистрации кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов на основании справки из ЭКЦ (экспертно криминалистический центр УВД). Специалист утверждает, что около 10 подписей избирателей в поддержку выдвижения меня кандидатом в депутаты окрСовета подделаны. При этом в суде выяснилось, что «эксперт» ЭКЦ почерковедческой экспертизы не проводила, образцов почерка избирателей не имеет, как она узнала, что подписи подделка пояснить не может! Я сам лично собирал подписи избирателей и уверен, что они настоящие, а специалист ЭКЦ говорит не правду. По таким же основаниям – ложной справке специалиста, снимали и других кандидатов. Говорят таким способом зачищают округа от серьезных конкурентов, делая выборы безальтернативными. Как Вы прокомментируете происходящее? Кто просит составлять ложные справки?

При несогласии с решением комиссии об отказе в регистрации Вы вправе обратиться в суд.
Сергий

Сергей, три вопроса: - что для вас обман и мошенничество? - если будут выявлены и доказаны подтасовки результатов и в том будет и ваша вина,как ответственного лица, вы уйдете в отставку объявив выборы недействительными на территории КО? - вы даете себе отсчет что выборы будут очень сложные и опасные, т.к. обстановка в стране накалена недовольством и возможно повторение белорусского сценария.

- Понятие «мошенничество» достаточно исчерпывающе дано в статье 159 Уголовного кодекса РФ. Толковый словарь Ожегова трактует «обман» как ложь, ложное представление о чем-нибудь, заблуждение. Мне сложно возразить против этих авторитетных мнений. - Если будут выявлены и доказаны судом системные подтасовки результатов выборов в масштабах области, и в этом будет моя личная вина, как должностного лица, я непременно уйду в отставку. Объявить результаты выборов недействительными на территории Калининградской области может только суд. - Я представляю себе сложность проходящих выборов гораздо больше, чем Вы – поверьте мне на слово. Именно поэтому мы стремимся к безусловному соблюдению законности избирательного процесса.
Степанов Вячеслав

Статья 32 Конституции РФ – высшего закона Российской Федерации гарантирует гражданам России право избираться и быть избранными. В Конституции ничего не сказано о том, что гражданин должен спрашивать у кого-то разрешения для реализации своего права - быть избранным. На деле кандидатов в депутаты областной Думы заставляют собирать 400-500 подписей для реализации своего права быть избранным, а если подписи не «качественные» не разрешают избираться. Хотя если следовать Конституции достаточно заявления о согласии баллотироваться. Вы считаете такое нарушение Конституции нормальным?

Уважаемый Вячеслав, Конституция гарантирует пассивное избирательное право граждан (быть избранным), а Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в статье 37 конкретизирует порядок осуществления этого права – через сбор подписей избирателей в необходимых по закону случаях. В случае Вашего несогласия с требованиями указанной статьи Федерального закона Вы вправе обратиться в Конституционный суд РФ.
ЛьвовичЪ (Сергей Львович Стерлин)

Сколько членов ЕР входит в ТИК (в % к остальным)? Ведётся ли постоянная видеозапись на ИУ?

В соответствии со статьей 26 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в составы ТИК назначаются в обязательном порядке по одному человеку от каждой политической партии, представленной в Государственной Думе Федерального Собрания РФ и Калининградской областной Думе. По одному представителю – члену ЕР есть в каждой из 21 ТИК, работающих в нашей области. Учитывая, что в составе ТИК работает от 9 до 11 человек, Вы можете определить искомый процент. Главный критерий назначения в составы ТИК – не партийность, а профессионализм, знание законодательства и избирательного процесса. Ведение постоянной видеозаписи на избирательных участках законом не предусмотрено и не осуществляется.

« Вернуться в раздел Прием вопросов закончен