Интернет-конференция Леонида Сергеева

Интернет-конференция Леонида Сергеева

Стоит ли ждать экономических потрясений и если да – то как перенести их максимально безболезненно, чего добился в экономическом секторе за три года работы губернатор Георгий Боос – на эти и другие вопросы посетителей «Калининград.Ru» согласился ответить советник губернатора Калининградской области по экономическим вопросам Леонид Сергеев.

Леонид Иванович Сергеев - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансов, денежного обращения и кредита РГУ им. И.Канта, президент Балтийского института экономики и финансов, заслуженный экономист РФ, советник губернатора Калининградской области по экономическим вопросам автор около 200 научных работ, в числе которых - 10 учебников и 6 монографий.

Уважаемые пользователи!
Ваши вопросы принимаются с 22 по 25 сентября включительно.
Полностью все ответы на Ваши вопросы будут опубликованы на сайте по мере их поступления.
Задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, будьте корректны и конкретны, не повторяйте уже заданные вопросы (в противном случае они будут удалены модератором).
Все поступающие вопросы после обработки модератором публикуются в открытом доступе.
Спасибо за Ваше внимание к проекту Калининград.Ru

Антон

добрый день. подскажите пожалуйста как регулируются цены на бензин. при росте нефти до 140 долларов бензин вырос почти до 30 рублей с прежных 20. а при обратном падении к 80$ цены не упали. есть ли вобще какие то регулирующие органы и технологии, а так же кто контролирует эти процессы? спасибо.

Внутренние цены на бензин сейчас в основном регулирует внутренний рынок (платежеспособный спрос и предложение). Органы государственной власти (служба по тарифам и антимонопольная служба) следят за необходимостью наличия на рынке конкурентной среды и отсутствия ценового сговора между продавцами бензина. Колебания мировых цен на нефть практически не отражаются на внутренних ценах на бензин. Это вызывается тем, что вывозная таможенная пошлина на нефть и налог на добычу полезных ископаемых (нефть) при цене, превышающий базовую (27 дол. США за баррель сорта Юралс), формируют стабилизационный фонд России. Заинтересованность нефтяников продавать нефть не только за рубеж Правительство РФ регулирует экспортными пошлинами. Нет прямой связи цены бензина на внутреннем рынке с мировыми ценами на нефть (на внешнем рынке). Правительству, как правило, удаётся приостановить бесконтрольный рост цен на бензин и добиться равновесия цены платёжеспособного спроса и цены предложения.
ВИКТОР

Что будет со строительной отрасли в период кризиса. Как повлияют цены на квартиры на вторичном рынке, если банки откажутся кредитовать эту «зверскую» отрасль, где устанавливаются цены с потолка. В Америке данная ситуация была примерно 3 года назад и что мы получили?

Добрый день! Ожидаемый платёжеспособный спрос покупателей и арендаторов строительной продукции (жильё, офисы, торговые и др. площади) является стимулом развития стройиндустрии и бизнес-процессов в строительстве. Под планируемый рост платёжеспособного спроса строительный бизнес возводит жильё и коммерческую (нежилую) недвижимость, устанавливая выгодные для себя цены. Чем больше предложений жилья на первичном и на вторичном рынке, тем будут ниже цены, т.к. платёжеспособный спрос имеет пределы. Банки кредитуют все отрасли хозяйственного комплекса региона, и их интерес заключается в предоставление кредитов тем отраслям, работа которых прибыльна и устойчива, что гарантирует минимизацию рисков от невозврата кредитов. Если Вы имеете в виду банковский кризис и кризис на фондовом рынке в Америке и в других государствах, то он коснулся России незначительно и лишь косвенно и Правительством РФ были приняты срочные опережающие меры по подержанию ликвидности банковской системы и фондового рынка России. Банки как кредитовали, так и будут кредитовать хозяйственный комплекс в т.ч. и строительный. Но естественно, свой кредитный портфель будут пересматривать с учётом изменений возможных кредитных рисков. Ипотечный кризис в Америке спровоцировала система выпуска банками ценных бумаг под портфель ипотечных кредитов (секьютеризация), которые не были своевременно возвращены заёмщиками. В России такая система не практикуется. Цены на вторичном рынке жилья также зависят от платёжеспособного спроса и предложения. Они будут падать при сокращении платежеспособного спроса на жильё, что сейчас наблюдается в регионе. Как только повысится платежеспособный спрос, повысятся и цены на вторичном рынке жилья. Платёжеспособный спрос на жильё определяется доходами и заинтересованностью банков кредитования населения на покупку жилья. Сейчас доходы населения растут, банковское кредитование населения на покупку жилья несколько замедлилось, а оно было важной составляющей источника финансирования. Цены на вторичном рынке жилья пошли вниз.
Никифоров Олег.

Расскажите пожалуйста подробно, конкретно и обоснованно, чего добился Боос за три года в экономическом секторе???

На мой взгляд, главным достижением Правительства области под руководством Г.В. Босса является создание таких условий экономической жизни, которые обеспечивали существенное ускорение темпов экономического развития, повышения социальной защищённости и уровня жизни населения региона. К примеру: В 2006 году темп роста ВРП составил 115,3% (по РФ 107,4%), по оценке 2007 году темп роста ВРП составит 124,7% (по РФ – 108,1%). В 2007 году, несмотря на высокую базу 2006 года (166,6%) промышленное производство в области выросло на 40,3%, что превышает среднероссийские показатели (6,3%). Это самый высокий результат среди регионов СЗФО. В 2006 году введено в действие жилых домов 535 кв. м. на 1000 чел. населения, в 2007 году - 804 кв. м. на 1000 чел. (в среднем по России в 2006 году введено 355 кв.м., в 2007 г. – 429 кв. м. на 1000 чел.) По данному показателю Калинградская оласть ( КО) занимает 1 место по СЗФО. В период 2005-2007 гг. сохранились высокие темпы роста оборота розничной торговли. В 2007 г. КО занимает 2 место по СЗФО Реализуются возможности Особой экономической зоны в Калининградской области. В 2007 г. темп роста инвестиций в основной капитал составил 12,6% к предыдущему году, что выше чем в среднем по СЗФО. По данному показателю в 2007 г. КО занимает 3 место по СЗФО В 2007 года в экономику Калининградской области поступило иностранных инвестиций в 3,7 раза больше, чем в 2006 году. Темпы роста поступления иностранных инвестиций превышают среднероссийские. В 2007г.- 1 место по СЗФО. Несмотря на ощутимый рост среднедушевых доходов, региону не удалось достичь среднероссийского уровня: среднедушевые денежные доходы в области, по-прежнему, составляют 91% от среднероссийских. В 2007 г.- 4 место по СЗФО. По итогам IV квартала 2007 г. доля населения Калининградской области с доходами ниже прожиточного минимума является самой низкой среди регионов СЗФО и ниже чем в среднем по РФ. В 2006-2007 гг. индекс потребительских цен ниже российского показателя, в 2007 г.- самый низкий по СЗФО. В 2006 году удалось преодолеть спад рождаемости. Число рожденных на 1000 человек населения поднялось до 9,3, выйдя на уровень 2003 года, а в 2007 году этот показатель в пересчете на год составил уже 10,9. Замедлилась долгое время наблюдавшаяся естественная убыль населения. В расчете на 1000 человек населения она составила в -9,2 в 2005 году, - 7,2 в 2006 году, – 4,5 в 2007 году. Существенно сократилась смертность, которая стабильно росла в течение многих лет. Если в 2005 году число умерших на 1000 человек населения региона равнялось 18,1, то в 2006-м оно понизилось до 16,5, а в 2007 году - в пересчете на год составило 14,7.
Андрей

Добрый день. Скажите, как стоимость бензина отражается на стоимости товаров? А может это все верунда и несвязанные вещи? Для чего правительство планирует повышать цены на энергоресурсы? Мы уже научились выпускать конкурентноспособные и дешевые товары? За год цена на балонный газ выросла с 300 руб за большой балон до 430 руб! Бензин с 19 руб, до 27 (а нефть уже давно не $150 за бар)! Тоже самое можно сказать и про электроэнергетику. Чего вы добиваетесь этим повышением? Объясните, а то может мы не видем очивидных благ от этого????

Стоимость бензина отражается на стоимости товаров опосредовано через транспортные расходы, которые включаются в цену. Чем больше в цене товара транспортной составляющей, тем сильнее зависимость цены, от стоимости энергоносителя (к примеру, бензина на транспорте). Плавное плановое повышение внутренних цен на энергоресурсы (газ, электроэнергия) характеризует элементы государственной политики регулирования цен и тарифов на продукты и услуги естественных монополий. Решение о повышении цен обосновывается необходимостью обеспечения требуемой доходности этих отраслей экономики. Изношенность основных фондов, необходимость наличия инвестиционных ресурсов для развития этих базовых сфер требует таких изменений. Этим Правительство добивается отсутствие дефицита газа и электроэнергии для нужд экономики и социальной сферы. Конечно это в какой-то мере – причина планируемой инфляции. Но – регулируемой государством. Разве хорошо было в СССР, когда всё было дешёвым, но числилось в дефиците?
Денис

Добрый день. В дополнение к вопросу №2 Отразится ли нынешний кризис на планах правительства КО по выполнению нацпроектов, в частности областной целевой программы «Жилище» на 2006-2010 годы? Обсуждается ли вопрос по корректировке целей/прогнозов? Какие меры может принять правительство КО при увеличении ставок по ипотечным кредитам банками или ужесточения процедуры получения кредитов населением? Заранее спасибо.

Все целевые областные программы, и в частности «жилище», реализовывались в рамках намеченных параметров. Но ипотечный кризис в Америке, удорожание стоимости жилья в области потребуют пересмотра ряда параметров программы «жилище». Но цель программы не изменится. Более конкретный ответ Вы можете получить из ответов губернатора области Г.В. Бооса, данных на пресс-конференции 26.09.08 (опубликовано на www.kaliningrad.ru/)
Чухин Василий Андреевич

КАЛИНИНГРАДСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ ПО ЯНТАРЮ 236 000, Калининград, ул. Сержанта Колоскова 1 «А» - 6 тел./факс: 8 (4012) 21-80-68, МТ 8963 297 05 99 Е-mail:amber@tis-dialog.ru №35 от 22 сентября 2008 г. Советнику губернатора Калининградской области по экономическим вопросам Сергееву Леониду Ивановичу Уважаемый Леонид Иванович ! Главой 4, пунктом 28, подпунктом 2 Целевой программы Калининградской области «Развитие янтарной отрасли в Калининградской области на 2007 -2011 годы, предусмотрено субсидирование технического перевооружения предприятий. В 2007 году, ООО МПФ «Емельянов», на основании указанного нормативного регулирования, осуществило техническое перевооружение предприятия, за счет собственных и заемных средств, в размере 10 113 898 рублей. Прошу Вас разъяснить порядок выплаты указанной субсидии предприятию. С уважением, представитель Калининградской региональной ассоциации народных художественных промыслов по янтарю Чухин Василий Андреевич

Данная программа предусматривает поддержку технического перевооружения янтарной отрасли. Поддерживается техническое перевооружение перерабатывающих предприятий из внебюджетных средств. При использовании кредитных средств для технического перевооружения предусматривается погашение % ставки (2/3 от ставки рефинансирования Центробанка). Более подробную информацию можно узнать в Минэкономики Правительства области, оно является координатором и разработчиком данной программы.
Александр

Если с вопросами построения "вертикали" власти при принятии управленческих решений вобщем разобрались, то скажите пожалуйста как Вы относитесь к теме "централизации" финансов, когда денег на исполнение функций у муниципалитетов нехватает, а самое главное у муниципалитетов мало стимулов заниматься экономическим развитием, а это уже приводит к "иждивенчеству" за счет областного бюджета?

«Централизация финансов» характеризуется необходимостью перераспределения бюджетных ресурсов в силу различия налогового потенциала между муниципальными образованиями области и перераспределения полномочий между уровнями власти. Основной объём налогов и сборов в бюджетную систему области поступает с г. Калининграда. Но ведь нефть добывают не в г. Калининграде, пассажиров и грузы перевозят по всей территории области. Но центральные офисы этих производств находятся в г. Калининграде, где они и платят основные налоги. Поэтому естественно приходится часть бюджетных средств централизовывать и перераспределять в системе межбюджетных отношений между муниципалитетами. Закон Калининградской области «О межбюджетных отношениях» предусматривает выравнивание бюджетной обеспеченности жителей во всех муниципальных образованиях области. В нём предусмотрено стимулирование муниципалитетов к наращиванию собственного налогового потенциала. Эти механизмы можно и нужно совершенствовать, что постоянно осуществляет Министерство финансов Правительства области.
Ольга Петровна

В Калининграде будут ли платить дополнительные пенсии по старости, как в Москве? Ю.М. Лушков ни обижает своих стариков, они на него молятся.

В области впервые с 2006 года реализовывается программа региональных доплат к государственным пенсиям. Принятые меры позволили довести размер минимальной пенсии в 2006г. до 1750руб./мес., в 2007г. – до 2000 руб./мес., в 2008г. с 01.01.08 – до 2400 руб./мес. и с 01.10.08 – 2600 руб./мес. В целом расходы на социальную защиту населения за 2006-2008 гг. выросли в 2.5 раза. В бюджете 2008г. на социальную защиту предусмотрено 2.5 млд. руб. Это также ежемесячная денежная выплата региональным льготникам – с 01.10.08 – 1320 руб., региональное пособие при рождении ребёнка, единовременное денежное пособие гражданам, усыновившим (удочерившим) ребёнка – сироту, пособия семьям гражданам, погибшим при исполнении воинского и служебного долга, приобретение автомобилей для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны и др.
Ольга Петровна

Уважаемый Леонид Иванович, поясните, пожалуйста, как отразится на инфляции вбрасывание на рынок большого объема рублей в связи с кризисом.

В связи с финансовым кризисом Правительством РФ принят ряд опережающих мер по смягчению его последствий для экономики и финансовой сферы России: предусмотрен выкуп акций компаний с участием государства (до 500 млрд. руб.), увеличен лимит размещения свободных денежных средств федерального казначейства на депозитах в коммерческих банках (до 1 трлн. 514 млрд. руб.), снижены нормативы обязательного резервирования средств банков и др. меры. Всё это приведёт к стабилизации финансовой системы, фондового рынка, банковского сектора, в определённой мере «подогреет инфляцию. Из «двух зол» следовало выбирать меньшее. И Правительство РФ правильно выбрало решительную позицию недопущения финансового кризиса. На мой взгляд, экономике страны несколько не хватало денежной массы для нормального функционирования экономики. Принятые меры не приведут к всплеску инфляции.
Хомовская Анна Тимофеефна

Уважаемый Леонид Иванович! В 2008 году бюджет Калининграда уменьшился на 700 млн.руб. в следующем 2009 году Правительство КО планирует уменьшить уже на 900 млн.руб. Вопрос : 1. На Ваш взгляд Город Калининград достиг совершенства как в материальном так и в социальном секторе? У меня сложилось впечатление , руководить городом пришли малоопытные руководители, дабы которые не растратили бюджетные средства Правительство КО приняло необходимые меры. Меньше растратят меньше ущерба нанесут. С чем не обратись, ответ один - нет денег.Получается парадокс: в Калининграде уменьшается бюджет, а в Калининградской области проблем еще больше?????

Нельзя однозначно, без детального анализа денежных потоков между городом и областью без рассмотрения изменений распределения полномочий между городом и областью говорить об уменьшении бюджета г. Калининграда. Детально по всем цифрам бюджетных взаимоотношений города и области Вам могут дать в Министерстве финансов области. Город Калининград, как и другие города, и районы области стремятся к достижению совершенства своего хозяйственного комплекса, развития социальной сферы. Ваши впечатления о малоопытности руководителей города на мой взгляд, беспочвенны. Сити-менеджер г. Калининграда Ф.Ф. Лапин грамотный экономист, опытный аппаратчик, хорошо разбирается в вопросах организации управления, финансов. Имеет солидный опыт государственной гражданской службы. Созданная им команда начала успешно справляется с решением городских проблем. Решить все проблемы и сразу не возможно. Рачительное и экономное использование средств городского бюджета контролируется депутатским корпусом городского округа. Включенные в бюджет мероприятия, несомненно, финансируются. Поэтому обращаться с решением Ваших проблем надо заранее и подключать к этому депутатов городского округа.
Земляков Н.С.

Уважаемый Леонид Иванович ! Каково Ваше отношение к законопроекту депутата С.И. Гинзбурга о введении эксклавного коэффициента для жителей области ? Мы, ведь, эксклав + транспортные расходы + визы+ инфляция самая высокая в России+ высокая себестоимость продукции, следовательно цены и т.д.

Наше эксклавное положение требует особого отношения федерального центра к области. Это отношение может быть выражено различными формами. Одной из таких форм может быть установление эксклавного коэффициента (по некоторой аналогии к северным надбавкам к заработанной плате). В случае поддержки всех жителей (которая может быть осуществлена из федерального бюджета) область будет постоянным просителем денег у федерального центра. Федеральный центр для компенсации эксклавности предоставил нам право наращивать региональный экономический потенциал в условиях особой экономической зоны. Эти льготные экономические условия позволяют области в первую очередь заботиться о своём благополучии. Чем динамичнее развивается экономика, тем больше возможностей повышать благосостояние жителей области.
Лемажихин Алексей

Уважаемый Леонид Иванович! 1)Назовите, пожалуйста, три самые главные, на Ваш взгляд, инициативы правительства Г.В.Бооса, прямым следствием которых стало повышение качества жизни большинства простых жителей Калининградской области. 2)Назовите, пожалуйста, три самые главные, по Вашему мнению, инициативы правительства Г.В.Бооса, прямым следствием которых стало улучшение условий работы в Калининградской области большинства субъектов малого предпринимательства. Спасибо.

1) Инициатива Правительства Г.В. Бооса это комплекс грамотных взаимосвязанных мер совершенствования системы организации государственного управления, направленного на рост экономики, повышения благосостояния и уровня жизни калининградцев. Сложно выделить главные меры, т.к. для различных слоёв населения они имеют неодинаковое значение. Разработанные и реализуемые стратегии социально-экономического развития региона (до 2031 г.), программа социально-экономического развития области на 2007-2016 гг., федеральная целевая программа развития области до 2014 г – основополагающие документы нашего продвижения вперёд. Комплекс мер в области экономики и инвестиционной политики позволил увеличить среднемесячную номинальную начисленную заработанную плату с 2005 г. по 2007 г. почти в 2 раза (с 6781,3 руб./мес. до 12750,3 руб./мес.), доля населения с доходами ниже прожиточного минимума упала за это же время с 20 % до 12,4%, безработица упала до 1,2 %. В области ощущается уже дефицит рабочей силы. Административная реформа, реформа здравоохранения, образования, муниципалитетного реформирования, бюджетная реформа, вот перечень только основных преобразований, которые начаты и проводятся Правительством области под руководством Г.В. Бооса с целью повышения уровня жизни жителей региона. Рациональное использование бюджетных ресурсов, повышение открытости (транспорентности) власти, повышение социальной защищённости малообеспеченных слоёв населения, создание благоприятных условий для развития производства, сферы услуг, это не слова, а конкретные дела, которые трудно перечислить в коротком ответе. С 2005 по 2007гг. объём подачи газа увеличился примерно в 2 раза. Решён вопрос энергетической безопасности области (обеспеченность собственной электроэнергией возросла до 70 %). К 2006-2007гг. построено 1253,3 тыс.кв. м.общей площади жилых домов. Приведена в нормативное состояние четверть областных автотрасс. Консолидированный бюджет области с 2006 по 2008г. вырос в 2 раза. Начиная с 2006 г. планомерно повышается заработанная плата работников бюджетной сферы: В 2006 г. в среднем в 1,5 раза, в 2007г. – в 1,11 раза, в 2008 г. – в 1,21 раза. 2) Разработана нормативно-правовая база, направленная на поддержку малого и среднего предпринимательства в Калининградской области. В частности, областная целевая программа «Основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в Калининградской области на 2007-2011гг.». В развитие Закона Калининградской области от 09.03.2007г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Калининградской области» разработан и принят облдумой закон «О господдержке малого и среднего предпринимательства в Калининградской области». - Калининградская область вошла в десятку субъектов РФ, где количество малых предприятий на 100 тыс. населения выше среднероссийского показателя.
Андрей Алексеев

Добрый день! Насколько известно из СМИ на разные презентации (Канны и т.д.) было истрачено достаточно много денег. Какой экономический эффект область получила от таких презентаций? Желательно голые цифры. Сколько истратили и сколько получили в областной бюджет в результате.

В последнее время большое значение в нашей жизни приобретают такие понятия, как «имидж» и «рейтинг». Эти понятия имеют не только смысловое, но и «экономическое» значение. Высокий рейтинг, хороший имидж – это качественные характеристики социально-экономического состояния региона, на улучшение которого постоянно нацелено региональное Правительство. За последние годы проведена большая работа по укреплению имиджа Калининградской области. Окончательно и бесповоротно ушло понятие возможного банкротства области в связи с гарантиями по кредиту Дрезднербанка, практически ушла в прошлое терминология «чёрной дыры» в связи с действием на территории области Федерального закона об ОЭЗ, область укрепляет донорские позиции в бюджетной системе РФ. Рейтинг инвестиционной привлекательности области стал стоять на одном из первых мест среди всех субъектов РФ. Федеральный центр стал уделять области приоритетное значение в её развитии среди всех субъектов Северо-Западного Федерального округа. Всё это достигается путём кропотливой целенаправленной работы Правительства области, в том числе и путём презентаций, участия в различных международных форумах и конференциях. Затраты на такие мероприятия со стороны бюджета включают командировочные расходы чиновников. Творческие коллективы как правило, финансируются при этом в рамках смет на своё содержание. Бизнес-сообщество участвует в форумах за счёт своих средств. На таких форумах заключаются договора, устанавливаются творческие контакты, укрепляются партнёрские отношения, между бизнесменами. Представляемые на форумах проекты развития на территории области различных сфер бизнеса (производства, отдых, туризм и др.) заинтересовывают инвесторов направлять средства в развитие экономики региона. Отдача от поступающих инвестиций значительно выше командировочных затрат чиновников. Иностранные инвестиции к примеру, в т.ч. и от презентационных мероприятий Правительства области выросли в 2007 г. по отношению к 2008 г. в 3,7раза при росте в Сев.-Зап. фед. округе на 26 %.
Наталья Гришина

Уважаемый, Леонид Иванович. Многие аналитики уверены в том, что из-за кризиса в следующем году очень сильно подешевеет жилье, практически на 50%. А станет ли в таком случае доступна ипотека, в т.ч. для молодых семей? Будут ли банки выдавать кредиты на выгодных для населения условиях?

По экономической логике падение покупательной способности (платёжеспособного спроса) должно привести к падению цен производителей на жильё. Но жильё (дома, квартиры) – это не скоропортящийся товар. Продавцы и собственники жилья будут сопоставлять свои потери (затраты на отопление, на налоги на землю, на охрану и др.), возможности и условия реструктуризации кредиторской задолжности (если строители брали кредит) и возможности продажи жилья с меньшей прибылью, а значит по сниженной цене. В нынешних условиях цены на жильё временно пойдут вниз. Но когда подрастёт платёжеспособный спрос, цены при ненасыщенном рынке снова пойдут вверх. Безудержный рост цен на жильё может остановить увеличение предложения (ввода в строй жилья). Относительно ипотеки обратитесь к ответу по этому вопросу губернатора области Г.В. Бооса на пресс-конференции 26.09.08 на www.kaliningrad.ru.
Дмитрий Семенченко

Уважаемый Леонид Иванович, у меня следущий вопрос: Чем грозит России и Калининградской области в частности кризис "мировой" финансовой системы?

Кризис мировой финансовой системы в силу уже принятых Правительством РФ мер (см. ответы на 9 вопрос) не окажет сильного влияния на финансово-кредитную систему России и области. Несколько ужесточатся правила и условия кредитования, ряд коммерческих банков будут испытывать сложности с обеспечением ликвидности своей деятельности (недостаток денежных средств по нормальному обеспечению платежей и расчётов). Правда, падение стоимости акций на биржевых торгах уже привело к сокращению капиталов и богатство олигархов и владельцев акций. Но т.к. количество таких людей у нас незначительно, подавляющее большинство населения практически не ощутит на себе мировой финансовый кризис.
поклонник Ваших книг

Добрый день! Расскажите пожалуйста о случае, когда кто-то их губернаторов, Горбенко, Егоров или Боос, прислушались к Вашему совету ? Вашей конкретной оценке, заключению, анализу ситуации? Я не имею ввиду многолетних потуг по принятию Закона об ОЭЗ и его целесообразности. 2 вопрос.Занимаясь аналитикой экономических процессов, в частности роста регионального валового продукта, поступлений в местный бюджет от роста обьемов производства , спекулятивного бизнеса , сферы обслуживания и т.п. , наверняка вы сумеете дать анализ старой редакции закона об ОЭЗ и новой.Прошу только не сравнивать цифры прошлых лет, когда и доллар был не нынешний и ситуация в стране (смена правительств, хаос и неразбериха) и сегодняшние показатели. Проанализируйте,пожалуйста, модель, когда бы при нынешней общемировой и общероссийской экономической ситуации работал старый закон об ОЭЗ. Другими словами, когда бы преференции предоставлялись всем предпринимателям, а не крупному инвестору, какой закон работал бы эффективней для региона ? Если такой анализ есть, подскажите, где можно посмотреть?

Одним из наиболее подготовленных губернаторов в области финансово- экономической деятельности и управления является Г.В. Боос. Советовать ему что-либо без детального анализа финансово-экономической конкретной ситуации сложно. Для этого надо проанализировать конкретную ситуацию и с помощью цифр и расчётов предложить свои выводы. Эго экономические знания, опыт, предыдущая служба на высших государственных постах Российской Федерации (министр по налогам и сборам РФ, зам. председателя Государственной Думы РФ), и наличие учёной степени кандидата наук позволяют ему грамотно обобщать предложение советников и принимать верные экономические решения. Но не надо забывать, что закончилось время «страны советов» и моя работа в большей степени сводится к аналитике финансово экономических процессов, которые происходят и прогнозируются в регионе. Губернатор Боос Г.В. прислушивается к аналитическим выводам и принимает верные решения в финансово экономических вопросах. С губернатором Горбенко Л.П. я не работал, а у губернатора Егорова В.Г. в администрации я был руководителем финансового органа региона. Относительно Вашего второго вопроса следует отметить, что анализ результатов экономического развития в условиях действия старого и нового закона об ОЭЗ проводить довольно сложно, т.к. они имеют качественное отличие преференциального развития бизнеса. Если старый закон имеет таможенные приоритеты, то новый – льготы по налогу на прибыль и на имущество. На этапе принятия федерального закона Минэкономразвития РФ (как и положено) делал финансово-экономическое обоснование нашего нового закона об ОЭЗ. Мы (администрация Егорова В.Г.) давали свои предварительные расчёты при различных вариантах нового закона об ОЭЗ. Но все расчёты были предварительными и не смогли учесть окончательную редакцию закона. Сейчас по итогам работы Минэкономики области ежегодно готовят отчёт о результатах функционирования ОЭЗ в области, который представляет в Минэкономразвития РФ. Там обобщаются показатели эффективности нашей ОЭЗ. Такого детального анализа эффективности закона об ОЭЗ, который Вы хотели бы посмотреть – никто не проводил (из-за сложности). Обоснование сильных и слабых сторон нашего закона проводили в своих трудах Наталья Смородинская (институт экономики РАН), Виталий Жданов (в администрации Е.Г. Егорова), Елена Степура (журнал «Эксперт Северо-Запад», Геннадий Фёдоров (РГУ им. Канта) и др. Старый закон об ОЭЗ будет действовать ещё 7 лет, его идеология устарела и требовала пересмотра. По старому закону функционирует ещё много бизнесструктур, которые постепенно будут видоизменять форму деятельности. На нынешнем этапе эффективнее для региона действие нового закона, т.к. он нацелен на повышение эффективности за счёт внутренних источников роста и снижает зависимость региональной экономики от внешних факторов. Относительно инвестиционных вложений в проект (150 млн. руб.) я бы снизил эту планку до 30-50 млн. руб., что позволило бы быть резидентами ОЭЗ предприятиям и среднего бизнеса.
Доброжелатель.

Ув. Леонид Иванович! Разъясните, пожалуйста, перпективы экономического развития Калининградской Области на ближайшие 10 лет. Чем будет этот край: индустриально-промышленным регионом ( АЭС, сталелитейный комбинат, Автотор) или игорно-туристической "зоной" , а может быть Кремниевым "островом" (информационные технологии )? Очень хотелось бы узнать ваше мнение и прогноз. Заранее благодарю.

Структура экономического комплекса области определяют природно-сырьевые ресурсы, сложившееся размещение производительных сил, экономическая специализация и экономические условия хозяйственной деятельности. Большое влияние на изменение структуры экономики области в начале переходного периода 1992-1993 гг. оказало введение в действие федерального закона об ОЭЗ в Калининградской области (с 1996г.). За этот промежуток времени были созданы новые отрасли: выпуск легковых автомобилей, выпуск бытовой техники (пылесосы, холодильники, телевизоры); существенно увеличили объёмы мебельная промышленность, пищевая промышленность (производство мясопродуктов). Ряд отраслей потеряли свои позиции: добыча и переработка рыбы, производство вагонов, морских судов и др. Нынешние стабильные и предсказуемые условия хозяйственной деятельности в регионе позволяют сформулировать основные стратегические направления, которые утверждены в Стратегии социально-экономического развития региона на средне и долгосрочную перспективу. Ключевыми отраслями экономики для нашего развития являются:  транспортно-логистический комплекс;  энергетический комплекс;  АПК и пищевая промышленность, включая рыбопереработку;  машиностроение и металлообработка;  туристско-рекрационный комплекс. Детализация параметров стратегии даётся в Программе социально-экономического развития Калининградской области на 2007-2016 гг. Ознакомиться с этими документами можно на старой версии сайта Правительства Калининградской области по адресу: www2.gov39.ru. Намеченные параметры программы социально-экономического развития успешно выполняются.
борис николаевич

Уважаемый Леонид Иванович, я хочу купить автомобиль в кредит на пять лет по программе автокредита. разъясните мне пожайлуста, процентная ставка будет одинаковой на весь период кредита, или сейчас банки имеют право ее менять в зависимости от ситуации на финансовом рынке страны.

Условия автокредитования устанавливаются по обоюдному согласию кредитора и заёмщика и документально оформляются соответствующим договором. Если в кредитном договоре заёмщик согласится с формулировкой о праве кредитора (банка) менять условия и тарифы на предоставление средств, то банк будет иметь на это право.
Александр Владимирович Саленко

Вопрос из Берлина. я стипендиат федерального канцлера Германии. приехал на один год в Берлин. пожалуйста, прокомментируйте цены на недвижимость в Калининграде. Берлин по сравнению с Калининградом - город малых цен! квартира с ремонтом, в центральном районе идет от 35000 руб. за кв. метр, т.е. цены в нашем регионе значительно выше - дай Бог на нулевом цикле и за черный ключ... так же и коммерческая недвижимость в Берлине - аренда - 10-20 Евро за 1кв.м. в Калининграде - сами должны знать - от 20 и выше... вам не кажется, что власти в России и области поощряют спекуляцию на рынке недвижимости?

Мои обобщения по ценам на недвижимость, данные в ответах на предыдущие вопросы, следует дополнить Вашими рассуждениями относительно спекуляции на рынке недвижимости. Спекуляция является нормальной рыночной формой предпринимательской деятельности. Перепродажа жилья – это своеобразный вид бизнеса, который нельзя сказать, что специально поощряется властью. Чем больше, к примеру, предложений на рынке коммерческой недвижимости, тем ниже будут арендные ставки на её использование. Поэтому рост предложений может сдерживать и даже снижать цены на жильё и на коммерческую недвижимость.
Олег

Финансовый кризис разразившийся в России показал тупиковый путь развития Калининградсой области.Что Вы будете делать,если вдруг цены на нефть упадут и рубль резко обесценится.Область же живет как "ПАРАЗИТ".Живет только получая проценты за импортный транзит,это и промсборка и обработка всякого ипортного сырья.Проехал по области.Это же как после войны.Сплошная разруха.Засеянных полей очень мало.Коровники стоят как после "Ядерной войны"

Тупиковый путь развития области некоторые экономисты предрекают много лет. Несмотря на это, регион развивается (особенно ощутимыми темпами за последние 3 года). Ваши умозаключения относительно того, что область живёт, как «паразит» абсолютно беспочвенны. Действие старого закона об ОЭЗ постепенно прекращается и в условиях действия нового закона об ОЭЗ таможенные преференций отсутствуют. Именно из-за их наличия у наших участников ВЭД область ранее отождествляли с «чёрной дырой». Сейчас центр преференций переместился непосредственно в область. Промсборка, переработка импортного сырья, транзит пассажиров и грузов – нормальные сферы экономического развития региона наряду со всеми другими отраслями хозяйства. Экономика области – своеобразный экономический щит на западных рубежах России. К примеру, мы импорт приобретаем за иностранную валюту, а на основную территорию России поставляем за рубли. Финансовый кризис в Америке и на западе, коснулся в одинаковой степени как национальную, так и региональную экономику. Монетарные власти приняли своевременные меры по ликвидации возможных последствий для России финансового кризиса. Поэтому он коснулся нас крайне незначительно. Последствия возможного падения цен на нефть, обесценивание рубля контролируется центральным Правительством. Наша региональная экономика действительно понесёт определённые потери от падения курса рубля. Но центральное Правительство имеет достаточные финансовые резервы не допускаеть и не допустит этого. Возможное падение цен на нефть практически не отразиться на нашей экономике, т.к. избыток нефтедолларов от наших экспортёров нефти (свыше 27 руб. за баррель) всё равно оседает в Стабилизационном фонде РФ. Следует согласиться с Вами, что подъем АПК и социальной сферы сёл и посёлков является одной из приоритетных задач Правительства области.
Алексей Глушков, к.э.н, аналитик, Калининград

Уважаемый Леонид Иванович! Для нашего региона крайне важно развитие современной индустрии туризма, и прежде всего водного. Как известно, несколько дней назад премьер-министр России В.В.Путин одобрил проект строительства в Пионерском современной яхтенной гавани (марины).Но помимо Пионерского есть немало мест на морском побережье, а также на берегах наших заливов (Куршский, Калининградский), где есть смысл проектировать и строить современные стоянки для яхт, катеров,маломерного флота. Но в этих вопросах есть много казуистики (и прежде всего при оформлении земельных участков).Планирует ли Правительство области принятие специальной программы по развитию водного туризма (морского, речного, круизного, подводного, экстремального)? Опыт Москвы, Питера и европейских стран показывает, что это - перспективно и очень выгодно для комплексного развития территории.И в то же время -это сфера "приложения сил" прежде всего для малого бизнеса.

В области реализуется целевая программа «Развитие Калининградской области как туристского центра на 2007-2011годы» и «Стратегия развития туризма и рекреации в Калининградской области на 2006-2011 годы». Реализуется (софинансируется) совместные международные европейские проекты:  поддержка развития общего рекреационного пространства в Макрорегионе;  создание велодорожки по старому почтовому тракту на Куршской косе «Евровелобалтика»;  наследие замков в регионе Балтийского моря – возрождение и продвижение объектов. Активно реализуются совместно с Департаментом туризма Варминьско-Мазурское воеводства Республики Польша, Департаментом туризма при Министерстве Хозяйства Литовской Республики программы развития в сфере туризма. Эти программные мероприятия затрагивают развитие водного туризма в области. По упрощению оформления документов для участников водного туризма готовятся соответствующие соглашения с Литвой и Польшей, которые уже согласованы с рядом Правительственных структур этих стран. Наверное, целесообразно осуществлять эту работу в рамках специальной целевой программы «развития водного туризма в области» или в рамках соответствующих подпрограмм программы развития туризма в Калининградской области.
Глушков Алексей, к.э.н., аналитик, Калининград

Уважаемый Леонид Иванович! Для Калининградской области крайне важно создание вближайшие годы суперсовременной инфраструктуры для эффективной работы отечественных и зарубежных фирм на ее территории. Нам крайне важен и нужен современный выставочный центр. То, что сейчас есть в Калининграде, мои московские партнеры называют "Два сарая на острове" (комплекс "Балтик-Экспо"). Планирует ли правительство области строительство нового выставочного комплекса? Есл да, то в какие сроки и где? В самом Калининграде практически не осталось свободных участвок земли, а выставочный комплекс, если подходить с точки зрения международного бизнеса, должен иметь иряд сопутствующих зданий - гостиница, кино-концертный комплекс, вертолетная площадка, автостоянка, то есть территьрия получается не менее 10-15 га. Идеальное место - между Калининградом и Зеленоградском - и автобан строится, и аэропорт Храброво недалеко. Есть ли планы строительства такого комплекса и кто будет его проектировать и строить?

Создание современного выставочного комплекса в области, несомненно, заслуживает внимания. В настоящий момент уже строится новый комплекс на Московском проспекте. Сейчас прорабатывается вопрос строительства федерального выставочного центра на территории области. Подробности можно узнать в Минэкономики Правительства области.
Громов Олег Владимирович, Калининград, рекрутинговое агентство "ЛИДЕР", генеральный директор

Добрый день, Леонид Иванович! У меня несколько вопросов к Вам: 1. Как известно, Правительством Калининградской области принята и утверждена Программа переселения специалистов из других регионов. Каковы приоритеты для специалистов дефицитных профессий и специальностей и как поставлена работа по данному направлению? 2. Есть ли в Программе поддержки малого и среднего бизнеса раздел, который определяет помощь кадровым агентствам? Если да, то в чем суть этой помощи? 3. Будет ли оказана помощь со стороны Правительства области тем кадровым агентствам, которые планируют перейти к новым формам работы и оказания услуг, в частности, в вопросах кадрового лизинга и аутсорсинга?

Работу по реализации Программы по добровольному переселению соотечественников осуществляет Министерство по развитию территорий и взаимодействию с органами местного самоуправления Калининградской области. Агентство по обеспечению занятости населения Калининградской области составляет оперативную информацию о составлении рынка труда, осуществляет переобучение по требуемым специальностям. По дефицитным специальностям переселенцам предоставляется служебное жильё (например, врачи в Неманском городском округе). Целевая программа поддержки малого предпринимательства в Калининградской области предусматривает 10 приоритетных направлений обеспечения развития малого и среднего предпринимательства, в число которых входят «социальные услуги», к которым можно отнести услуги кадровых агентств. Суть этой помощи сводится к нормативно-правовому регулированию, финансовой поддержке, информационной поддержке и подготовке кадров. Финансовая помощь включает:  субсидирование части затрат субъектов малого и среднего бизнеса, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлечённых в российских банках, находящихся на территории Калининградской области; субсидирование части затрат субъектов малого и среднего бизнеса по участию в выставках и ярмарках.  субсидирование части затрат субъектов малого и среднего бизнеса на сертификацию для доступа на рынок ЕС и соответствия международным стандартам;  создание залогового фонда для малого и среднего бизнеса.  предоставление субсидий малому и среднему бизнесу осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 17 марта 2008 г. № 120 «О порядке предоставления за счёт средств областного бюджета субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг». Новые формы работы кадровых агентств приветствуются Правительством области. Ваша более тесная работа с Министерством по развитию территорий Правительства области, с Агентством по обеспечению занятости населения области позволяет рассчитывать на административную поддержку Вашей деятельности.
Евгений Николаевич

Добрый день, Леонид Иванович ! 1. Почему на Ваш взгляд в этом году, многие московские и иностранные предприятия в Калинингаде проводят массовые сокращения рабочих мест? 2. Почему на Ваш взгляд в этом году, сократился приход новых резедентов. 3. Как вы оцениваете перспективы развития Производства в области. Возможно ли ждать в Калининграде каких то иновационных проектов, или по прежнему будут жить и появлятся отверточные производсва и примитивные технологии (изживающие себя на западе)

Сокращение рабочих мест при постепенном объёме выпуска продукции (товаров, работ и услуг) – это повышение производительности труда, величина которой у нас пока уступает государственным с развитой рыночной экономикой. Бизнес-сообщество значительно эффективнее, чем государство отслеживает эти процессы и в случае реструктуризации бизнеса, внедрения механизации и автоматизации производства при постоянном выпуске продукции сокращает рабочие места. Относительно массового сокращения рабочих мест московскими и иностранными предпринимателями затрудняюсь, что-либо ответить, т.к. не обладаю такой информацией. Наоборот, у нас не хватает рабочих рук, поэтому несколько затормозился процесс прихода новых резидентов ОЭЗ. Развитие производства в области планируется осуществлять в соответствии с концепцией, которая предусматривает рост обрабатывающего сектора (производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство транспортных средств, обработка древесины и изделий из дерева, производство мебели, производство изделий из янтаря); увеличение добычи топливно-энергетических ресурсов; рост генерирующих мощностей и транспортировки электроэнергии; развитие газового хозяйства; предусматривается так же рост пищевой промышленности и промышленности строительных материалов; машиностроения и металлообработки; судостроения и судоремонта. Основной целью органов власти Калининградской области и бизнеса на настоящий момент становится восстановление высокого уровня конкурентоспособности территории, причем в условиях не столько национального, сколько глобального рынка. Этой задаче должны быть подчинены экономическая и социальная политика в регионе и его пространственное развитие. Стратегия развития должна ориентироваться на перспективу позиционирования региона в глобальной экономике, опираясь при этом на иное понимание ресурсов и на новую структуру видов экономической деятельности. Необходимо учесть опыт Калининградской ОЭЗ, подтверждающий, что налоговые и таможенные льготы, не поддержанные политикой содействия технологическому и квалификационному росту, не гарантируют конкурентоспособности территории и привлечения новых видов деятельности и бизнеса. На материале анализа процессов формирования макрорегиона Балтики можно утверждать, что в начале 2000-х Россия в лице регионов Северо-Запада столкнулась с новой системой глобальных вызовов – а именно, с необходимостью изменения качества роста, который: • не сводится к эксплуатации традиционного портфеля ресурсов, • не может ограничиваться экстенсивным развитием и эволюцией традиционных видов деятельности, • требует структурного изменения состава экономического роста (в том числе, в случае необходимости, приоритета качества перед темпом роста), • предъявляет особые требования к качеству государственного управления региональным развитием. Основная гипотеза нового этапа развития российской экономики на Северо-Западе состоит в том, что основной стратегической целью становится достижение глобальной конкурентоспособности, позволяющей эффективно встраиваться в основные тенденции мировой кооперации и специализации, движения всех видов капиталов и распределения товарных, финансовых и человеческих потоков. Базовый процесс, без которого невозможно достижение конкурентоспособности в современной экономике – это эффективная интеграция в основные глобальные и макро-региональные процессы. Способ, инструменты и последствия такой интеграции определяются выбранным сценарием социально-экономического развития. Новый горизонт развития для Калининградской области связан с постановкой и решением стратегических задач нового поколения, главная из которых – достижение конкурентоспособности в макрорегиональном пространстве. Эта задача не может быть решена исключительно за счет использования «внешних» благоприятных условий в виде таможенных и налоговых льгот и эксплуатации своей географической эксклюзивности. Необходимыми условиями развития в данном случае являются «внутренние факторы» – производительность труда и капитала, качество и источники роста, новый «портфель ресурсов», на которые опирается область. Сегодняшняя «повестка дня» для Калининградской области строится на вопросах продуктивной и эффективной интеграции региона в экономическую, производственно-технологическую, транспортную, культурную и расселенческую систему Балтики. • Обеспечение конкурентоспособности Калининградской области в макрорегионе, • Рост уровня и качества жизни являются взаимосвязанными и взаимоподдерживающими целевыми установками. Современная практика управления должна постоянно отвечать на вопрос о способах конвертации экономического роста в качество жизни (что, само по себе, является одной из проблемных точек для регионального управления). К тому же, качество жизни на территории стало одним из решающих факторов инвестиционной привлекательности, концентрации капитала и, следовательно, увеличения конкурентоспособности в современной экономике. Ряд сравнительных преимуществ Калининградской области может оказаться востребованным при достижении региональной конкурентоспособности: 1) географическая и транспортная близость к Европе – одному из центров силы в современной глобальной хозяйственной системе; 2) наличие квалифицированной (хотя и с рядом ограничений) рабочей силы, ее относительная, с учетом перспектив миграции, доступность; 3) дешевизна электроэнергии на территории по сравнению с другими европейскими странами (и хотя разрыв тарифов будет, несомненно, сокращаться, вряд ли стоит ожидать в обозримой перспективе, что российские тарифы достигнут мирового уровня), 4) наконец, формируемое в настоящее время социально-экономическое законодательство РФ (налоговое, трудовое, социальное) является, по ряду параметров, гораздо более привлекательным для бизнеса в сравнении с другими европейскими странами. Относительно Вашего вопроса хочу добавить, что количество резидентов ОЭЗ не может увеличиваться до неимоверных размеров. Не количество, а качество должно определять эффективность деятельности резидентов ОЭЗ. Сейчас их более шестидесяти, объём инвестиционных проектов более 30 млрд. руб. Имеющиеся пока ограничения по газу и энергообеспечению экономики региона, определённая напряжённость на рынке труда, а также необходимость создания инфраструктуры промышленных зон замедлили приход инвесторов в область в качестве резидентов. Разрешение этих проблем будет стимулом дальнейшего увеличения количества резидентов ОЭЗ. Дополнено 3.10.2008: Проекты создания инновационных производств давно разрабатываются в Правительстве области, в РГУ им. Канта, в КГТУ. Активно в этом направлении работает коллектив учёных под руководством доктора физ.-мат. наук, профессора РГУ им. Канта Михаила Никитина. К примеру, читайте – kaliningrad.ru за 14 марта 2008 г. в рубрике «Экономика» заметку «Бизнес будут выращивать в инкубаторах». Сейчас уже имеется проект строительства технопака в г. Гусеве.
Сергей Иванович Золотых

Как Вы оцениваете.Проводимые "мероприятиям" министра гос. Клюйковой Е. в рамках программы финансирования медецинских учереждений и оплаты труда сотрудников мед.учереждений. И к чему это приведет?

До недавнего времени наша региональная медицина финансировалась практически изолированно из 7 источников: областной бюджет, муниципальные бюджеты, фонд обязательного медицинского страхования, гуманитарная помощь, частные средства граждан и предприятий, федеральный бюджет, фонд социального страхования. Как известно «у семи нянек дитя без глаза». Зачастую, к примеру, областная больница имела почти все источники финансирования (прямо или косвенно). Главная идея проводимой реформы здравоохранения – переход на одноканальную систему финансирования через фонд обязательного медицинского страхования, предложение учреждениям здравоохранения повышения эффективности их функционирования: деньги за их работу идут за пролеченных больных, а не на количество больничных койко-мест. Государственные ресурсы направляются не на процесс, а на результат функционирования медучреждений. Если мы раньше гордились количеством врачей, больничных коек на тысячу жителей, то теперь центр тяжести перемещается на сокращение смертности населения, увеличение продолжительности жизни, сокращение заболеваемости и другие положительные демографические сдвиги. Проводимое мероприятие осуществляется путём внедрения нормативов финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи и подушевых нормативов финансирования программ государственных гарантий оказания населению области медицинской помощи. Одноканальная модель финансирования с внедрением подушевого норматива позволяет:  мотивировать лечебные учреждения к повышению качества медицинских услуг и интенсивности лечения;  активизировать профилактическую и реабилитационную деятельность;  внедрять ресурсосберегающие и стационарнозамещающие технологии в лечебный процесс;  мотивировать лечебные учреждения к сокращению нерациональных издержек, оптимизации структуры, в т.ч. кадровой.  Повысить эффективность использования финансовых ресурсов. Нельзя сказать, что реформу начала Елена Александровна Клюйкова. Её начал ещё Ефим Михайлович Крепак, который руководил облздравом в администрации В.Г. Егорова (оптимизация сети лечебных учреждений, сокращение стационарных мест и увеличение коек с дневным пребыванием больных в больницах. Упорядочение системы оплаты труда в медучреждениях повысит спрос с врачей за качество работы. Не всем медикам нравится переход к подушевому финансированию. Результат работы медучреждений, оплата труда зависят теперь от эффективности работы. Поэтому необходимо определённое время для окончательного перевода работы нашей медицины на новые рельсы. За период 2006-2008 годов расходы областного бюджета на здравоохранение, физическую культуру и спорт выросли в 2,2 раза. Только в 2006-2007 гг. в муниципальные учреждения здравоохранения поставлено 100 санитарных автомобилей, 72 единицы рентгеноборудования, 30 комплектов лабораторного оборудования, 20 УЗИ-аппаратов, 37 единиц эндоскопического оборудования - всего на сумму 266 млн. рублей. Переоснащен Центр гемодиализа в Калининградской областной клинической больнице, что позволило обеспечить всех нуждающихся в этом лечении пациентов. Создан областной кардиологический дистанционно- диагностический центр, позволяющий медикам передавать электрокардиограммы пациентов в круглосуточно работающий кардиоцентр Калининградской областной клинической больницы, получая при необходимости консультацию областных кардиологов. Ведется строительство Центра сердечно-сосудистой хирургии общей стоимостью 2,4 млрд рублей. Произошло повышение заработанной платы медицинских работников в государственных и муниципалитетных учреждениях здравоохранения в 2,3 раза. Созданы условия для оплаты работников медицинских учреждений в зависимости от их личного участия в эффективной работе больниц.

« Вернуться в раздел Прием вопросов закончен

Кремль и большой предмет

Замглавного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников о том, что происходит, когда власти пытаются бить гражданское общество.